«Иркутский комсомолец», танковая колонна

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

"Иркутский комсомолец" первая танковая колонна, построенная на средства комсомольцев Иркутской области. С названием "Иркутский комсомолец" в действующую армию было передано две танковых колонны. Первая в составе 6 БТ-5 и 2 Т-26 - в мае 1942 года. Вторая в составе 32 Т-34 и 2 Т-70 - в марте 1943 года. 

Строительство

В первые же месяцы Великой Отечественной войны в тылу началось патриотическое движение по сбору средств на строительство вооружения для фронта. Народные пожертвования на постройку танков, самолетов, артиллерии были серьезным дополнительным источником для повышения технической оснащенности Красной Армии.

Зачинателями сбора средств в Иркутской области выступили комсомольцы завода тяжелого машиностроения имени В. Куйбышева. Заработанные средства на воскреснике 16 ноября 1941 года они решили внести на постройку танковой колонны с присвоением ей имени «Иркутский комсомолец». В это благородное дело дружно включились все трудящиеся области. Они отчисляли на танки денежные средства и трудодни, вносили личные сбережения, сдавали облигации государственных займов, драгоценности.

В Иркутском госбанке открыли специальный счет №350, на который и поступали средства на танки. Уже к 23 декабря 1941 года на счету было 1163000 рублей, а к апрелю 1942 года – почти 2843000 рублей.

Комсомольцы и молодежь иркутского авиазавода во главе с комсоргом ЦК ВЛКСМ С. Левиковым не только стали перечислять в банк свои однодневные заработки, поддержав почин, но и выступили со встречным предложением – построить танковую колонну у себя на заводе. Разумеется, эта инициатива комсомольцев была согласована с директором завода И.Б. Иосиловичем и парторгом ЦК ВКП(б) С.В. Андреевым.

Танковую колонну предполагалось строить на базе бывшего авторемонтного завода ГАРЗ №104 Наркомата обороны. До войны этот завод ежемесячно ремонтировал до 25 танков БТ-5, БТ-7 и Т-26 для забайкальских и дальневосточных воинских формирований. Вспомним, что уже 27-го июня 1941 года Совнарком СССР принял решение о передаче ГАРЗ №104 авиазаводу, и бывший ремонтный завод становится его филиалом под наименованием «объект №4».

В ноябре на объекте №4 уже закончилось перепрофилирование ремонтного производства в самолетостроительное. Но еще оставалось прежнее оборудование, некоторые запасные части из ремонтного фонда, а также альбомы чертежей на танки БТ-5 и Т-26. Подготовительные работы начались в середине декабря 1941 года подбором соответствующих специалистов. Для постройки колонны привлекались ранее работавшие на ремонте танков комсомольцы и молодежь, прошедшая армейскую службу в танковых войсках. Провели также ревизию имеющихся в наличии запасных частей для танков.

Официальный приказ о создании коллектива вышел несколько позже, поскольку в декабре произошло объединение иркутского авиазавода №125 им. Сталина и эвакуированного в Иркутск московского авиазавода №39 им. Менжинского. Образование многотысячного объединенного предприятия потребовало реорганизации существующих и создание новых цехов, кадровых перестановок и назначений, решение вопросов юридического оформления и многого другого. И только 2-го февраля 1942 года директор уже объединенного авиазавода №39 И.Б. Иосилович издает приказ №128 следующего содержания (публикуется впервые):

Поддерживая инициативу комсомольской организации, стахановцев и ИТР завода по строительству танковой колонны Иркутской области в подарок фронту ко дню 24-й годовщины героической Красной Армии –

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Создать на объекте №4 бригаду по сборке танковой колонны под руководством Борисова Л.В. в следующем составе: Гаврилова Ф. – нач. сборки; Першина П. – нач. подготовки производства; Сазонова В. – нач. планово-диспетчерской группы; Филимонова В. – нач. группы ОТК.

Сборку машин укомплектовать мастерами: Денисевич А., Демешко С. – мастера по сборке и испытаниям; Шагалов А. – мастер по электрооборудованию; Бакин – мастер по укомплектовке; Орленок – мастер по вооружению; Строганов – мастер по корпусам.

Группу подготовки производства укомплектовать: Першин П. – нач. подготовки производства; Звякин – конструктор; Никитченко – технолог по электрооборудованию; Солнышкин – технолог сборки; Холмов – техник по инструменту; Червяков – зав. чертежным хозяйством; Бабенко – копировщик-архивариус; Молчанов – светокопировщик-чертежник; Каракин – руководитель инструментальной группы; Монастырский – конструктор по электрооборудованию; Носков – конструктор по машинам.

Планово-диспетчерскую группу укомплектовать: Сазонов В – нач. группы; Савосько – ст. диспетчер; Смолин – рук. группы снабжения.

Группа ОТК: Филимонов В. – нач. группы; Сесь, Бугреев – завод 39; Фатеев, Зюзин.

2. На выполнение спецзадания за бригадой закрепить следующих рабочих завода 39: Петров – слесарь (ОТК объект 4); Крохин – слесарь гл. энергетика (объект 4); Зимин – слесарь цех 24; Попов – слесарь цех 15; Сороковиков – слесарь цех 14; Колышкин – слесарь цех 3; Жилкин, Токарев, Фомин, Горячкин, Аксеновский, Шелехов, Пьянов – слесари цеха 47; Наумник, Жерменов, Одинцов – цех 22; Янкович – цех 7; Лаврентьев – сварщик; Корчагин, Загарнов, Заварзин, Сорокин, Агеенко, Миронов, Попко – комплектовщики; Гринько – слесарь сборки корпусов; Ануфриев, Смирнов – слесари.

3. Начальнику бригады и руководителям групп немедленно приступить к выполнению спецзадания, обеспечив подготовку выпуска продукции по утвержденному мною графику.

4. Транспортному отделу выделять по заявкам Борисова автомашину ГАЗ – АА и трактор вне всякой очереди.

5. Нач. цеха 43 немедленно освободить площади к 8 часам 3/II с.г. по указанию нач. производства объекта № 4 и обеспечит работу бригады пневмоинструментом, шлангами.

6. Всем нач. цехов и отделов в целях быстрейшего выполнения задания всех вышеперечисленных рабочих и ИТР направить (временно) в распоряжение спецбригады. Срок – 3/II с.г.

7. Моему помощнику по найму и увольнению Ведяеву с 3/II с.г. произвести временный перевод рабочих, закрепленных за бригадой на объекте №4.

9. Нач. механических цехов завода №39 при поступлении заказов от бригады, изготавливать детали вне очереди согласно указаниям нач. производства тов. Матвеева Ф.М.

11. Гл. механику и его заместителю на объекте № 4 Капинос оборудовать рабочие места бригады верстаками, тисками. Срок – к 8 ч. 4/II c.г.

12. Нач. отдела инструментального хозяйства тов. Севостьянову обеспечить необходимым инструментом работу бригады.

Участники постройки танковой колонны А.И. Денисевич и И.Т.Петров вспоминали, что к началу работ в наличии были 8 новых бронекорпусов танков БТ-5 и 4 – танков Т-26, а также несколько требующих ремонта двигателей М-5, коробок передач и редукторов (гитар) привода колесного хода, радиаторы и некоторые другие механизмы ходовой части.

Недостающие части пришлось приобретать на складах воинских частей Забайкальского Военного округа, где хранилась поврежденная в боях на Халхин-Голе боевая техника, в том числе и танки серии БТ. С танков снимали практически все, что требовалось для сборки, каждая деталь шла в дело. Доставленные узлы подвергались разборке, дефектовке, ремонтно-восстановительным работам, с последующей сборкой и регулировкой. Немало деталей изготавливали заново в механических цехах завода, причем в первую очередь.

Но особенно тяжело было с двигателями. Их с большим трудом находили на различных воинских складах: многие из них также требовали ремонта. Отдельно приобреталось вооружение танков – пушки и пулеметы.

Участок общей сборки организовали на площадях, занимаемых ныне цехом 75. Сюда трактором затаскивали корпуса танков, навешивали двигатели, устанавливали трансмиссию, ходовую часть, механизмы управления, монтировали электрооборудование. Завершали сборку установкой вооружения.

Большой объем работ выполняли П.Л. Першин и его помощник И. Каракин, обеспечивая поставку деталей для сборки танков. По-ударному трудились слесари-сборщики И. Петров, А. Воймов, А. Агеенко, А. Сорокин, а также электрики А. Шагалов, А. Наумник и многие другие специалисты. Контроль качества производил В.С. Филимонов, ставивший клеймо приемки по ходу процесса сборки. Работали днем и ночью. Отдыхали, когда не хватало каких-нибудь деталей или агрегатов.

Испытания

Из–за проблем с комплектующими изделиями готовые по сборке танки начали поступать только к концу февраля: оставалось провести ходовые испытания, установить и пристрелять вооружение. Испытаниями танков руководил мастер А.И. Денисевич, ранее работавший представителем военной приемки на заводе ГАРЗ №104.

Танки испытывали пробегом вдоль старого Московского тракта в сторону деревни Суховская, одновременно отлаживали работу двигателей, механизмов и узлов машин. На одном из ходовых испытаний побывали секретари ОК ВКП(б) К.И. Качалин и В.И. Иванов, начальник Управления НКВД И.И. Дошлов в сопровождении директора завода И.Б. Иосиловича. Высоким гостям предоставили возможность проехать на танке по испытательной трассе.

Отстрел вооружения танков, по настоянию старшего военпреда – военинженера 3-го ранга С.Е. Мехлина, производили на полигоне завода им. Куйбышева на 12 км Якутского (ныне Качугского) тракта, где «куйбышевцы» испытывали свои минометы. Танковые пушки при стрельбе, согласно ТУ, испытывали только на откат, а из пулеметов прицельно стреляли по бронещиту.

Отправление танковой колонны

Вскоре стало известно, что решением ОК ВКП(б) колонна танков включена в состав эшелона с подарками от Иркутской области для бойцов Западного фронта к Первомайскому празднику. Отправление эшелона намечено на 12 апреля, начальником его назначен секретарь ГК ВКП(б) М. Водопьянов.

За два дня до указанного срока последний танк прошел ходовые испытания. Круглосуточно работая, установили на нем вооружение, покрасили, а на башне написали «Зоя Космодемьянская» и ниже «Иркутск». К отправке были подготовлены шесть танков БТ-5 и два танка Т-26 с комплетом запасных частей и инструмента. На четырех оставшихся танках Т-26 отсутствовали двигатели. Напомним, что они были направлены на Карельский фронт в ноябре 1942 года.

Готовые танки установили на восьми платформах, закрепили, что-то подкрашивая на ходу – по дороге высохнет, и по заводской ветке выкатили на станцию Иркутск II. Сопровождение танковой колонны поручалось В. Филимонову, А. Денисевичу и Моисееву – эвакуированному «менжинцу», хорошо знавшему Москву.

Особенности БТ-5 и Т-26

Особенностью вошедших в отправляемую колонну легких быстроходных танков БТ-5 являлось наличие, по тогдашней традиции, двух движителей: колесного, для езды по дорогам с твердым покрытием со скоростью 72 км/ч, и гусеничного, для езды по пересеченной местности со скоростью 50 км/ч. При переходе на колесный ход гусеничные траки разбирались и укладывались вдоль бортов на специальные полки. Танки оснащались авиационными двигателями М-5 мощностью 350 л.с. Бронирование корпуса и башни БТ-5 – противопульное, с толщиной брони 6-13 мм. Вооружение включало 45-мм пушку и спаренного с ней 7,62 мм пулемета. Бронебойный снаряд пушки пробивал 32 мм танковую броню на дистанции 1000 м. Экипаж танка состоял из 3-х человек.

Танк БТ-26 являлся легким танком непосредственной поддержки пехоты при подавлении пулеметных точек противника. Такая же 45 мм пушка и 7,62 мм пулемет. И броневая защита танков Т-26 была рассчитана максимум на противодействие винтовочным бронебойным пулям и осколкам снарядов. Недостатком танка была низкая скорость – 30 км/ч. Конструкция его была проста, однако недостаточно надежна.

Во второй половине 1930-х годов танки БТ-5 и Т-26 принимали участие в боевых действиях в Испании, у озера Хасан, в сражениях на реке Халхин-Гол, в освободительных походах в Восточную Европу и получили высокую оценку. Однако в Советско-финском конфликте 1940 года уже устаревающие БТ-5 и Т-26 действовали менее удачно.

В начале Великой Отечественной войны эти слабо бронированные танки без артиллерийского и авиационного прикрытия в открытых атаках несли тяжелые потери. Но именно они, прежде всего, и дали первый отпор танкам Гота, Гудериана и Клейста. Наибольших успехов танки стали достигать при нападении из засад в боях осенью 1941 года. Конечно, фронту больше требовались созданные к тому времени новые танки Т-34 , но в те грозные дни 1942 года и устаревшие машины БТ-5 и Т-26 принимались фронтовиками с благодарностью. А в связи с большими потерями танков летом 1941 года командование распределяло их едва ли не поштучно.

Передача танковой колонны "Иркутский комсомолец"

12 апреля после торжественного митинга эшелон с подарками для фронта отошел от центрального вокзала Иркутска. Его вагоны был загружены замороженными мясными продуктами, спиртом, теплой одеждой, мылом, бритвенными приборами, кисетами, мундштуками, зажигалками, почтовой бумагой, письмами фронтовикам. Отличившимся бойцам иркутяне везли именные часы. В составе делегации были представители комсомола города и области. В Иркутске II к эшелону подцепили платформы с танками и отправили в далекий путь. И хотя эшелон шел под литером «А», более двадцати дней длилась дорога от Иркутска до Москвы. Первое мая встретили в пути.

Наконец подъехали к Москве. На календаре было 6-е мая 1942 года. В Главном автобронетанковом управлении Красной Армии В.С. Филимонов и А.И. Денисевич получили указание передать танки в 206 запасной полк 5-й армии, которым командовал подполковник Василевский. Танки выгрузили на станции Лось и далее они своим ходом прибыли в район города Дмитрова, где стоял запасной полк.

Здесь и произошла передача колонны, одного из первых в стране боевых подарков фронтовикам. Все проходило быстро, по-военному. Танки построили в ряд, перед ними – танкисты. Комиссар полка Терехов поздравил всех с торжественным событием и зачитал приказ о закреплении танков за экипажами полка, при этом танк с именем «Зои Космодемьянской» представитель завода А. Денисевич вручил сержанту Худякову – лучшему командиру экипажа в части. В своем выступлении заводчанин В. Филимонов дал напутствие танкистам «крепче бить врага, а мы приложим все свое умение и силы, чтобы вместе с Красной Армией разгромить гитлеровские полчища в 1942 году».

Далее были приняты приветствия Народному Комиссару Обороны И.В. Сталину, а также коммунистам и комсомольцам Иркутской области. В последнем красноармейцы писали:

Дорогие товарищи! Сегодня мы, бойцы, командиры и политработники воинской части, где командир части – подполковник Василевский и комиссар части – батальонный комиссар Терехов, на собранные вами средства получили боевые машины. Этот день еще раз показывает любовь и заботу тыла о своей героической Красной Армии, как крепость единства тыла и фронта, как общее желание ускорить выполнение боевого приказа Наркома Обороны СССР №130 товарища Сталина: «Всей Красной Армии добиться того, чтобы 1942 год стал годом окончательного разгрома немецко-фашистских войск и освобождения советской земли от гитлеровских мерзавцев».

В огне Великой Отечественной войны советского народа против гитлеровских захватчиков мы возмужали, окрепли и приобрели необходимую силу для полного и окончательного разгрома немецко-фашистских войск…

Сделанные боевые машины по инициативе комсомола еще раз показывают, что нет в мире крепче и сильнее нашей советской молодежи. Боевые машины и среди них машина им. Зои Космодемьянской нами закреплены за лучшими мастерами своего дела, умеющими бить врага без промаха и бить врага наверняка. От наших пехотинцев, кавалеристов, артиллеристов, минометчиков, танкистов, летчиков и моряков врагу не уйти.

Мы надеемся, что и вы, находясь на трудовом фронте, дадите еще больше, еще лучшего качества боевые машины и оружие нашей Красной Армии. Каждая минута и час вашей работы приближают время и ускоряют выполнение приказа любимого Наркома Обороны, гениального полководца товарища Сталина. Первомайский приказ Наркома Обороны СССР влил в нас новую энергию, еще больше укрепил наши силы. Если товарищ Сталин сказал, так должно и быть, если товарищ Сталин приказал – приказ будет выполнен. Наши задачи ясны.

Под непобедимым знаменем Ленина-Сталина, под командованием великого полководца товарища Сталина – вперед к победе.

По поручению митинга подписали: Командир части – подполковник Василевский, военком части – бат. комиссар Терехов, секретарь парторганизации – ст. политрук Сушенков, секретарь комсомольской организации – политрук Бураков, командиры и бойцы – Козырев, Соляр, экипаж танка им. Зои Космодемьянской – Худенков, Пономарев, Ошустин.

Благодарности

Вернувшись из Москвы, делегаты узнали, что 27 апреля 1942 года вышел приказ №433, в котором «за выполнение спецзадания по строительству танковой колонны» директор завода приказал премировать денежными премиями лучших рабочих и ИТР спецбригады. Премии в размере 1200 рублей получили Л.В. Борисов, Н.Л. Першин, Ф.Г. Гаврилов, В.С. Филимонов; по 1000 рублей – В.А. Заварзин, А.И. Денисевич, А.И. Шагалов. Остальные члены спецбригады получили от 150 до 600 рублей.

Вторая колонна танков с названием «Иркутский комсомолец» в составе тридцати двух Т-34 и двух Т-70 строилась в Нижнем Тагиле. И на это строительство заводчане перечислили немалые денежные средства и ценности. Колонна ушла на фронт в марте 1943 года, а 15 апреля на завод поступила телеграмма Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина:

Директору завода и парторгу ЦК ВКП(б)

Прошу передать рабочим, работницам, инженерно-техническим работникам и служащим, собравшим, кроме ранее внесенных 4 500 000 рублей, дополнительно 11 000 050 рублей на строительство вооружения для Красной Армии и оказавшим помощь семьям фронтовиков и детям, пострадавшим от немецкой оккупации – мой братский привет и благодарность Красной Армии.

Памятник "Иркутский комсомолец"

Шли годы. Мысль об увековечении памяти патриотических дел иркутских комсомольцев была высказана в декабре 1966 года известным сибирским ученым И.И. Кузнецовым, уроженцем поселка Иннокентьевский. Идея понравилась комсомольским вожакам города А. Калмыкову и А. Коцарю, и вскоре началась работа по претворению ее в жизнь.

Решено было соорудить памятник – танк – на углу улиц Декабрьских Событий и 1-й Советской, для чего выделили часть территории бывшего парка усадьбы Сукачева и замостили ее каменными плитами. Поскольку спустя годы найти танки БТ-5 или Т-26 оказалось невозможным, было принято решение об установке на пьедестале танка Т-34, поскольку эти модели танков входили в состав 2-й колонны «Иркутского комсомольца»

Прибывший для установки на пьедестал танк Т-34-85 принадлежал одной из танковых частей Забайкальского Военного округа. На другой день после прибытия предприимчивые иркутяне сняли с него навесные баки для горючего, установленные вдоль бортов. Пришлось на месте изыскивать и приваривать новые баки, а заодно и заваривать люки танка.

В формуляре переданного танка Т-34-85 № 4100885 значилось:

Машина выпуска военного времени, участвовала в боях и сражениях в годы Великой Отечественной войны в 1944-1945 гг. под гор. Ковель, Люблин, Вроцлав и другими. Закончила путь в Праге в мае 1945 г. Прошла более 10 тыс. км, а в послевоенный период – 4424 км. Имеет три пробоины от снарядов. Старый формуляр сгорел в машине. Данный формуляр заведен по выпуску из капремонта в 1964 г. воинской частью п/п П75094. Начальник ОТК Сергеев

Открытие памятника состоялось утром 9 мая 1967 года. На временной трибуне – председатель горисполкома Н.Ф. Салацкий, руководители ГК ВЛКСМ, Герои Советского Союза И.А. Рубленко, А.Ф.Смирнов, М.А. Андреев, генералы В.П. Воронченко, Е.Д. Гайдаенко и главный гость торжества – бывший командир 206 запасного полка, принимавший первую танковую колонну «Иркутский комсомолец», генерал Д.В. Василевский.

Открывая митинг, Н.Ф. Салацкий говорил:

В суровые годы войны фронт и тыл были единым лагерем. Отныне боевой танк, один из колонны «Иркутский комсомолец» – вечный символ этого могучего единения!

С большим вниманием было выслушано выступление генерала Василевского:

Мы назвали первый танк вашей колонны именем мужественной девушки – партизанки, именем Зои Космодемьянской. Танк прошел всю войну и сейчас я обращаюсь к вам, молодые иркутяне, комсомольцы области – будьте достойны отцов и братьев ваших, помните – в мире неспокойно, берегите, укрепляйте силу нашей Родины!

После митинга перед трибуной под звуки духового оркестра прошли торжественным маршем воины Иркутского гарнизона и все присутствующие на митинге. На следующий день генерал Д.В. Василевский передал иркутянам ценный исторический документ – запись радиорепортажа о вручении танковой колонны «Иркутский комсомолец» в мае 1942 года, которая сейчас хранится в городском радиокомитете.

В 1983 году танк на некоторое время покинул свой постамент для участия в фильме Е. Евтушенко «Детский сад».

Библиография

  1. Приказы и распоряжения по заводу № 39, 1942 г. Центральный Архив ИАЗ.
  2. Колонна танков передана фронту. Передовица газеты «Сталинец» завода № 39 от 2-го июня 1942 года.
  3. Денисевич А.И. Танки идут на фронт. Газета «За коммунизм» Иркутского машиностроительного завода от 20 мая 1967 г.
  4. Кузнецов И.И. Страницы жизни историка. – Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2001. – 315 с.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Хвощевский Г.И. | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2013 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Иркипедия | Иркутск | Советский период | Транспортный комплекс