Новости

Иркутский Городской театр

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Общественность города, официальные власти и сам генерал-губернатор понимали, что для такого города, как Иркутск, необходим большой каменный театр, достойный столицы Восточной Сибири.

И уже в ноябре 1890 г. такое решение принимается. Но на осуществление этой идеи необходима была приличная сумма денег. Правда, за сгоревший театр в феврале 1891 г. было получено 30 817 рублей 13 копеек. Но этого было явно недостаточно. Поэтому генерал-губернатор А.Д. Горемыкин обратился лично телеграммами к пятнадцати самым состоятельным жителям края с призывом оказать посильную помощь в сооружении театра в Иркутске. Среди них были: Сибиряковы, Трапезников, Медведникова. Базанов, Сиверс, Немчинов, Баснин, Сабашников и др. Генерал-губернатор так же обратился с письмами и к другим жителям края, имеющим средства.

Для надзора за строительством театра и правильным расходованием средств организуется специальный Строительный комитет, возглавил который генерал-губернатор А. Д. Горемыкин. В Комитет вошли: губернатор К. С. Светлицкий, камергер П. А. Сиверс, управляющий строительной и дорожной частями барон Г. В. Розен, его помощник статский советник И. Ф. Тамулевич, городской голова В. П. Сукачев, чиновник по особым поручениям Д. В. Безобразов, архитекторы В. А. Рассушин и В. А. Кудельский, иркутские купцы И. А. Мыльников, А. П. Пятидесятников, С. С. Кальмеер, В. В. Жарников и один из директоров театра Б. Г. Патушинский.

Первым активно обсуждавшимся вопросом, захватившим и городскую общественность, был вопрос о месте размещения театра. Предложение возвести театр на Тихвинской площади против Дегтевской улицы, между Тихвинской церковью и строящимся собором, было отвергнуто по причине: «постройка театра вблизи храма Божия никак недопустима ни с религиозной стороны, ни со стороны нравственной». И всё-таки пришли к выводу, что лучшего места, чем на Большой улице, между Троицкой и Амурской улицами, где стоял сгоревший театр, не найти. Место это принадлежало благотворительному Обществу «Утоли моя печали», которое после длительных переговоров вынуждено было его уступить.

Затем Комитет, ознакомившись с другими проектами провинциальных театров, и в частности, с театром в Самаре, решил всё же обратиться за помощью в Петербургское Общество архитекторов. 18 июня 1892 г. такое обращение было отослано. В ответ на запрос в Иркутске была получена телеграмма следующего содержания:

«Общество архитекторов охотно принимает Ваше предложение. Наилучший успех достигается заданием конкурса, что требует расхода на премии 3000 рублей. Взамен чего получите для выбора пять лучших проектов. Если согласны, то следует тотчас выслать подробную программу, нивелировку и план местности под постройку. На задание конкурса нужно четыре месяца со дня опубликования программы. Председатель Н. Бенца».

Выехавший в Петербург городской голова В. П. Сукачев не смог в Обществе подобрать подходящий проект, удовлетворяющий условиям иркутян. А условия были таковы: 1) Театр должен иметь четыре яруса в зале; 2) Вместимость зала — 1000 человек; 3) Стоимость постройки не должна превышать 200 тысяч рублей. Поэтому с февраля 1883 г. в Петербургском Обществе объявляется конкурс на лучший проект театра для города Иркутска. Срок конкурса был сжатым: подача проектов на конкурс заканчивалась 16 апреля 1893 г. Для победителей устанавливались пять поощрительных премий в сумме 800, 500, 350, 200 и 150 рублей. Несмотря на сжатые сроки подачи проектов, на конкурсе было представлено под девизами 34 проекта театра в Иркутске.

29 июля 1893 г. из Петербурга на имя генерал-губернатора пришла телеграмма с результатами конкурса:

«Сегодня доложено заключение комиссии судей конкурса Иркутского театра. Первым признан проект профессора В. А. Шретера (девиз «Ария №1843»). Вторым — архитектора Н. М. Проскурина (девиз «Иркутск»). Третьим — гражданского инженера А. А. Максимова (девиз «16»). Четвёртым — академика А. Г. Трамбицкого (девиз «На счастье»). Пятым — проект академика Н. К. Токвинского из Одессы (девиз «Мельпомена»). Кроме того, комиссия рекомендует приобрести проекты под девизами: «Амицо» и «Охота пуще неволи». По составлении соображений стоимости отопления, вентиляции проекты немедленно будут препровождены Вашему Превосходительству. Председатель Е. Жибер».

С 17 ноября 1893 г. иркутяне за 25 копеек входных могли в зале музея Географического общества ознакомиться на выставке с лучшими проектами Иркутского Городского театра. Иркутянами был выбран проект В. А. Шретера.

Сразу же после конкурса профессор В. А. Шретер по просьбе Театрально-строительного комитета сделал некоторые изменения, упрощающие проект: расширены курительные комнаты и буфет бельэтажа, увеличены коридоры, спроектированы лестницы ко всем выходам.

Театрально-строительный комитет ещё до выбора проекта 16 января 1893 г. заключает контракты по доставке лесных материалов с подрядчиком Ф. П. Шишеловым, извести — с З. О. Баженовым, бутового камня — с Котлевским. Требовалось ещё найти подрядчика на доставку сорока кубических саженей песка. Главным производителем работ назначен П. И. Масленников. Все работы по изготовлению декораций, монтаж их со всеми механизмами и потолком взялся выполнить мастер Ф.М. Фёдоров. Все круглые рамы театра делались в столярных мастерских Александровского централа.

По сообщению летописца Н. С. Романова, отопление и вентиляция были выполнены по проекту Баниге и изготовлены петербургским «Товариществом по устройству отопления и вентиляции Лукашевич и К0».

18 мая 1894 г. состоялась торжественная закладка нового Городского театра присутствии генерал-губернатора А. Д. Горемыкина, городского головы В. П. Сукачева, членов Комиссии и множества народа. При закладке театра была вмурована медная памятная доска. Уже к 4 июня заканчивается выполнение фундамента здания театра, заложенного на глубину от 5 до 6 аршин. Кладка производилась из бутовой плиты на извести. Ширина подошвы фундамента на 6 вершков больно толщины стен. К этому же времени выложена наружная стена со стороны сцены, которая с внутренней стороны была облицована. Кроме того, в это же время началась кладка внутренних стен здания. Копку котлована для фундамента производили арестанты, присланные из Александровской Центральной каторжной тюрьмы

В декабре 1896 г. основные строительные работы были закончены, и здание театра было возведено. Проведены испытания на надёжность конструкции и проведены прочностные расчёты инженерами Викентием Иосифовичем Тышко, A. Н. Пушечниковым и Г. В. Адриановым.

«По заключению комиссии нагрузка чугунных колонн и кирпичных под ними столбов была произведена двойным весом полного числа людей, могущих поместиться одновременно в ложах и местах на балконе, так и чугунные колонны остались под нагрузкой без малейшего изменения».

На отделку же здания как внутри, так и снаружи уже не было денег. Поэтому недостроенный театр закладывается под проценты в банк Е. Медведниковой. На выделенные под залог 25 тысяч рублей работы возобновились.

Задолго до окончания строительства театра начали предлагать свои услуги российские актёры и антрепренёры. Среди них были и известные личности: артистки Е. Н. Горяева, Г. Н. Федотова, антрепренёры Н. И. Собольщиков-Самарин. П. П. Струйский, А. А. Фадеев и др. Из всех претендентов на аренду Иркутского Городского театра дирекция выбрала в 1897 г. А. А. Кравченко. К открытию театра он привёз в Иркутск две труппы — драматическую и музыкальную, хор и оркестр. Состав нельзя считать сильным, но в труппе выделялись такие артисты, как А. Н. Стефани-Варгина (сопрано), О. А. Рыбинская (меццо-сопрано), Е. Ф. Малинова (каскадная), впоследствии известный оперный певец Д. X. Южин (тенор). Оркестром управлял Д. А. Гаврилов, а руководитель хора — капельмейстер B.М. Гейнрих.

К концу лета 1897 г. завершились все отделочные работы, был набран технический персонал, сданы в аренду театральные буфеты и гардероб. Полная сумма затрат на возведение, отделю,7 и оборудование Городского театра составила 208 649 рублей 78 копеек.

Вот какую характеристику зданию Городского театра даёт исследователь истории строительства и архитектуры Сибири Б. И. Оглы:

«Объёмно-планировочное решение здания представляет характерный пример рангового ярусного театра с плоским партером и с выделением нижних ярусов, с ложами для привилегированной части публики.

Композиция интерьера построена на принципе нарастания размеров помещений от вестибюля к зрительному залу. Благодаря контрастному сочетанию низких и простых по отделке кольцевых коридоров и примыкающих кулуаров сравнительно небольшие объёмы центрального фойе и зрительного зала кажутся просторными. Небольшие размеры зала и рациональная подковообразная форма обеспечили благоприятные акустические и зрительные условия.

Дифференцированная система гардеробов, обслуживающих отдельные ярусы, позволила ограничиться созданием лишь кассового вестибюля и обеспечила равномерную загрузку и эвакуацию здания.

Фасад театра, как и большинство построек Шретера, решён в формах усложнённой ордерной архитектуры с высокими объёмами кровли и скульптурным завершением. Оригинальность обшей композиции, компактная, рациональная планировка здания и высокое качество строительных работ позволяют отнести его к лучшим театральным сооружениям провинций».

Освящение и торжественное открытие Иркутского Городского театра состоялись в час дня 30 августа 1897 г. На торжество открытия театра прибыли генерал-губернатор А. Д. Горемыкин, городской голова В. П. Сукачев, члены Театрально-строительного комитета, чиновники администрации края и многочисленная публика. Священнослужителями Харлампиевской церкви совершено было молебствие, после которого здание театра было окроплено святой водой. Торжественная часть светской программы открылась речью генерал-губернатора А. Д. Горемыкина. Старший чиновник особых поручений при генерал-губернаторе и член Комитета А. А. Корнилов рассказал подробную историю возведения нового театра. В своей речи генерал-губернатор, в частности, сказал, что «новым хозяином (театра) должна быть Городская управа и заботиться так же, как и о благоустройстве города, так и способствовать нравственному и умственному развитию жителей».

И уже через день, 1 сентября, на заседании Городская дума после обсуждения предложения генерал-губернатора «согласилась принять театр в свою собственность». Для управления Городским театром была учреждена дирекция, состоящая из председателя, четырёх членов, выбранных Городской думой, городского инженера и представителя от генерал-губернатора.

Первый сезон театра открылся 2 сентября 1897 г. премьерой спектакля Н. В. Гоголя «Ревизор». Следующими были спектакли «Лес», «Родина» Зудермана, «Арказановы».

Иркутские повествования. 1661 - 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: "Оттиск", 2003. Т. 2.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Источники указаны | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2014 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.