Иркутские архиереи XVIII столетия // Дулов А.В., Санников А.П «Православная церковь в Восточной Сибири в XVII- нач. XX вв.» (2006)

Вы здесь

В течение XVIII столетия во главе Иркутской епархии сменилось пять архиереев. Четыре из них являлись выходцами из Малороссии. Все иркутские епископы были людьми образованными, преданными делу церковного служения и оставались во главе епархии до самой кончины. Они внесли огромный вклад в историю православия в Сибири, обустраивали епархию, но каждый из них запомнился верующим по-своему.

Епископ Иннокентий Кульчицкий (1727-1731гг.) сумел заслужить уважение и любовь прихожан, показав пример истинно нравственного религиозного служения.

Иннокентий (Иван Кульчицкий) родился ок. 1680г. в семье священника Киевской епархии. Образование получил в Киевско-Могилянской духовной академии. В 1706г. принял постриг и удалился в Киево-Печерскую лавру. В тридцатилетнем возрасте иеромонах Иннокентий был приглашен в Москву для преподавания философии в Славяно-греко-латинской академии, где вскоре стал префектом. В 1719г. по предложению местоблюстителя патриаршего престола Стефана Яворского его перевели в Петербург к соборной Александро-Невской лавре, а позднее назначили обер-иеромонахом во флот.

Переломным в судьбе Иннокентия стал 1721г. По решению Петра I он был назначен главой духовной миссии, направленной в Китай. 4 марта 1721г. Иннокентия посвятили в архиерейский сан с титулом епископа Переяславского и Владимирского. На посвящении присутствовали император Петр I и высшие церковные иерархи: Стефан Яворский, Феофан Прокопович, Феодосий Яновский. 19 апреля 1721г. епископ Иннокентий выехал из столицы и направился в Пекин.

В марте 1722г. епископ со свитой прибыл в Иркутск и далее направился в Селенгинск для проезда в Китай. Однако китайское правительство отказалось пропустить "великую особу", ссылаясь на то, что ранее в Пекин направлялись архимандриты. Несколько лет между правительствами обеих стран шла переписка. В 1725г. стало очевидно, что китайские власти епископа Иннокентия на свою территорию не пропустят. В ожидании дальнейших распоряжений он проживал в Селенгинском Троицком монастыре (1722-1725гг., 1726-1727гг.) и Иркутском Вознесенском (1725-1726гг.).

Положение епископа в Иркутске оказалось сложным, поскольку по сану он был выше архимандрита Антония Платковского, управлявшего викариатством в качестве местоблюстителя, и к нему стали обращаться просители, что вызвало неудовольство и гнев последнего. Платковский практически "выставил" епископа из Иркутска. Иннокентий, желая избежать конфликтов, обосновался в Селенгинском Троицком монастыре. Он знакомился с бытом забайкальцев, занимался миссионерской деятельностью, оказывал помощь духовенству.

В 1727г. правительство учредило самостоятельную Иркутскую епархию, а епископ Иннокентий стал ее первым главой. Он отличался скромностью, терпением, трудолюбием и добротой. Возглавив епархию, Иннокентий особое внимание обратил на вопросы нравственности. Он предъявлял высокие требования к духовенству. Нравственные проступки в его среде наказывались епископом очень строго.

Епископ сумел поддержать и сохранить школу при Вознесенском монастыре. По сохранившимся преданиям, он лично изготавливал для учеников чирки, иногда проводил занятия. Для школы он передал книги из собственного собрания, которые привез в Сибирь. В свободное время святитель занимался живописью - писал иконы.

Епископ сформировал первые органы епархиального управления. Он также поставил вопрос о пересмотре границ между церковными областями в Сибири и передаче в состав Иркутской епархии Киренской, Якутской десятины, а также территории Камчатки и Дальнего Востока.

Хотя его деятельность во главе епархии была непродолжительной, он сумел заслужить уважение и признательность иркутян. Еще до официальной канонизации и признания святым, жители Прибайкалья имели в домах иконы с его изображением. При жизни о нем ходили легенды и рассказы. Например, 9 июня 1729г. крестьяне с. Оек просили епископа отслужить у них в селении литургию. Он согласился, но при этом сказал: "Мы едем вперед по лету, а назад по зиме". Жители не поняли епископа. Но уже на следующий день выпал снег и пришлось возвращаться в Иркутск на санях 37. Проезжая деревню Малая Еланка, святитель указал "места для хлеба и места для сена". Воспользовавшись этим советом, жители получили богатый урожай, а при попытке переместить посевы результаты оказывались печальными: "вместо хлеба родилась солома, а сено для скотинного корма" становилось непригодным 38.

Умер святитель в ноябре 1731г. и был похоронен в Тихвинской церкви Вознесенского монастыря. В 1760-е гг. при ремонте церкви захоронение вскрыли, и после осмотра мощей был отмечен факт их "нетленности". В монастырь начали стекаться паломники, объявлялись случаи исцеления. Пожар 1783г., при котором в монастыре сохранилась единственная деревянная церковь, в которой находилось захоронение, укрепил культ Иннокентия, тогда же епархиальные власти начали готовить материалы для канонизации первого иркутского епископа. В 1804г. Иннокентий Кульчицкий был причислен к лику святых.

Более сложной и противоречивой была личность второго епископа Иннокентия Неруновича (1732-1747гг.). Иннокентий (Иван Нерунович) родился в 1690-е гг. в Киеве. Он окончил Киевскую духовную академию, затем принял постириг. С 1727г. преподавал пиитику в академии в сане иеромонаха. В 1728г. Иннокентий был переведен в Москву в Славяно-греко-латинскую академию, а с 1730г. стал ее префектом.

Назначение Иннокентия Неруновича на иркутский кафедру состоялось 5 июня 1732г., а рукоположение в сан епископа - 25 ноября 1732г. в Санкт-Петербурге.

Еще находясь в столице, епископ Иннокентий собрал материал о своем новом месте служения. Он добился окончательного решения вопроса о размежевании двух сибирских епархий, составил проект христианизации коренного населения. Таким образом, уже с первых дней своего назначения он проявил себя как деятельный архиерей.

В Иркутск епископ прибыл в октябре 1733г. Он быстро принял дела и сменил ряд лиц архиерейского приказа. Начало служения омрачил конфликт с вице-губернатором Алексеем Жолобовым из-за имущества Иннокентия Кульчицкого. Вице-губернатор присвоил имущество первого епископа и часть доходов Вознесенского монастыря. Иннокентий Нерунович написал жалобу в столицу. В ходе следствия обвинения подтвердились, Жолобов был казнен, а имущество частично возвращено.

Сложные отношения сложились у епископа с преемником Жолобова вице-губернатором Андреем Плещеевым (1734-1737гг.). Первоначально новый вице-губернатор оказывал помощь епископу. Он помог организовать поездку архиерея в Забайкалье и Якутск. Однако в 1735г. возник спор о строительстве архиерейского дома, о захвате земли возле Крестовоздвиженской церкви иркутскими чиновниками. Кроме того, Плещеев "весьма любил компании веселые, делал часто пиры для подьячих и торговых людей, причем не щадил напитков дорогих для потчевания" 39. Епископ порицал подобное поведение. Конфликт перерос в противостояние, апогеем которого стала "артиллерийская дуэль". Смена вице-губернатора не смогла исправить положения. До самой кончины у архиерея отношения с гражданскими властями оставались напряженными.

Огромное внимание уделял Иннокентий Нерунович церковному строительству. Он не ограничивался ролью простого наблюдателя, посылая грамоты и выдавая антиминсы, а определял населенные пункты, где, по его мнению, необходимо было иметь церкви. Так, проехав по Московскому тракту, он был удивлен малым количеством церквей и в дальнейшем поддерживал все просьбы о строительстве храмов в притрактовых селах. При недостатке средств он разрешал осуществлять сборы по епархии. В годы его управления было построено около 30 церквей.

Много внимания уделял архиерей духовному образованию. На период его деятельности приходится пик развития школы при Иркутском Вознесенском монастыре, была открыта школа при Якутском Спасском монастыре. Кроме того, Иннокентий Нерунович совершил пастырские поездки в Якутию и Забайкалье, активно занимался миссионерской деятельностью, крестив лично более 500 якутов и бурят.

В то же время он отличался жестким нравом, подозрительностью и неуступчивым характером. В 1739г. Иннокентий был недоволен местом, на котором возводилась Вознесенская церковь в одноименном монастыре. Он не только остановил строительство, но и потребовал возврата денег за уже проведенные работы. В результате возведение храма на несколько лет было прекращено.

Епископ резко выступил против винных откупщиков, имевших питейные заведения близ приходских церквей. "Заводителей кабаков" он гневно обличал в проповедях. Однако многие из них помогали церковному строительству и являлись меценатами. Конфликт с купечеством привел к сокращению пожертований, к тому же откупщиков поддержали местные власти, заинтересованные в пополнении казны.

Сложно складывались отношения епископа с духовенством. За каждый из проступков следовало наказание, особенно для "уличенных в пьянственном грехе". Одновременно Иннокентий Нерунович отстаивал каждого священника или причетника перед гражданской властью во время "разборов", не боялся идти на конфликт с администрацией, отправлял многочисленные прошения в столицу. В 1737г. он пошел на крайне не популярную меру — приказал произвести насильственное пострижение всех вдовых священников в монахи, вопреки запрету правительства. В начале 1740-х гг. он повторил подобную практику. С административной точки зрения данный шаг был оправдан, поскольку защищал духовенство от "разборов", укреплял монастыри, позволял иметь кадровый резерв, который составляли иеромонахи. В среде духовенства подобные меры воспринимались неоднозначно. Многие оказались вынуждены покинуть свои приходы, изменить устоявшийся уклад жизни. Решение епископа вызвало ропот и противодействие среди священнослужителей. О самоуправстве архиерея сообщали в Петербург.

В начале 1740-х гг. Иннокентий Нерунович сумел восстановить против себя гражданскую администрацию, часть купечества и духовенства. Его опора в сибирском обществе сокращалась, одновременно увеличивался поток жалоб в Синод. Почувствовав отчужденность, он удалился от дел и проживал уединенно в Жилкинском ските Вознесенского монастыря. 1 мая 1744г. Иннокентий строго предписал, "дабы никто отнюдь не утруждал никакими доношениями, кроме дел самых нужнейших и до персоны его Преосвященства касающихся" 40. Удаление епископа обернулось снижением эффективности управления. Ревизия 1744г., прошедшая в губернии, выявила в монастырях епархии множество "бесхозного люда". Епархии был предъявлен штраф в размере 2.415 руб. 41

23 января 1746г. в Иркутск поступил указ Синода, требовавший выезда епископа Иннокентия Неруновича в столицу для отчета. 24 марта указ был продублирован, но в более жесткой форме. В случае его неисполнения епископа могли доставить в столицу "за караулом". 13 августа 1746г. он покинул Иркутск и выехал в Санкт-Петербург. Для епархии он оставил последний дар - 3810 руб. из сэкономленных личных сумм 42.

Из-за болезни Иннокентий Нерунович был вынужден остановиться в Братской Спасской пустыни, ставшей последним прибежищем святителя. 26 июля 1747г. он скончался. В конце XVIII в., после упразднения Братской пустыни и переноса Спасского храма в Окинское селение, захоронение было забыто. В 1840г. купцы П.Саламатов и М.Балдаков над могилой владыки построили часовню с надгробным камнем. В 1960г. его останки были перезахоронены в Иркутске, а с 2001г. покоятся в стенах Знаменского монастыря.

Уважением среди верующих Восточной Сибири пользовался третий епископ Софроний Кристаллевский (1753-1771гг.). Софроний (Стефан Кристаллевский) родился в декабре 1703г. в Полтавской губернии в семье сельского священника. Образование получил в Переяславской семинарии. В 1727г. он поступил в Красногорский Покровский монастырь, где в 1730г. принял монашество, а позднее возглавил обитель, став ее игуменом. В 1745г. он был переведен в Санкт-Петербург наместником Александро-Невской лавры и стал духовником императрицы Елизаветы Петровны. В 1753г., по решению императрицы, Софроний получил назначение на иркутскую кафедру, став епископом Иркутским и Нерчинским. Ему было разрешено служить в саккосе, хотя его предшественники служили в священнических ризах.

В Иркутск архиерей прибыл 20 марта 1754г. Его встречало духовенство и горожане у Прокопьевской церкви. Был организован крестный ход к Богоявленскому собору, в котором Софроний отслужил свою первую литургию как глава епархии. Епископ восстановил преемственность церковной власти. После шестилетнего отсутствия главы епархии иркутяне с ликованием встретили архиерея.

Уважение к Софронию Кристаллевскому среди сибиряков заметно возросло после того, как он резко выступил против бесчинств следователя Крылова. Софроний направил доношение императрице, в котором изложил все преступления Крылова, что послужило началом дела в отношении самого следователя.

Управленческую деятельность епископ начал с личного ознакомления с епархией. Он посетил Селенгинск, Кяхту и Якутск. Побывал во многих приходах и реально видел нужды паствы и духовенства. Особое внимание Софроний Кристаллевский уделял обустройству действовавших церквей. В период его управления ряд храмов были перестроены в каменные. Во многих церквях производились частичные перестройки. Запрещалось отапливать церкви "по-черному".

Архиерей очень любил колокольный звон и разбирался в звучании каждого колокола. Он организовал сбор средств по епархии на приобретение колоколов, неоднократно обращался к иркутскому купечеству. Собранная сумма позволила заказать на уральских заводах партию колоколов, специально отлитую для Прибайкалья. В результате на колокольнях Богоявленского собора, Спасской и Воскресенской церквях Иркутска появились "лучшие и приятные" колокола.

При Софронии центр епархиального управления был перенесен из Вознесенского монастыря в Иркутск. Построенный архиерейский дом стал не только резиденцией епископа, но и местом, где была открыта архиерейская школа, которую он возродил. Серьезным испытанием для епископа стала секуляризационная реформа 1764г. Благодаря его стараниям и деятельности, большинство монастырей Иркутской епархии удалось сохранить. Архиерей сумел спасти от закрытия Иркутский Знаменский монастырь, поддерживал Нерчинский Успенский, надеясь на его сохранение и включение в штат.

Существенные изменения внес епископ в порядок проведения церковных праздников. При нем сложилась традиция ежегодного водоосвящения на р. Ангаре и проведения крестного хода на Рождество, выноса особо почитаемых икон из иркутских храмов в сельские приходы.

Особой заботой Софрония Кристаллевского стала миссионерская деятельность. При нем были учреждены специальные должности проповедников-миссионеров, а также все священники должны были "просвещать" коренное население и "приобщать к истинной вере".

Умер епископ 30 марта 1771г. и был похоронен в Богоявленском соборе. В 1918г. он был канонизирован Священным Собором Русской Православной церкви.

Подбор кандидатуры нового главы Иркутской епархии затянулся более чем на год. В 1772г. Синод принял решение назначить на эту должность Михаила Миткевича (1772-1789гг.). Михаил (Матвей Миткевич) родился в 1720г. в Черниговской губернии. Образование получил в Киевской духовной академии, после ее окончания принял постриг. В 60-е гг. XVIII в. был переведен в Сибирь и определен архимандритом Тобольского Знаменского монастыря. До назначения на иркутскую кафедру был ректором Тобольской семинарии, затем Казанской духовной академии. 5 декабря 1772г. в Казани был посвящен в сан епископа 43.

Михаил Миткевич прибыл в Иркутск 15 марта 1773г. При нем активизировалось церковное строительство, было построено 29 новых храмов. В Иркутске и других городах была завершена перестройка деревянных церквей в каменные, начатая еще при епископе Софронии. Епископ сумел организовать поставку в Иркутск икон. Было принято решение о строительстве за Крестовоздвиженской церковью колокольного завода.

Однако наибольшее внимание Михаил Миткевич уделял подготовке лиц для церковного служения. При нем были усилены требования для кандидатов на священнические места и ужесточен отбор. Понимая, что епархии необходимо свое учебное заведение для подготовки грамотных кадров для церковного служения, епископ с апреля 1773г. постоянно ставил вопрос перед Синодом об открытии в Иркутске духовной семинарии. Переписка продолжалась более 6 лет. Только в октябре 1779г. Синод принял положительное решение. Таким образом, завершилось главное дело в жизни епископа — открытие в Иркутске духовной семинарии. Михаил Миткевич был первым ее ректором, при этом не только руководил ее работой, но и преподавал.

Период управления епархией Михаилом Миткевичем вошел в историю как самый стабильный и бесконфликтный. Он умел находить взаимоприемлемые решения с гражданской администрацией, реорганизовал работу духовной консистории, поставив во главе ее своего брата Ивана Миткевича. Епископом были подобраны удачные кандидатуры на должности заказчиков. Таким образом, Михаил Миткевич проявил себя как умелый администратор. Умер архиерей 1 августа 1789г. и был похоронен в Богоявленском соборе Иркутска.

В декабре 1789г. главой Иркутской епархии стал Вениамин Багрянский. Его правление было самым продолжительным в истории епархии. Оно ознаменовало завершение XVIII столетия и начало нового этапа в истории православия в Сибири.

Оглавление книги "ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ В XVII – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКОВ"

Примечания

Глава 2. Организация и деятельность православной церкви в XVIII веке

  1. Покровский И.М. Русские епархии в XVI-XIX вв. Т.1 Казань, 1897. С.529.
  2. Подробнее см.: Древние церковные грамоты... С.127-135.
  3. Покровский И.М. Указ. соч. Т.2. Казань, 1913. С.282.
  4. Древние церковные грамоты... С.154.
  5. ИЕВ. Прибавления. 1868. С.525-526.
  6. Описание документов и дел Святейшего Синода. Т.IV. № 422. С.430; Полное собрание постановлений и распоряжений Синода по ведомству православного вероисповедания Российской империи (ПСПиР). Т.5. СПб., 1881. № 1631.
  7. Национальный архив Республики Татарстан (НАРТ), ф.10, оп.2, д.899, лл.59, 72.
  8. Там же, лл. 81-82.
  9. Там же, л.86.
  10. ПСЗ-1. Т.7. №3870.
  11. Там же.
  12. Громов П. Указ. соч. С.57-59.
  13. ПСПиР. Т.5. №1935.
  14. Громов П. Указ. соч. С.152-153.
  15. Хрусталев Д.М. Летописные сведения об Иркутске и Иркутской епархии за двухсотлетний период их существования. Иркутск, б/д. С.10.
  16. ГАИО, ф.50, оп.1, д.3, л.476об.
  17. Наумова О.Е. Иркутская епархия. XVIII — первая половина XIX века. Иркутск, 1996. С.44-45.
  18. Громов П. Указ. соч. С.89.
  19. Знаменский П. Указ. соч. С.434.
  20. ИЕВ. Прибавления. 1867. С.608.
  21. Там же. С.609.
  22. Там же.
  23. ИЕВ. Прибавления. 1865. С.431.
  24. Наумова О.Е. Указ. соч. С.44.
  25. ИЕВ. Прибавления. 1870. С.1776-177.
  26. Там же. С.195.
  27. НАРТ, ф.10, оп.2, д.899, л.377.
  28. Наумова О.Е. Указ. соч. С.73.
  29. ИЕВ. Прибавления. 1870. С.237.
  30. Летопись города Иркутска XVII-XIX вв. ... С.107-110.
  31. ЦГАРТ, ф.10, оп.2, д.899, л.273.
  32. Подробнее см.: Наумова О.Е. Указ. соч. С.84-85.
  33. ГАИО, ф.50, оп.1, д.132.
  34. Древние церковные грамоты... С.93-94.
  35. ГАИО, ф.50, оп.1, д.4, л.37.
  36. ГАИО, ф.50, оп.1, д.4, л.38.
  37. Громов П. Указ. соч. С.289.
  38. Там же. С.290.
  39. Летопись города Иркутска XVII-XIX вв. ... С.181.
  40. ИЕВ. Прибавления. 1870. С.177.
  41. Вадим, архиепископ. "Во Святем Духе брат наш" // Русская сила. 2001. №5. С.4.
  42. Духовный ветроград Сибири // Земля Иркутская. 2000. №14. С.12.
  43. Там же. С.14.
  44. Троицкая церковь Туруханского монастыря // Памятники истории и культуры Красноярского края. Красноярск, 1989. Вып.1. С.332-336.
  45. Там же. С.331.
  46. К характеристике документов по истории Туруханского Троицкого монастыря в XVIII в., хранящиеся в Государственном архиве Красноярского края // Памятники истории и культуры Красноярского края... С.395.
  47. Быконя Г.Ф. Заселение русскими Приенисейского края. Новосибирск, 1981. С.195.
  48. Шорохов Л.П. Указ .соч. С.81.
  49. Там же. С.80.
  50. Там же. С.54.
  51. Там же. С.52.
  52. Там же. С.27.
  53. Там же. С.31.
  54. Монастырь Спасский XVIII — XIX вв. // Памятники истории и культуры Красноярского края... С.89-96.
  55. Шорохов Л.П. Указ. соч. С.53.
  56. Там же. С.80.
  57. Там же. С.54, 62, 75.
  58. Сафронов Ф.Г. Указ. соч. С.37.
  59. Шорохов Л.П. Указ. соч. С.71.
  60. Шерстобоев В.Н. Указ .соч. Т.1. С.516-517.
  61. Шерстобоев В.Н. Илимская пашня. Иркутск, 1957. Т.2. С.540, 555.
  62. Калинина И.В. Православные храмы Иркутской епархии. М., 2000. С.199.
  63. Шерстобоев В.Н. Указ. соч. Т.2. С.555.
  64. ИЕВ. Прибавления. 1870. С.628.
  65. Шахеров В.П. Указ. соч. С.40-41; Шерстобоев В.Н. Указ. соч. С.525.
  66. Калинина И. Церковь Киренского монастыря... С.37.
  67. Калинина И.В. Православные храмы... С.283.
  68. Шерстобоев В.Н. Указ. соч. Т.2. С.555.
  69. ИЕВ. Прибавления. 1863. С.83.
  70. Громов П. Указ. соч. С.195-196.
  71. Летопись города Иркутска XVII-XIX вв. ... С.184-185.
  72. ИЕВ. Прибавления. 1863. С.83.
  73. ИЕВ. Прибавления. 1890. С.1-5.
  74. Громов П. Указ. соч. С.194; Наумова О.Е. Указ. соч. С.118.
  75. Торшина Н. Знаменский монастырь // Земля Иркутская. 1998. №10. С.25.
  76. Крючкова Т. "...усердием и капиталом" // Земля Иркутская. 1996. №5. С.68.
  77. Пежемский П.И., Кротов В.А. Иркутская летопись (1652-1856гг.). Иркутск, 1911. С.123, 142.
  78. Громов П. Указ. соч. С.195-196.
  79. Медведев С.И. Иркутский Вознесенский монастырь // Земля Иркутская. 1994. №1. С.20.
  80. Шавельский Л. Краткое историко-статистическое описание Иркутского Вознесенского монастыря. Иркутск, 1905. С.8; Наумова О.Е. Указ. соч. С.118.
  81. Душкин Ю.С. Соль земли // Земля Иркутская. 2000. № 13. С.11.
  82. Там же. С.11-12.
  83. Иркутск в панораме веков... С.115.
  84. Древние церковные грамоты... С.157.
  85. Громов П. Указ. соч. С.398.
  86. Там же. С.391.
  87. Там же. С.392.
  88. Там же. С.184-185.
  89. Историческое описание Посольского Спасо-Преображенского монастыря... С.80.
  90. Описание Иркутского наместничества 1792 года. Новосибирск, 1988. С.87.
  91. НАРТ, ф.10, оп.2, д.899, лл.73-74.
  92. НАРТ, ф.10, оп.2, д.899, л.85.
  93. Историческое описание Посольского Спасо-Преображенского монастыря... С. 75.
  94. Там же.
  95. Там же. С.79.
  96. Шмулевич М.М. Троицко-Селенгинский монастырь. Улан-Удэ, 1982. С.11.
  97. Громов П. Указ. соч. С.201.
  98. Шмулевич М.М. Очерки истории Западного Забайкалья... С. 133.
  99. Шмулевич М.М. Троицко-Селенгинский монастырь... С.20.
  100. Шмулевич М.М. Очерки истории Забайкалья... С.145-147.
  101. Шмулевич М.М. Троицко-Селенгинский монастырь... С.22, 24.
  102. Там же С. 30.
  103. Древние церковные грамоты... С.156-157.
  104. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. СПб., 1879. Т.2. Ч.1. №422.
  105. Там же.
  106. ПСПиР. СПб., 1876. Т.IV. №1393.
  107. ИЕВ. Прибавления. 1865. С.82.
  108. ИЕВ. Прибавления. 1870. С.530.
  109. ИЕВ. Прибавления. 1880. С.534-540.
  110. Громов П. Указ. соч. С.213-214.
  111. ПСПиР. СПб., 1881. Т.5., №1959.
  112. ИЕВ. Прибавления. 1864. С.452.
  113. ИЕВ. Прибавления. 1866. С.299.
  114. Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община в XVIII веке. Новосибирск, 1990. С.141.
  115. Там же. С.143.
  116. ИЕВ. Прибавления. 1867. С.360.
  117. ПСЗ-1. Т.19. №14231.
  118. Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община... С.142.
  119. Шерстобоев В.Н. Указ. соч. Т.1. С.531-532.
  120. ИЕВ. Прибавления. 1872. С.122.
  121. ГАИО, ф.50, оп.1, д.3, лл.29-29об-30.
  122. ИЕВ. Прибавления. 1867. С.332-333.
  123. ИЕВ. Прибавления. 1867. С.322-323.
  124. Громов П. Указ. соч. С.404-405.
  125. Александров В.А., Покровский Н.Н. Власть и общество. Сибирь XVII в. Новосибирск, 1991. С.170.
  126. Щеглов И.В. Указ. соч. С.159.
  127. ПСЗ. Т.VI. №4122.
  128. ПСПиР. Т.3. №1054, 1134.
  129. ПСЗ. Т.XI. №8625.
  130. ПСЗ. Т.XIX. №13541.
  131. Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община... С.121.
  132. ПСПиР. Т.3. №1054.
  133. ПСЗ. Т.XIV. №10780.
  134. Громов П. Указ. соч. С.208.
  135. Летопись города Иркутска XVII-XIX вв. ... С.79.
  136. Калинина И.В. Развитие деревянного культового зодчества Приангарья и Приленья в XVII — начале ХХ в. // Памятники истории и культуры Приангарья. Иркутск, 1990. С.62-63.
  137. Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община... С.122.
  138. ПСПиР. Т.4. №1539.
  139. ГАИО, ф.275, оп.1, д.1, лл.92-93.
  140. Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община... С.122.
  141. Подсчитано по: Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община... С.184-185, 189.
  142. Памятники истории и культуры Красноярского края... С.52.
  143. Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община... С.189.
  144. Бирюкова С.В. Богоявленский собор Енисейска: прошлое и настоящее // Молодежь и наука — третье тысячелетие. Сб. материалов. Красноярск, 2003. С.245-246.
  145. Город у Красного Яра... С.193.
  146. Памятники истории и культуры Красноярского края... С.318-319.
  147. Енисейский энциклопедический словарь... С.188.
  148. Подсчитано по: Шишигин Е.С. Указ. соч. С.27-28.
  149. Санников А.П. Организация и деятельность православной церкви на территории Прибайкалья во второй половине XVII-XVIII вв. Автореферат дисс. канд. ист. наук. Иркутск, 2004. С.20.
  150. Полунина Н.М. Живая Старина Приангарья. М., 1990. С.28, 31.
  151. Летопись города Иркутска XVII-XIX вв. ... С.78. Подробнее о строительстве Богоявленского собора см.: Крючкова Т.А. Из истории строительства и реставрации Иркутского Богоявленского собора // Памятники истории и культуры Приангарья. Иркутск, 1990. С.202-225.
  152. Санников А.П. Организация и деятельность православной церкви... С.21.
  153. Посчитано по: Калинина И.В. Православные храмы...; ГАИО, ф.50, оп.1, д. 3783, 3840, 3843, 3879, 3883, 3902, 3941, 4181, 4184, 4185, 4196, 4198, 4199, 4269, 4271.
  154. Жалсараев А.Д. Указ. соч. С.189.
  155. Громов П. Указ. соч. С.219.
  156. Там же. С.86-87.
  157. ПСЗ-1. Т.IV. №2186
  158. ПСЗ-1. Т.IV. №2308.
  159. Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве. М., 1951. С.30.
  160. Наумова О.Е. Указ. соч. С.53.
  161. ПСЗ-1. Т.IV. №2352.
  162. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. СПб., 1879. Т.2. Ч.1. №756.
  163. Зольникова Н.Д. Ставленнические дела как источник по социальным проблемам XVIII в. (по материалам Тобольской епархии) // Источниковедение и археография Сибири. Новосибирск, 1977. С.18.
  164. Там же. С.21.
  165. ПСЗ-1. Т.XII. №8981.
  166. Зольникова Н.Д. Ставленнические дела как источник по социальным проблемам XVIII в... С.21.
  167. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. М., 1992. Т.2. С.527-528.
  168. ИЕВ. Прибавления. 1868. С.72.
  169. ИЕВ. Прибавления. 1868. С.12.
  170. Наумова О.Е. Указ. соч. С.51.
  171. Шерстобоев В.Н. Указ. соч. Т.2. С.560.
  172. Там же.
  173. Посчитано по: ГАИО, ф.50, оп.2, д.27; оп.7, д.53, 54, 62; Шерстобоев В.Н. Указ .соч. Т.2. С.558.
  174. Посчитано по: ГАИО, ф.50, оп.1, д.509, 514; оп.2, д.27; оп.7, д.53, 54, 62.
  175. Асочакова В.Н. Русская православная церковь в истории Хакасско-Минусинского края в XVIII — первой четверти XIX в. Автореферат дисс. канд. ист. наук. Красноярск, 1999. С.18-19.
  176. ИЕВ. Прибавления. 1864. С.432.
  177. ГАИО, ф.50, оп.1, д.3883, л.26.
  178. ИЕВ. Прибавления. 1870. С.543.
  179. ИЕВ. Прибавления. 1870. С.544.
  180. Поротова О.В. Указ. соч. С.355.
  181. ИЕВ. Прибавления. 1873. С.236-237.
  182. Громов П. Указ. соч. С.222.
  183. НАРТ, ф.10, оп.2, д.899, л.359.
  184. Знаменский П. Указ .соч. С.95.
  185. ГАИО, ф.50, оп.1, д.3, л.96.
  186. ИЕВ. Прибавления. 1864. С.583. Год кончины Д.Парнякова автору удалось установить по метрическим книгам. В 1779г. в них упоминаются два священника — Д.Парняков и М.Парняков (ГАИО, ф.50, оп.3, д.13) За 1780г. метрические книги не сохранились. В 1781г. и в дальнейшем упоминается только один священник — М.Парняков (ГАИО, ф.50, оп.3, д.26, 31; оп.2, д.26). В исповедальных росписях за 1782г. он именуется сыном умершего священника, следовательно Д.Парняков скончался в 1780г.
  187. ГАИО, ф.50, оп.1, д.486, 500; оп.2, д.27, ф.275, оп.1, д.1, л.9-9об.
  188. Наумова О.Е. Указ. соч. С.49.
  189. Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община... С.148-149.
  190. Подсчитано по: Наумова О.Е. Указ .соч.; Шерстобоев В.Н. Указ. соч. Т.2.; Громов П. Указ. соч.; Покровский И.М. Указ. соч. Т.2.; ГАИО, ф.50, оп.1, д.4, л.95; д.509, 514; оп.2, д.27, оп.7, д.53, 54, 62.
  191. Подсчитано по: ГАИО, ф.50, оп.1, д.509, 514; оп.3, д.221, 222, 223, оп.7, д.17, 18, 53, 62.
  192. ГАИО, ф.50, оп.1, д.1(2), л.37.
  193. ГАИО, ф.50, оп.1, д.1(2), л.37об.
  194. ИЕВ. Прибавления.1864. С.58; 1865. С.80.
  195. ИЕВ. Прибавления. 1865. С.80.
  196. НАРТ, ф.10, оп.2, д.899, л.131.
  197. НАРТ, ф.10, оп.2, д.899, л.282.
  198. Шерстобоев В.Н. Указ. соч. Т.2. С.558.
  199. Там же.
  200. Подсчитано по: ГАИО, ф.50, оп.1, д.509, 514; оп.2, д.27; оп.3, д.221, 222, 223; оп.7, д.53, 54, 62.
  201. Подсчитано по: Быконя Г.Ф. Указ. соч. С.204, 226, 236, 241; Описание Иркутского наместничества...; Санников А.П. Организация и деятельность православной церкви... С. 24.
  202. Стоглав. Казань, 1862. С.176-177.
  203. Знаменский П. Указ. соч. С.12.
  204. ГАИО, ф.276, оп.2, д.1, л.86.
  205. ГАИО, ф.275, оп.1, д.1, лл.46-46об.
  206. Санников А.П. Церковное служение и деятельность приходского духовенства на территории Иркутской губернии в XVII-XVIII вв. // Конфессии народов Сибири в XVII — начале ХХ веков: развитие и взаимодействие. Иркутск, 2005. С.96.
  207. Город у Красного Яра... С.141.
  208. ИЕВ. Прибавления. 1875. С.466.
  209. ИЕВ. Прибавления. 1871. С.80.
  210. ГАИО, ф.50, оп.7, д.45, л.21.
  211. ИЕВ. Прибавления. 1864. С.78.
  212. Город у Красного Яра... С.178.
  213. ГАИО, ф.276, оп.2, д.1, л.105.
  214. ПСЗ-1. Т.IV. №1908.
  215. Субботин Ю.К. Православные таинства. М., 1990. С.69.
  216. ГАИО, ф.147, оп.1, д.6, л.110.
  217. Шерстобоев В.Н. Указ. соч. Т.2. С.576.
  218. Там же. С.576-577.
  219. ГАИО, ф.50, оп.1, д.578.
  220. Подробнее см.: Шерстобоев В.Н. Указ. соч. Т.2. С.562-569.
  221. Подсчитано по: ГАИО, ф.50, оп.1, д.491, 501, 546, 567, 570, 646, 666, 3783, 3840, 3843, 3879, 3883, 3902, 3941, 4196, 4181, 4183, 4184, 4185, 4198, 4199, 4269, 4271; оп.3, д.1, 15, 102, 221, 222, 223; оп.7, д.36, 37, 53, 54, 60, 62.
  222. ГАИО, ф.50, оп.1, д.348, л.58.
  223. ГАИО, ф.276, оп.2, д.1, лл.164-164об.
  224. Там же.
  225. ГАИО, ф.276, оп.2, д.1, лл.180-181об.
  226. ИЕВ. Прибавления. 1870. С.517.
  227. ИЕВ. Прибавления. 1864. С.420.
  228. ИЕВ. Прибавления. 1872. С.124-125.
  229. НАРТ, ф.10, оп.5, д.517, л.27.
  230. НАРТ, ф.10, оп.2, д.1259.
  231. ИЕВ. Прибавления. 1873. С.238.
  232. ГАИО, ф.50, оп.1, д.192.
  233. ГАИО, ф.50, оп.1, д.348.
  234. Щеглов И.В. Указ. соч. С.119.
  235. ГАИО, ф.50, оп.1, д.529.
  236. ГАИО, ф.50, оп.1, д.548.
  237. ИЕВ. Прибавления. 1867. С.358.
  238. ГАИО, ф.50, оп.1, д.669.
  239. ГАИО, ф.50, оп.1, д.189.
  240. ГАИО, ф.50, оп.1, д.3783, л.18; д.3879, л.3.
  241. ИЕВ. Прибавления. 1873. С.239.
  242. Громов П. Указ. соч. С.172-175.
  243. См.: Догуревич Т.А. Распространение христианства в Сибири. СПб., 1897; Грекулов Е.Ф. Нравы русского духовенства. М., 1928; Серафимович С. Очерки русских нравов в старинной Сибири // Отечественные записки. СПб., 1867. Т.174. С.686-786; Т.175. С.232-272.
  244. ГАИО, ф.50, оп.1, д.3843; д.3883, л.11; д.3879, лл.15, 25; д.4196, л.5.
  245. Юшков С.В. Очерки из истории приходской жизни на севере России в XV-XVII вв. СПб., 1913. С.47.
  246. ГАИО, ф.50, оп.1, д.3783, л.31, 43об.; д.3843; д.3941, л.47.
  247. Биография составлена по: ИЕВ. Прибавления. 1870. С.518-519; Крючкова Т. Иркутские иконописцы XVII-XVIII вв. // Земля Иркутская. 1998. №10. С.31.
  248. ПСЗ-1. Т.5. СПб., 1830. №3175.
  249. Наумова О.Е. Указ. соч. С.50.
  250. ПСПиР. Т.3. СПб., 1875. №973.
  251. ИЕВ.Прибавления. 1870. С.554.
  252. ГАИО, ф.50, оп.1, д.514.
  253. Санников А.П. Православные приходы городских поселений Приангарья в XVIII веке // Сибирский город XVIII — начала ХХ веков. Вып. 1. Иркутск, 1998. С.42.
  254. Цит по: Пословицы русского народа. Йошкар-Ола, 1996. 672с.; Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Иркутск, 1992. 544.
  255. Шерстобоев В.Н. Указ. соч. Т.1. С.527.
  256. ПСПиР. Т.5. СПб., 1881. №1720.
  257. Шерстобоев В.Н. Указ. соч. Т.1. С.530.258.
  258. Там же.
  259. ПСЗ-1. Т.V. №3172.
  260. ГАИО, ф.50, оп.1, д.3, л.96об; ИЕВ. Прибавления. 1864. С.432, 433; Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община... С.162; Знаменский П. Указ. соч. С.711, 716; Шерстобоев В.Н. Указ. соч. Т.2. С.557, 559.
  261. Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община... С.161-162.
  262. Шерстобоев В.Н. Указ. соч. Т.2. С.312.
  263. ИЕВ. Прибавления. 1874. С.512.
  264. Там же. С.513.
  265. О способах содержания русского духовенства в XVII-XVIII столетиях // Православный собеседник. Казань, 1865. Апрель. С.160.
  266. Знаменский П. Указ. соч. С.677; Громов П. Указ. соч. С.219.
  267. ИЕВ. Прибавления. 1870. С.551.
  268. Знаменский П. Указ. соч. С.673.
  269. Там же. С.677.
  270. Кильчевский В. Богатства и доходы духовенства. СПб., 1908. С.28; Наумова О.Е. Указ. соч. С.139.
  271. Наумова О.Е. Указ. соч. С.141.
  272. ГАИО, ф.50, оп.1, д.3, л.489.
  273. Шерстобоев В.Н. Указ. соч. Т.1. С.533.
  274. ИЕВ. Прибавления. 1865. С.315.
  275. Шерстобоев В.Н. Указ. соч. Т.2. С.567-568.
  276. Там же. С.554.
  277. ГАИО, ф.50, оп.1, д.3879, л.39.
  278. Шерстобоев В.Н. Указ. соч. Т.1. С.535.
  279. Там же.
  280. Посошков И.Т. Указ. соч. С.38.
  281. ГАИО, ф.50, оп.1, д.4199, л.2.
  282. Знаменский П.В. Указ. соч. С.765-766.
  283. ГАИО, ф.275, оп.1, д.1, лл.50-50об.
  284. Составлена по: Шерстобоев В.Н. Указ. соч. Т.2. С.557-561; ГАИО, ф.50, оп.1, д.3783, 3840, 3843, 3879, 3883, 3902, 3941, 4146, 4181, 4183, 4184, 4185, 4198, 4199, 4266, 4271; ф.275, оп.1, д.1, лл.50-54.
  285. Любимов Г. Историческое обозрение способов содержания христианского духовенства от времен апостольских до XVIII. СПб., 1852. С.54.
  286. Шерстобоев В.Н. Указ. соч. Т.2. С.317.
  287. ГАИО, ф.50, оп.1, д.3, л.209.
  288. Шерстобоев В.Н. Указ. соч. Т.1. С.534-535.
  289. Древние церковные грамоты... С.96.
  290. Сравнение проведено по данным приведенным в монографии: Быконя Г.Ф. Русское неподатное население Восточной Сибири в XVII — начале XIX вв. Красноярск, 1985. С.30.
  291. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII — начало ХХ в.) СПб., 1999. Т.1. С.104.
  292. НАРТ, ф.10, оп.2, д.899, л.302.
  293. Город у Красного Яра... С.179.
  294. Там же. С.166.
  295. Там же. С.167-168, 179.
  296. Кузнецова М.В. Школа при Вознесенском монастыре // Из истории Иркутской епархии. Иркутск, 1998. С.27.
  297. ПСПиР. Т.4. СПб., 1876. №1381.
  298. НАРТ, ф.10, оп.2, д.899, лл.59, 72.
  299. ПСЗ-1. Т.VI. №3718.
  300. НАРТ, ф.10, оп.2, д.899, лл.175-176.
  301. Кузнецова М.В. Указ. соч. С.28.
  302. НАРТ, ф.10, оп.2, д.899, л.321.
  303. Составлена по: НАРТ, ф.10, оп.2, д.899, л.219.
  304. Составлена по: НАРТ, ф.10, оп.2, д.899, л.295.
  305. ИЕВ. Прибавления. 1873. С.436-439.
  306. Наумова О.Е. Указ. соч. С.153.
  307. Там же.
  308. Иркутск в панораме веков... С.122.
  309. Воробьев В.В. Формирование населения Восточной Сибири. Новосибирск, 1975. С.35.
  310. Расчет был произведен определением соотношения числа жителей и количества приходских церквей.
  311. Подсчитано по: Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община... С.184. При подсчете числа жителей учитывалось, что средний двор составлял 6-7 человек.
  312. Воробьев В.В. Указ. соч. С.54, 56, 90, 102.
  313. Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община... С.227, 229.
  314. Там же. С.228-229.
  315. Там же. С.227-231.
  316. Посчитано по: ГАИО, ф.50, оп.1, д.491, 501, 509, 514, 546, 567, 570, 646, 666; оп.3, д.1, 15, 102, 221, 222, 223; оп.7, д.36, 37, 53, 60, 62. При подсчете учитывались приходы, сформировавшиеся при Иркутском Вознесенском мужском и Иркутском Знаменском женском монастырях.
  317. ГАИО, ф.50, оп.1, д.1(2), лл.23-61.
  318. ГАИО, ф.50, оп.1, д.509.
  319. Посчитано по: Описание Иркутского наместничества... С.80-83, 109-144
  320. Покровский И.М. Указ. соч. Т.2. Приложения. С.24.
  321. Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община... С.24-25.
  322. Посчитано по: ГАИО, ф.50, оп.1, д.509, 514; оп.7, д.53, 62.
  323. Описание документов и дел... Т.2. Ч.1. №756. С.1170.
  324. Подсчитано по: Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община... С.227-233; Описание Иркутского наместничества... С.80-83, 109-144; ГАИО, ф.50, оп.1, д.491, 501, 546, 567, 570, 646, 666; оп.3, д.1, 15, 102, 221, 222, 223; оп.7, д.36, 37, 60. При подсчете учитывались приходы, сформировавшиеся при Иркутском Вознесенском мужском и Иркутском Знаменском женском монастырях.
  325. ИЕВ. Прибавления. 1864. С.472.
  326. ИЕВ. Прибавления. 1864. С.472.
  327. ИЕВ. Прибавления. 1864. С.473.
  328. ГАИО, ф.276, оп.2, д.1, л.2.
  329. ГАИО. ф.276, оп.2, д.1, л.2об.
  330. ГАИО, ф.50, оп.1, д.3, лл.94-94об.
  331. ГАИО, ф.276, оп.2, д.1, л.165.
  332. ГАИО, ф.50, оп.1, д.348, л.57.
  333. ГАИО, ф.50, оп.7, д.45, лл.11, 21,22.
  334. Знаменский П. Указ. соч. С.75.
  335. ГАИО, ф.50, оп.1, д.4, л.2об.
  336. ГАИО, ф.50, оп.1, д.4, лл.8-8об.
  337. ГАИО, ф.50, оп.1, д.4, лл.8об-9.
  338. ГАИО, ф.50, оп.1, д.4, л.9.
  339. Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община... С.133.
  340. Там же.
  341. ГАИО, ф.50, оп.1, д.3, л.418.
  342. ГАИО, ф.50, оп.1, д.4, л.8.
  343. ГАИО, ф.50, оп.1, д.4, л.10.
  344. ГАИО, ф.50, оп.1, д.4, л.37об.
  345. Крючкова Т.А. Из истории строительства и реставрации Иркутского Богоявленского собора // Памятники истории и культуры Приангарья. Иркутск, 1990. С.210.
  346. Подсчитано по материалам приходно-расходных книг церквей Иркутской епархии: ГАИО, ф.274, оп.2, д.2, 4; ф.50, оп.1, д.3, лл.100об-110.
  347. ГАИО, ф.50, оп.1, д.4, л.8.
  348. ГАИО, ф.274, оп.2, д.2, л.2-2об.
  349. ГАИО, ф.50, оп.1, д.3, лл.101, 101об, 102, 102об, 103, 103об.
  350. ГАИО, ф.147, оп.1, д.6, л.122.
  351. Громов П. Указ. соч. С.157-158.
  352. Знаменский П. Указ. соч. С.46.
  353. ИЕВ. Прибавления. 1870. С.619.
  354. Город у Красного Яра... С.115
  355. ИЕВ. Прибавления. 1870. С.618.
  356. Описание Иркутского наместничества... С.81, 111, 157.
  357. ИЕВ. Прибавления. 1870. С.615.
  358. ГАИО, ф.276, оп.2, д.1, л.79.
  359. Подсчитано по: ГАИО, ф.50, оп.1, д.3, лл.246-255.
  360. ИЕВ. Прибавления. 1871. С.79.
  361. ГАИО, ф.50, оп.7, д.16, лл.13-13об-14.
  362. Быконя Г.Ф. Заселение русскими Приенисейского края... С.146.
  363. Древние церковные грамоты... С.172-173.
  364. Там же. С.182.
  365. Летопись города Иркутска XVII-XIX вв. ... С.185.
  366. ГАИО, ф.276, оп.2, д.1, л.50 об.
  367. ГАИО, ф.276, оп.2, д.1, л.47.
  368. ГАИО, ф.50, оп.1, д.4, л.95.
  369. ГАИО, ф.276, оп.2, д.1, л.98.
  370. ИЕВ. Прибавления. 1867. С.101.
  371. Город у Красного Яра... С.115.
  372. Там же. С.99.
  373. Там же. С.144.
  374. Терновая И.И. Широкая масленица. Иркутск, 1998. С.5.
  375. Город у Красного Яра. С.103.
  376. См.: Терновая И.И. Светлое Христово Воскресенье. Иркутск, 1997.
  377. Знаменский П. Указ. соч. С.405.
  378. Дулов А.В. Иркутская епархия в XVIII — начале ХХ вв. Деятели, события, факты // Апостол Аляски. Иркутск, 1998. С.23.
  379. Там же.
  380. Летопись города Иркутска XVII-XIX вв. ... С.109.
  381. ПСЗ. Т.V. №3718.
  382. Летопись города Иркутска XVII-XIX вв. ... С.60.
  383. ИЕВ. Прибавления. 1869. С.265.
  384. Шишигин Е.С. Указ. соч. С.17.
  385. Там же. С.20.
  386. ПСПиР. Т.5. СПб., 1881. №1590.
  387. Шишигин Е.С. Указ. соч. С.21.
  388. ИЕВ. Прибавления. 1866. С.44.
  389. ИЕВ. Прибавления. 1874. С.524.
  390. ГАИО, ф.275, оп.1, д.1, лл.11-11об.
  391. ГАИО, ф.50, оп.7, д.42.
  392. Шмулевич М.М. Очерки истории Западного Забайкалья... С.133.
  393. Наумова О.Е. Указ. соч. С.47.
  394. Асачакова В.Н. Русская православная церковь в истории Хакасско-Минусинского края... С.21.
  395. Персианов Г. Указ .соч. С. 12.
  396. Там же.
  397. Шорохов Л.П. Указ. соч. С.38.
  398. Асачакова В.Н. Русская православная церковь в истории Хакасско-Минусинского края... С.17.
  399. Там же. С.17, 21-22.
  400. Шорохов Л.П. Указ. соч. С.38.
  401. Шишигин Е.С. Указ. соч. С.64-65, 68-69.
  402. Наумова О.Е. Указ. соч. С.73.
  403. Шишигин Е.С. Указ. соч. С.87-88.
  404. Там же. С.87.
  405. Подсчитано по: ГАИО, ф.50, оп.1, д.509; оп.7, д.62.
  406. Подсчитано по: Дулов А.В. Эволюция верований народов Восточной Сибири в XVII — начале ХХ веков // Конфессии народов Сибири в XVII — начале ХХ веков: развитие и взаимодействие. Иркутск, 2005. С.14; Наумова О.Е. Указ. соч. С.59.
  407. Подсчитано по: Описание Иркутского наместничества... С.89.
  408. Шишигин Е.С. Указ. соч. С.75.
  409. Николаев А.П. Православная церковь и шаманы в Якутии XVIII-XIX вв. // http://zaimka.ru/05_2002/nikolaev_shaman/ С.3.
  410. Асачакова В.Н. Русская православная церковь в истории Хакасско-Минусинского края... С.20.
  411. Мальцев А.И. Староверы-странники в XVIII — первой половине XIX вв. Новосибирск, 1996. С.22.
  412. ИЕВ. Прибавления. 1867. С.182.
  413. ИЕВ. Прибавления. 1867. С.188.
  414. Там же.
  415. ГАИО, ф.50, оп.1, д.4., л.37об.
  416. ИЕВ. Прибавления. 1867. С.187.
  417. ИЕВ. Прибавления. 1867. С.188-189.
  418. Кушнарева М.Д. Последние годы жизни "старообрядческого епископа" Мефодия // Конфессии народов Сибири в XVII — начале ХХ веков: развитие и взаимодействие. Иркутск, 2005. С.216.
  419. Стахеева Н.Н. Старообрядчество Восточной Сибири в XVII — начале ХХ вв. Дисс. на соиск. канд. ист. наук. Иркутск, 1998. С.52-53.
  420. Там же. С.53.
  421. Летопись Иркутска XVII-XIX вв. ... С.192.
  422. Стахеева Н.Н. Указ. соч. С.63.
  423. Шмулевич М.М. Очерки истории Западного Забайкалья... С.58-59. Стахеева Н.Н. Указ. соч. С.58.
  424. Стахеева Н.Н. Указ. соч. С.58.
  425. Шмулевич М.М. Очерки истории Западного Забайкалья... С.20.
  426. Болонев Ф.Ф. Народный календарь семейских Забайкалья. Новосибирск, 1978. С.13.
  427. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российского государства. СПб., 1772. Ч. 3. Половина 1.
  428. Болонев Ф.Ф. Семейские. Улан-Удэ, 1985.
  429. Константинова Т.А. Деятельность православных епископов Иркутской епархии против старообрядцев в конце XVIII — первой половине XIX вв. // Широкогоровские чтения. Владивосток, 2001. С.41.
  430. Стахеева Н.Н. указ. соч. С.74.
  431. Миненко Н.А. Русская крестьянская семья в Западной Сибири (XVIII — первая половина XIX в.). Новосибирск, 1979. С.52.
  432. Ушаров Н. Заметки о забайкальских старообрядцах // Сибирь. Кн.1. 1877. С.320.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок науч. р. | Автор(ы): Дулов А. В., Санников А.П. | Источник(и): Православная церковь в Восточной Сибири в XVII - начале XX веков / А.В. Дулов, А.П. Санников. - Иркутск. 2006 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2006 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.