Где-то багульник На сопках цветет, Кедры вонзаются в небо.
Кажется, будто Давно меня ждет Край, где ни разу я не был…
Популярная песня
В историю Иркутска и области этот год, полный обычных забот, напряжения, рассредотачивающий силы на несколько ударных комсомольских строек, – этот год тем не менее войдет в историю одним главным событием, которому было предопределено изменить течение жизни огромного региона. Это событие – начало строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Россия на протяжении многих веков стремилась на восток, ей нужен был еще один выход к океану, доступ к ископаемым богатствам Сибири. Ведь еще Ломоносов сказал, что могущество российское прирастать будет Сибирью. Так что строительство БАМа было вызвано экономической необходимостью и стратегическими устремлениями тогдашнего Советского Союза.
БАМ, как это показала жизнь, строила вся страна, в том числе не остались в стороне и наши земляки. Всего 250 коммунистов и 1300 комсомольцев направила на строительство магистрали Иркутская область. В зону БАМа пришла новая жизнь, появились возможности использовать богатства тайги и недр западного участка и создать Верхнеленский территориально-производственный комплекс.
Байкало-Амурская магистраль стала одной из главных жизненных дорог комсомольцев и молодежи 70-х. Вдали от населенных пунктов предстояло проложить около 3200 километров стального полотна от города Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре, большей частью в районе вечной мерзлоты, преодолеть 18 горных хребтов, перебросить более полутора сотен мостов над большими и малыми реками.
А вообще – что такое БАМ? Одни говорили: «Боевой авангард молодежи». Другие, чуть позже, стали расшифровывать так – «Баня, амбулатория, магазин». Эта вторая трактовка – бытовая и немножко забавная, но ее тоже можно было услышать на БАМе и от журналистов, и от тех, кто стал жить в бамовских поселках. А им, думается, было виднее…
БАМ – точка отсчета
11 марта впервые на всю страну прозвучало звучное и призывное слово «БАМ». В речи на праздновании 20-летия освоения целины Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев объявил о начале строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Весь мир узнал о грандиозной стройке, которая отдельными фрагментами осуществлялась с начала ХХ века.
С мая по 23 июня сформирован ударный отряд строителей из числа комсомольцев иркутской областной организации. На каждое из 120 мест в отряде претендовало до шести человек. Рассмотрено более 400 заявлений. Отобраны самые достойные и самые настойчивые. Всего же в адрес ЦК ВЛКСМ за 1974 год пришло более 165 тыс. заявлений от молодежи с просьбами направить их на строительство магистрали.
2 июня на место будущей станции Киренга в пос. Магистральный (Казачинско-Ленский район) вертолеты доставили посланцев Иркутского комсомола. Бойцов отряда торжественно встречали жители сел Казачинское, Ключи, Седанкино. На берегу реки Окукихты раскинулся палаточный городок первостроителей-иркутян.
8 июля вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 561 «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». Партия и правительство называют БАМ «важнейшей стройкой IX пятилетки», и 27 июля в газете «Правда» вышла передовая статья «От Байкала до Амура» – первая передовая по этой стройке. Началась активная пропагандистская кампания новой великой стройки.
2 сентября на строительстве Байкало-Амурской магистрали в поселке Звездный открыта первая средняя школа. В списке учащихся 17 ребятишек. Директором первой школы на БАМе назначен приехавший по комсомольской путевке зав. отделом учащейся молодежи Иркутского ОК ВЛКСМ Леонид Выговский.
6 сентября на станции Якурим уложено первое звено железнодорожного полотна западного участка БАМа. Дорога пошла на восток. Право забить первый серебряный костыль было предоставлено одному из ветеранов Ангарстроя бригадиру монтеров пути Ивану Жунину.
Возвращаясь из Монгольской Народной Республики, в Иркутск прибыли первый секретарь ЦК ВЛКСМ Евгений Тяжельников и летчик-космонавт Герой Советского Союза Виктор Горбатко.
Тяжельников и Горбатко побывали в Ангарске, где встретились с горожанами, работниками нефтехимического комбината. Потом гости отправились в Усть-Кут, а оттуда в бамовские поселки, где встретились со строителями Байкало-Амурской магистрали. Здесь состоялось совещание со строителями, на котором обсуждалось положение дел на стройке и дальнейшие задачи бамовцев, в котором участвовали второй секретарь Иркутского ОК КПСС Малов, второй секретарь ОК ВЛКСМ Валерий Игнатов, начальник штаба ЦК ВЛКСМ на строитель-стве БАМа Валентин Сущевич, начальник Ангарстроя Василий Бондарев, первый секретарь Усть-Кутского ГК КПСС Иван Панчуков, представители проектных организаций и другие ответственные работники.
11 октября – день рождения нового моря на Ангаре, нового моря в Иркутской области. Областные газеты сообщают о «третьем укрощении Ангары». Государственная комиссия подписала акт о приемке в эксплуатацию гидроагрегатов Усть-Илимской ГЭС и о готовности сооружений ГЭС к наполнению водохранилища.
У Толстого мыса прошел митинг устьилимцев. Искусственное водохранилище будет по объему втрое меньше Братского, но оно не менее важное для плотины и для города. И все равно это море – одно из крупнейших водоемов, созданных человеком. На его берегах растут город энергетиков и лесохимиков, поселки лесозаготовителей. «Начинается спуск первого затвора. Вода прибывает на глазах», – пишет корреспондент газеты «Советская молодежь» Николай Кривомазов.
2 ноября в таежной деревеньке Юхта Казачинско-Ленского района высадился первый десант 571-го строительно-монтажного поезда. Положено начало знаменитой впоследствии станции Улькан. Возглавил строительство Анатолий Фролов, который совсем недавно руководил Усть-Илимской районной комсомольской организацией. Комсоргом поезда был Валентин Ураков.
В последние дни декабря рабочий Усть-Илим живет предпусковым настроением. «Поздравляем молодых строителей с трудовой победой! Ударным трудом встретим год 1975!» – пишут газеты.
В ночь на 28 декабря 1974 года ожидается пуск первых двух агрегатов Усть-Илимской ГЭС. Центру управления энергетической системой будет дана команда включить Усть-Илимскую гидростанцию в единую энергосистему Сибири. Первые два агрегата мощностью по 240 тыс. киловатт будут поставлены под напряжение. Третий гигант энергетики на Ангаре начнет свою жизнь.
Теперь в направлении из Усть-Илима в Братск стальные жилы высоковольтных линий понесут энергию третьего гиганта на Ангаре. Два агрегата войдут в строй действующих, но работа продолжится, впереди третий агрегат, впереди последний год пятилетки, на который назначен пуск еще четырех агрегатов. В адрес городского комитета комсомола поступила телеграмма от Пахмутовой, Гребенникова и Добронравова. «Дорогие друзья, сердечно поздравляем с вашим торжеством! Всегда помним свой приезд в Усть-Илимск, душевную теплоту первопроходцев. Радуемся добытому вами свету. Пусть в новый год станет от него теплее и радостнее. Вся наша любовь, все наши песни – вам, дорогие устьилимцы!»
Да, строительство Усть-Илимской ГЭС имени Ленинского комсомола достигло своего пика. «На месте глухой тайги по-строим город на 150 тысяч жителей». Такой плакат стоял в тайге. Что ж, город – вот он, строится. Заработала и наша ГЭС!
Начало БАМа, легендарной стройки века
Первый десант отправился со стации Лена до Таюры 9 января 1974 года. Предстояло пробить зимник, чтобы по нему забрасывать на первый опорный пункт БАМа технику и строительные материалы. За месяц нужно было пройти 64 километра и проложить в непроходимой тайге надежную зимнюю дорогу.
Их было восемнадцать. Руководил десантом начальник СМП-266 Петр Сахно. «Легендарный Сахно» – так его звали на БАМе. С ним шли – его заместитель Александр Бурасов, инженер Виталий Корхов, строительный мастер Петр Иванов, бульдозеристы, мотористы, вальщики леса, сварщик, шофер, тракторист-механик, две девушки-повара. Девятнадцатым был корреспондент Иркутской областной газеты «Советская молодежь» Николай Кривомазов. Техника – четыре бульдозера, трактор, два вагончика, автомашина-вахтовка.
В день их старта потеплело до минус 36. Отправляясь в путь, Петр Петрович Сахно сложил руки рупором и объявил на манер дежурного по станции: «Граждане пассажиры! Поезд на океан отправляется через восемь лет. Отъезжающих просим занять свои вагоны». Он ошибся всего на два с половиной года. Дорога от Байкала до Амура – с востока и запада – соединилась 29 сентября 1984 года. При том немыслимом объеме работы ошибка вполне допустимая.
Они сделали этот первый бросок. Кроме трудной работы – крутые перевалы, таежные чащи, трескающийся под гусеницами лед – им противостоял мороз, который зашкаливал за минус пятьдесят. Резина становилась ломкой, бензин – густым; кололся, как стекло, не выдерживал металл. Люди – выдержали.
Через месяц они пришли на речку Таюра. Там же в мае 1974 года высадился Всесоюзный ударный комсомольский отряд имени XVII съезда комсомола. Вскоре здесь вырастет первенец строительства Байкало-Амурской магистрали – поселок Звездный.
Виктор Лакомов
В биографии этого удивительного человека – сплошные стройки, по которым можно изучать этапы освоения Сибири в послевоенные годы. На БАМ Виктор Лакомов приехал во главе отряда ХVII съезда комсомола, Героем Социалистического Труда. До этого он работал на строительстве трассы Абакан – Тайшет, служил в армии, строил ЛПК в Братске. Узнав о начале строительства ветки Хребтовая – Усть-Илимск, поехал строить «свою» дорогу. Восемь лет шел Виктор эти трудные северные 214 километров, измерил их своими кирзовыми сапогами.
Почти с первого дня Лакомов стал бригадиром. Авторитет пришел не сразу, в бригаде работали крепкие ребята, знавшие себе цену и умевшие работать. Он всегда исходил из того, что бригадир – такой же член коллектива, только ответственности больше и работать должен лучше других. Если у кого-то не получалось, он молча подходил и показывал, как надо. Благодаря такой «педагогике» в бригаде установилась спокойная рабочая обстановка. Бригада всегда опережала план. Вымпелы и премии приходили из разных инстанций, от райкома до Министерства транспортного строительства. Но работали не ради славы, а на совесть. Этому их учил бригадир, который верил в своих ребят, а они преклонялись перед его упорством, твердостью и добротой.
В феврале 1974 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР: за самоотверженный труд бригадиру Ангар-строя Виктору Ивановичу Лакомову присвоено звание Героя Социалистического Труда. А в апреле он, самый молодой Герой из числа транспортных строителей, прямо с ХVII съезда ВЛКСМ отправился командиром отряда на строительство Байкало-Амурской магистрали.
Строительство БАМа начиналось с прокладки просеки, до укладки путей было еще далеко. И транспортные строители переквалифицировались в лесорубы. Выполнение заданий в бригаде было не ниже 180 процентов при высоком качестве вырубки. Бригада редко кому уступала первенство.
Но укладка пути приближалась, и было решено создать новую, показательную бригаду. Возглавить ее предложили Лакомову. Ему, конечно же, хотелось побыстрее уйти на укладку. К тому же он ведь не лесоруб, привык не к «Дружбе» и топору, а к шпалам и рельсам. Но на заманчивое предложение он ответил отказом: «На укладку пойду только со своей бригадой». Так потом и было. Бригада Виктора Лакомова уложила рельсы на всем западном участке более чем на год раньше плановых сроков. На границе с Бурятией эстафету по укладке он передал бригаде Александра Бондаря, которая и довела укладку до стыковки.
…Звезду Героя Лакомов надевает редко. За такими парнями закрепилась точное и простое определение: «Они были первыми». Он всегда остается первым.
13 августа в иркутском микрорайоне Солнечный состоялся митинг, гостями которого была немецкая делегация во главе с членом ЦК Социалистической Единой партии Германии, первым секретарем окружного комитета партии Паулем Рошером. Митинг был посвящен открытию проспекта Карл-Маркс-Штадт.
Здесь будет один из лучших проспектов в Иркутске, застроенный современными многоэтажными домами и культурными учреждениями. Это будет проспект, символизирующий нашу дружбу, – сказал председатель горисполкома Николай Салацкий.
Гости из округа Карл-Маркс-Штадта, побратима Иркутска, поблагодарили иркутян за оказанную честь.
Газеты отмечают, что Иркутск тепло встречал гостей из округа. Первый секретарь ОК КПСС Николай Банников, уже названный Николай Салацкий и другие официальные лица работали с делегацией. Гости передали в дар Иркутскому обкому партии автомобиль «Трабанд» – миллионный экземпляр, выпущенный заводом «Заксенринг».
Мы прибыли к вам не только посмотреть Байкал, но и познакомиться с опытом вашей работы, который мы намерены применить у себя, – сказал Пауль Рошер. – Успешный опыт такого сотрудничества уже есть.
История одной фотографии
Фотография попала в книгу о БАМе, ее можно было встретить на страницах газет, она вошла в кинолетопись БАМа…
Ее герой был делегатом XVII съезда комсомола и членом того самого отряда добровольцев, который прямо из Кремлевского Дворца съездов отправился в Сибирь на новую Всесоюзную ударную стройку. 600 парней и девушек, одетых в защитного цвета форму с буквами «БАМ», проехали автобусами через всю столицу и под звуки марша «Прощание славянки» прибыли на Ярославский вокзал.
Митинги, напутствия… Расселись по вагонам…
Когда поезд прибыл в Тайшет, откуда, собственно, и начинался довоенный БАМ, одному из представителей отряда Григорию Верхотурцеву вручили символический ключ от БАМа. Точнее, его половинку. Вторая половина отправилась на центральный участок, в Тынду, со второй частью отряда.
Этот ключ я хранил как святыню, как знамя, – рассказывает Григорий Верхотурцев. – Смысл заключался в том, что половинки ключа должны будут вновь соединиться, когда строители сойдутся, двигаясь навстречу друг другу с запада и с востока.
Григорий Верхотурцев – один из бойцов отряда имени XVII съезда. Прежде жил в Саранске, столице Мордовии. До съезда он уже отслужил в армии и учился на 3 курсе МГУ на факультете промышленного и гражданского строительства. Далее он рассказывает:
Потом нас встречали в городе Усть-Куте, на станции Лена. Посадили в вертолеты и отправили в Звездный. Это было 2 мая. Когда вышли из вертолета, я поднял этот ключ над головой – таким и попал на фотографию.
Фотография была опубликована сначала в «Комсомолке», а потом обошла чуть ли не все газеты страны.
– А что тогда было на месте Звездного?
– На месте будущего поселка стояли ряды палаток. Их для нас приготовили первопроходцы во главе с Петром Петровичем Сахно. Это были 20-местные палатки военного образца. Ребята начали работать: кто рубил лес на просеке, кто пошел в мехколонну. Я стал бригадиром в СМП-266, и мы начали строить самое необходимое. Летом в палатках было даже здорово – мошка, от которой в тайге не было спасения, в палатки почему-то не залетала. А осенью стало холодно.
– Правда, что у вас волосы к брезенту примерзали?
– У меня такого не было. Зато хлеб привозили промерзший насквозь, буханки пилили небольшой ножовкой. Я как бригадир строителей перебрался из палатки в домик последним – это были сборно-щитовые дома, и переселение состоялось 30 ноября, при минус тридцати градусах…
Запомнился не только всеобщий неподдельный энтузиазм, но и будничная работа, и даже трагедия. Однажды на повороте дороги в двух километрах от Звездного опрокинулась в обрыв машина, груженая кирпичом. В кузове возвращались домой несколько ребят, которым позарез нужно было уехать, и они добирались на попутке. Мне пришлось потом отправлять раненых ребят в больницу в Усть-Кут, грузить их в вертолет. Шла снежная буря, вертолет не мог сесть из-за плохой видимости… Мы развели по углам посадочной площадки четыре огромных костра. Ребята были в тяжелом состоянии, и четверо из бригады умерло от травм, среди них Зина Пашинская и гитарист Ваня Арекаев, мой друг… Вот это было страшно.
Но несмотря ни на что мы свое дело сделали: в декабре первый поезд пришел в Звездный!
В Иркутск прибыла группа кинематографистов из Чехословакии для проведения Недели чехословацкого кино, посвященной 30-летию освобождения этой республики от фашистских захватчиков. Гости выступили перед зрителями Братска, затем в иркутском кинотеатре «Гигант» состоялась встреча с жителями областного центра.
Леонид Броневой, актер московского театра на Малой Бронной, заслуженный артист РСФСР, сыгравший в знаменитом фильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» группенфюрера Мюллера, работал в Иркутском драматическом театре! В октябре областная газета публикует небольшое интервью с ним.
Четырнадцать концертов в городах округа Карл-Маркс-Штадт (ГДР) дали самодеятельные артисты из Ангарска. Вокальный ансамбль «Весна» и народный ансамбль сибирского танца «Багульник» побывали в Карл-Маркс-Штадте, Цвиккау, Миттвайде и других городах по приглашению общества немецко-советской дружбы. Повод – участие в торжествах по случаю 25-летия образования Германской Демократической Республики.
Эстрадное шоу «Здравствуйте! Мы из Сибири» посмотрели 16 тыс. жителей округа. Об этом рассказал по возвращении режиссер театра «Чудак» ДК нефтехимиков Леонид Беспрозванный:
Наши выступления проходили в переполненных залах. Немецкие газеты писали о нас: «Сибиряки очаровали публику радостными плясками... Они познакомили нас с радостным искусством своего прекрасного края». Некоторые сцены нашего эстрадного обозрения были поставлены на немецком языке...
Центральный комитет Общества немецко-советской дружбы высоко оценил вклад ангарчан в укрепление братских связей между ГДР и СССР, удостоив их высшей награды – Золотой Почетной медали. Это первый коллектив в Сибири, получивший такую награду.
В Иркутске проходит месячник монголо-советской дружбы. Здесь гостила делегация МНР, большая группа музыкантов, танцоров и вокалистов показала сибирякам богатое искусство монгольского народа.
А 26 ноября в Иркутске сделал кратковременную остановку Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев, который по приглашению ЦК МНРП, Президиума Великого народного хурала и правительства Монголии во главе советской партийно-правительственной делегации отправляется в дружественную страну для участия в торжествах, посвященных 50-летию провозглашения Монгольской Народной Республики. В аэропорту Л.И. Брежнева и сопровождающих его лиц сердечно привет-ствовали иркутяне.
В начале следующего года в издательстве «Советский писатель» выйдет новая книга иркутского поэта, ставшего москвичом, но не изменившего Сибири, – Анатолия Преловского «Говор». Как говорит автор, эта книга «об ощущении России и ее Севера».
Иркутск отмечает 150-летие со дня восстания декабристов.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей