Иркутская область в 1974 году. В зеркале прессы

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF
Автор: Авторский коллектив
Источник: Моя Иркутская область. Иркутск. 2007
Автор: Авторский коллектив
Источник: Моя Иркутская область. Иркутск. 2007
Первые дома в поселке Звездный
Первые дома в поселке Звездный
Автор: Авторский коллектив
Источник: Моя Иркутская область. Иркутск. 2007
Пока это одна из улиц старого поселка. Вскоре на этом месте будет рукотворное море
Пока это одна из улиц старого поселка. Вскоре на этом месте будет рукотворное море
Автор: Авторский коллектив
Источник: Моя Иркутская область. Иркутск. 2007
Караван прошел Толстый мыс, где будет построена Усть-Илимская ГЭС
Караван прошел Толстый мыс, где будет построена Усть-Илимская ГЭС
Автор: Авторский коллектив
Источник: Моя Иркутская область. Иркутск. 2007
Десант в Звездный
Десант в Звездный
Автор: Авторский коллектив
Источник: Моя Иркутская область. Иркутск. 2007
Виктор Лакомов
Виктор Лакомов
Автор: Авторский коллектив
Источник: Моя Иркутская область. Иркутск. 2007
Микрорайон Солнечный
Микрорайон Солнечный
Автор: Авторский коллектив
Источник: Моя Иркутская область. Иркутск. 2007
Н. Салацкий
Н. Салацкий
Автор: Авторский коллектив
Источник: Моя Иркутская область. Иркутск. 2007
Бамовский поселок Кунерма
Бамовский поселок Кунерма
Автор: Авторский коллектив
Источник: Моя Иркутская область. Иркутск. 2007
«Звездный». Май, 1974
«Звездный». Май, 1974
Автор: Авторский коллектив
Источник: Моя Иркутская область. Иркутск. 2007
Гитары отдыхают
Гитары отдыхают
Автор: Авторский коллектив
Источник: Моя Иркутская область. Иркутск. 2007
Автор: Авторский коллектив
Источник: Моя Иркутская область. Иркутск. 2007
«Декабристские вечера». Второй справа директор музея Е. Ячменев
«Декабристские вечера». Второй справа директор музея Е. Ячменев
Автор: Авторский коллектив
Источник: Моя Иркутская область. Иркутск. 2007
Знаменский монастырь в Иркутске. Могилы декабристов Н.А. Панова и П.А. Муханова
Знаменский монастырь в Иркутске. Могилы декабристов Н.А. Панова и П.А. Муханова
Автор: Авторский коллектив
Источник: Моя Иркутская область. Иркутск. 2007

Где-то багульник На сопках цветет, Кедры вонзаются в небо.

Кажется, будто Давно меня ждет Край, где ни разу я не был…

Популярная песня

В историю Иркутска и области этот год, полный обычных забот, напряжения, рассредо­тачивающий силы на несколько ударных ком­сомольских строек, – этот год тем не менее войдет в историю одним главным событием, которому было предопределено изменить те­чение жизни огромного региона. Это событие – начало строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Россия на протяжении многих веков стре­милась на восток, ей нужен был еще один выход к океану, доступ к ископаемым богатс­твам Сибири. Ведь еще Ломоносов сказал, что могущество российское прирастать будет Сибирью. Так что строительство БАМа было вызвано экономической необходимостью и стратегическими устремлениями тогдашнего Советского Союза.

БАМ, как это показала жизнь, строила вся страна, в том числе не остались в стороне и наши земляки. Всего 250 коммунистов и 1300 комсомольцев направила на строительство магистрали Иркутская область. В зону БАМа пришла новая жизнь, появились возможности использовать богатства тайги и недр западно­го участка и создать Верхнеленский террито­риально-производственный комплекс.

Байкало-Амурская магистраль стала одной из главных жизненных дорог комсомольцев и молодежи 70-х. Вдали от населенных пунктов предстояло проложить около 3200 километ­ров стального полотна от города Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре, большей частью в районе вечной мерзлоты, преодолеть 18 горных хребтов, перебросить более полутора сотен мостов над большими и малыми реками.

А вообще – что такое БАМ? Одни говори­ли: «Боевой авангард молодежи». Другие, чуть позже, стали расшифровывать так – «Баня, амбулатория, магазин». Эта вторая трактов­ка – бытовая и немножко забавная, но ее тоже можно было услышать на БАМе и от журна­листов, и от тех, кто стал жить в бамовских поселках. А им, думается, было виднее…

Хроника

БАМ – точка отсчета

11 марта впервые на всю страну прозвучало звучное и при­зывное слово «БАМ». В речи на праздновании 20-летия осво­ения целины Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев объявил о начале строительства Байкало-Амурской железнодо­рожной магистрали. Весь мир узнал о грандиозной стройке, ко­торая отдельными фрагментами осуществлялась с начала ХХ века.

С мая по 23 июня сформирован ударный отряд строителей из числа комсомольцев иркутской областной организации. На каждое из 120 мест в отряде претендовало до шести человек. Рассмотрено более 400 заявлений. Отобраны самые достойные и самые настойчивые. Всего же в адрес ЦК ВЛКСМ за 1974 год пришло более 165 тыс. заявлений от молодежи с просьбами направить их на строительство магистрали.

2 июня на место будущей станции Киренга в пос. Магис­тральный (Казачинско-Ленский район) вертолеты доставили посланцев Иркутского комсомола. Бойцов отряда торжествен­но встречали жители сел Казачинское, Ключи, Седанкино. На берегу реки Окукихты раскинулся палаточный городок перво­строителей-иркутян.

8 июля вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Минист­ров СССР № 561 «О строительстве Байкало-Амурской железно­дорожной магистрали». Партия и правительство называют БАМ «важнейшей стройкой IX пятилетки», и 27 июля в газете «Прав­да» вышла передовая статья «От Байкала до Амура» – первая передовая по этой стройке. Началась активная пропагандистская кампания новой великой стройки.

2 сентября на строительстве Байкало-Амурской магистрали в поселке Звездный открыта первая средняя школа. В списке уча­щихся 17 ребятишек. Директором первой школы на БАМе назна­чен приехавший по комсомольской путевке зав. отделом учащейся молодежи Иркутского ОК ВЛКСМ Леонид Выговский.

6 сентября на станции Якурим уложено первое звено желез­нодорожного полотна западного участка БАМа. Дорога пошла на восток. Право забить первый серебряный костыль было пре­доставлено одному из ветеранов Ангарстроя бригадиру монте­ров пути Ивану Жунину.

Возвращаясь из Монгольской Народной Республики, в Ир­кутск прибыли первый секретарь ЦК ВЛКСМ Евгений Тяжель­ников и летчик-космонавт Герой Советского Союза Виктор Горбатко.

Тяжельников и Горбатко побывали в Ангарске, где встрети­лись с горожанами, работниками нефтехимического комбина­та. Потом гости отправились в Усть-Кут, а оттуда в бамовские поселки, где встретились со строителями Байкало-Амурской магистрали. Здесь состоялось совещание со строителями, на котором обсуждалось положение дел на стройке и дальней­шие задачи бамовцев, в котором участвовали второй секретарь Иркутского ОК КПСС Малов, второй секретарь ОК ВЛКСМ Валерий Игнатов, начальник штаба ЦК ВЛКСМ на строитель-стве БАМа Валентин Сущевич, начальник Ангарстроя Васи­лий Бондарев, первый секретарь Усть-Кутского ГК КПСС Иван Панчуков, представители проектных организаций и другие от­ветственные работники.

11 октября – день рождения нового моря на Ангаре, но­вого моря в Иркутской области. Областные газеты сообщают о «третьем укрощении Ангары». Государственная комиссия подписала акт о приемке в эксплуатацию гидроагрегатов Усть-Илимской ГЭС и о готовности сооружений ГЭС к наполнению водохранилища.

У Толстого мыса прошел митинг устьилимцев. Искусствен­ное водохранилище будет по объему втрое меньше Братского, но оно не менее важное для плотины и для города. И все равно это море – одно из крупнейших водоемов, созданных челове­ком. На его берегах растут город энергетиков и лесохимиков, поселки лесозаготовителей. «Начинается спуск первого затво­ра. Вода прибывает на глазах», – пишет корреспондент газеты «Советская молодежь» Николай Кривомазов.

2 ноября в таежной деревеньке Юхта Казачинско-Ленско­го района высадился первый десант 571-го строительно-мон­тажного поезда. Положено начало знаменитой впоследствии станции Улькан. Возглавил строительство Анатолий Фролов, который совсем недавно руководил Усть-Илимской районной комсомольской организацией. Комсоргом поезда был Валентин Ураков.

В последние дни декабря рабочий Усть-Илим живет пред­пусковым настроением. «Поздравляем молодых строителей с трудовой победой! Ударным трудом встретим год 1975!» – пи­шут газеты.

В ночь на 28 декабря 1974 года ожидается пуск первых двух агрегатов Усть-Илимской ГЭС. Центру управления энергети­ческой системой будет дана команда включить Усть-Илимскую гидростанцию в единую энергосистему Сибири. Первые два агрегата мощностью по 240 тыс. киловатт будут поставлены под напряжение. Третий гигант энергетики на Ангаре начнет свою жизнь. 

Теперь в направлении из Усть-Илима в Братск стальные жилы высоковольтных линий понесут энергию третьего ги­ганта на Ангаре. Два агрегата войдут в строй действующих, но работа продолжится, впереди третий агрегат, впереди пос­ледний год пятилетки, на который назначен пуск еще четырех агрегатов. В адрес городского комитета комсомола поступила телеграмма от Пахмутовой, Гребенникова и Добронравова. «Дорогие друзья, сердечно поздравляем с вашим торжеством! Всегда помним свой приезд в Усть-Илимск, душевную теплоту первопроходцев. Радуемся добытому вами свету. Пусть в но­вый год станет от него теплее и радостнее. Вся наша любовь, все наши песни – вам, дорогие устьилимцы!»

Да, строительство Усть-Илимской ГЭС имени Ленинского комсомола достигло своего пика. «На месте глухой тайги по-строим город на 150 тысяч жителей». Такой плакат стоял в тай­ге. Что ж, город – вот он, строится. Заработала и наша ГЭС!

События

Начало БАМа, легендарной стройки века

Первый десант отправился со стации Лена до Таюры 9 ян­варя 1974 года. Предстояло пробить зимник, чтобы по нему забрасывать на первый опорный пункт БАМа технику и строи­тельные материалы. За месяц нужно было пройти 64 километра и проложить в непроходимой тайге надежную зимнюю дорогу.

Их было восемнадцать. Руководил десантом началь­ник СМП-266 Петр Сахно. «Легендарный Сахно» – так его звали на БАМе. С ним шли – его заместитель Александр Бурасов, инженер Виталий Корхов, строительный мастер Петр Иванов, бульдозеристы, мотористы, вальщики леса, сварщик, шофер, тракторист-механик, две девушки-повара. Девятнадцатым был корреспондент Иркутской областной газеты «Советская молодежь» Николай Кривомазов. Техни­ка – четыре бульдозера, трактор, два вагончика, автомаши­на-вахтовка.

В день их старта потеплело до минус 36. Отправляясь в путь, Петр Петрович Сахно сложил руки рупором и объявил на манер дежурного по станции: «Граждане пассажиры! Поезд на океан отправляется через восемь лет. Отъезжающих просим занять свои вагоны». Он ошибся всего на два с половиной года. Дорога от Байкала до Амура – с востока и запада – соединилась 29 сентября 1984 года. При том немыслимом объеме работы ошибка вполне допустимая.

Они сделали этот первый бросок. Кроме трудной работы – крутые перевалы, таежные чащи, трескающийся под гусеница­ми лед – им противостоял мороз, который зашкаливал за минус пятьдесят. Резина становилась ломкой, бензин – густым; колол­ся, как стекло, не выдерживал металл. Люди – выдержали.

Через месяц они пришли на речку Таюра. Там же в мае 1974 года высадился Всесоюзный ударный комсомольский отряд имени XVII съезда комсомола. Вскоре здесь вырастет первенец строительства Байкало-Амурской магистрали – поселок Звез­дный.

Человек года

Виктор Лакомов

В биографии этого удивительного человека – сплошные стройки, по которым можно изучать этапы освоения Сибири в послевоенные годы. На БАМ Виктор Лакомов приехал во гла­ве отряда ХVII съезда комсомола, Героем Социалистического Труда. До этого он работал на строительстве трассы Абакан – Тайшет, служил в армии, строил ЛПК в Братске. Узнав о начале строительства ветки Хребтовая – Усть-Илимск, поехал строить «свою» дорогу. Восемь лет шел Виктор эти трудные северные 214 километров, измерил их своими кирзовыми сапогами.

Почти с первого дня Лакомов стал бригадиром. Авторитет пришел не сразу, в бригаде работали крепкие ребята, знавшие себе цену и умевшие работать. Он всегда исходил из того, что бригадир – такой же член коллектива, только ответственнос­ти больше и работать должен лучше других. Если у кого-то не получалось, он молча подходил и показывал, как надо. Бла­годаря такой «педагогике» в бригаде установилась спокойная рабочая обстановка. Бригада всегда опережала план. Вымпелы и премии приходили из разных инстанций, от райкома до Ми­нистерства транспортного строительства. Но работали не ради славы, а на совесть. Этому их учил бригадир, который верил в своих ребят, а они преклонялись перед его упорством, твердо­стью и добротой.

В феврале 1974 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР: за самоотверженный труд бригадиру Ангар-строя Виктору Ивановичу Лакомову присвоено звание Героя Социалистического Труда. А в апреле он, самый молодой Ге­рой из числа транспортных строителей, прямо с ХVII съезда ВЛКСМ отправился командиром отряда на строительство Байкало-Амурской магистрали.

Строительство БАМа начиналось с проклад­ки просеки, до укладки путей было еще далеко. И транспортные строители переквалифициро­вались в лесорубы. Выполнение заданий в бри­гаде было не ниже 180 процентов при высоком качестве вырубки. Бригада редко кому уступала первенство.

Но укладка пути приближалась, и было ре­шено создать новую, показательную бригаду. Возглавить ее предложили Лакомову. Ему, ко­нечно же, хотелось побыстрее уйти на уклад­ку. К тому же он ведь не лесоруб, привык не к «Дружбе» и топору, а к шпалам и рельсам. Но на заманчивое предложение он ответил отказом: «На укладку пойду только со своей бригадой». Так потом и было. Бригада Виктора Лакомова уложила рельсы на всем западном участке более чем на год раньше плановых сроков. На грани­це с Бурятией эстафету по укладке он передал бригаде Александра Бондаря, которая и довела укладку до стыковки.

…Звезду Героя Лакомов надевает редко. За такими парнями закрепилась точное и простое определение: «Они были первыми». Он всегда остается первым.

Визиты

13 августа в иркутском микрорайоне Солнечный состоял­ся митинг, гостями которого была немецкая делегация во гла­ве с членом ЦК Социалистической Единой партии Германии, первым секретарем окружного комитета партии Паулем Роше­ром. Митинг был посвящен открытию проспекта Карл-Маркс-Штадт.

Здесь будет один из лучших проспектов в Иркутске, за­строенный современными многоэтажными домами и культур­ными учреждениями.  Это будет проспект, символизирующий нашу дружбу, – сказал председатель горисполкома Николай Салацкий.

Гости из округа Карл-Маркс-Штадта, побратима Иркутска, поблагодарили иркутян за оказанную честь.

Газеты отмечают, что Иркутск тепло встречал гостей из округа. Первый секретарь ОК КПСС Николай Банников, уже названный Николай Салацкий и другие официальные лица ра­ботали с делегацией. Гости передали в дар Иркутскому обкому партии автомобиль «Трабанд» – миллионный экземпляр, выпу­щенный заводом «Заксенринг».

Мы прибыли к вам не только посмотреть Байкал, но и познакомиться с опытом вашей работы, который мы намерены применить у себя, – сказал Пауль Рошер. – Успешный опыт та­кого сотрудничества уже есть.

Культура, спорт

История одной фотографии

Фотография попала в книгу о БАМе, ее можно было встре­тить на страницах газет, она вошла в кинолетопись БАМа…

Ее герой был делегатом XVII съезда комсомола и членом того самого отряда добровольцев, который прямо из Кремлев­ского Дворца съездов отправился в Сибирь на новую Всесо­юзную ударную стройку. 600 парней и девушек, одетых в за­щитного цвета форму с буквами «БАМ», проехали автобусами через всю столицу и под звуки марша «Прощание славянки» прибыли на Ярославский вокзал.

Митинги, напутствия… Расселись по вагонам…

Когда поезд прибыл в Тайшет, откуда, собственно, и начи­нался довоенный БАМ, одному из представителей отряда Гри­горию Верхотурцеву вручили символический ключ от БАМа. Точнее, его половинку. Вторая половина отправилась на цент­ральный участок, в Тынду, со второй частью отряда. 

Этот ключ я хранил как святыню, как знамя, – рассказыва­ет Григорий Верхотурцев. – Смысл заключался в том, что поло­винки ключа должны будут вновь соединиться, когда строители сойдутся, двигаясь навстречу друг другу с запада и с востока.

Григорий Верхотурцев – один из бойцов отряда имени XVII съезда. Прежде жил в Саранске, столице Мордовии. До съезда он уже отслужил в армии и учился на 3 курсе МГУ на факуль­тете промышленного и гражданского строительства. Далее он рассказывает:

Потом нас встречали в городе Усть-Куте, на станции Лена. Посадили в вертолеты и отправили в Звездный. Это было 2 мая. Когда вышли из вертолета, я поднял этот ключ над головой – таким и попал на фотографию. 

Фотография была опубликована сначала в «Комсомолке», а потом обошла чуть ли не все газеты страны.

– А что тогда было на месте Звездного?

– На месте будущего поселка стояли ряды палаток. Их для нас приготовили первопроходцы во главе с Петром Петровичем Сахно. Это были 20-местные палатки военного образца. Ребята начали работать: кто рубил лес на просеке, кто пошел в мехко­лонну. Я стал бригадиром в СМП-266, и мы начали строить самое необходимое. Летом в палатках было даже здорово – мошка, от которой в тайге не было спасения, в палатки почему-то не залетала. А осенью стало холодно.

– Правда, что у вас волосы к брезенту примерзали?

– У меня такого не было. Зато хлеб привозили промерзший насквозь, буханки пилили небольшой ножовкой. Я как брига­дир строителей перебрался из палатки в домик последним – это были сборно-щитовые дома, и переселение состоялось 30 но­ября, при минус тридцати градусах… 

Запомнился не только всеобщий неподдельный энтузиазм, но и будничная работа, и даже трагедия. Однажды на повороте дороги в двух километрах от Звездного опрокинулась в обрыв машина, груженая кирпичом. В кузове возвращались домой несколько ребят, которым позарез нужно было уехать, и они добирались на попутке. Мне пришлось потом отправлять ра­неных ребят в больницу в Усть-Кут, грузить их в вертолет. Шла снежная буря, вертолет не мог сесть из-за плохой видимости… Мы развели по углам посадочной площадки четыре огромных  костра. Ребята были в тяжелом состоянии, и четверо из бри­гады умерло от травм, среди них Зина Пашинская и гитарист Ваня Арекаев, мой друг… Вот это было страшно.

Но несмотря ни на что мы свое дело сделали: в декабре пер­вый поезд пришел в Звездный!

В Иркутск прибыла группа кинематографистов из Чехосло­вакии для проведения Недели чехословацкого кино, посвящен­ной 30-летию освобождения этой республики от фашистских захватчиков. Гости выступили перед зрителями Братска, затем в иркутском кинотеатре «Гигант» состоялась встреча с жителя­ми областного центра. 

Леонид Броневой, актер московского театра на Малой Брон­ной, заслуженный артист РСФСР, сыгравший в знаменитом фильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» группенфюрера Мюллера, работал в Иркутском драматичес­ком театре! В октябре областная газета публикует небольшое интервью с ним.

Четырнадцать концертов в городах округа Карл-Маркс-Штадт (ГДР) дали самодеятельные артисты из Ангарска. Во­кальный ансамбль «Весна» и народный ансамбль сибирского танца «Багульник» побывали в Карл-Маркс-Штадте, Цвиккау, Миттвайде и других городах по приглашению общества немец­ко-советской дружбы. Повод – участие в торжествах по случаю 25-летия образования Германской Демократической Республи­ки.

Эстрадное шоу «Здравствуйте! Мы из Сибири» посмотрели 16 тыс. жителей округа. Об этом рассказал по возвращении ре­жиссер театра «Чудак» ДК нефтехимиков Леонид Беспрозван­ный:

Наши выступления проходили в переполненных залах. Немецкие газеты писали о нас: «Сибиряки очаровали публику радостными плясками... Они познакомили нас с радостным ис­кусством своего прекрасного края». Некоторые сцены нашего эстрадного обозрения были поставлены на немецком языке...

Центральный комитет Общества немецко-советской друж­бы высоко оценил вклад ангарчан в укрепление братских свя­зей между ГДР и СССР, удостоив их высшей награды – Золотой Почетной медали. Это первый коллектив в Сибири, получив­ший такую награду.

В Иркутске проходит месячник монголо-советской дружбы. Здесь гостила делегация МНР, большая группа музыкантов, танцоров и вокалистов показала сибирякам богатое искусство монгольского народа.

А 26 ноября в Иркутске сделал кратковременную останов­ку Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев, который по приглашению ЦК МНРП, Президиума Великого народного ху­рала и правительства Монголии во главе советской партийно-правительственной делегации отправляется в дружественную страну для участия в торжествах, посвященных 50-летию про­возглашения Монгольской Народной Республики. В аэропорту Л.И. Брежнева и сопровождающих его лиц сердечно привет-ствовали иркутяне.

В начале следующего года в издательстве «Советский пи­сатель» выйдет новая книга иркутского поэта, ставшего мос­квичом, но не изменившего Сибири, – Анатолия Преловского «Говор». Как говорит автор, эта книга «об ощущении России и ее Севера».

Иркутск отмечает 150-летие со дня восстания декабристов.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Хронология | Автор(ы): Авторский коллектив. Составитель Гольдфарб С. И. | Источник(и): Моя Иркутская область. - Иркутск, 2007 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2007 | Дата последней редакции в Иркипедии: 17 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Иркутская область | Моя Иркутская область. Составитель Гольдфарб С.И. | Хронологический