Тендитник Надежда Степановна (7 марта 1922, ст. Слюдянка Иркутской области – 11 ноября 2003, Иркутск), кандидат филологических наук, профессор, литературовед, литературный критик. Член Союза писателей России. Автор книг «Мастера», «Валентин Распутин», «Энергия писательского сердца» и др.
Сегодня многим из нас, знавшим Александра Вампилова, кажется, что о нем известно все. Знаем, наверное, многое потому, что, как всякий большой художник, он с открытым сердцем шел к читателю и зрителю, был искренен. Однако стоило прикоснуться к памятным местам Иркутска, связанным с именем драматурга или вошедшим в качестве достовернейших примет времени в его творчество, как открывается много еще не перелистанных страниц его биографии.
Начнем хотя бы с того, что, создав крупные пьесы, зная цену написанному («Утиной охоте» драматург придавал большое значение и был поражен, с каким непониманием ее встретили), он вынашивал планы обратиться к большой прозе. Задолго до того, как были признаны «Прощание в июне» и «Старший сын», просил мать – Анастасию Прокопьевну Копылову – записать свою биографию. У А. Вампилова были все основания считать историю семьи фактом большой и трудной биографии эпохи. И если попытаться пройти по памятным местам города, откроются пусть и не все, но некоторые важные ее страницы.
Саша вырос в притрактовом селе Кутулик, но городом его судьбы стал Иркутск. Многие, очень многие места города хранят память о нем, не забыли его мягкой походки, его загадочной улыбки.
О поселке Кутулик драматург рассказал в очерках, но тем не менее важно подчеркнуть, что отсюда, с этих мест, приютившихся у Московского тракта, начинается семейное предание. Прадед драматурга по материнской линии Африкан Федорович Медведев был сослан в Кутулик на поселение. Детали семейного предания размыты временем, сейчас уже не восстановить обстоятельств, при которых был убит помещик, на службе у которого был прадед драматурга. Расплачивались за это многие, виновные и непричастные. В Кутулике А. Ф. Медведеву и суждено было остаться до конца дней.
В семье помнят, что Африкан Федорович был любителем театра и музыки. Здесь долго хранилась реликвия – гитара, на которой он играл.
С давних пор Кутулик стал местом, где жили и трудились многие представители этой семьи: бабушка А. Вампилова Александра Африкановна, мать драматурга и его отец Валентин Никитич. Сюда наезжали и подолгу жили сестры Анастасии Прокопьевны.
Что же касается иркутской истории семьи, то она начинается в памятном и любимом районе города – ныне площади Кирова. Эти исторические места можно без преувеличения назвать колыбелью рода, его щедрой почвой.
А Вампилов был сыном своей матери, ее мир волновал драматурга, и оснований для этого было немало. Анастасия Прокопьевна родилась в начале века, и его бурные потрясения оставили неизгладимый отпечаток в ее судьбе.
Детство А. П. Копыловой не назовешь безмятежным – всю Россию потрясали события первой русской революции. Но вместе с тем среда обитания оставалась особенной.
Дом, где жили Копыловы, гимназия, в которой учились, место детских игр и забав – Тихвинская площадь, окруженная со всех сторон седыми памятниками старины. Казанский кафедральный собор, выполненный в византийском стиле, Тихвинская и Спасская церкви, собор Богоявления, своим великолепием напоминавшие о подъеме национального духа в начале XVIII века, Московские ворота, возведенные в 1811 году, накануне великих потрясений, не могли не влиять на воспитание вкуса и патриотической гордости.
Дом отца Анастасии Прокопьевны приютился в старинном историческом месте: начало Амурской (Ленина), Мыльниковской (ныне Чкалова) и Спасолютеранской (Сурикова) улиц. Он был окружен Спасским парком, остатки которого видны около Вечного огня, отсюда рукой подать до гимназии (здание пединститута на ул. Желябова). Зимой для детей здесь устраивался роскошный каток. Торговые ряды, венчания в Тихвинской церкви, скопления людей около дома городской управы (ныне корпус биологопочвенного факультета) – все было исполнено духом близящихся перемен. И они не заставили долго ждать. Декабрь 1917 года был особенно памятным.
Горячей и беспощадной была схватка миров. В ней кристаллизовался характер будущей учительницы, сумевшей воспитать в детях патриотическое сознание, высокое достоинство. Нет, не случайно А. Вампилов питал глубокую и трепетную любовь к матери, уважение к ее нелегкой судьбе.
Когда он ей говорил: «А ведь ты не верила в меня, мама», или когда написал на дарственной книге «Старший сын»: «Дорогой маме от младшего сына», он подчеркивал свое право быть духовным наследником семьи.
Крутой волей и недюжинными способностями оратора и педагога был наделен дед драматурга Прокопий Георгиевич Копылов. Он вырос в семье кимильтейского крестьянина, но собрался с силами, получил высшее образование, обеспечившее ему пост священника в кафедральном соборе и должность учителя гимназии. Старожилы города помнят его и поныне. Прокопий Георгиевич был отцом большой семьи. Девять детей росли в ней, получая отличное по тем временам образование и воспитание. Бабушка А. Вампилова Александра Африкановна Медведева получила образование в епархиальном училище, имела в 17 лет высокое по тем временам звание домашней учительницы. Как оно ей пригодилось! И не только в собственной семье, но и в семье дочери – Анастасии Прокопьевны, где она поселилась после 1937 года и прожила до глубокой старости. Она многое сделала для воспитания внуков. Любовь к музыке и классике была у А. Вампилова привита с раннего детства. Ее прах покоится недалеко от ранней могилы драматурга на Радищевском кладбище.
Семью Прокопия Георгиевича, как и его самого, не обошли бури времени. Двое сыновей – Михаил и Юрий – погибли в годы Гражданской войны. Татьяна и Анастасия, ставшие учительницами, пережили немало сложностей, связанных с перестройкой старого гимназического образования в новое, доступное широкой массе трудящихся. Охотоведы, инженеры-строители, врачи – таков путь семьи, активно потрудившейся в условиях нового строя.
Когда у Саши появилась возможность в детстве наезжать в Иркутск, уже не было ни дедовского дома, ни окружавшего его большого сада. Не было уже и многих памятников города. Саша с матерью останавливался у дяди – Иннокентия Прокопьевича Копылова, в домике на улице Франк- Каменецкого, 28. Район этот ныне сильно изменился, а был тоже по-своему заповедным. Когда-то улица эта называлась Мяснорядской, на ней шла бойкая торговля, а до самой Ушаковки простирался большой Интендантский сад. Кто знает, какие впечатления откладывались в душе от этих поездок? Может, здесь в своем безотцовском детстве он впервые познал мужскую опеку и дружбу? Иннокентий Прокопьевич, известный охотовед, был большим любителем и защитником природы. Его сын – Игорь, хотя и был намного старше Саши, много времени уделял брату. Дядя и двоюродный брат пережили много трудного. Когда Игорю было всего 10 лет, умерла его сестра, мать, не преодолев горя, застрелилась на ее могиле. Саша сочувственно и любовно относился к осиротевшей семье дяди, был в ней своим.
Проходя и сегодня мимо дома на Франк-Каменецкого, нетрудно представить, какие впечатления отразились в таком вот зимней пейзаже: «Море снега, заунывно ровное, мертвое море, «оцепеневшая» дорога, освещаемая «маленькой тусклой луной». «Озябшая, жалкая, она, кажется, ждет не дождется конца своего дежурства» (рассказ «Сугробы») – так мог видеть мир человек, глубоко чувствующий.
Болевыми были воспоминания А. Вампилова об отце. Помнить его он не мог – отца не стало, когда Саше минуло всего пять месяцев. Но знал он о нем все. Зная, не мог не гордиться. Ведь этот человек, родившийся в семье аларского крестьянина, сумел многого добиться. Это был прекрасный педагог-словесник, горячий, искренний, увлекающийся человек, наделенный острым чувством социальной справедливости. Не примирившись с незаконным арестом одного из учителей, поехал хлопотать за него в Иркутск и сам оказался на подозрении. Несчастье случилось зимой 1937 года, а раньше, летом этого года, в письмах к жене, лежавшей в родильном доме г. Че- ремхово, он писал о своем предчувствии, что у них родится сын, что, наверное, судьба у него будет необычной, возможно – писательской, что снились ему и Л. Н. Толстой, и А. М. Горький. Последний на совместной охоте в знак благорасположения подарил полмешка пороху.
Не будем считать это мистикой. В трудные моменты истории и судьбы человек начинает видеть мир острее, проницательнее, способен на предвидения. Именно это имел в виду В. Шукшин, когда опубликовал вещие сны своей матери, словно предсказавшей судьбу мужа перед уходом на фронт.
Предчувствие необыкновенной судьбы своего последнего ребенка было самым светлым в последних днях Валентина Никитича.
Смутным декабрьским днем приехала за ним кошевка (вид саней, обитых кошмой), за которой погнался в детском отчаянии старший Сашин брат Михаил.
Но вернемся в Иркутск.
В жаркие летние дни 1954 года Саша сдавал вступительные экзамены на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета им. А. А. Жданова. Университет тогда полностью размещался в старинном историческом здании города. Построил его в 1869 году архитектор Александр Евграфович Разгильдеев, сын казачьего офицера, закончивший курс Академии художеств, имевший звание академика и подаривший городу ряд зданий на улице К. Маркса. Здание в разное время именовалось и институтом Николая Первого, и пансионом благородных девиц, а в 1918 году в нем был открыт университет.
В 1954 году А. Вампилов не поступил на историко-филологический факультет – не хватило знаний по немецкому языку. Но после упорных занятий в 1955 году стал студентом. Осенью этого года, после колхозной студенческой страды, познакомился с В. Распутиным, так что учеба в университете и последующие годы были временем прочной дружбы и подлинного духовного братства.
В старом корпусе университета до декабря 1986 года еще сохранялась 64-я аудитория, где шли занятия у филологов. Она была выстроена в форме полуамфитеатра и никогда не пустовала. Не могу не вспомнить здесь, как однажды увидела в последнем ряду на лекции по древнерусской литературе сидящих рядом В. Распутина и А. Вампилова. Они, особенно Саша, лукаво улыбались и оживленно разговаривали. Не знаю, но почему-то не сделала им замечания. Отнесла их поведение на счет своей преподавательской неопытности. На факультет ведь пришла только в 1954 году. И еще деталь: на юбилее В. И. Мариной, который отмечался в Доме писателей на ул. 5-й Армии (это здание снесено), В. Распутин и А. Вампилов подошли ко мне, и Саша сказал: «Мы вас любим, Надежда Степановна, – и, уловив смущение или недоумение, добавил: – Теперь любим.» Не мог он сказать неправды. Тем дороже была искренность. Однажды он заметил: «Вы открыли мне Бунина».
Памятным местом Иркутска, связанным с именем А. Вампилова, останется здание на ул. Карла Маркса. С улицы 4-й Красноармейской был вход в редакцию газеты «Советская молодежь». Сюда будущий писатель пришел еще в студенческие годы. Было искушение попробовать себя в творчестве, а также материальные соображения: нужно было привыкать к самостоятельным заработкам.
Здесь и начался путь в большую литературу. Журналистские поездки, общение с людьми разных профессий, горячие споры в редакции многое определили в судьбе А. Вампилова.
Поскольку необходимый для писательства опыт был невелик, учиться жизни и творчеству предстояло одновременно. Как тут не вспомнить Анну Ахматову, воскликнувшую когда-то по этому поводу:
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Оказывается, все годится как строительный материал: и «запах дегтя свежий», и «сердитый окрик», и «таинственная плесень на стене», и задумчивая тишина ночи. Все, все берет писатель у «жизни лукавой». Почему- то именно эти стихи вспомнились, когда впервые попала мне в руки рукопись одного из юношеских рассказов А. Вампилова – «Сумочка к ребру». Глянув на рукопись рассказа, вспомнила о поразившем разговоре: «Какие рукописи у Вампилова! Он делал правку своих рассказов прямо на газетном листе!» Это сказал человек, бережно и трепетно относящийся к драматургу! Сразу возразить на это было трудно. Не попадали в руки и варианты его работ. И вот удача: редактор иркутской студии телевидения Валентина Молчанова показала одну из них. Рукопись рассказа «Сумочка к ребру» сохранилась у нее с тех давних времен, когда студент филфака ИГУ Саша Вампилов приходил в редакцию многотиражной газеты «Иркутский университет» и застенчиво оставлял для печати свои первые опыты. Будучи секретарем редакции, В. Молчанова перепечатывала их, готовя к публикации. Саша, не страдая манией величия, просто оставлял черновики в редакции, и вот мы их видим, уже тронутые временем, слегка пожелтевшие. Свидетели напряженного труда, эти рукописи указывают и на вдохновенную учебу у жизни.
Как известно, в рассказ «Сумочка к ребру» включены стихи:
Из подворотни выбрел пес лохматый
И вдруг завоил, словно не к добру.
Подкрадывался сумрак бородатый,
Подвязывая сумочку к ребру.
Эти «стихи» показала однажды молодым начинающим писателям Елена Жилкина. Л. Красовский, активно работавший в те годы в газете, вспоминал:
«Ребята! – простонала Елена Викторовна, хватаясь за горло. – Мне дурно. Вы только послушайте! – Мы все посмеялись, а Вампилов написал замечательный рассказ».
Наделенный прекрасным чувством юмора, Саша, едва сам взявшийся за перо, был беспощаден к ремесленничеству. Стихи незадачливого автора подтолкнули к работе. Три типа графоманов – Рассветов, Гонорарьев и дембель, автор рукописи «Три года в строю», изображены в тонах юмористических, мягких, но вместе с тем с той редкостной определенностью, которая не допускает разночтений. Литературный консультант Владимир Петрович не вынес напора этой публики, ушел из редакции.
Нас, однако, интересует сейчас характер авторской правки. Рукопись «Сумочка к ребру» указывает на «легкость» пера, но не в том смысле, что писатель творил на ходу. Это говорит о полной погруженности натуры в творческий процесс. В результате этого произведение ложится на лист сразу, может быть, в короткие мгновения, необходимые для написания рассказа из трех страниц. В основе своей именно поэтому он и не подвергался коренной правке (как, впрочем, было и с пьесами А. Вампилова, варианты которых в зависимости от исполнителей ролей бесчисленно много раз пересоздавались, а основа пьесы была всегда неизменной). Правка стилистическая в процессе работы всегда была значительной. Она указывает на редакторское чувство слова, на тщательность лепки характера, в котором главное отдано правде психологических состояний. Так, зафиксировав внимание читателя на ожесточении литконсультанта, увидевшего стихи Рассветова, он сначала написал: «Поспешно покинул кабинет. Сумерки. Сугробы посинели», а потом тут же выкинул пейзажную зарисовку. До этого ли в состоянии, когда ярость выталкивает из кабинета. В окончательном варианте читаем: «По дороге домой В. П. держался многолюдных и освещенных мест».
Писатель и в других случаях добивался усиления именно этой мысли. Вначале его литконсультант в ярости твердил рассветовские перлы, в конечном варианте они вычеркнуты и заменены изображением состояния души: «Я все-таки человек. у меня ребенок, еще могут быть дети.»
В этом же ключе шла правка семейной сцены. Заменив слова «забеспокоилась» (речь идет о жене Владимира Петровича), «уложила» другими – «внимательно посмотрела», «увела», автор добивается главного: поняла, что с мужем случилось что-то нешуточное. Поняла и «набрала нужный номер телефона».
Правка рукописи дает наглядный урок превращения внешне комических эпизодов в ситуации, наполненные правдой душевных состояний.
Психология творчества – одна из самых загадочных сфер жизни человеческого духа. Здесь все непредсказуемо, неожиданно и парадоксально. У Анны Григорьевны Достоевской были, к примеру, все основании сказать, что толчком к написанию «Бесов» послужило будничное событие – приезд ее брата, И. Сниткина, всегда внушавшего писателю уважение и тревогу за его судьбу (политические волнения к началу 1870-х годов усилились). Читатели Ф. Достоевского знают, как разрастался круг событий и лиц, осмысленных в «Бесах», какую жгучую полемику он вобрал.
А. Вампилов не мог обойти в своем творчестве трагический этап нашей истории – войну. Специально к этой эпохе он не обращался, но судьба Сарафанова, история его одиночества указывает на неизбежные последствия великой трагедии. Из пьесы видно, какими хрупкими стали послевоенные отношения людей в семье, какими противоречивыми были связи отцов – детей.
Война не обошла ни одного семейного очага, в том числе и семьи Вам- пиловых. Ее косвенной жертвой стал брат Саши Володя, умерший в 1948 году шестнадцатилетним юношей. Был предельно ослаблен недоеданием и не справился с глубокой простудой (он провалился под лед местной речки в Кутулике). Больно отозвалась в сердце гибель двоюродного брата Игоря Копылова. По свидетельству родных, будучи еще школьником, Саша заинтересовался историей поселившейся в Кутулике после войны женщины по имени Аксинья, которая так и не сняла старой телогрейки и ватных брюк. О ней он собирался написать.
Когда зритель наблюдает драму семьи Хороших в пьесе «Прошлым летом в Чулимске», он понимает – А. Вампилов писал о последствиях войны на основе увиденного, пережитого и глубоко перечувствованного.
А теперь о самом трудном – об отношениях писателя с Иркутским областным драматическим театром. Складывались они в пору, когда творческий коллектив, когда-то прославленный и любимый публикой, вошел в полосу кризиса. Менялись режиссеры, была сильна инерция оглядки на столичные авторитеты. Как тут заметить и оценить юное дарование? Не удивительно, что здесь осудили и не приняли «Утиную охоту», отвергли поначалу и «Прощание в июне».
Впрочем, были и просветы. За пьесу «Старший сын» активно начала сражаться в конце 1960-х годов заведующая литературной частью Р. В. Курбатова. Подарив ей позднее свою книгу «Старший сын», А. Вампилов написал: «Уважаемой Раисе Васильевне Курбатовой, доброй волей которой эта пьеса пробилась к иркутскому театру и была поставлена. С благодарностью автор. 30 окт. 1970 г.»
Премьера «Старшего сына» в Иркутске была первой в истории этой пьесы – в 1969 году. Молодой драматург и режиссер В. Симоновский ставили ее с подъемом, увлеченно. Спектакль побил все рекорды долгожительства в наше быстротекущее время. Он прошел с успехом более 400 раз!
С горечью приходится отметить, что признанный во всей стране и далеко за пределами прославленный драматург не представлен в театре города по сей день.
С февраля 1966 года по лето 1967-го А. Вампилов учился в Москве на Высших литературных курсах. В Иркутск он привез книгу Н. Рубцова с красноречивой надписью («По-настоящему дорогому человеку на земле, без слов о твоем творчестве, которое будет судить классическая критика. Н. Рубцов») и стихи. Одно так и названо: «Саше», другое – «Саше Вам- пилову». Вот они:
Я подойду однажды к Толе
И так скажу я: – Анатолий!
Ты – Передреев, я – Рубцов,
Давай дружить, в конце концов.
Потом к Вампилову направлю
Свой поэтический набег.
Его люблю, его я славлю
И... отправляюсь на ночлег.
Стихотворение «Саше Вампилову» впоследствии переделано, и посвящение исчезло, но первоначально оно звучало так:
Я уплыву на пароходе,
Потом поеду на подводе,
Потом еще на чем-то вроде,
Потом верхом, потом пешком
Пойду по улице пешком —
И буду жить в своем
народе.
Неточность поэтической строфы здесь очевидна, переделки были необходимы, и с расширением темы «жить в своем народе» смысл посвящения вроде бы стал излишне камерным. Но мы-то знаем, кто вдохновил поэта. Жить в народе было главным для драматурга. Он умел говорить языком своих героев и боли и проблемы молодых чувствовал острее других. И все мечтал: пойду с записной книжкой туда, где базары, где вещевые рынки, где много людей. «Ведь среда – это мы с вами, – писал он в очерке «Прогулки по Кутулику». Среду, это неопределенное понятие, «никак нельзя привлечь к ответственности». Однако драматург верил в ее разум, к нему и к совести постоянно взывал.
Когда-то А. Куприн услышал от А. Чехова: «Ездите почаще в третьем классе. Я жалею, что болезнь мешает мне теперь ездить в третьем классе», где можно услышать «замечательно интересные вещи».
Наш сложный, стремительный век скоростей лишь усиливал в драматурге чувство живой и ранимой природы. Не случайно даже низко павший Зилов стремился испытать в общении с ней очищение и свободу от себя. Вот что написал недавно в Иркутск хорошо знавший А. Вампилова журналист из Суздаля Владимир Белоногов, сделавший снимок в электричке Иркутск – Черемхово (А. Вампилов сидит с веткой кедра): «Снимок в электричке сделан летом 63-го или 64-го, скорее первое. Мы встретились с ним в Усолье. У меня что-то сорвалось с фотографированием, и я брел раздосадованный. У него тоже что-то не было большой жизнерадостности. По его предложению поехали на попутной машине к ближайшему леску. Кедры там не росли. Ветку подобрали. Ее кто-то обронил, или из грузовика какого выпала. Саша произнес короткую филиппику, обозвал тех людей, а ветку жалел. На станцию ее нес завернутой в куртку. В пустом вагоне аккуратно расправил иголки, за чем и сфотографирован».
Как и положено большому художнику, поэзию быта А. Вампилов обретал в самом быту. Потому и Иркутск вошел в его пьесы и прозу как живой и необходимый свидетель жизни героев. Он сам стал героем его произведений.
Герой «Старшего сына» Бусыгин жил в «общаге» мединститута, что и сейчас находится-здравствует на улице Красного Восстания. А встреча с Сарафановым состоялась в предместье Ново-Мельников, которое нетрудно узнать по прошествии лет. Как сказано в ремарках, рядом с каменным зданием ютился «деревянный домик, с крыльцом и окном во двор». Там жила Макарская, предмет страстной любви Васеньки.
В пьесе «Прощание в июне» Колесов за дерзкую выходку против ректора университета отбывает арест на две недели на разборке ограды кладбища, оказавшегося в черте города, рядом с городскими домами. Это тоже точная примета жизни Иркутска, на новом этапе мышления вынужденного восстанавливать порушенные реликвии.
Впечатляют такие приметы города, как церковь, упомянутая в «Утиной охоте». Речь идет о древнем и замечательном памятнике XIX века – Троицкой церкви. Если идти от фактов биографии, напротив нее жила однокурсница А. Вампилова по университету Людмила Добрачева, оставившая немалый след в биографии драматурга. Зилов, увлеченный Галиной, шутливо звал ее повенчаться в этой церкви.
По многим улицам ходил писатель, во многих домах бывал, любил общение и людей. О нем многое мог бы поведать административный корпус ИГУ, в котором он учился, когда там размещался филологический факультет. Белый дом – здание Научной библиотеки, где часами просиживал за книгами, помещение издательства, находившееся тогда на ул. Горького, гостиницы города, принимавшие гостей – писателей, Театр юного зрителя, с актерами которого дружил.
В доме на Дальневосточной улице, которая скоро получит имя драматурга, он провел последние годы жизни. Здесь написана «Валентина», наброски пьесы «Несравненный Наконечников» и другие произведения. Здесь многое сохраняется в память о нем, кажется, и его мягкая походка еще слышна на лестнице. А ведь прошло уже 15 лет.
Горячо любил А. Вампилов Байкал и его окрестности. Здесь он часто бывал и мечтал купить дачу. Драматург не успел поселить здесь своих героев, но его собственная судьба оказалась связанной с озером навсегда. «Сердце, переставшее биться в водах Байкала, – писал болгарский критик Стефан Цанев, – бьется на весь свет; смех, который оборвал Байкал, звучит над целым миром, грустит. Грусть эта неизлечима, незаменима ничем».
Будем же надеяться на то, что дни, отсчитываемые историей, будут принадлежать и этому светлому человеку. Так много сделал он, чтобы мы были лучше.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей