Институт развития образования Иркутской области

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Институт развития образования Иркутской области — государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования (сокращённо ГАУ ДПО ИРО). Директор — Иван Георгиевич Дмитриев. Прежние названия: Иркутский областной институт усовершенствования учителей, Иркутский областной институт повышения квалификации работников образования.

История

28 октября 1938 народным комиссаром просвещения был подписан приказ об образовании на базе Восточно-Сибирского института повышения квалификации кадров народного образования (открыт в 1930) и областного педагогического кабинета Иркутского областного института усовершенствования учителей. В этом статусе учреждение существовало до 1991, когда было переименовано в Иркутский областной институт повышения квалификации работников образования. В 1994 из названия ушло слово «областной», до 2003 заведение функционировало как ГОУ ДПО «Иркутский институт повышения квалификации работников образования».

С момента своего образования, институты усовершенствования учителей были приравнены в своих правах к высшим учебным заведениям. Они имели «своей целью всестороннее и систематическое усовершенствование квалификации кадров народного образования». В первом Положении об институтах усовершенствования учителей говорилось, что для достижения своей главной цели институт «организует и проводит мероприятия для учителей и руководящих кадров народного образования по овладению большевизмом, и далее, повышения их теоретического уровня по специальности, общих педагогических знаний, методического мастерства». Решение этой задачи осложнялось тем, что в 1930–1940-е годы основная масса учительства имела только общее среднее или семилетнее образование. Институтам усовершенствования учителей приходилось вести обучение работавших учителей по отдельным вопросам педагогики и методики преподавании, а также готовить их к поступлению в педагогические вузы и техникумы.

В курсовых мероприятиях конца 1930-х годов в весенне-летнюю сессию принимало участие около 7 тысяч учителей. Занятия велись на базе лучших школ городов и районов. 13 штатных  работников института, конечно, не могли обеспечить проведение занятий с такой огромной массой учительства. Главными преподавателями на курсах в то время были лучшие просветители, пропагандисты и штатные работники партийных комитетов.

У истоков становления института стояли три значимые личности: Мария Григорьевна Адельсон, Анна Петровна Окунцова и Матвей Леонтьевич Иозеф. Именно они, сменяя друг друга, возглавляли институт в период с 1938 по 1946.

Первым директором института была Мария Григорьевна Адельсон, преподаватель химии и биологии, заслуженный учитель школы РФ (это звание она получила позднее – в 1957). В 1939 директором становится Матвей Леонтьевич Иозеф. В годы войны он возглавил Иркутский городской отдел образования, а во главе института снова стала М.Г. Адельсон. Одно время институтом руководила Анна Петровна Окунцова, которая до 1938 возглавляла Восточно-Сибирский ИПККНО, а в институте долгое время работала завучем, была заместителем заведующего облОНО.

В предвоенные годы сотрудники института многое делали для становления и организации методических кабинетов при горрайОНО. К моменту организации института усовершенствования учителей большая часть должностей методистов районных городских методкабинетов были вакантными. Низкая заработная плата, отсутствие льгот по коммунальным услугам, частые задержки зарплаты, отсутствие должного управления делали должность методистов городского и районного звена непривлекательной. Основной формой методической работы в то время было обобщение и описание передового педагогического опыта.

В 1940 прошла первая областная научно-практическая конференция. В том же году работники института приняли активное участие в подготовке и проведении второго областного съезда учителей-отличников и коллективов лучших школ области, в котором приняло участие около 400 человек. В январе 1941 состоялась вторая областная научно-практическая конференция по проблемам воспитательной работы со школьниками. К июню 1941 в институте вышло в свет пять сборников «В помощь учителю».

Сотрудники института вместе с органами управления образованием решали главные, насущные задачи: борьба с неуспеваемостью, борьба за грамотность учащихся, все более успешное овладение основами наук. Препятствием в их решении был низкий научно-теоретический уровень учителя.

Особая страница в жизни учреждения – военные годы. В 1942 штат института состоял из 14 человек, было нормой проведение выездных одно-двух-трехдневных семинаров. В августе 1942 был проведен семинар заведующих педкабинетами и руководителей КМО. Собралось 12 человек.

В 1943 директором института становится Лукашевич, а в 1946 в институт возвращается Матвей Леонтьевич Иозеф и работает директором в течение 15 лет, до прихода в 1961 Сергея Георгиевича Нарышкина.

В послевоенный период с решением задачи начального всеобуча многие начальные школы реорганизуются в семилетние, разворачивается движение за семилетний всеобуч, в школы приходит трудовое обучение, коренным образом изменяются учебные программы.

Весна 1949 в образовании области отмечена первыми областными педагогическими чтениями, в которых приняло участие 215 учителей. Содержание докладов несло слушателям лучший опыт работы педагогов по преодолению формализма и повышению качества знаний. Возобновляется выпуск сборников «Из опыта работы», возрождается проведение научно-практических конференций. Именно в послевоенные годы участие в научно-практических конференциях и педагогических чтениях начинает рассматриваться как высшая форма повышения квалификации учителя.

В 1958 был принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии народного образования», начал осуществляться переход на обязательное восьмилетнее образование. Основной упор в работе института в этот период делается на реализацию образовательных программ, связанных с освещением новейших достижений науки, техники, автоматизации и механизации производственных процессов.

В послевоенный период в институте ведущими специалистами были: Зинаида Николаевна Тилинская – специалист по начальной школе, Сара Вениаминовна Нисельман – методист по интернатным учреждениям, Мария Андреевна Ильина – методист по иностранному языку, Людмила Захаровна Сизова – специалист по физической культуре, Михаил Иванович Кротов – методист по труду. Завучем работал Лев Александрович Тарабрин – человек высокой культуры и эрудиции, что позволило ему стать авторитетнейшим работником института. Вопросы пионерской и комсомольской работы вела интересный и грамотный специалист – Любовь Абрамовна Соколинская.

В 1961 в институт на должность директора приходит С.Г. Нарышкин, до этого работавший заведующим Иркутским облОНО. В начале 60-х годов резко меняется структура института, появляются профильные кабинеты по всем предметам. По сути дела, структура института, сформировавшаяся в этот период, была действующей до 1990-х годов.

С 1969 директором учреждения стал Афанасий Никитич Антипин, заслуженный учитель РСФСР, с 1959 работавший в Институте усовершенствования учителей заведующим кабинетом педагогики.

В 1970 при институте по инициативе А.Н. Антипина был создан Музей народного образования Иркутской области. Цель работы музея – возрождение педагогического краеведения, сохранение для потомков всего, чем жило раньше и живет в настоящее время учительство. Сегодня в музее свыше пяти тысяч экспонатов и документов. Решением коллегии Главного управления народного образования в марте 1992 музею присвоено имя Афанасия Никитича Антипина.

Одним из руководителей Иркутского института усовершенствования учителей была Галина Васильевна Беломестных, одновременно – председатель президиума областного отделения Педагогического общества РСФСР.

С 1992 по 1998 институт возглавлял Леонид Аполлонович Выговский. С 1998 по 2014 — Лев Михайлович Дамешек. С 2014 по наши дни институтом руководит Иван Георгиевич Дмитриев.

Переход от линейно-предметного построения учебных планов школ к построению их по образовательным областям привел к интеграционным процессам как в структуре института, так и в определении содержания повышения квалификации. На смену учебно-методическому кабинету сначала пришли интегрированные отделения, которые плавно переросли в кафедры и лаборатории.

Общие сведения

Институт является некоммерческой организацией. Учредитель института — министерство образования Иркутской области. Полномочия собственника имущества института от имени Иркутской области осуществляет министерство имущественных отношений Иркутской области.

ГАУ ДПО ИРО реализует образовательные программы по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководящих, педагогических и иных работников образования, осуществляющих образовательную деятельность.

Контакты

Адрес: г. Иркутск, 664023, ул. Лыткина, 75А.

Электронная почта: info@iro38.ru

Секретарь: Горбунова Екатерина Геннадьевна, тел.  500-904 (внутр. 201)

Адрес: г. Иркутск, 664007, ул. Красноказачья, 10А.

Электронная почта: info@iro38.ru

Секретарь: Рублева Дарья Михайловна, тел. 500-904 (внутр. 202)

Официальный сайт ГАУ ДПО ИРО

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Источники указаны | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2016 | Дата последней редакции в Иркипедии: 06 октября 2016