Богатейшие месторождения золота в Сибири и Забайкалье привлекали внимание иностранных капиталистов и, в первую очередь, капиталистов Англии. 20 марта 1907 г. подписывается договор между великобританским подданным Э. А. Маундом и российским правительством о создании английского акционерного Общества под названием «Центральная Сибирь», которому предоставлялось право поиска и разведки по добыче россыпного и жильного золота в Нерчинском округе на государственных землях. Капитал Общества составлял 500 тысяч рублей.
Другой английский инженер, являющийся представителем великобританских предпринимателей, Гаскэйт, 3 июня 1916 г. обратился с официальной просьбой к губернской власти о выдаче ему разрешения на организацию золотых и горных промыслов в Иркутской губернии.
Но наибольшего успеха в Сибири добилось английское акционерное Общество фирмы «Лена Гольдфилдс», организованное в 1908 г. Сразу же в этом году было создано русско-английское акционерное Общество — Ленское золотопромышленное Товарищество «Лензолото». Уже в 1912 г. «Лена Гольдфилдс» имела около 70% (т. е. контрольный пакет) всех акций «Лензолота».
Летом 1913 г. из Лондона прибыл на Ленские прииски видный специалист по гидравлической и дражной разработке россыпей американский инженер Ч. Пюрингтон. Он в Ленском Товариществе занял должность инженера-консультанта. Ему было поручено произвести обследование Ленских приисков на предмет их реконструкций.
Ровно через год Пюрингтон представил правлению Товарищества план технической и хозяйственной реорганизации приисков. Основные позиции плана — внедрение механизации производства, широкое применение гидравлических методов добычи, внедрение выгодных методов добычи и промывки золота, применяемых на приисках Аляски и Калифорнии. Реорганизацию предполагалось провести за пять лет. При этом потребовалось бы 8250 тысяч рублей. Планом Пюрингтона предполагалось занятие командных постов в техническом руководстве иностранным персоналом с оплатой их труда в один миллион рублей. Правление «Лензолота» чрезвычайно сдержанно и недоверчиво отнеслось к предложениям Пюрингтона.
Кроме составления плана реорганизации, Пюрингтон обратил внимание на пути сообщения золотоносных и центральных районов губернии. Исследовав этот вопрос, он 19 июня 1916 г. передаёт в правление «Лензолота» письмо-доклад, где указывает на техническую возможность прокладки тракта от Балаганска до Усть-Кута, по которому можно было бы организовать автомобильное сообщение. По его предварительным подсчётам, устройство такой автомобильной дороги обошлось бы не более 2000 рублей с версты. При расстоянии тракта в 500 вёрст общие затраты не превысят миллиона рублей. Стоимость перевозки автомобильным транспортом одного пуда груза составила бы не более чем по 40 копеек. В то время перевозка одного пуда гужевым транспортом только до Жигалово обходилась по 50 копеек. Пюрингтон рекомендовал «Лензолоту» приступить к детальному исследованию тракта на Балаганск.
Иркутские повествования. 1661 - 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: "Оттиск", 2003. Т. 2.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей