Десять лет назад освятили храм Рождества Христова в Иркутске II. Он был возведен на месте крушения самолета «Руслан», унесшего 72 жизни. Так издавна принято на Руси — строить храмы в память о безвинных жертвах.
По поводу возведения храма было очень много споров: кто-то предлагал разбить на этом месте сквер, кто-то — поставить памятную стелу.
— Одних только проектов сквера было представлено 5 вариантов, — вспоминает Анатолий Агеенко, горячий сторонник строительства храма, в ту пору заместитель главного инженера завода. — Но этого никак нельзя было допустить. Вы посмотрите, во что превратилось место крушения самолета в Мамонах: стела в чистом поле, за которой и ухода толком нет, вокруг пасутся коровы, а бетонные плиты облюбовали бродячие собаки... Тогда Агеенко и начальник управления делами АО ИАПО Владислав Ионушас пошли на прием к правящему архиерею, епископу Иркутскому и Ангарскому Вадиму. И он дал простой и верный совет: «Напишите обращение к жителям Иркутска. Но напишите так, чтобы оно дошло до сердец людей. Найдите у себя на заводе прямых родственников погибших людей — отцов, матерей, детей, и составьте это обращение вместе...» Анатолий Васильевич разыскал на заводе 10 человек, потерявших своих близких. Люди, пережившие такое горе, нашли в себе силы сплотиться и обратились к общественности с просьбой не кощунствовать, а поступить по-христиански — выразить соборное отношение к трагедии.
«В храме память о жертвах будет освящена нашими молитвами, слезами, молчанием тех, кто не имеет в себе словесного выражения чувств» — писали они в своем воззвании.
Вот так непросто, через боль, начиналось строительство храма, без которого теперь, по прошествии 10 лет, трудно представить себе заводской поселок.
Церковь Рождества Христова проектировал архитектор Александр Яковлев. Она выполнена в традициях древнерусского культового зодчества, что для Сибири большая редкость. Автор объяснил свой творческий замысел тем, что нужно было построить не просто приход, а церковь-памятник, мемориал. Значит, должна она отличаться от своих сестер.
Строительные работы вела фирма «Агродорспецстрой». Купол храма и звонницы, кресты и фонари изготовили на авиазаводе. А мемориальный камень в рекордно короткие сроки сделали в камнерезном цехе Сосновгеологии.
Причем сотрудники авиазавода регулярно бывали на стройке, вникали во все тонкости и принимали в ней участие в самые трудные моменты. Так, к примеру, получилось с куполом и крестами.
Когда заканчивалось возведение основного объема храма и нужно было переходить к кладке барабана, выяснилось, что у строителей нет технической документации на купола и кресты. Ведь в то время вообще не было опыта проектирования подобных элементов. Времени до скорбной даты, в которую необходимо было освятить храм, оставалось очень мало, и завод решил взяться за эту сложную задачу.
— Самым трудоемким было проектирование и изготовление купола храма — 5,7 м в диаметре и столько же в высоту, — поясняет Анатолий Васильевич. — Кроме этого, пришлось делать купол разъемным по высоте. Ведь провезти его в натуральном виде от завода до храма (а это совсем рядом) было невозможно — мы насчитали 23 препятствия в виде различных проводов!
На каркас и обрешетку, изготовленную на заводе на станках с числовым программным управлением, идеально легли продольные листы из оцинкованного железа. В итоге купол получился как на картинке — высокий, стремящийся в небо. А за ним труд многих заводчан.
Храм, который почти вровень со стоящими рядом пятиэтажками, среди них не затерялся, он словно взмывает к небу куполами. Есть в нем особое настроение, светлая печаль... Казалось бы, место столь ужасной трагедии всегда будет навевать на людей скорбь и горестные воспоминания. Но талант архитектора, бескорыстный воодушевленный труд многих людей, искренние молитвы верующих сделали храм таким, каким он и должен быть: чистым, торжественным, домашним, святым.
В 2000 году архитектор Александр Яковлев был удостоен за свою работу премии губернатора Иркутской области.
Спустя два года после катастрофы храм освятили. Но внутреннее его убранство завершить не успели, установили временный иконостас. Лишь через два года главное место в церкви украсило уникальное произведение храмового искусства. Другого такого иконостаса в России (да и во всем мире) нет.
Богато украшенный, выполненный из кедра и липы, он, конечно, не отклоняется от канонов расположения икон. Его уникальность скрыта за божественными ликами и позолотой обрамления. Она глубоко внутри, и имя ей — современные технологии.
Традиционно иконостасы изготавливались мастерами-краснодеревщиками долгие годы, а то и десятилетия. Но на этот раз за дело взялись специалисты Иркутского авиационного завода, технического университета, научно-исследовательской проектной реставрационной мастерской «Традиция».
Художественный проект этого культового предмета был создан архитекторами Александром Яковлевым и Юлией Лебенко согласно всем православным канонам. Затем электронные чертежи всех его фрагментов были обработаны специальной компьютерной программой PowerSHAPE. Оставив терминологию для специалистов, скажем проще: было проведено художественное моделирование плоских чертежей в объемные детали. Кандидат технических наук Светлана Викулова добилась создания рельефов, которые не отличишь от ручной работы: сложнейшие растительные орнаменты, цилиндрические колонны и распятие.
Потом все созданное виртуально было переведено в специальную компьютерную программу и «закачано» в современные станки с программным управлением. Чудо-техника Иркутского авиазавода использовалась без отрыва от основного производства. Энтузиасты и подвижники работали не покладая рук и в выходные, и по ночам. Все декоративные элементы иконостаса выполнены из традиционных материалов — древесины кедра и липы, а искусная резьба создана с помощью современного оборудования. Кроме этого, на иконостасе нет ни одной накладной детали — все изготовлено на фрезерных станках из цельного склеенного массива дерева, к примеру створки царских врат, а это деталь 150х50 сантиметров.
До каких бы высот ни дошла техника, без художников это произведение искусства и высоких технологий не состоялось бы. Лучшие иконописцы Иркутской епархии под началом Михаила Лутоенко и Сергея Фролова также неустанно трудились над иконами, которые потом вставили в уже готовые рамы.
— Прямо в храме установили фрезерный станок и скоростной лобзик, — вспоминает Анатолий Агеенко процесс сборки иконостаса. — Собрали за 4 месяца. Это просто немыслимый срок. Бог нам точно помогал! За работу над этим чудом 32 человека получили благодарственные письма архиепископа Иркутского и Ангарского Вадима. А сотни прихожан, многие из которых и не догадываются об истории создания главного места в храме, просто благоговеют от такой красоты. Входишь в храм, а уходить не хочется. Так и должно быть.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей