Завод основан в 1869 купцами из местных крестьян Даниилом и Филиппом Переваловыми при впадении речки Хайтинки в реку Белую на базе расположенных близ залежей белых каолинов. Вместе с ним возник поселок Мишелевка у старинного села Хайта, также связанного с фарфорово-фаянсовым производством. В конце 1850-х братья Переваловы устроили на р. Хайте гончарное производство, продукцию которого сбывали на иркутском базаре. В начале 1860-х возили глину иркутскому купцу П. Сыропятову, имевшему в Знаменском предместье г. Иркутска небольшую посудную мастерскую, которая в 1863 перешла во владение братьев Переваловых. Мастерская была перенесена в 1864 в Хайту и переоборудована в фабрику. В 1866–1867 строятся корпуса и горны фарфоровой фабрики, а в 1869 учреждается фирма «Фарфоро-фаянсовая фабрика торгового дома Переваловых». На фабрику были приглашены специалисты из Китая и Японии, а также русские мастера из Гжели, с императорских фарфоровых заводов; широко использовался труд ссыльнопоселенцев и каторжных. Современники отмечали тяжелые условия работы и «высокую степень эксплуатации» с широким привлечением детского труда. В то же время при Хайтинской фабрике была школа на 50 учащихся (с 1880) и помещение для любительских спектаклей. Почетным блюстителем и содержателем училища был Филипп Васильевич Перевалов.
В 1880-х братья значительно расширяют предпринимательскую деятельность. Продукцию своих предприятий Переваловы сбывали в Иркутске, Красноярске, Томске, Енисейске, Минусинске, Чите, Благовещенске, Верхнеудинске. За высокое качество изделия Хайтинской фабрики удостаивались золотых и серебряных медалей на различных выставках: (1873 (Екатеринбург) – большая серебряная медаль «За полезное»; 1887 (Екатеринбург) – серебряная медаль «За трудолюбие и искусство», 1896 (Нижний Новгород) – большая серебряная медаль «За хорошее качество изделий при значительных для Сибири размерах производства», 1905 – в Антверпене, 1911 – в Омске). Славился на всю Сибирь и хайтинский огнеупорный кирпич.
Качественный скачок в развитии производства происходит при Иване Даниловиче Перевалове (1852–1907). В конце XIX в. он получил фабрику по наследству. И.Д. Перевалов значительно расширил производство, приобретал машины, приглашал специалистов. Крупный коллекционер-промышленник, он устроил в 1880 на своей фабрике музей фарфора, в основу которого легла семейная коллекция фарфоровых и фаянсовых изделий. К 1917 в музее насчитывалось около 11 тысяч экспонатов. Часть коллекций музея (198 предметов) была передана в 1939 Иркутскому областному художественному музею.
Для развиваемого им фарфорового производства И.Д. Перевалов широко привлекал живописцев, скульпторов и других мастеров с фарфоровых производств России (например, живописца Д.М. Морозова (1857–1925) Санкт-Петербургского фарфорового завода). В 1898 учредил акционерное «Сибирское т-во для производства фарфоровых, фаянсовых и гончарных изделий И.Д. Перевалова». В начале ХХ в. владельцем Хайтинской фабрики являлось Т-во «Перевалов, Щелкунов и Метелев». В 1907 И.Д. Перевалов был убит. Вскоре после его смерти фабрика перешла в руки Т/Д «Метелев и Щелкунов».
На фабрике выпускали чайные и столовые сервизы, чайные пары, предметы для сервировки стола, чернильные приборы, подсвечники, папиросницы, спичечницы, курительные трубки, туалетные наборы, декоративные блюда, вазы, мелкую скульптуру и даже детские игрушки. Хайтинский фарфор отличался чистотой и белизной массы, тонкостью и прочностью черепка, чем обязан высококачественному сырью – беложгущейся глине из Голубичного карьера Узкого Луга близ Хайты и чистейшему байкальскому кварцу.
Посуде фабрики дореволюционного периода была свойственна подробная и традиционная разделка формы – шаровидных чайников, круглой или цилиндрической формы чашек и бокалов, чайных блюдец, наподобие миниатюрных тазов, тарелок с бортом. В форму часто вводили рельеф. Располагаясь по краю изделия или у основания в виде утолщения, он нес одновременно техническую и художественную нагрузку: способствовал лучшему обжигу (в таком случае края не оплывали) и своей плотностью оттенял нежность и прозрачность основной массы. Применение рельефа, благодаря которому при мягкости общего очертания изделия обретали своеобразную пластику, можно считать одной из особенностей старого хайтинского фарфора.
Приемы росписи не выходили за рамки широко известных. В украшении изделий можно встретить живописные разделки типа «мушель», когда пестрые и пышные букеты или отдельные цветы вписывались в овал или круг на фоне сплошного цветного покрытия; «полнутро» – золото широкой полосой покрывало внутреннюю поверхность чашки почти до половины ее высоты. Хайтинские мастера охотно использовали «прозолоть», обильно насыщая золотыми дорисовками (усиками-завитками)растительный орнамент. Ходовой была роспись, получившая в обиходе название «агашки», – от имени мастериц, поскольку расписывали посуду в основном женщины.
Поиски новых самобытных путей в керамике привели к появлению нехарактерной для фарфоровых предприятий продукции, в частности здесь было изготовлено несколько фарфоровых иконостасов для Хайтинской церкви Свт. Николая Чудотворца, устроенной при фабрике в 1897 и для домовой церкви Сиропитательного дома Е. Медведниковой в г. Иркутске.
Иркутский художественный музей располагает фрагментами одного из таких иконостасов. Из фарфора выполнены колонки, тябла, различные декоративные элементы, расписанные кобальтом, надглазурными красками и золотом. В декоре использованы мотивы, характерные для древнерусского искусства XVII в.
Продукция фабрики И.Д. Перевалова была сравнительно недорогой и предназначалась для широких слоев населения.
В 1907 фабрика пришла в упадок, а к 1917 была на грани закрытия.
В 1920 – национализирована и частично реконструирована, получила название 1-я Государственная Хайтинская фарфоровая фабрика «Сибфарфор». Выпускались изоляторы и т.н. «крестьянские стаканы». В 1920–1930-е было налажено производство «агитационного» фарфора с государственной символикой, портретами полярников-папанинцев, изображениями колхозных ярмарок и т.д.
В 1941 г. выпуск бытового фарфора увеличился вдвое. В годы войны завод перешел на выпуск изоляционно-технического фарфора и химической посуды.
Мощность завода после войны до 35 млн изделий в год. В 1960 при заводе была образована художественная лаборатория. В разные годы в ней работали художники: Н. Асямова, Д. Воронцова, П. Галанова, Р. Алешина, В. Лобачева, В. и С. Лозинские, В. Сивкова и др.
За успехи в развитии производства, в связи со столетием со дня основания завод в августе 1969 награжден орденом «Знак Почета». В 1970-е выпускал более 30 млн изделий в год. В это же время принято решение о возобновлении музея при заводе. Вновь собранная коллекция насчитывала до 500 экспонатов. В 2003 принято решение о вывозе уникального собрания музея завода (3000 предметов) в Иркутский областной художественный музей.
С 1992 в связи с тяжелым экономическим положением предприятие практически не работало. В 1998 производство встало и было возобновлено только в 2000, когда предприятие было акционировано – ОАО «Хайтинский фарфор», затем «Сибирский фарфор». Государственный пакет акций имела Иркутская областная администрация в лице комитета по управлению государственным имуществом. Предприятие было убыточным и вновь производство было остановлено в 2001.
В 2002 акции завода «Сибирский фарфор» приобрел предприниматель из г. Ангарска Иркутской области Владимир Шульц. В 2003 была запущена в производство новая линия продукции: восточные пиалы, пельменные горшочки, чайные и столовые сервизы. Частично был налажен сбыт продукции на предприятия Иркутской, Читинской Амурской областей, Красноярского края, Республики Бурятия, Республики Саха (Якутия).
Но в дальнейшем производство то возобновлялось, то прекращалось. В прошлом остались и стабильность, и переваловский размах.
Сегодня Хайтинский завод – это огромные пустые заводские помещения, зияющие дыры оконных проемов. За последнее десятилетие и без того старые советские корпуса превратились в развалины. Мягкая кровля сплошь протекает. Сейчас, когда снег на крышах тает, с потолков в цехах льет как из ведра. Уже таким достался завод нынешнему собственнику, жителю поселка Мишелевка Андрею Баранову. Четвертый год он бьется за будущее фабрики, но все безрезультатно. Поглотив уже внушительное количество денег, завод, словно огромная бездонная яма, требует все новых и новых вложений.
И все же до недавнего времени собственнику удавалось обеспечить работой небольшую мастерскую – в обмен на поставку глины Богдановичский фарфоровый завод, что на Южном Урале, поставлял в Мишелевку «белье», то есть готовую белую посуду, на которую хайтинские художники наносили роспись. Продукцию благополучно сбывали на рынке, посуда находила своего покупателя. Однако год назад мастерская встала – завод-партнер закрылся. Еще одним фарфоровым производством в России стало меньше.
В возрождение Хайтинского завода люди все еще верят, хотя и не питают излишних иллюзий. Наладить производство в тех же масштабах, увы, невозможно. Удастся ли хоть что-то возобновить и сохранить — большой-большой вопрос.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей