ГОРНЫМИ ОКРУГАМИ УПРАВЛЕНИЕ, система центральных, местных ведомств, учреждений и должностных лиц, руководивших горнозаводскими районами России в XVIII - начале XX в.
Основы ведомственного управления заложены Петром I при создании в Петербурге центрального органа по заведованию добывающей и металлургической промышленностью — Берг-коллегии с подчиненными ей местными учреждениями и населенными производственно-территориальными округами. Первым сибирким округом, оказавшимся сначала под властью Берг-мануфактур-коллегии, затем, с 1721, — Берг-коллегии стал Нерчинский. Он располагался в Восточном Забайкалье и являлся казенной (государственной) собственностью. Берг-коллегия осуществляла управление им с 1723 через Сибирский Обер-Бергамт (Екатеринбург), с 1725 — через Нерчинское горное начальство (действовало до 1756 в поселке Нерчинского завода). С упразднением Сибирского Обер-Бергамта (1734) нерчинские предприятия стали подотчетны Канцелярии Главного правления Сибирских и Казанских заводов в Екатеринбурге. Указом от 3 апреля 1756 для управления Нерчинскими заводами была образована особая местная экспедиция. Главное наблюдение за ее деятельностью и распоряжение ею было возложено на иркутского вице-губернатора. Самым результативным периодом по экономическому и финансовому показателям в истории сереброплавильной промышленности Восточного Забайкалья явилось правление главного командира заводов генерал-майора В.И. Суворова (1761—74). Он напрямую подчинялся Сенату. Берг-коллегии отводилась роль наставника в горном и плавильном производствах, места сосредоточения счетов и ведомостей по округам. В помощь Суворову в поселении Нерчинского завода учреждалась Канцелярия Нерчинского горного начальства. В 1764—78 Нерчинский округ представлял собой обособленный производственно-территориальный район, во внутренние дела которого запрещалось вмешиваться уездным и губернским администрациям. По Учреждению о губерниях (1775) Екатерины II управление горным делом на местах во второй половине 1770 — начале 1780-х гг. перешло в ведение губернских казенных палат. Нерчинский округ первым в 1778 подвергся административной реорганизации. Он утратил горную автономию согласно указу от 28 сентября 1778, подчинившему его ведению Сената и Берг-коллегии, а по полиции — иркутскому губернатору. Организация в 1787 вместо Канцелярии Нерчинского горного начальства Нерчинской горной экспедиции по времени совпала с передачей заводов Кабинету Его Императорского Величества. С 1787 начался кабинетский период в истории Нерчинского округа, а в организации управления округ был переориентирован на Колывано-Воскресенские предприятия.
Финансовый интерес Елизаветы Петровны к сереброплавильному производству способствовал формированию с 1747 на юго-востоке Западной Сибири ведомственной системы управления горнозаводским хозяйством. После лишения наследников А.Н. Демидова прав на предприятия цветной металлургии в Верхнем Приобье последние поступили под управление центрального учреждения — Кабинета Его Императорского Величества. Для заведования округом с 1748 в поселке Барнаульского завода располагалась Канцелярия Колывано-Воскресенского горного начальства (Горная канцелярия). Она представляла собой многофункциональное учреждение губернского уровня власти, осуществлявшее общее и специализированное управление предприятиями и обслуживавшим их населением. Во главе Горной канцелярии стоял главный командир заводов. Непосредственное управление производством сосредоточивалось в горных конторах. Они составляли следующее звено ведомственных органов, соответствовавшее в общегосударственной иерархии учреждениям уездного уровня. Окончательный состав из 8 горных контор (Барнаульская, Змеиногорская, Салаирская, Павловская, Сузунская, Локтевская, Томская, Колыванская) сложился на Алтае в конце XVIII — начале XIX в. В ведении контор находилось население горных и заводских поселений, состоявшее из горной администрации, мастеровых, работных людей, купцов, посадских, цеховых, разночинцев. Последние 4 категории обладали правом иметь свои органы самоуправления. В административном центре кабинетского округа функционировали в 1752—59 Барнаульская цеховая, в 1752—80 Барнаульская посадская избы. В сельской местности уездный уровень власти с 1760 представляли земские управители. У них концентрировались наиболее обширные хозяйственные, административные, полицейские, следственные и судебные (по мелким правонарушениям) полномочия в управлении населением, проживавшим в приписной деревне. Органы крестьянского самоуправления подчинялись земским управителям.
В 1779 вслед за Нерчинским округе административная реформа Екатерины II распространилась на Колывано-Воскресенские (Алтайские) заводы. С закрытием Горной канцелярии в 1780 ее многочисленные и разнообразные функции отошли к облостным (с 1783 — губернским) учреждениям. Руководство заводами передано Казенному департаменту Колыванской области (с 1783 — Казенной палате Колыванской губернии). При них организована Горная экспедиция. Начальник заводов (новое название должности) одновременно являлся областным правителем (губернатором). Он и Казенный департамент (Казенная палата) по горнозаводским делам находились в зависимости от Кабинета, по остальным вопросам состояли в ведении Сената. Реформа вывела приписных крестьян и посадское население (купцов и мещан) из-под опеки горной бюрократии и переподчинила их общегражданскими учреждениям. В 1780—96 на Алтае не существовало должности земских управителей. Неизменными остались горные конторы, их роль в ведомственной системе окружного управления. Отраслевой кризис конца 1770 — середины 1780-х гг., выразившийся в падении производства серебра, стимулировал создание при начальнике заводов Горного совета. С 1785 он превратился в ежегодно созываемое собрание руководителей заводов и рудников, управляющих горными конторами. Горные советы регулярно проводились на Алтае до 1890.
Внедрение общегосударственных структур в систему управления горнозаводским хозяйством привело к утрате согласованности и оперативности действий ведомственных учреждений. Вскоре Алтай оказался лидером в проведении контрреформы, опередив другие горные округа России. В 1785 в Барнаул был назначен самостоятельный начальник заводов, свободный от обязанностей губернатора. В его прямое подчинение перешла Горная экспедиция. Ведущие позиции Колывано-Воскресенский горный округ занимал и в военизации управления горнозаводским хозяйством. Первым военным подразделением на Алтае с 1762—64 стал Колывано-Воскресенский батальон на 523 штатские должности. За время своего существования он неоднократно до 1871 менял названия, порядковые номера и численность. По примеру Алтая в 1771 был учрежден Нерчинский батальон. Под разными наименованиями военное подразделение использовалось в Нерчинском округе до 1851, пока его обязанности не перешли к Сводному батальону Забайкальского казачьего войска. В 1777 в Барнауле появилась постоянно действующая комиссия военного суда, в которой разбирались дела о преступлениях горных офицеров и служащих батальона. С 1779 в ее компетенцию вошли преступления мастеровых, работных людей, позднее — урочных служителей. С 1818 на Алтае действовали 3 комиссии военного суда: Барнаульская, Змеиногорская, Салаирская. В 1780-х гг. завершилось формирование ведомственной горной полиции. Она отвечала за порядок и спокойствие в Барнауле и других промышленных поселках, выполняя функции общегосударственных полицейских структур.
Преобразования 1785 по обособлению кабинетского хозяйства от вмешательства общегосударственной администрации способствовали окончательному утверждению ведомственных начал в управлении горными округами Сибири. На Алтае и в Восточном Забайкалье этот процесс протекал по-разному. С передачей Кабинету в январе 1787 Нерчинских заводов там по образцу Колывано-Воскресенской была создана Нерчинская горная экспедиция, получившая автономию от областной администрации. Временное переподчинение Нерчинского округа Берг-коллегии (1796—1800, 1800—03) внесло своеобразие в ход административных реформ. Они происходили синхронно с переменами на казенных заводах. С сентября 1797 под управление Нерчинской горной экспедиции передано приписное крестьянское население. Затем в ее ведение перешли заводские купцы и мещане. Контрреформа 1797 в Колывано-Воскресенском округе приобрела более отчетливые черты. Указ от 3 марта 1797 восстановил Горную канцелярию. Она во главе с начальником заводов вновь обрела полную власть над приписным населением. В управлении крестьянами горная администрация опиралась на возрожденную должность земских управителей. Каждый из 9 земских управителей получил в заведование от 3 до 5 волостей крестьян. Губернским купцам и мещанам в 1797 было предложено или покинуть округ, или приписаться к заводам. Для приписного посадского населения за 1797—1802 была создана единая община, избиравшая общие органы самоуправления: ратушу, сиротский и словесный суды, шести-гласную думу, подчиненные Горной канцелярии.
Попытка Павла I соединить всю горно-металлургическую промышленность России под властью Берг-коллегии лишь на полгода (сентябрь 1800 — март 1801) вывела Колывано-Воскресенские заводы из ведения Кабинета, не затронув местного учреждения. Нерчинский округ после возвращения из Берг-коллегии в Кабинет в 1803 подчинен генерал-губернатору Сибири, на которого возложены функции главного начальника заводов. Глава окружного управления и Горная экспедиция превратились в зависимые от него инстанции. С разделением Сибири в 1822 по инициативе М.М. Сперанского на Западную и Восточную подтверждены и уточнены обязанности восточно-сибирского генерал-губернатора по управлению Нерчинскими заводами. В истории Алтая административная реформа Сибири М.М. Сперанского оставила более заметный след. Она освободила посадское население Колывано-Воскресенского округа от приписки к заводам и передала его в ведение чиновников Томской губернии. Нерчинские купцы и мещане до 1861 остались на положении заводских. Реформа М.М. Сперанского ввела двойную административную зависимость для колывано-воскресенских крестьян. По суду и полиции они поступили в ведение уездных и губернских чиновников, что разрушило прежнюю административно-хозяйственную автономию горных властей. Результативность этих преобразований была снижена за счет превращения земских управителей в отдельных заседателей уездных полицейских органов — земских судов; распространения на приписных крестьян порядка судопроизводства, принятого для сельского населения удельного ведомства (по делам крестьян на следствии и в суде присутствовали горные чиновники — депутаты); соединения должностей начальника заводов и томского губернатора.
Реформа М.М. Сперанского стимулировала разработку «Учреждения об управлении Колывано-Воскресенских горных заводов» (утвержденного 16 апреля 1828) — всеобъемлющего законодательного акта, регулировавшего административно-хозяйственное устройство горного округа. Горные уставы 1842 и 1857 базировались на нем и незначительно корректировали его. «Учреждение...» официально закрепило за Барнаулом статус горного города. Безрезультатно в 1840-е гг. горные власти пытались придать аналогичный статус поселениям Нерчинского завода. По «Учреждению...» Канцелярия Колывано-Воскресенского горного начальства была заменена Горным правлением — зрелой коллегиальной бюрократической структурой. Ей соответствовали горные конторы с более четкой дифференциацией обязанностей служащих и наличием специализированных отделений. Запаздывание в административном развитии Нерчинского округа местное руководство компенсировало внедрением апробированных на Алтае учреждений различного уровня: Горного совета, горных контор, военно-судных комиссий, горной полиции, земских управителей. До конца 1840-х гг. в Нерчинском округе было 6 горных контор: Нерчинская, Кутомарская, Александровская, Шилкинская, Газимуровская, Петровская. По примеру Колывано-Воскресенских заводов здесь функционировали 2 постоянные комиссии военного суда; полицейские функции в промышленных поселениях выполняла специальная ведомственная полиция; управление приписной деревней вверялось 5 земским управителям (данные на 1845); судебными делами заводских крестьян занимались командированные Горной экспедицией (с 1842 — Горным правлением) ведомственные служащие, выполнявшие в уездных и губернских судах обязанности депутатов.
В 1830 кабинетские предприятия Сибири на условиях аренды были переданы в заведование Департаменту горных и соляных дел Министерства финансов — так называемому горному ведомству России. Аренда продолжалась 25 лет (до 1855). Для этого периода характерны 3 тенденции в административно-хозяйственном развитии округа. Первая связана с завершением военизации горно-металлургической промышленности и ее управленческого персонала. Вторая тенденция выразилась в унификации управления кабинетскими заводами и казенными горными округами. С ориентацией на Уральские заводы было усовершенствовано верхнее звено окружного управления. Расширены возможности генерал-губернатора Восточной Сибири как главного начальника Нерчинских заводов за счет создания в 1830 особого отделения по горной части при его канцелярии. На Алтае в 1830 введена должность горного начальника, ответственного за текущие дела в округе. За томским губернатором в ранге главного начальника заводов оставлено общее руководство промышленностью и надзор за деятельностью горной администрации. Упразднение должности главного начальника Алтайских заводов (новое название заводов введено в 1834) произошло по указу от 5 апреля 1864. Генерал-губернатор Восточной Сибири освободился от обязанностей главного начальника Нерчинских заводов на 20 лет позднее (указ от 23 августа 1884). Третья тенденция связана с развитием казенной и частной золотопромышленности в Сибири.
С 1831 Министерство финансов возложило на главного начальника Колывано-Воскресенских заводов и Горное правление отвод площадей под прииски и надзор за частными предпринимателями в Западной Сибири, Ачинском, Минусинском, с 1838 — Красноярском округах (уездах) Восточной Сибири. Оно поручило Барнаульской золотосплавочной в 1835 осуществлять сплав и «апробирование» золота частных лиц со всех сибирских промыслов. В 1834 на Алтае учреждено специализированное управление казенными промыслами, глава которого находился на положении управляющего горной конторы и подчинялся Горному правлению. В 1859 генерал-губернатор Восточной Сибири добился изъятия Ачинского, Минусинского, Красноярского округов (уездов) по частной золотопромышленности из ведения Алтайского горного правления и переподчинения их Главному управлению Восточной Сибири (ГУВС). Для этой цели в Иркутске было организовано еще одно отделение при канцелярии генерал-губернатора. С открытием Иркутской золотосплавочной в 1871 к ней отошли сплав и апробирование частного золота, добытого в Восточной Сибири, кроме близких к Барнаулу районов Енисейской губернии. В 1888 отделение частных золотых промыслов при начальнике Алтайских заводов и отделение по частной золотопромышленности при ГУВС упразднены.
25 лет аренды кабинетских предприятий Министерством финансов существенно сказались на судьбе Нерчинского округа, перепрофилированного в 1850—53 из сереброплавильного в золотодобывающий район России. Заслуга в этом принадлежит генерал-губернатору Восточной Сибири Н.Н. Муравьеву-Амурскому. Другим крупным событием стало освобождение в 1851 нерчинских крестьян от приписки к заводам и перечисление их в казаки Забайкальского казачьего войска. Это привело к упразднению в окружном аппарате власти всех структур, обеспечивавших заведование приписной деревней.
Буржуазное реформирование социально-экономических отношений в Алтайском горном округе в 1861—64 сопровождалось перестройкой административной системы, затянувшейся до 1871. Административные перемены состояли, кроме всего, в передаче населения под управление чиновников Томской губернии, преобразовании крестьянских органов самоуправления и создании их для бывших мастеровых и рабочих людей. Из окружного аппарата управления исчезли должности земских управителей, депутатов по крестьянским делам, служащих горной полиции, военных судов. Административный центр горного округа с 1868 фактически утратил положение горного города. Кабинетская бюрократия в результате реформы 1861 лишилась монополии на власть в горных округах Сибири, т. к. из ее подчинения выведено население и полномочия сужены до управления производственно-хозяйственной сферой. Меньше всего реформа затронула производственные структуры, ответственные за результативность работы промышленных комплексов и отдельных предприятий: Алтайское и Нерчинское горные правления, горные конторы. В течение 20 пореформенных лет сохранялись их прежняя структура и коллегиальный принцип принятия решений.
В 1881 Александр III предпринял смену руководства Министерства императорского двора и уделов, в которое с 1826 на правах отдельного ведомства входил Кабинет. Это позволило критически оценить бездеятельность центральных и местных кабинетских чиновников по управлению горнозаводским хозяйством после перевода промышленности на вольнонаемный труд. Административная реформа 1883 в Алтайском и Нерчинском горном округе ввела единоличное и централизованное руководство производственными объектами, упразднила изжившие себя горные правления и конторы, усовершенствовала управленческие модели, действовавшие на Алтае и в Восточном Забайкалье, существенно сократила численность служащих. Специфика Нерчинского округа наложила отпечаток на стандартизированную административно-хозяйственную модель 1883. Она копировала алтайский вариант. Различия являлись следствием традиций, ориентации промышленности на золотодобычу, практиковавшейся здесь урезанной численностью административно-технического персонала.
Реформа 1883 стала последней крупной административной реорганизацией, ориентированной на горнозаводской сектор экономики кабинетских округов Сибири. На Алтае она выполнила роль административно-производственного эксперимента по подъему сереброплавильной промышленности. После его неудачи в 1890-х гг. остановлены основные заводы и прекращена работа на многих рудниках. Параллельно шел процесс ликвидации учреждений, обслуживавших горнозаводское производство. Он не завершился до 1917, хотя Алтайский округ уже в 1896 утратил в названии слово «горный». Восточное Забайкалье до 1917 оставалось золотодобывающим районом России и сохраняло необходимый для этого набор окружных учреждений.
Во второй половине 1880-х гг. Министерство государственных имуществ (в ведении которого с 1874 находился Горный департамент) приступило к коренной перестройке местного горного управления. В 1888 за Уралом появились местные органы для заведования частными и казенными горными заводами и промыслами: горные управления Томское и Иркутское. Территорию, подведомственную Томскому управлению, разделили на 6 горных округов: Тобольско-Акмолинский, Семипалатинско-Семиреченский, Томский, Северо-Енисейский, Южно-Енисейский, Ачинско-Минусинский. В ведении Иркутского управления оказались округа: Приморский, Амурский, Восточно-Забайкальский, Западно-Забайкальский, Ленский, Бирюсинский. Согласно закону 1892, задачи горных управлений включали, с одной стороны, попечение о развитии горной промышленности вообще и оказание покровительства частной промышленности; общее наблюдение за правильностью работ в техническом отношении. С другой — надзор за соблюдением техники безопасности и трудового законодательства, рассмотрение дел о несчастных случаях. Непосредственное осуществление этой политики относилось к обязанности окружных инженеров и их помощников, а также маркшейдеров. Так в концу XIX в. система государственных органов по управлению горным делом в Сибири вышла далеко за рамки кабинетских округов. В круг ее ведения повсеместно вошли и частные предприятия, набиравшие все больший вес в горнозаводской промышленности края.
Лит: Лоранский А.М. Краткий исторический очерк административных учреждений горного ведомства в России 1700—1900 гг. СПб., 1900; Нерчинский округ ведомства Кабинета Его Императорского Величества. Хабаровск, 1913; Жидков Т.П. Кабинетское землевладение (1747—1917 гг.). Новосибирск, 1973; Соболева Т.Н.. Разгон В.Н. Очерки истории кабинетского хозяйства на Алтае (вторая половина XVIII — первая половина XIX в.): Управление и обслуживание. Барнаул, 1997; Пережогин А.А. Военизированная система управления Колывано-Воскресенского (Алтайского) горного округа (1747-1871 гг.). Барнаул, 2005.
А.А. Пережогин, Т.П. Соболева
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей