Горловое пение // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ГОРЛОВОЕ ПЕНИЕ, не вполне точное название ря­да явлений, главным образом, в традиционных музыкальных культурах Сибири.

В широком смысле — пение с необычной артикуляцией в глоточ­ном и/или гортанном отделах вокально-речевого тракта исполнителя. Термин горловое пение применяется для обозначения 2 существенно различных видов интонирования. Первый — гортанное, или ларингализованное, пение характеризу­ется наличием ярко звучащих одного или нескольких унтерто­нов, т. е. призвуков с высотой на октаву, дуодециму или 2 октавы ниже основного тона. Спектр звука (следовательно, и его тембр) при этом сильно изменяется в сторону на­сыщенности выоскими гармониками, а самый нижний унтертон может восприниматься как новый основной тон. Этот вид пения особенно распространен в эпических традициях тюр­ков Южной Сибири. Для его обозначения используется этнический термин «кай» у алтай-кижи, теленгитов, отчасти шорцев, «хай» у хакасов. Механизм образования тако­го рода тембра состоит в том, что на колебания голосовых связок, обеспечивающих «обычный» голос, накладыва­ются колебания релаксационного типа, которые возникают в результате смыкания и размыкания связок под дейст­вием струи воздуха, продуваемого через узкую голосовую щель. Главный признак другого вида горлового пения — одновременное звучание неподвижного низкого тона и одного или, изредка, двух  изменяющихся по высоте звуков. По крайней мере один из них может образовать мелодию, иногда довольно слож­ную. Такая мелодия, как правило, движется по оберто­нам (гармоникам) нижнего тона. Примеры сольного много­голосия зафиксированы в различных регионах мира (Балка­ны, Корсика, Южная Африка и т. д.), однако по степени его распространенности, культурной и художественной значимости выделяется Тува, где это пение носит название хеемей. В тувинском горловом пении по тембровым и регистровым призна­кам различаются несколько стилей, главные из которых — сыгыт, эзенгилер, хеемей, борбаннадыр и каргыраа. Вероятно, именно хеемей инициировал развитие сходных традиций у монголов, южных алтайцев, хакасов, а также у территорий отдаленных народов — башкир, калмыков, тибетцев. Существуют 2 теории, объясняющие явление сольного многоголосия. Первая постулирует высокое акустическое качество гортани и надгортанных резонаторов, т. е. отде­лов полости глотки и полости рта. Предполагается, что эта система резонаторов значительно усиливает обертон, на который она настроена; изменяя настройку резонаторов, можно усиливать разные обертоны, получая обертоновую мелодию. Другая теория исходит из вестибулярных (лож­ных) связок при пении хеемей. Высокий звук, сопровождающий нижний тон, интерпретируется как свист, возникающий при прохождении воздуха через вестибулярное суже­ние. В большем объеме согласуется с наблюдаемыми данными, по-видимому, первая теория.

Лит.: Аксенов А.Н. Тувинская народная музыка. М., 1964; Ва­нин А.А., Ложкин В.Н. Об акустических особенностях тувинского сольного двухголосия // VIII Всесоюз. акустич. конф. М., 1973; Дмитриев Л.Б., Чернов Б.П., Маслов Л. Т. Тайна тувинского «ду­эта», или свойство гортани человека формировать механизм аэроди­намического свиста. Новосибирск, 1992; Харвилахти Л. Алтайское горловое пение: пробы анализа фонозаписей с помощью ЭВМ // Там же; Tongeren M. van. Xoomey in Tuva: new developments, new dimensions. Amsterdam, 1994; Мазепус В.В. Артикуляционная клас­сификация и принципы нотации тембров музыкального фольклора // Фольклор: комплексная текстология. М., 1998; Кыргыз З.К. Ту­винское горловое пение. Новосибирск, 2002.

Дискография: Тувинский фольклор (из новых записей). Ме­лодия, С30-14937-38; Тыва аялгалар [Мелодии Тувы]. Мелодия, О-030773-4, 1969; Алтай баатырлар —кай [Алтайские богатыри — эпическое пение]. Мелодия, 890 21979 007, 1985.

В.В. Мазепус

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири