Горлов, Пётр Николаевич

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Пётр Николаевич Горлов (11 мая 1839 — 20 ноября 1915) — русский инженер-геолог, общественный деятель, один из пионеров в разработке угольных месторождений Донбасса, Кавказа, Средней Азии и Уссурийского края. В его честь назван Горловка Донецкой области, два горных перевала, а также хребет в районе Восточной части Центрального Тянь-Шаня.

Биография

Ранние годы

Родился в Симбирской губернии, в семье бывшего председателя Иркутского губернского правления Николая Петровича Горлова, человека довольно прогрессивных взглядов. Состоял в массонской ложе. В 1828 Николай Петрович за самовольное облегчение режима пребывания декабристов в сибирской ссылке, после длительного разбирательства, вынужден был подать в отставку. Семья из Иркутска переехала в Подмосковье, где ее глава начал заниматься бизнесом — производством шерстяной пряжи. 

Детские годы П.Н. Горлова прошли в Измайлово под Москвой. Учился в 1-й Московской гимназии, после её окончания поступил в Петербургский институт Корпуса горных инженеров, который окончил в 1859 с золотой медалью.

Работа на Грушевском руднике

По окончанию Корпуса горных инженеров определен на Луганский завод (1859), затем состоял помощником инспектора горного промысла в Землях войска Донского (1865). Позднее становится начальником II Горного округа. Вскоре молодому специалисту П.Н. Горлову доверяют строительство водоотлива на Грушевском каменноугольном руднике.

Параллельно со строительством, в свободное от работы время, он занимается составлением первого профессионального горно-геологического атласа рудника, который позднее был высоко оценен крупным специалистом горного дела П. Гельмерсеном и включён в состав его пластовой карты угольных месторождений Донбасса.

Работа на Корсунской копи

По завершению работы на Грушевском руднике П.Н. Горлова берет к себе на работу известный концессионер и строитель железных дорог Самуил Соломонович Поляков, который получил от царского правительства заказ на строительство Курско-Харьковско-Азовской железной дороги. П.Н. Горлов был назначен руководителем строительства первой крупной железной дороги в Донбассе. В ходе горно-геологических разведывательных работ возле р. Корсунь им было обнаружено богатое угольное месторождение. После всестороннего исследования запасов и качества угля на руднике, П.Н. Горлов предложил руководству начать разработку месторождения с целью обеспечения паровозного парка будущей железной дороги дешёвым и качественным углём.

Начальство отнеслось с вниманием к инициативе молодого талантливого специалиста и в скором времени две крестьянские шахты, которые находили в непосредственной близости от строящейся трассы, были переоборудованы: углублены стволы и построена система конной тяги. В работе принимали участие крестьяне из соседних слобод - Железной и Никитовки. Шахта не только полностью обеспечивала топливом донецкий участок Курско-Харьковско-Азовской железной дороги, но и частично снабжала качественным углём внутренние рынки империи.

Проект по строительству железной дороги был выполнен П.Н. Горловым в кратчайшие сроки — 23 декабря 1869 состоялось торжественное открытие движения поездов по линии Харьков—Славянск—Таганрог, что связало регион Донбасса с центром Российской империи, обеспечило его общероссийскими и зарубежными рынками сбыта угольной продукции.

После завершения строительства железной дороги, П.Н. Горлов занялся обустройством каменноугольного рудника в Макеевке, где под его руководством в 1869—1871 строится Макеевская угольная копь. Параллельно в 1870 он занимается разведывательными работами в Таганроге. В это же время по совету П.Н. Горлова концессионер С.С. Поляков инвестирует средства не только в строительство железных дорог, но и в металлургический завод у Корсунской копи. Ему удалось добиться высочайшего указа Александра II о выделении участка земли у шахты на реке Корсунь у села Железное под строительство Азовского рельсового завода.

Участок оказался необычайно богат месторождениями каменного угля, между пластами которого находились небольшие залежи железной руды. В 1871 С.С. Поляков пригласил П.Н. Горлова возглавить строительство.

Было решено построить для нужд будущего предприятия каменноугольный рудник, который обеспечивал бы топливом мощности завода. В сентябре 1871 (по другим данным 1 августа 1871) приступили к строительству шахты, которая в дальнейшем получила наименование Корсунская копь.

Объект строился и эксплуатировался по последнему слову техники. Заказывать машины для шахты, вступившей в строй 1 марта 1874, П.Н. Горлов ездил в Бельгию. Впервые применяется потолочная система добычи каменного угля с закладкой выработанного пространства, что дало возможность начать промышленную разработку крутопадающих пластов, которая широко применяется и в наши дни. Оборудованный новейшей техникой того времени Корсунский рудник включил в себя все горные выработки ранее реконструированных П.Н. Горловым шахт и стал одним из крупнейших угольных предприятий Донбасса. С 1872 рядом с Корсунской копью выстраивается посёлок, где живут рабочие и находится управление рудника, который получает наименование Горловка.

В это же время С.С. Поляков разработал и утвердил «Общество Южно-Русской каменноугольной промышленности», экономическую основу которого и составила Корсунская копь, уголь которой по своим характеристикам оказался одним из самых ценных в Донбассе. Стараясь привлечь иностранные инвестиции, С.С. Поляков в 1873 выставляет образцы угля с этого рудника на промышленной выставке в Вене. В 1875 строится железнодорожная ветка, которая соединяет шахты со станцией Корсунь. Уже к 1879 на руднике работало более одной тысячи человек, которые добывали свыше 5 млн пудов каменного угля.

В 1877 П.Н. Горловым закладывается новая Чегарская копь, активно ведутся новые разведывательные работы по выявлению угольных месторождений. Он занимается расширением инфраструктуры Горловки, что проявляется не только в обустройстве рудников и коксового производства, но и в строительстве народной библиотеки, больницы, церквей, школ, питомника для выращивания декоративных и фруктовых деревьев. В это же время на заседании «Общества Южно-Русской каменноугольной промышленности» П.Н. Горлов выдвигает идею создания училища по подготовке кадров для отрасли, которая заинтересовала всех акционеров. Ему же и поручают работу по созданию и открытию горного училища. П.Н. Горлов разрабатывает устав учебного заведения, в соответствии с которым, четырехгодичное обучение было платным, в училище по рекомендации влиятельных лиц принимались дети горняков, чиновников, священнослужителей. Он же подбирает и преподавательский состав, участвует в наборе студентов, дарит 200 книг в библиотеку училища. 16 августа 1878 торжественно открывается первое на Донбассе техническое учебное заведение — Горное училище С. С. Полякова, которое подготавливало высококвалифицированных горных мастеров и других специалистов для всего региона.

Вскоре достижения «Общества Южно-Русской каменноугольной промышленности» были отмечены на всероссийской выставке в 1881 высшей наградой — Государственным Гербом. На промышленной выставке 1884 года в Одессе — Золотой медалью. За успехи на поприще «Общества Южно-Русской каменноугольной промышленности» был отмечен и сам П.Н. Горлов. Его награюдают чином статского советника и орденом Орденом Святой Анны II степени.

В августе 1883 П.Н. Горлов попадает в неприятную ситуацию: по просьбе друзей им был подписан вексель на крупную сумму для замены насоса на Корсунском руднике после аварии, что практически разорило инженера-геолога. После его погашения П.Н. Горлов вместе с семьёй перебирается жить в Харьков.

Другие проекты

В Харькове П.Н. Горлов становится соучредителем многих акционерных обществ и избирается гласным городской думы. По его проекту в Харькове строятся здания городской биржи, городского правления, водопровод и конно-железная дорога. Его плодотворная деятельность на государственной службе заканчивается в 1885 выходом на пенсию, но П.Н. Горлов ещё на протяжении 30 лет продолжает плодотворно трудится. В скором времени он уезжает на Кавказ, где обустраивает две копи и занимается разработкой Ткибульского месторождения, в 1892-1895 он служит на Уссурийской железной дороге, где по его проекту были остановлены сплавы грунта под железнодорожными насыпями и искусственными сооружениями дороги.

В 1894 П.Н. Горловым вблизи Владивостока открыты залежи спекающихся углей, которые получили наименование «Свято-Макарьевского угольного месторождения», а позднее - Спасское месторождение бурых углей. По его инициативе во Владивостоке открывают отделение Императорского Русского технического общества, которое он и возглавляет вплоть до отъезда в Среднюю Азию в 1901, где он занимается инженерными проблемами водоснабжения.

В Средней Азии П.Н. Горлов разработал источники воды, углубил опускные колодцы, ввел очистку воды через пески дна в Чардуже, исследовал провалы поверхности на Оренбург-Ташкентской железной дороге и доказал нецелесообразность строительства обходной дороги.

В это же время он публикует ряд трудов, которые посвящены проблемам угольной отрасли. Во время русско-японской войны 1904-1905 он был приглашён правительством в Маньчжурию, где вносит значительный вклад в развитие угольной промышленности региона. В 1909 П.Н. Горлов возвращается во Владивосток, где дает консультации горнопромышленникам региона и работает над трудом «Петербург Невы еще не знает», в котором решает проблему снабжения питьевой водой жителей Санкт-Петербурга.

Последние годы жизни П.Н. Горлов провел в Санкт-Петербурге, где работал в департаменте горного дела. Именно в это время он берётся за написание труда «История горнозаводского дела на территории Донецкого кряжа и вблизи Керчи», который так и не был полностью опубликован.

20 ноября 1915 Пётр Николаевич Горлов скончался в Петрограде в возрасте 76 лет. Похоронен в Красном Селе на Выборгском кладбище, которое в 1930-х было снесено вместе с церковью. Точное месторасположение могилы П.Н. Горлова на данный момент не известно. В его честь назван Горловка Донецкой области, где он долгое время жил и трудился над Корсунской копью, а также два горных перевала и хребет в районе Восточной части Центрального Тянь-Шаня. В 1999 в центре Горловки ему был установлен небольшой памятник.

Ссылки

  1. Пётр Горлов // miningwiki.ru
  2. Пётр Горлов. Страницы биографии // donbass.NAME : сайт.
  3. История железных дорог Донской области
  4. Горлов Петр Николаевич

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 24 января 2019

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.