Становые щели возникают при перепаде температур воздуха вследствие теплового расширения или сжатия ледяного покрова.
Вначале в нем возникают небольшие сухие несквозные трещины, однако при длительном понижении температуры ледяной покров сжимается так сильно, что мелкие трещины уже не могут компенсировать сжатие и преобразуются в сквозные термические трещины (становые щели), формируя отдельные ледяные поля, достигающие иногда до 10–30 км в поперечнике. В разные годы их местонахождение относительно постоянно. При понижении температуры на 10–15 ºС ширина щелей может достигать 4 м, при среднем значении от 0,5 до 1–2 м , а при потеплении лед расширяется и щели смыкаются, на их краях происходит нажим и дробление льда, что приводит к образованию становых торосов.
Линейное расширение или сжатие льда при изменении его температуры на 1 ºС составляет 70 мм на 1 км льда. Колебания температуры воздуха иногда достигают 20–30 ºС в сутки. Таким образом, при ширине Байкала в 40 км в районе Лиственичное – Танхой и перепаде температуры только 10 ºС суммарная ширина щелей достигнет 28 м 1.
Автомобили преодолевают щели с помощью специальных трапов из толстых (4–5 см) досок, или из бревен с дощатым настилом, уложенных поперек щелей.
Серьезную опасность для инженерных сооружений представляют надвиги льда. Особенно опасны они весной, когда талые воды заполняют сухие термические трещины, а затем замерзают в них, образуя монолитный лед. Трещины перестают играть роль температурных компенсаторов. В конце зимы при усилении ветров возникают подвижки льда и он выжимается на берег, сокрушая все на своем пути Г. И. Галазий (1987, с. 135) пишет: «Лед может выжиматься на берег на расстояние 20–30 м, а его нагромождение при встрече с надежным препятствием – скалой, например, подниматься на 15–16 м. В 1962 г. в южном Байкале наблюдали ледяные валы от надвигов высотой до 20–30 м. В 1933 г. такие нажимы льда перекрыли железнодорожное полотно около ст. Танхой и столкнули с рельсов товарный железнодорожный эшелон вместе с паровозом. Весной 1960 г. на судоверфи им. Ем. Ярославского ледокол «Ангара» водоизмещением 1400 т был вытеснен льдом на береговую отмель. В этом же году в пос. Лиственичном и в порту Байкал надвигами разрушены причальные сооружения, а в бухте Сосновка при полном штиле подвижкой льда на берег вытеснились камни весом 5–6 т. Для защиты инженерных сооружений или судов от повреждения ледовыми надвигами вокруг защищаемых сооружений прорубают майну – щель для свободного смещения льда».
Источник: Байкаловедение : учеб. пособие / Н. С. Беркин, А. А. Макаров, О. Т. Русинек. – Иркутск : Изд-во Ирк. гос. ун-та, 2009.
Это температурные швы в ледяном покрове. При колебаниях температуры воздуха лед расширяется или сжимается, образуя трещины или торосы. Становые щели возникают после замерзания озера и представляют собой сквозные трещины во льду. В разные годы их местоположение относительно постоянно: они обычно тянутся вдоль берега по - кратчайшей прямой между соседними его выступами, мысами, расчленяя ледовый покров на ледяные поля до 10—30 км в поперечнике. Линейное расширение или сужение льда при изменении его температуры на 1°С составляет 70 мм на 1 км льда. Колебания температуры воздуха иногда достигают 20—30°С в сутки. Таким образом, при ширине Байкала в районе Лиственичного — Танхой в 40 км и перепаде температуры только в 10°С, суммарная ширина щелей составляет 28 м. Но так как лед покрыт снегом неравномерно, а, следовательно, охлаждение или нагревание отдельных ледяных полей также неравномерно, то трещины образуют очень сложную и сильно разветвленную сеть различной длины: от десятков до сотен и более метров. Щели живут или дышат, то есть их ширина меняется в течение суток. Самая большая ширина становых щелей в одном месте около 4 м. Но чаще всего они бывают шириной от 0,5 до 1 — 2 м. Преодолевают их с помощью специальных трапов из толстых двух-трехдюймовых досок или из бревен с дощатым настилом, уложенных поперек щелей.
Источник: Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1987. – с. 167
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей