Новости

Евразийский океанский порт // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ЕВРАЗИЙСКИЙ ОКЕАНСКИЙ ПОРТ, проект строительства северного порта, который обеспечивал бы прямой торговый выход из Сибири морским путем в Европу. При этом трудное для навигации Карское море, в которое впадают Обь и Енисей, планировалось обойти по суше за счет постройки железнодорожной соединяющей побережье Баренцева моря с речной системой Западной Сибири.

Первые проекты евразийского порта появились в XIX в. Причиной стало стремление к устранению посредничества купцов Европейской России в торговле между Сибирью и зарубежной Европой. М.К. Сидоров предлагал вывозить сибирскую продукцию на рынок Европы через порт в устье Печоры. А.М. Сибиряков и его многочисленные сподвижники выдвинули идею сооружения железной дороги, связывающей Обь-Иртышский и Печорский речные бассейны. В конце 1870-х гг. сибирские предприниматели обсуждали проект А.Д. Голохвастова, предлагавшего построить более дешевую железную дорогу из Обь-Иртышского бассейна к Хайпудырской губе, расположенной восточнее устья Печоры. Эти проекты отошли на второй план в связи со строительством Транссибирской магистрали и возродились в начале XX в. В декабре 1906 в Иркутске состоялось совещание о путях сообщения в Сибири с участием различных слоев сибирской общественности. В качестве варианта выхода сибирской торговли на западноевропейский рынок рассматривался проект Обь-Северной (Полярной) магистрали из низовьев Оби (Берёзов, Обдорск или другой пункт) через Северный Урал к одной из бухт арктического побережья Европейской России или к Архангельску.

Начало Первой мировой войны перевело вопрос о евразийском порте из торгово-экономической плоскости во внешнеполитическую. Учитывая значимость для России выхода на океанические коммуникации, не зависящего от положения в Европе, правительство предприняло в 1914—16 строительство Мурманской железной дороги и круглогодично действующего Мурманского порта. Одновременно встал вопрос о дублировании Архангельского и Мурманского портов еще одним незамерзающим портом и проведении к нему железной дороги. Этот вопрос обострился в связи с изменением внешнеполитического положения России вследствие Первой мировой и Гражданской войн.

В 1918 советское руководство рассматривало проект А.А. Борисова о строительстве Обь-Мурманской линии вместе с ответвлениями от нее к удобным для мореплавания пунктам на побережье, например к Индигской губе (западнее устья Печоры). В 1918 состоялись первые изыскания в Индиг­ской губе, а также на трассе предполагаемой железнодорожной линии Тобольск—Индига (под руководством инженера Н.И. Маслова). После перерыва, связанного с оккупацией Архангельска интервентами, изыскания продолжились. Завершились они в 1923 составлением двух эскизных проектов размещения в Индигской губе морского порта с грузооборотом в 1 млн тонн. Средств на их воплощение не нашлось.

К вопросу о строительстве порта в Индигской губе вернулись в 1933 на Конференции по изучению производительных сил Северного края. Рассматривался выбор между развитием мощностей Архангельского порта и строительством нового в Индигской губе. Сторонники обоих вариантов, изучив данные портовых изысканий, пришли к общему мнению о близости физико-географических условий действующего Архангельского порта и предполагаемого Индигского. Период наиболее тяжелой ледовой обстановки приходился в Архангельске и на Индиге на одно и то же время. При этом в качестве преимуществ Индиги отмечались несколько более долгая, чем в Архангельске, навигация и меньшая прочность местных соленых льдов по сравнению с пресноводными льдами в районе Архангельска. Высоко оценивалось и экономическое значение будущего порта. Зона экономического тяготения к нему распространялась на Урал, бассейн Камы и северные территории Сибири. Расстояние до будущего стыка морских коммуникаций с железнодорожными сообщениями Сибири и Урала по сравнению с мурманским экспортным транзитом сокращалось не менее чем на 2 тыс. км, с архангельским — на 1 тыс. км. В итоге конференция рекомендовала приступить к строительству порта на Индиге, в комплексе с сетью железнодорожных подходов к нему, не позже 3-й пятилетки. Но эта рекомендация не воплотилась в жизнь.

Вернуться к проекту Индигского порта заставила Великая Отечественная война. Морские коммуникации на Балтике оказались парализованы уже в первые ее месяцы. Приграничный Мурманский порт попал под угрозу оккупации, в случае которой восполнить утрату силами Архан­гельского порта не представлялось возможным. Как следствие, в конце 1941 начались изыскания под постройку железнодорожного соединения района Индигской губы с действующей железнодорожной сетью; форсировались почти прекращенные в предвоенные годы портовые изыскания на Индиге. Планировавшиеся работы уступали по масштабу былым замыслам. О ключевой роли Индигского порта в обеспечении северо-востока Европейской России, Урала и севера Сибири транспортными выходами к морским коммуникациям речи не шло. Требовалось осуществить строительство железной дороги к Индиге в кратчайшие сроки, по кратчайшему направлению с одновременным сооружением лишь самых необходимых портовых объектов. Еще до начала строительства обстановка на северном фланге советско-германского фронта стабилизировалась, прямая угроза утраты Мурманского и Архангельского пор­тов миновала. Военное значение Индигского порта уменьшилось, и в конце 1942 изыскания по индигскому варианту прекратились.

Проекты строительства евразиского порта не воплотились, однако последовательное выдвижение этих проектов в военные годы показало стратегическое значение такого порта, выявило уязвимые места отечественной транспортной системы.

Лит.: Проблемные регионы ресурсного типа: экономическая интеграция Европейского Северо-Востока, Урала и Сибири. Новосибирск, 2002.

В.В. Ламин

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири