Новости

Эвены // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ЭВЕНЫ, эвен, ыввын, эбен (самоназвание), коренной народ восточной и северо-восточной Сибири. Проживают на побережье Охотского моря и в бассейне реки Колымы на территории Магаданс­кой области, Камчатского, Хабаровского края и восточных районах Республики Саха (Якутия). Численность в РФ (тыс. человек): 1939 - 9,7, 1959 - 9,0, 1970 - 11,8, 1979 - 12,5, 1989 - 17,1, 2002 — 19,1, в том числе в Якутии — 11,7, в Магаданской области — 2,5, в Хабаровском крае — 1,3.

Относятся к байкальскому антропологическому типу. Говорят на эвенском языке тунгусо-маньчжурской ветви алтайской языковой семьи. В эвенском языке насчитывается около 20 диалектов и говоров, объе­диняемых в 3 наречия: восточное, среднее и западное. В качестве литературного языка используется диалект эвенов Магаданской области, имеющий достаточно широкое распространение. В 1931 была создана письменность на основе латинского, в 1936 — русского алфавита.

Расселение предков эвенов — тунгусских племен из При­байкалья и Забайкалья по Восточной Сибири началось в I тыс. н. э. В процессе расселения эвены включили в себя часть юкагиров, впоследствии были подвергнуты частичной ассимиляции якутами. Под влиянием якутского языка сформировалось западное наречие эвенского языка. К середине XVII в. эвены кочевали на Охотском побережье и к западу от него в отрогах Верхоянского хребта, в бассейне Колымы, Индигирки и Омолона. Появление здесь русских, опустошительные эпидемии второй половины XVII в. положили начало интенсивной миграции эвенов в бассейны Уды и Амгуни. На северо-востоке они проник­ли в земли юкагиров и коряков, часть которых вошла в состав эвенских родов и способствовала увеличению численности эвенов. Продвижение эвенов на северо-восток продолжалось в XIX—XX вв., усиливались контакты с русскими. С 1920-х гг. большинство эвенов  переходит к оседлости, мас­совому двуязычию.

Традиционные занятия эвенов — оленеводство, охота (дикий олень, лось, горный баран, пушной зверь) и рыболовст­во. Группы эвенов -наматкан (букв. «приморские жители») кочевали весной из континентальной тайги к побережью Охотского моря и осенью — обратно. Безоленные эвены на Охотском побережье (самоназвание мэнэ, «оседлые») занимались прибрежным рыболовством, охотой и тюле­ньим промыслом, разводили ездовых собак. В XVIII в. у якутских и камчатских эвенов распространилось коневодство, заимствованное у якутов. Между оседлыми и кочевыми эвенами существовал натуральный товарообмен — оленье мясо и шкуры на нерпичью кожу.

Олени использовались для верховой езды и под вьюк. В лесотундре распространены прямокопыльные нарты, заимствованные у якутов, на Камчатке и в Мага­данской области — дугокопыльные нарты, заимствованные у чукчей и коряков. Было известно также крупнотабунное оленеводство мясо-шкурного направления. Охотились верхом на оленях или на лыжах (голицах — кайсар и подклеенных мехом — мэрэнгтэ), гоньбой, скрадом, с помощью оленя-манщика, охотничьей собаки. Прибреж­ные эвены ловили проходную рыбу лососевых пород, в среднем течении и верховьях рек — кунжу, гольца, хариуса. Основным орудием лова рыбы была крючковая снасть, сети и невода стали доступны эвенам лишь в 1920-х гг. Рыбу заготавливали впрок вялением юколы, квашением, из сушеной рыбы делали порошок-порсу. Ели также сырую и мороженую рыбу. По воде передвигались на лодках-долбленках, которые покупали у соседних народов. Занимались также собирательством ягод, орехов, коры и игл кедрового стланика и др. Мужчины занимались кузнечеством, обработкой кости и дерева, плетением ремней, кожаных арканов, упряжи и т. д., женщины — обработкой шкур, выделкой ровдуги и др. Железо и серебро получали путем обмена у якутов, позднее — у русских.

Традиционные поселения и жилища эвенов сочетает в себе элементы различного происхождения. При наличии мобильных кочевых стойбищ эвены-скотоводы устраивали летние скотоводческие стоянки сайылык, не отличающиеся от якутских. Разнообразными были и жилища — тунгусский чум с берестяным или ровдужным покрытием, якутский балаган, весьма широ­кое распространение среди эвенов получил цилиндрическоконический чум, близкий чукотско-корякской яранге.

Традиционная одежда эвенов соответствует общетунгусскому костю­му. Заимствование отдельных элементов и деталей фиксирует­ся прежде всего в виде промысловой одежды у мужчин, это палеоазиатская одежда «глухого» кроя. Зимняя одежда шилась из меха, летняя - из ровдуги. Одежда украшалась бах­ромой, вышивкой бисером и подшейным волосом оленя, металлическими подвесками-колокольчиками, медными бляхами, кольцами и серебряными монетами. Головым убором был плотно облегающий голову капор, расшитый бисером. Зимой поверх него носили большую меховую шапку. Женщины иногда надевали платок. Традиционная мужская одежда вытесня­ется в тундровых районах чукотской, в лесных - якутской, женская сохраняется более устойчиво.

У эвенов существовали патрилинейные экзогамные роды, распадавшиеся на территориальные подразделения во главе с выборными старостами, представлявшими род перед администрацией. Стойбищная община объединяла несколько родственных и неродственных семей. Был распространен обычай взаимопомощи (нимат), обязывающий охотника отда­вать часть добычи соседу. Внутренняя структура эвенского общества базировалась на половозрастной стратификации, которая и определяла социальные роли каждого человека.

Семья малая. Брак сопровождался уплатой калы­ма. Встречались многоженство, помолвки малолетних. Жену могли брать в любом роде, кроме собственного, но предпочтение отдавалось роду матери.

Были развиты промысловые культы, культ медведя, духов-хозяев природы, шаманизм. Фольклор включает богатырский эпос, исторические предания, сказки, песни и др. В настоящее время возрождаются традиционные праздники эвенов (Эвинэк, Уркачак, Праздник оленевода и др.).

Лит.: Смоляк Г.Ф. Этнические процессы у народов Нижне­го Амура и Сахалина. Середина XIX - начало XX в. М., 1975; Туголуков В.А. Тунгусы (эвенки и эвены) Средней и Западной Сибири. М., 1985.

Е.В. Антропов

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири