ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ МУЗЕИ СИБИРИ. Группа исторических музеев, документирующих этногенез народов и других этнических общностей, их быт, культуру посредством комплектования, хранения, изучения и популяризации этнографических коллекций. Включает историко-этнографические, архитектурно-этнографические музеи под открытым небом, музеи-заповедники с экспозициями и архитектурными или историческими памятниками. Самые известные музеи-заповедники: Тобольский историко-архитектурный, историко-этнографический «Шушенское», историко-культурный и природный «Томская писаница», Музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока, Историко-архитектурный музей под открытым небом Института археологии и этнографии СО РАН, а также Этнографический музей-заповедник народов Забайкалья (поселок Верхняя Берёзовка близ Улан-Удэ, Республика Бурятия), открытый в 1973 по инициативе академик А.П. Окладникова, археологов, этнографов, буддологов Бурятии. Научная программа деятельности этого музея и его структура отражают сложный процесс формирования и сосуществования коренных этнических групп (бурят, эвенков) и русского населения, их национальная самобытность. В 1973 начато систематическое комплектование профильных материалов (руководитель С.Р. Хомосов). На площади в 37 га размещено 6 экспозиционных комплексов (построены по тематическо-хронологическому принципу с учетом природных факторов): археологической, историко-этнографической (эвенки, забайкальские буряты, русские старожилы, старообрядцы-семейские) и городской. Демонстрируется 25 деревянных построек, перевезенных с мест бытования и реконструированных, традиционные бытовые предметы (около 12 тыс.), этнографические рисунки (78 ед.), фотографии (361 ед.). Воссозданы жилые и хозяйственные постройки с характерным для них интерьером и оснащением (мебель, утварь, орудия труда, одежда и т. д.), наглядно представляющие особенности материальной и духовной культуры разных этнических групп.
В 1989 открыт Ханты-Мансийский округа этнографический музей-заповедник «Торум Маа». Находится в ведении Комитета по делам малочисленных народов Севера (с 1992). В его становлении и развитии видную роль сыграла обско-угорская интеллигенция. Заповедник расположен в уникальном природном ландшафте, включает культовый комплекс (священный лабаз и 7 идолов, выполненных художник Г.С. Райшевым), а также комплекс с летними юртами, бревенчатым домом, чувалом, хозяйственными лабазами, коптильней, лодками под навесом и др. В фондах находится около 2 тыс. ед. хр., в том числе богатая коллекция женской и детской одежды, изделия из бисера, бересты и меха. Имеются фоно- и видеоматериалы. Музей координирует научную и экспедиционную работу в округе, организует передвижные выставки, ведет просветительскую и образовательную деятельность, направленную на консолидацию коренных народов Ханты- Мансийского автономного округа, возрождение народных праздников и традиций. В рамках празднования Дней коренных народов мира (1999) в «Торум Маа» прошел семинар по изготовлению берестяных изделий. Налажены связи с Венгрией, Финляндией.
Областные краеведческие музеи Сибири открывают филиалы историко-этнографического профиля. Большереченский историко-этнографический музей (поселок Большеречье Омской области) создан в 1960 по инициативе общественности (в том числе первого директора музея В.С. Аношина) как Большереченский районный краеведческий музей. С 1965 — это филиал Омского краеведения, с 1980 — Омского объединенного исторического и литературного музея. С 1970 занимает 2-этажное здание с экспозиционной площадью 364 кв. м. С 1993 имеет самостоятельный статус и современное название. В фондах музея около 9 тыс. ед. хр. (конец ХХ в.). В собрание входят коллекции: палеонтологическая, археологическая, этнографическая (бытовая утварь, часы, орудия труда, одежда казахов, татар, русских, белорусов, немцев, литовцев). Экспозиция состоит из разделов по природе края и истории района. Представлены результаты раскопок стоянки Черноозерье II (10 тыс. лет до н. э.), свидетельства основания Большерецкого форпоста (1740) и др. В выставочном зале проводятся периодические выставки, лекции.
Архитектурно-этнографический музей народов Приангарья «Тальцы» — филиал Иркутского областного краеведческого музея. Открыт в 1980 на берегу Ангары в47 кмот города, работает с мая по октябрь Сбор памятников начался в 1964, с началом строительства энергосистемы в Приангарье. Занимает площадь 50 га. В фондах около 500 ед. хр. Функционируют русский и бурятский этнографические секторы, создается эвенкийский. Реконструировано более 60 подлинных сооружений деревянной архитектуры — оборонительной, культовой, гражданской, в том числе Спасская проездная башня Илимского острога (1667), Казанская часовня (1679), деревня-«малодворка» (XVIII—XIX вв.) из 3 крестьянских усадеб, в которых восстановлены интерьеры, экспонируются подлинные предметы быта, орудия труда, охоты, рыболовства, одежда, средства передвижения. Демонстрируется летнее поселение (летник) прибайкальских бурят (в одной из юрт восстановлен интерьер).
Архитектурно-этнографический музей под открытым небом «Ангарская деревня» (Братск Иркутской области ) открыт в 1975 как филиал Ангарского краеведческого музея, с 1986 — филиал Иркутского объединенного музея, с 1990 — филиал Братского объединенного музея. Расположен в зеленой зоне Братска на площади 3,5 кв. км. Проект разработан архитектором-реставратором А.В. Ополовниковым и архитектором Б.П. Чуласовым (1976—77). В составе комплекса: «Русское старожильческое население Приангарья» (деревянная башня Братского острога XVII в. и церковь, 3 крестьянских усадьбы, мельница, кузница, амбар-мангазея), «Традиционная культура эвенков севера Иркутской области» (зимнее и летнее стойбища, шаманский чум, хозяйственные постройки эвенков). В фондах музея около 4 тыс. ед. хр. — богатое собрание этнографических материалов, в том числе уникальная коллекция зоо- и антропоморфических скульптур, принадлежавших эвенкийским шаманам. Музей ведет постоянную экспедиционную работу в Катангском районе Иркутской области, Ангаро-Чунском регионе, в Приленье, ежегодно устраивает фольклорно-этнографические праздники «Троица», «Памяти старого Братска».
Большую работу по комплектованию, научному описанию этнографических коллекций, подготовке специалистов в области этнографии, археологии, музееведения ведут музеи Омского, Томского, Якутского университетов. Музей археологии и этнографии Сибири (Томск) основан в 1882 как учебный археологический музей при историко-филологическом факультете Томского университета по инициативе и на базе личной коллекции попечителя Западно-Сибирского учебного округа В.М. Флоринского. С 1923 — Этнолого-археологический музей, с 1968 — современное название. В пополнении коллекций принимали участие известные ученые и путешественники: В.А. Обручев, Г.Н. Потанин, И.Я. Словцов, археологи М.П. Грязнов, Д.А. Клеменц. В 1920-е гг. занимал специальные залы в здании университета. Во время Великой Отечественной войны законсервирован, в 1946—68 располагался на хорах бывшей университетской церкви, с 1979 экспозиция развернута в прежних помещениях музея. В конце ХХ в. фонды насчитывали 200 тыс. археологических предметов (в том числе древняя пластика: бронзовый нож со скульптурным навершием, каменные неолитные фигурки людей и животных и др.), 3 тыс. этнографических предметов (наиболее значительные собрания по этнографии индейцев Северной Америки, народов Китая, русского и аборигенского населения — хантов, шорцев, эвенков; коллекции по ламаизму). Музей — подразделение научно-исследовательской лаборатории истории, археологии и этнографии Сибири Томского государственного университета, база научно-исследовательской работы, подготовки специалистов, обучения студентов.
Музей археологии и этнографии Якутского государственного университета (Якутск, Респ. Саха (Якутия)) основан в 1972 на общественных началах, с 1976 — государственный музей научно-исследовательского профиля. В его составе лабораторной камеральной обработки полевых материалов, 5 экспозиционных залов, фондохранилища (рукописный отдел, хранилище археологических и этнографических материалов, научная библиотека). Имеет более 35 тыс. ед. хр. В экспозиции предметы материальной и духовной культуры народов Якутии с древнейших времен до конца ХХ — начала XXI в.
Музей археологии и этнографии ОмГУ основан по решению Ученого совета как Музей истории ОмГУ (1974), с 1976 — современное название. Является учебным, найчно-исследовательским и культурно-просветительским учреждением, занимающимся сбором, хранением, изучением и экспонированием памятников материальной и духовной культуры народов Западной Сибири и сопредельных территорий. Организационную работу и научное руководство деятельностью музея более 30 лет осуществляли доктор исторических наук, профессор археолог В.И. Матющенко и этнограф Н.А. Томилов. В 1974—83 шло накопление, первичная обработка и экспонирование материалов, в 1984—2000-е гг. развитие научно-исследовательской, собирательской и экспозиционной деятельности, расширение площадей и пополнение фондов. Фонды музея, насчитывавшие 10 тыс. ед. хр. в 1976, достигли 430 тыс. ед. хр. (2006). В музее имеются 347 археологических коллекций, 111 этнографических, одонтол. (141 ед.), нумизматических (90 ед.), картины и этюды на этнографические темы члена Союза художников России Н.Я. Третьякова (4 ед.), а также архив (научно-экспедиционная документация, личные фонды М.П. Грязнова — 2 203 ед., В.И. Васильева — 417 ед.), научная библиотека (более 2 тыс. ед.), фото- и фонотеки (записи фольклора, доклады и лекции выдающихся ученых). Современная экспозиция состоит из археологического и этнографического отделов, посвященных древним этапам истории Западной Сибири, хозяйству и культуре манси, селькупов, хантов, сибирских татар, казахов, телеутов, шорцев, русских (в том числе сибирского казачества), украинцев, немцев, латышей, чувашей и эстонцев. На базе музея проводятся экскурсии, учебные занятия по археологии, этнографии, истории первобытного общества, музееведению, музейная практика.
Для представления коллекций сибирских музеев на отечественном и мировом уровне важное значение имеет публикация в серии «Культура народов мира в этнографических собраниях российских музеев» (редактор профессор ОмГУ Н.А. Томилов) каталогов Новосибирского, Тюменского, Омского краеведческих музеев и Музея археологии и этнографии Омского государственного университета.
Лит.: Хозяйство русских в коллекциях Омского государственного исторического и литературного музея. Томск, 1993; Хозяйство русских в коллекциях Тюменского областного краеведческого музея. Тюмень, 1994; Хозяйство русских в коллекциях Новосибирского областного краеведческого музея. Новосибирск, 1996; Клименкова Т.А. Ханты-Мансийский окружной этнографический музей-заповедник «Торум Маа» // Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа. Ханты-Мансийск, 2000. Т. 3; Янгутова Е.Е. Этнографический музей-заповедник народов Забайкалья // Российская музейная энциклопедия. М., 2001. Т. 2; Павлов А.А. «Ангарская деревня» // Там же. Т. 1; Симонов В.В. Большереченский историко-этнографический музей // Там же; Сирина А.А. «Тальцы» //Там же. Т. 2; Ожередов Ю.И. Археологии и этнографии Сибири музей //Там же. Т. 1; Кочмар Н.Н. Археологии и этнографии музей Якутского университета // Там же; Одежда русских в коллекциях Новосибирского областного краеведческого музея. Новосибирск, 2002; Культура татар Западной Сибири в коллекциях Музея археологии и этнографии Омского государственного университета. Омск, 2003; Ахметова Ш.К., Захарова И.В., Патрушева Г.М. Культура народов и национальных групп Сибири и Казахстана в коллекциях Музея археологии и этнографии Омского государственного университета. Новосибирск, 2006.
М.А. Жигунова, О.Н. Шелегина
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей