Рубеж I—II тыс. н.э. обозначен важными событиями в истории Центральной Азии. Прежде всего существенно меняется этнокультурный облик региона, то есть начался процесс сплошной монголизации края. По единодушному мнению специалистов важную определяющую роль в этом деле сыграло возвышение киданей, которые в начале X в. образовали свое государство, вошедшее в историю под названием Ляо. Империя просуществовала более двух веков (до 1125 г.). В период наибольшего могущества границы ее простирались на западе до Хангайского нагорья, на востоке — до Желтого моря. Северные границы проходили примерно по южным районам Забайкалья.
Среди северных народов, с которыми Китаю пришлось вести борьбу на протяжении всей предыдущей истории, кидани занимают особое место. Дело в том, что до киданей вожди враждовавших с Китаем племен либо признавали превосходство китайского императора, либо считали себя равными ему. Кидани же в результате военных побед сами возвели на китайский престол угодного им императора, который официально признал их отцом, а себя сыном, что выражает, по китайским понятиям, отношения подданства (Е Лун-ли. 1979. С. 15). Известный востоковед-китаист В.П. Васильев отмечал: "Это событие имело решительное влияние на дальнейшие происшествия. Допущение инородцев не грабить, а уже властвовать над китайскими городами было пятном, которое стремились смыть все китайские государи. Из-за этого они воевали с киданями, вступили в союз с маньчжурами и против них с монголами, и все это для того, чтобы отдать последним весь Китай. Со своей стороны, обладание китайскими землями должно было произвести великий переворот и между обитателями Монголии; они научились владеть китайскими землями и увидали, что можно этот первый опыт повторить и в более обширных размерах" (Васильев. 1859).
В результате приобретения китайских земель под властью киданей оказалось значительное количество оседлого населения, поэтому для их управления потребовались другие формы, методы. Накопленный киданями опыт борьбы с Китаем и выработанные методы управления оседлым населением были широко использованы последующими завоевателями. Не случайно одним из главных придворных советников у монголов являлся киданин Елюй Чу-цай.
Важным и не до конца решенным остается вопрос о конкретной роли киданей в этнических судьбах населения последующего времени. Важность его постановки определяется тем, что наиболее активная пора жизнедеятельности киданей приходится на период интенсивных этнических процессов, имевших непосредственное воздействие на происхождение и формирование многих современных народов. Языковых материалов для решения подобной задачи явно недостаточно. В свое время Л. Лигети весьма предположительно, в порядке обсуждения, выдвигал тезис о том, что "старописьменный монгольский язык происходит от киданьского" (Лигети. 1955. С. 21—35). Эта гипотеза рассматривалась в связи о тем, что старописьменный монгольский язык обнаруживает такие особенности, которые нельзя объяснить при помощи живых монгольских языков и диалектов. Более того, по словам Б.Я. Владимирцова, "очень легко заметить, что уже в XIII в. монгольский письменный язык отличался от живых говоров монголов той эпохи... Приходится констатировать, что монгольский письменный язык XIII в. является перед нами уже вполне разработанным, со своей установленной орфографией... возник в более раннюю эпоху, во всяком случае до поры Чингисхана" (Владимирцов. 1931. С. 4-5).
Следовательно, если принять версию Л. Лигети о преемственности старомонгольского письменного и киданьского языков, то сопоставление последнего с каким-либо из современных монгольских языков и диалектов представляется невозможным. Со сказанным вроде бы вполне согласуется положение об отсутствии в XIII в. у монголов единого языка и существовании в предшествующую эпоху по крайней мере трех центров монгольской речи: шивэй, кидани и туюй-хунь (Лигети. 1955. С. 33-34). Высказывалось также мнение, что "творцом монгольского письменного языка, возможно, было какое-нибудь племя, родственное монголам, но побежденное остальными племенами и растворенное в них" (Бертагаев. 1968. С. 7).
Свою точку зрения на этот счет выразил Д. Кара: "Киданьский язык, во всяком случае разговорный, в некотором отношении ближе к современным монгольским языкам, чем письменный монгольский, и в то же время более архаичен. Можно предполагать, что и киданьская морфология сильно отличается от известной нам монгольской" (Кара. 1972. С. 10). Однако этот важный по значению тезис выглядит не до конца раскрытым и потому требующим некоторых пояснений. В частности, остается непонятным, какие именно из современных монгольских языков подразумеваются, поскольку различия между ними также весьма ощутимы.
Имеются и другие соображения по данному вопросу - киданьские языки рассматриваются как основа современных халхаских диалектов, а старописьменный монгольский сближается с говорами бурятского языка. Однако и эту позицию нельзя назвать в достаточной мере аргументированной; предположение построено на внешнем созвучии отдельных слов. Например, наран (бурят.) и наран (стп.-монг.) - "солнце", нар (халх.) и наир (кид.). Или табан (бурят.) и табун (стп.-монг.), тав (халх.) и may (кид.) - "пять" (Будаев. 1978. С. 88).
Как видно, на основании имеющихся данных нет возможности для более-менее однозначного решения вопроса о степени сопоставимости киданьского языка с современными монгольскими. С другой стороны, нет также ясности в вопросе о роли и месте киданьского в формировании письменного монгольского языка.
В целом же имеющийся материал дает основание для предварительного вывода о том, что собственно киданьский компонент не сыграл существенной роли в этнической судьбе последующего населения, за исключением, возможно, дагуров.
Одна из причин такого явления, на наш взгляд, кроется в том, что основная масса киданей, успевшая испытать мощное культурно-экономическое воздействие со стороны китайцев, оказалась этнически чуждой для местного населения Центральной Азии. По определению X. Пэрлээ, из известных около десятка киданьских городищ на территории МНР, многие возникли "как опорные пункты подчинения кочевых племен" (Пэрлээ. 1962. С. 62).
В целом не подлежит сомнению тот факт, что кидани среди всех крупных "варварских" народов, не считая, может быть, некоторых южных групп хунну и сяньби (тоба), оказались в наибольшей степени подверженными влиянию соседнего Китая. Тому способствовал ряд причин: непосредственная близость их территории расселения с Китаем, сложная военно-политическая обстановка. Как свидетельствуют многочисленные факты, в результате притеснений со стороны более сильных в то время соседей - коре, жужаней, тюрков - кидани были вынуждены неоднократно обращаться за покровительством к своему могущественному соседу. Китайцы, в совершенстве овладевшие тактикой организации различных смут и разногласий среди своих беспокойных соседей, охотно откликались на подобные просьбы.
Не приходится сомневаться в том, что в период существования империи Ляо связи киданей с ханьцами стали еще более тесными и разносторонними. Поэтому кидани, не имевшие прочной хозяйственно-культурной связи с местным населением, под мощным натиском чжурчженей компактной массой поспешно двинулись в более западные районы, где в пределах Семиречья вскоре была образована новая империя.
В ХII-ХIII вв. перед нами вырисовывается более детальная картина родо-племенного состава и расселения народов Центральной Азии и Южной Сибири благодаря появлению собственно монгольских письменных сочинений, прежде всего таких как "Сокровенное сказание" и "Сборник летописей" Рашид-ад-дина.
Бассейн Селенги в ее среднем течении, примерно от слияния Хилка до Уды, можно рассматривать как владения меркитов. Меркиты ("мэйлицзи") как этническая общность начинают фигурировать в источниках еще с конца XI в., то есть гораздо раньше, чем многие из известных народов и племен ХП-ХШ вв. Согласно "Ляо-ши", в 1093 г. киданьский военачальник Вотэла ходил в поход на меркитов и разбил их.
Делились меркиты на три ветви: увас (хоас), хаат и удуит. Последние, судя по уделенному им в источниках вниманию, представляли наиболее многочисленную и боеспособную часть племенного объединения. Удуит-меркиты делились в свою очередь на следующие подразделения: уйкур, мудан, тудаклин и джиюн.
Вопрос об этнической принадлежности меркитов, насколько известно, не становился предметом для особых обсуждений. Многих, очевидно, удовлетворяло сообщение о том, что "меркиты - это часть монгольского племени" (Рашид-ад-дин. 1952. С. 114), что "нравы их и обычаи те же, что и у татар" (Марко Поло. 1955. С. 93).
Л.Н. Гумилев их отнес, правда, без всяких доказательств к восточной группе южносамодийских племен (Гумилев. 1975).
Более аргументированно постарался подойти к решению данного вопроса В.А. Туголуков. Во-первых, он обратил внимание на сообщение Марко Поло о том, что "дикий народ бекри", живущий в стране "бангу", имеет много оленей, "на оленях ... они ездят". Во-вторых, этнонимы меркит (варианты мекрин, бек-рин) и увас он находит у тунгусов Забайкалья, "у которых в XVII-XVIII вв. существовал Вакарайский (Увакасильский или Вакасильский) род" (Туголуков. 1975. С. 104-105). По поводу здесь сказанного нельзя не отметить, что предпринятое сопоставление этнонимов выглядит чересчур натянутым. Что же касается сообщения Марко Поло, то ясно, что во время его пребывания в Монголии сколько-нибудь значительных групп меркитов в Забайкалье быть уже не могло. Кроме того, в источниках того времени нет никаких указаний о том, что у меркитов имелись олени.
Сторонником тюркизма меркитов выступил А.В. Тиваненко. Доводы его следующие. Подразделение уйкур в составе удуит-меркитов восходит к уйгурам. Этноним хоас - тюркского происхождения. Лингвистами выявлен компактный ареал "оканья" в Бурятии, который совпадает с предполагаемой территорией проживания меркитов, тюркская топонимика в рассматриваемом регионе и т.д. (Тиваненко. 1992. С. 56-58). Однако, как представляется, указанные факты могут рассматриваться лишь как одно из доказательств вхождения в состав меркитов каких-то этнических групп тюркского происхождения. С неменьшим успехом то же самое можно было бы утверждать и в отношении многих других монгольских племен.
В пользу того, что меркиты в рассматриваемый период относились к числу монголоязычных племен, свидетельствует, в частности, антропонимический материал. Так, имя одного из их предводителей - Тохтоа — типично монгольский антропоним, распространенный поныне (от тогто(хо) — "остановиться, стать"). Несомненно монгольского происхождения имена его сыновей: Чилаун — "камень", Мэргэн - "меткий". Явным монголизмом отдает и от имени Дайр-Усун. При специальном анализе список подобных примеров можно было бы продолжить. Имеются достаточные основания для сопоставления этнонима меркит с термином мэргэн, чему вполне соответствует отмеченный воинственный характер племени.
Конечная судьба меркитов оказалась весьма трагичной, ибо "Чингис-хан постановил, чтобы никого из меркитов не оставляли в живых, а всех убивали, так как племя меркит было мятежное и воинственное и множество раз воевало с ним". В результате "немногие оставшиеся в живых или пребывали тогда в утробах матери, или были скрыты у своих родственников" (Рашид-ад-дин. 1952. Т. I, кн. 2. С. 116).
Тем не менее меркиты, по-видимому, не могли исчезнуть бесследно. Судя по имеющимся данным, часть убежавших на запад меркитов осела на территории Средней Азии (Султанов. 1977. С. 166-167). Среди волжских калмыков существуют две "аймачные" группы — хо-меркит — "благородные меркиты" и ики-меркит - "большие (старшие) меркиты" (Авляев. 2002. С. 82).
Рассматривался и вопрос о возможности наличия меркитского этнического наследия среди бурят. Г.Н. Румянцев предполагал существование генетической связи между хоринским родом хуасай и хоас (увас)-меркитами. Выделяя основу хоа, он объяснял ее как "беловато-желтый, светло-каурый" (Румянцев. 1962. С. 241-242). Такое предположение не лишено основания, особенно, если учесть тесные контакты меркитов с населением Баргузинской долины, где, как мы пытались показать, происходило формирование древнемонгольского ядра хоринцев.
В долине Джиды и по прилегающим степным просторам располагались баяуты, подразделявшиеся на две основные ветви: джадай, то есть живущие по р. Джида, и кэхэрин, то есть "степные". Они с самого начала, еще со времен войны с тайджиутами, встали на сторону Чингисхана. Баяуты, особенно джадай, видимо, поддерживали тесные связи с населением Баргуджин-Тукума. В одном месте Рашид-ад-дин их прямо упоминает в числе племен, обитавших в пределах этой страны (Рашид-ад-дин. 1952. С. 150). Не случайно выходец из среды джадай-баяутов Буха был назначен проводником Джочи во время его похода к "лесным народам". Об участии баяутов в формировании родоплеменных групп бурят пока что не имеется соответствующих данных. По-видимому, значительная часть баяутов, вовлеченных в орбиту бурных событий того времени, оказалась впоследствии вне пределов своей первоначальной территории. Этноним баяут, очевидно, может быть сопоставлен с названием народности байт, живущей в настоящее время на северо-западе Монголии в районе оз. Убса-Нур (Зориктуев. 1996. С. 51). По всей вероятности, отдельные их группы вошли в состав формирующихся народностей Средней Азии и волжских калмыков.
По мнению ряда исследователей, в ХП-Х1П вв. в Прибайкалье существовало три основных племенных объединения: хори-туматы, баргуты, буряты, в состав которых входили булагачины, керемучины и, возможно, икиресы (Румянцев. 1962. С. 139; Цыдендамбаев. 1972. С. 192-193).
Если в отношении баргутов ситуация выглядит более-менее определенной, то в отношении двух других названных объединений требуются существенные уточнения. Ц.Б. Цыдендамбаев, например, считал, что при хори-туматском племенном союзе хоринцы занимали подчиненное положение, ссылаясь при этом "на ту закономерность, что при употреблении двойных этнонимов монголоязычные народы на втором месте обычно располагают общее (или ведущее) название, а на первом - частное (или ведомое) название. Это можно видеть на примере таких сочетаний, как ойрод монгол, чахар монгол, хори буряад, хон-гоодор буряад и т.п." (Цыдендамбаев. 1972. С. 225-226). Однако с подобным утверждением трудно согласиться. Тому противоречат приведенные здесь же примеры. Например, сочетание хори-бурят или хонгодор-бурят вряд ли у кого может вызвать представление о хоринцах или хонгодорах, находящихся в подчинении у бурят.
Последующие исследования по рассматриваемой теме характерны тем, что в них с разных позиций оспаривался сам факт существования хори-туматского племенного союза. Признал ошибочным "переходящее из работы в работу утверждение о существовании в XIII в. в Забайкалье некоего хори-туматского племенного союза, якобы распавшегося под ударами чингисова вторжения" Б.Р. Зориктуев. Хори и туматы, на его взгляд, два совершенно разных племени. Последние в начале XIII в. обитали в верховьях Енисея, и именно к ним относятся описываемые в источниках вооруженные столкновения с войсками Чингиса. Хори же в это время проживали в Баргуджин-Тукуме, куда никакого вторжения войск Чингиса не было (Зориктуев. 1989; 1996. С. 55-59).
Имеются и другие точки зрения. По мнению Г.Д. Санжеева, в сочетании "хори-тумат (кори-тумед) трудно с абсолютной уверенностью утверждать, что ту-мат был этнонимом, а не каким-либо военно-административным термином" (Санжеев. 1983. С. 61-64). Схожей в целом позиции придерживался Б.Б. Барадин (Барадин. 1927. С. 45). Основные идеи версии, что название хори-тумат является обозначением одного племени (или племенного объединения) с некоторыми дополнениями были поддержаны другими исследователями (Нимаев. 1993).
Резонно предположить, что собственное войско, независимо от их конкретной численности, именуемое туменом, имели и хоринцы. Поскольку, как мы полагаем, именно носители этнонима "хори" занимали ведущее положение в Прибайкалье в дочингисову эпоху, то устойчивый, установившийся характер сочетания "хори-тумет" вполне объясним.
Далее, обращает на себя внимание то обстоятельство, что в собственно монгольских источниках XIII—XIV вв. этноним хори явно отходит на второй план. В "Сокровенном сказании" хоринцы упомянуты буквально в двух случаях. Несмотря на их общеизвестность, для наглядности позволим себе процитировать их полностью. "Баргучжин-гоа, дочь Бархудай-Мергана, владетеля Кол-баргучжин-догумского, была выдана замуж за Хорилартай-Мергана, нойона Хори-Туматского. Названная же Алан-гоа и была дочерью, которая родилась у Хорилартай-Мергана от Баргучжин-гоа в Хори-Туматской земле, в местности Арих-усун.
По той причине, что на родине, в Хори-Туматской земле, шли взаимные пререкания и ссоры из-за пользования звероловными угодьями, Хорилартай-Мерган решил выделиться в отдельный род — обок, под названием Хорилар" (Сокровенное сказание. § 8, 9). Сведения эти, как мы уже отмечали, носят явно легендарный характер. Однако они могут послужить в качестве дополнительного материала к выводу о ведущем положении носителей имени хори в регионе в прошлом. Они также могут засвидетельствовать о достаточно давнем бытовании сочетания хори-тумат.
В следующем эпизоде отражены вполне реальные события, относящиеся к началу XIII в. "Борохул же был послан против хори-туматского племени. Хори-туматами правила по смерти своего мужа, Дайдахул Сохора, - Ботохая-Толстая" (Сокровенное сказание. § 240). В данном контексте вариант "хори-туматы" больше не встречается, упоминаются (где-то 5 раз) только туматы.
Только однажды, в самом начале соответствующего эпизода "народ хори-тумат" упоминается в "Алтан-Тобчи" Лубсан Данзана (Данзан Лубсан. 1973. С. 185-186). У Рашид-ад-дина речь ведется вообще только о туматах.
О том, что у него речь идет о тех же хори-туматах из "Сокровенного сказания", можно догадаться из следующей фразы: "Их предводитель Тайтула-Сокар явился к Чингис-хану, покорился и смирился перед ним" (Рашид-ад-дин. 1952. С. 322).
Вместе с тем, собственно хоринцы упомянуты в "Сборнике летописей" лишь мимоходом, хотя многим более-менее значительным племенам, в том числе туматам, посвящены отдельные параграфы. О хоринцах указано, что они входили в состав племен, которых называли баргутами, которые жили в стране Баргуд-жин-Тукум.
В то же время у Рашид-ад-дина неоднократно упоминаются кураласы, которые "ответвились от одного корня с кунгиратами и инкирасами". Жили они в пределах местности Караун-Джидун, (Рашид-ад-дин. 1952. С. 160), которая, по мнению некоторых исследователей, находилась на р. Тола (Палладий. 1892. С. 91, ИЗ), другие относят ее ближе к восточным рубежам современной Монголии, примерно к приграничью Сухэ-Баторского и Восточного аймаков (Зориктуев. 1996. С. 33). Отмечалось также, что из племени куралас происходила легендарная Алан-гоа. Однако относительно последнего сообщения высказывалось мнение, что оно, скорее, ошибочно, поскольку не могло быть ничего общего между кураласами (горлосами) и хори(ларами), что подтверждается и разными территориями их расселения (Зориктуев. 1996. С. 32-33).
Тем не менее, такое категоричное утверждение нуждается в соответствующих комментариях. Этноним куралас, как нетрудно убедиться, распадается на основу кура- и суффикс множественности -лас, который можно рассматривать как вариант суффикса -лар. Потому кажется вероятной и идентичность имен куралас и хорилар. И не этим ли объясняется скудость и отрывочность сведений в "Сборнике летописей" о носителях собственно этнонима хори. Далее, на наш взгляд, кажется маловероятным, что могло быть ошибочным упомянутое сообщение Рашид-ад-дина об Алан-гоа, которое в разных местах и в разных вариациях повторено несколько раз (Рашид-ад-дин. 1952. С. 78, 152; С. 10).
Что же касается территории расселения кураласов, то можно с определенной долей вероятности утверждать, что в дочингисову эпоху, когда в регионе ведущее положение занимали хорилары, область их расселения могла быть более обширной, чем предполагаемые границы страны Баргуджин-Токум. А к ХП-ХШ вв. связи между отдельными группами некогда более-менее единого этнического массива хори могли быть в значительной мере ослабленными, если не утраченными.
Кураласы, в конечном итоге, по-видимому, стали этнической основой современных горлосцев из Внутренней Монголии; возможность их участия в формировании хори-бурят предстоит еще выяснить. В этой связи определенный интерес может представить упоминаемый в "Сокровенном сказании" "Горлосский Хоридай", который прибыл к Темучжину с сообщением о готовящейся войне со стороны Джамухи (Сокровенное сказание. § 141).
Хори (хори-туматы), независимо от того, как бы мы ни растолковывали это понятие, являлись одним из крупных племенных объединений Прибайкалья в XIII в. Однако после жестокого подавления их восстания они перестали существовать как этническое целое, по крайней мере как сколько-нибудь значительное. Судя по имеющимся данным, они были отданы во владение ойратов. По-видимому, это обстоятельство сказалось, в частности, в том, что в современной калмыцкой этнонимии встречаются названия некоторых хоринских родов, таких как шарад, гучад (Номинханов. 1969; Авляев. 1973). Отдача хоринцев во владение ойратских правителей привела, очевидно, и к изменению их места обитания. По некоторым данным, в последующем они стали кочевать в пределах Хангайского нагорья, куда основная масса ойратов перебралась после разгрома найманов.
Сказанное, конечно, не означает, что хори были целиком уведены за пределы Прибайкалья. Какая-то их часть, обитавшая в более отдаленных горнотаежных районах, видимо, осталась по северной периферии ранее занимаемых ими же земель. Так, в верховьях Лены, среди эхиритов встречаются хоринские роды галзуд, шарайт, гучат и хуасай. Такое представительство вовсе не представляется случайным, ибо именно эти роды, согласно устной традиции самих хоринцев, могут рассматриваться как наиболее древние. Галзут и гучит, так же, как шарайт и хуасай, "были в каких-то близких отношениях и явились кровнородственными (буквально стали "как дядя и внук") {Цыдендамбаев. 1972. С. 198-200). О древности их отделения от остальной массы хоринцев может свидетельствовать, в частности, тот факт, что они практически не имеют особых представлений об этническом родстве со своими забайкальскими сородичами (Балдаев. 1970. С. 289-305).
Предполагалось также, что некоторая часть хоринцев ушла еще дальше на север, войдя со временем в состав будущей якутской народности. При этом многие исследователи эту отколовшуюся часть хоринцев склонны были связывать с якутскими хоролорами (Румянцев. 1962. С. 144; Егунов. 1984. С. 257-258; Нимаев. 1988. С. 107-108; 1993. С. 150-158). Однако этот тезис вызвал достаточно серьезные возражения, прежде всего со стороны Б.Р. Зориктуева, некоторые пункты которых могут быть признаны вполне приемлемыми, по крайней мере, при нынешнем уровне знаний по данному вопросу. При этом он ссылался, в частности, на Г.В. Ксенофонтова, который отмечал: "Хоринские наслеги интересны в том отношении, что они, по-видимому, образовались из частей какого-то чуждого племени, перемешавшегося с якутами. Большинство якутологов обычно их причисляет к хоринским бурятам, исходя из созвучия имен, но это мнение не имеет под собой серьезных оснований" (Зориктуев. 1996. С. 59-71).
Вместе с тем, вряд ли можно согласиться с полным отрицанием возможности ухода некоторой части хоринцев в Якутию лишь на том основании, что "разгрома хоринцев не было, то соответственно не могло быть их бегства в Якутию" (Зориктуев. 1996. С. 59-71). Резонно предположить, что многие родоплеменные группы, впоследствии вошедшие в состав якутской народности, могли двинуться на север не только в результате их "разгрома". Например, племя сакаит, упоминавшееся у Рашид-ад-дина, можно считать одним из предков современных якутов (саха). Начало их продвижения на север, думается, не должно рассматриваться как результат военных столкновений с войсками Чингиса. Известно, что это племя также, как и курыканы, присоединилось к Чингисхану, когда у того "была война с племенем Тайджиут" (Рашид-ад-дин 1952. С. 125), став, таким образом, одним из его первых союзников. Судя по всему, движение предков якутов вниз по Лене представляло достаточно длительный и постепенный процесс. Кстати, у баргузинских эвенков хорошо сохранились предания об их прошлых контактах и столкновениях с якутами. Среди них имеется и кость якал (Румянцев. 1949. С. 38-39; Шубин. 1973. С. 10-11, 16).
Как известно, среди якутов встречается род ногот, что является ничем иным, как искаженным вариантом монголо-бурятского ноход (нохой) - "собака". Весьма вероятна их связь с верхоленскими нохой-галзутовцами. Примечательно и то, что в Якутии они оказались вместе в одном Усть-Янском улусе с тумэтами (Ксе-нофонтов. 1911. С. 215-217). У якутов есть также род ботулу, название которого сопоставимо с именем Батлай. Устная традиция булагатов называет его прародителем одной из групп родов. В русских документах XIII в. некие "батулинцы" неоднократно упоминаются в районе оз. Байкал, причем неизменно рядом с хори, что вряд ли можно считать случайным.
Небезынтересно также отметить, что в пантеоне некоторых якутских родов, в частности, хоролоров, ботулу, важное место занимает тотем орла — хотой (Ионов. 1913. С. 1-7; Алексеев. 1980. С. 112). И точно также - Хан-Хото-баабай – называли местные шаманисты хозяина острова Ольхон, царя птиц, повелителя огня и солнца (Михайлов. 1980. С. 158). Известно, что во многих вариантах легенд и преданий о хори именно остров Ольхон и оз. Байкал фигурируют в качестве исконного места обитания. "Если для булагатов героем, посланным небесным собранием западных божеств для борьбы со злом, являлся Абай Гэсэр, то у эхиритов и хори эту же функцию выполняет другой культурный герой — Хан-Хото-баабай" (Скрынникова. 1998. С. 121). Укажем также, что у одного из хоринских родов бурят - харгана - имеется кукур (кость) под названием хоодой. Таким образом, весьма вероятным представляется тот факт, что в прошлом по крайне мере часть хоринского племени проповедовала культ орла.
Далее, согласно одному из вариантов распространенной среди бурят легенды о Баргу-баторе, последний со своим младшим сыном Хоридоем в поисках места для обитания отправился вниз по Лене. Добравшись до пределов современной Якутии, Баргу-батор оставил там Хоридоя, а сам вернулся назад, обосновался на Ольхоне, где и умер. А Хоридой мэргэн, пожив на Лене несколько лет, женился на небесной деве, двинулся обратно и обосновался жить на южной стороне Байкала (Сказания бурят... С. 112-113). Думается, что такие выраженные якутские мотивы в легенде не могли появиться на пустом месте. В свете сказанного заслуживает внимания факт бытования в якутских преданиях некоего Хор-дой-Хойогоса, которого некоторые исследователи склонны отождествлять с бурятским Хоридой мэргэном (Михайлов. 1990. С. 17; Гоголев. 1993. С. 61).
Допуская возможность вхождения части хори (хори-туматов) XIII в. в состав будущей якутской народности, необходимо указать, что мы не настаиваем, как прежде, на необходимости их отождествления конкретно с якутскими хоролорами. Последних можно рассматривать в качестве более древнего монголоязычного пласта в этногенезе якутов, образовавшегося на Средней Лене еще до появления здесь основной массы тюркоязычных скотоводов.
Как уже отмечалось, исследователи выделяли существование еще одного крупного племенного объединения XIII в. в Прибайкалье, именуемого бурятами. При этом предполагалось и впрочем вполне справедливо, что именно эта этническая группа составила основное ядро будущей бурятской народности, поэтому вопросам, связанным с ее происхождением и, особенно, этимологии названия "бурят", уделено значительное внимание в бурятоведческой литературе (Цыдендамбаев. 1972. С. 34, 35, 39; Бертагаев. 1970; Егунов. 1984. С. 190-196; Санжеев. 1983. С. 94-108, 47-49). Поскольку основные положения этих работ достаточно подробно изложены в имеющихся публикациях (Нимаев. 1988. С. 12-20; Зориктуев. 1996), это избавляет нас от необходимости их специального разбора здесь. Можно лишь указать, что ни одна из предложенных версий, несмотря на наличие некоторых оригинальных догадок и предположений, не могла быть признана абсолютно убедительной.
Между тем, с недавнего времени эта тема вновь становится предметом внимания исследователей. По мнению, например, Д.С. Дугарова, этноним бурят -это двусложное слово, состоящее из тюрк, бури - "волк" и йа- усеченной формы теонима Айа (бога-творца и громовержца у древних бурят и их тюркоязычных предков) (Дугаров. 1995). К сожалению, работа изложена тезисно, поэтому доказательная сторона гипотезы осталась не совсем раскрытой. Можно лишь указать, что работа написана в русле общей концепции исследователя, отстаиваемой им в последние годы, согласно которой, основные племена бурят - это бывшие тюрки, лишь позднее ассимилированные монголами.
Свою версию относительно этимологии этнонима бурят предложил Б.Р. Зориктуев, отметив также, что "существующие сегодня интерпретации этнонима бурят не могут быть удовлетворительными как с лингвистической, так с исторической и этнографической точек зрения". Он обращает внимание на то, что в монгольском языке встречается термин бураа, имеющий значение "густая роща", "лесная чаща", "растущий кучами или полосами на горах или в степи лес . Исходя из этого он предположил, что лесные племена Прибайкалья, по крайней мере, та их часть, которая именуется у Рашид-ад-дина "булагачинами и керемучинами", могли быть обозначены именем бураад, то есть "лесные" или "люди леса", что точно соответствует понятию "лесные племена", которым "степные монголы называли население по обе стороны Байкала".
Вначале бураад, по его мнению, было только прозвищем, которое степные монголы еще в XIII в. применяли по отношению к лесным племенам Предбайкалья. Позже оно начинает наполняться этническим содержанием и принимает известную ныне форму буряад (по-русски передаваемую как бурят), что, вероятно, было обусловлено формированием союза предбайкальских племен булагатов и эхиритов, в конечном итоге приведшем к образованию бурятской народности. Образование этого союза и переход бураад в бурят ориентировочно можно отнести к XVI - середине XVIII в. Поэтому он считает, что именно название бураад, а не бурят, соответствует хакасскому пыраат и русскому "браты", потому что во второй половине XVII в. западнее Байкала был употребительным только этот вариант. Например, бурат среди узбеков, в ряде письменных источников означает западных монголов; по свидетельству Я.И. Линденау, и "якуты называют... братских - Burat" (Зориктуев. 1996. С. 22-25).
Выдвинутая гипотеза выглядит в целом неплохо обоснованной и заслуживающей серьезного внимания. Однако для того, чтобы данная идея заработала и не осталась на уровне одной из вероятных гипотез, необходимы определенные дополнения и уточнения к ней. Остается, например, неясным вопрос о том, когда и в каких источниках впервые начинает упоминаться этноним бураад. Утверждение о том, что еще в XIII в. этот термин был употребительным по отношению к лесным племенам Прибайкалья, пока не может быть подтверждено ни на каких реальных фактах. Предстоит также выяснить, в силу каких конкретных обстоятельств (лингвистических, экстралингвистических) произошло превращение бураад в буряад.
Далее, обращаем внимание на следующее обстоятельство. К настоящему времени вроде выявляется целый ряд других этнонимов, в значении которых отражены характерные признаки места обитания их носителей. Так, выдвинутое еще Д. Банзаровым предположение о том, что этноним ойрат разложим иа два компонента: ой - "лес" и арад - "народ", то есть "лесной народ" (Банзаров. 1997'. С. 103, 210-211), получило дальнейшее подтверждение (Цыденжапов. 1979; Цыремпилов. 1996. С. 98-100). С определенной долей вероятности можно предположить схожее содержание этнонима кыргыз, который также разлагается на два компонента: кыр - "горный хребет, возвышенность" и огуз. Некоторые исследователи компонент огуз обнаруживают в основе многих других этнонимов - угр, венгр, мадьяр, башкир и т.д. (Баскаков. 1975).
Допустимо предположить, что Д. Банзаров стоял в целом на верных методологических позициях и при разборе этнонима уйгур, усматривая в его основе компоненты ой - "лес" и гур - "народ" (Банзаров. 1997'. С. 104-105). Слово ой, вопреки заверениям Г.Н. Румянцева, имеется в тюркских языках и активно функционирует в качестве топонимообразующего термина (Древнетюркский словарь. 1969. С. 365; Мурзаев. 1996. С. 112). Видимо, допускались также случаи чередования основ ой/уй (напр. р. Уй в Башкирии). Термин гур (огур) нужно рассматривать в качестве фонетического варианта слова огуз.
С некоторой оговоркой, очевидно, в этот же ряд можно отнести имя Чжадаран(д), которое вроде также состоит из двух частей: чжад (дзад) - "чужой" и арад. Вот что сообщалось о происхождении данного рода: "Бывшая в половине беременности женщина, войдя к Бодончару, родила сына. Так как его считали сыном чужого племени, то и назвали его Чжадарадай. Он и стал предком рода Чжадаран" (Сокровенное оказание. § 40).
Вырисовывается, таким образом, отдельная группа племенных имен, которую объединяет общий принцип этнонимообразования. Все названные этнонимы, в отличие от бураад, двухкомпоненты. Очевидно предстоит еще выяснить допустимость и продуктивность такого рода образования, как бураад.
Между тем, как известно, в "Сокровенном сказании", в перечне покоренных Чжочи племен, упоминаются буряты. По мнению Б.Р. Зориктуева, в названном источнике указан не этноним, а название небольшой речки под названием Бурят, расположенной в Северо-Западной Монголии. Сказанное хорошо согласуется с тем, что поход Чжочи был направлен именно для покорения народов, проживающих в бассейне Енисея, а не Прибайкалья, поскольку Чингисхану, якобы, не было никакой надобности завоевывать "родственный" ему Баргуджин-Тукум (Зориктуев. 1996. С. 25-26).
В свете сказанного, в качестве альтернативы хотелось бы высказать некоторые свои соображения. Прежде всего мы выражаем некоторые сомнения по поводу того, что поход Чжочи в 1207 г. был направлен только в сторону Енисея, не затрагивая Прибайкалье. Поскольку Чжочи с войсками Правой руки был послан к "Лесным народам", то под последними в первую очередь должно было подразумеваться население Прибайкалья или Баргуджин-Тукума. При этом нельзя не обратить внимание на тот факт, что "прежде всего явился с выражением покорности Ойратский Худуха-беки... стал провожатым у Чжочия. Проводил его к своим Тумен-Ойратам". И только после этого "ввел в Шихшит" (Сокровенное сказание. § 239), то есть на территорию современной Тувы.
Очевидно, это сообщение следует воспринимать как свидетельство того, что владения ойратов в то время простирались не только и даже не столько в пределах Восьмиречья, а гораздо восточнее, то есть охватывали Прибайкалье. Как полагают исследователи этногенеза калмыков, протоойраты начали выделяться из шивэйской среды или в результате разгрома Уйгурского каганата, или несколько позднее, в киданьское время и оказались на территории Прибайкалья, затем Восьмиречья. На достаточную продолжительность их пребывания в районе оз. Байкал указывает наличие одних и тех же этнических компонентов у бурят и калмыков. В этой связи важно также напомнить об общности мифа об Алан-гоа у ойратов и хори. О контактах ойратов с предками якутов свидетельствует, в частности, присутствие среди калмыков родовой группы под названием сохад (Эрдниев. 1967; Авляев. 1987).
Ойраты "издревле были многочисленны и разветвлялись на несколько отраслей, у каждой в отдельности было определенное название... Всегда имели государя и вождя" (Рашид-ад-дин. 1952. С. 118-119). Можно также добавить, что титулом "бек", известным еще с древнетюркского времени, владел только предводитель ойратов среди лесных народов Прибайкалья и Южной Сибири. Поэтому есть все основания предполагать, что к началу XIII в. ойраты занимали доминирующее положение среди окружающего населения.
В 1201 г. ойраты, как известно, вошли в состав коалиции Джамухи, направленной против Темучжина. Судя по всему, именно после разгрома Джамухи они вынуждены были удалиться в сторону Восьмиречья и основать там ставку. Как сообщают источники, "Ойратский Худуха-беки поспешил к лесам в направлении Шисгиса" (Сокровенное сказание. § 144). Однако, тем не менее, они, видимо, продолжали держать под контролем территории по западной (северной) стороне от оз. Байкал. И услышав о готовящемся походе Чжочи к лесным народам, Худухе-беки пришлось принять срочные меры, соответствовавшие той ситуации. При этом он, очевидно, руководствовался не только интересами собственной безопасности, но и несколько далеко идущими замыслами: сохранить под своим влиянием хотя бы часть подвластных ему вассалов. Как показали последующие события, этот план ему полностью удался. У Рашид-ад-дина, например, отголоски этих событий отражены следующим образом: "Хотя во времена Чингиз-хана они оказали некоторое сопротивление монголам, однако скоро прекрасно смирились и покорились, как это изложено в истории. Чингиз-хан поддерживал с ними связь - давал и брал девушек, и было у них между собою побратимство и свойство [анда-худай]" (Рашид-ад-дин. 1952. С. 119).
Что же касается бурят, то кроме единичного, не совсем ясного и потому по-разному интерпретируемого упоминания в "Сокровенном сказании", это имя встречается также в "Алтан тобчи" Лубсан Данзана и в "Эрдэнийн тобчи" Саган Сечена. Общеизвестно, что большинство монгольских летописей XVII-XVIII вв. основано на сюжетах "Сокровенного сказания". Но некоторые из них, особенно "Алтан тобчи" Л. Данзана включают в себя "целый ряд других рассказов, восходящих к первой половине XIII и даже XII в." (Данзан Лубсан. 1973. С. 29).
В тексте названного сочинения буряты упомянуты трижды. В одном случае информация столь же скудна, как и в "Сокровенном сказании". Следующая гораздо подробнее: "Бурийатский Оро Шигуши поднес августейшему... владыке сокола, пойманного около великого Байкала. Бурийаты были отданы во владение Оро Шигуши". И наконец, в перечне покоренных Чингисом народов встречается сочетание "баргу-бурят" (Данзан Лубсан. 1973. С. 184, 200-246). (Хотя в монгольском тексте эти имена даны через запятую, именно такой вариант чтения рекомендован Г.Д. Санжеевым ) (Санжеев. 1983. С. 96—97).
У Саган Сечена эпизод с бурятами выглядит следующим образом: "Когда ойрат-бурятский Ороджу Шигуши поднес августейшему владыке одного сокола, пойманного у великого озера Байкал, ему был отдан в владение бурятский народ" (Санжеев. 1983. С. 98).
В приведенных отрывках прежде всего заслуживает внимания факт привязки носителей этнонима "бурят" к оз. Байкал и их связь с баргутами. Имеются, таким образом, достаточные основания для высказываний и в пользу традиционной интерпретации (речь не идет об этимологии) названия бурят; иначе говоря, в источниках упомянут именно этноним, а не гидроним.
В подтверждение сказанного может быть предложено еще одно соображение. Если вглядеться в список покоренных Чжочи народов, то создается впечатление, что они как будто перечислены в определенной географической последовательности, из Прибайкалья в сторону верховьев Енисея: ойраты, буряты, бархуны, урсуты.
Имя бархуны (из-за отсутствия других вариантов) все-таки с большим основанием сопоставимо с этнонимом баргут, а не с калмыцким багун (багут) (Зориктуев. 1996). То обстоятельство, что баргуты добровольно перешли на сторону Темучжина еще до событий 1207 г., на наш взгляд, не противоречит тому, что они могли быть отмечены в числе покоренных племен, поскольку это произошло незадолго до похода монгольских войск к лесным народам. Интересно в этой связи отметить, что и в "Сокровенном сказании", и в "Сборнике летописей" обычно говорится о "подчинении" того или иного племени даже в случае их добровольного признания власти. Например, "в силу ярлыка Чингиз-хана... подчинили племя баргут" (Рашид-ад-дин. 1952. С. 166).
Относительно урсутов можно считать доказанным факт, что они являются одними из вероятных предков современных хонгодоров. Они "обитали на той же территории, на которой в XVII в. встретили хонгодоров русские и на которой они живут и сегодня" (Дугаров. 1993. С. 213-214), то есть по левобережью Ангары и долине Иркута.
Далее после урсутов последовательно названы хабханасы, ханхасы и тубасы, то есть народы, населяющие северо-западную Монголию и Туву. После этого "Чжочи подступил к Тумен-Киргизам," иначе говоря, вступил на территорию современной Хакасии.
Детальный анализ приведенных текстов из "Алтан тобчи" Лубсан Данзана, "Эрдэнийн тобчи" Саган Сечена, позволил Г.Д. Санжееву высказать предположение о том, что к началу XIII в. "буряты по отношению к ойратам, видимо, были примерно в таком же положении, в каком по отношению к бурятам находились так называемые кыштымы до начала XVII в." (Санжеев. 1983. С. 98-100). А после подчинения "лесных народов" Чингису, буряты, как и хори-туматы, были отданы в полное владение ойратского Худуха-беки. Как явствует из "Сокровенного сказания", Худуха-беки за то, что "первый вывел навстречу Чжочия с выражением покорности", был удостоен особой государевой милости (Сокровенное сказание. § 239). Таким образом, ранний период истории носителей имени "бурят" оказывается тесно связанным с ойратами. Отсутствие этого этнонима у Рашид-ад-дина, видимо, можно объяснить как результат усиления над бурятами политической власти ойратов.
В этой связи заслуживает внимания тот факт, что буряты нередко фигурируют в составе четырех поколений ойратов. Так, в "Истории о четырех тумен-ойратах" указан следующий состав ойратских туменов: 1) элет, 2) хойт и багут, 3) баргу и бурят, 4) дорбет, джунгар, хошоут и торгоут (Калмыцкие историко-литературные памятники... 1969. С. 19). Аналогичные сведения мы обнаруживаем у Г.Ф. Миллера (Миллер. 1937. С. 179), Д. Банзарова (Банзаров. 1997. С. 103).
Далее требует более внимательного рассмотрения тезис о том, что еще во второй половине XVII в. продолжал оставаться употребительным именно этноним бурат. Безусловно, одной из наиболее ранних публикаций нового времени, где описаны сибирские аборигены, является работа Н. Витсена, написанная в 1660-х годах. В ней, кроме традиционного для того времени варианта "браты или бурати", фигурируют и "буряты". Встречается и такой вариант: "браты (буряты)" (Хамарханов. 1988). Именно "бурятами" назвал местное население И. Идее, который проезжал через Бурятию в Китай в 1690-х годах (Идее, Брандт. 1967. С. 140). По свидетельству шотландца Дж. Белля, который находился в составе российского посольства от 1719 г., "россияне их называют братскими мужиками, а они сами себя бурятами" (Басанова, 1969). Интересно также отметить, что в ответ на запрос Российской Академии наук администрация Братского острога писала в 1760 г.: "В Братском уезде имеетца народ смешенной с некрещеными иноверцами брацкими и тунгусами... а по ихнему языку называются они буреть" (Туголуков. 1986. С. 149).
Таким образом, в свете приведенных данных напрашивается вывод об одновременном существовании в XVII-XVIII вв. двух названий: бураты (браты) и буряты (буреты). Весьма примечательно в этом плане наличие топонима (ойкони-ма) Буреть в верховьях Ангары, что можно рассматривать как свидетельство достаточно давнего функционирования в пределах рассматриваемой местности этнонима бурят (бурет).
Что же касается вопроса об этимологиии этнонима "бурят", то мы придерживаемся мнения о том, что удовлетворительного ответа на него пока что не найдено.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей