В России последнего десятилетия понятие "этническая идентичность" стало центральным понятием для описания современной этнической реальности. Этническая идентичность является одновременно и научным концептом, и культурным клише, и идеологией политической практики. Признание и чрезвычайную быстроту распространения понятия можно объяснить его достаточно широко трактуемым значением. Но не только этим. Современный социокультурный контекст и состояние социальных наук сегодня - пересмотр многих парадигм - предопределили его популярность и можно говорить о господстве дискурса идентичности.
Что же представляет собой этническая идентичность бурят в постсоветский период? Какое место она занимает среди групповых идентичностей бурят?
Французский социальный психолог С. Московичи предложил гипотезу об организации сознания индивида по типу идентификационной матрицы, основу которой составляет несколько идентичностей: общечеловеческая, половая, религиозная, этническая, профессиональная и др., одновременно представленных в каждой личности (Солдатова. 1998. С. 55).
Для выявления позиции этнической идентичности в иерархии групповых идентичностей бурят, в инструментарий этносоциопсихологического исследования был включен модифицированный вариант теста М. Куна и Т. Макпартленда "Кто Я?" (Общая... 1987. С. 257-259). Для обработки ответов использовался метод контент-анализа (Ядов. 1995. С. 134-141). На основе обобщения личностных дискурсивных самоопределений была получена групповая структура идентификационных предпочтений бурят. Разумеется, "этносы - не индивиды" (Арутюнов. 1983. С. 82), но изучение личности, включенной в этническую группу, позволяет исследовать массовые явления психики народов и особенности поведения личности, определяемые культурой (Дробижева. 1983. С. 64), ибо групповое членство главным образом детерминирует индивидуальную психологию.
Так, 19% всего массива опрошенных указали категорию этнической принадлежности. Практически все из них обозначили эту категорию как "бурят/бурятка", лишь три человека использовали другие обозначения - "часть моего народа", "представитель национальности своей республики Бурятия", "представитель нац. меньшинства". При этом наблюдаются некоторые различия между бурятским городским и сельским населением. Если среди городских респондентов категория национальности фигурировала почти у 22% от общего числа опрошенных городских жителей, то среди сельских бурят - у 16% от общего числа опрошенных сельских жителей.
С одной стороны, это можно объяснить более высокой интенсивностью в городе процессов национально-культурного возрождения и большей вовлеченностью людей в них, что и выражается в актуализации этнической идентичности. С другой — подобная актуализация этноидентичности у городских бурят, возможно, является действием психологических защитных механизмов. Нам уже приходилось писать о феномене психологической дезинтеграции, обнаруженной на молодежном материале (Елаева. 1994. С. 210-214). В основе ее лежит внутриличностный идентификационный дисбаланс между инкорпорированной коллективной (общее знание о "бурятскости", атрибуты "бурятско-сти" и "бурятские" навыки или навыки оперирования "бурятскостъю") этнической идентичностью и осознанием человеком собственного ощущения "бурятскости-небурятскости". При глубокой включенности человека в свой этнический статус этот дисбаланс может принимать кризисные формы. Хотя дисбаланс имеет интрапсихическую природу, в то же время он является функцией социокультурного контекста. Драматичным примером является такая конфигурация идентичности, которую В.А. Тишков обозначает как "вынужденная этническая идентичность" (Тишков. 1997'. С. 25).
Вместе с тем, категория "бурят" сельскими респондентами почти в два раза чаще, чем городскими, называлась на первом месте. Порядок называния интерпретируется здесь как дискурсивная стратегия, проявляющая личностную иерархию идентификационных предпочтений. Иначе говоря, артикуляция этнической принадлежности на первом месте позволяет предположить ее высокую субъективную значимость для респондентов.
Кроме того, можно обнаружить тенденции, обусловленные тендерными особенностями: для мужчин национальность оказалась более значимой статусной характеристикой и также она чаще называлась ими на первом месте (21% и 7% соответственно от всего количества опрошенных мужчин), тогда как у женщин - 17% и 4%.
Отдельно была выделена категория "патриот" ("патриот Родины", "патриот страны", "патриот малой родины"). Несмотря на ее низкий процент, отрадно само наличие у респондентов этой дискурсивной идентификационной стратегии, ибо трудно быть патриотом страны, создающей своим гражданам такие условия жизни, которые оставляют мало возможностей любить свою страну и гордиться ею.
Гражданская идентичность в групповой структуре идентификационных предпочтений бурят представлена почти в два раза реже, чем этническая. Так, чуть больше 10% респондентов, независимо от места проживания (город/село), указали категорию "гражданин" (дискурс гражданской идентичности разнообразен - "гражданин/гражданка", "гражданин мира", "гражданин вселенной", "свободный гражданин", "законопослушная гражданка" и др.). Вместе с тем, у мужчин ее актуальность более выражена, нежели у женщин. Но у тех и других, как среди городских, так и среди сельских респондентов, категория "гражданин Российской Федерации" (или "гражданин России", или "россиянин") преобладает над категорией "гражданин республики Бурятия" (или "гражданин Бурятии"), причем нередко встречается их совместная артикуляция, хотя в целом присутствие этих категорий не столь значительно.
Для выявления соотношения в самосознании респондентов российской и республиканской гражданственности в этносоциопсихологический инструментарий был включен вопрос: "Кем Вы себя больше чувствуете - гражданином Бурятии или гражданином России?". Ответы распределились следующим образом: в равной мере гражданином Бурятии и России чувствовало себя 62% от всего количества опрошенных, "больше гражданином Бурятии" - 28%, "больше россиянином" - 6%, затруднились ответить около 4% респондентов. Рельефные различия в ориентациях респондентов на тот или иной уровень гражданско-государственной общности обнаружены между молодежью и представителями старшего поколения. Так, среди 18-19-летних 20% чувствуют себя "больше россиянином" и 14% - "больше гражданином Бурятии". А среди респондентов старше 50 лет менее 2% чувствуют себя "больше россиянином", зато 39% опрошенных в возрасте 50-59 лет и 32% - старше 60 лет ответили, что чувствуют себя "больше гражданином Бурятии".
Авторами монографии "Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов" обосновывается положение, что ответы респондентов о том, что они чувствуют себя в "равной степени гражданином Бурятии и России", могут служить показателем гражданско-национального типа ориентации (то есть ориентации на ценности нации как согражданства). Тогда как установки респондентов титульных национальностей на преимущественно республиканский уровень гражданско-государственной общности могут служить показателями этнонационального типа ориентации (Дробижева и др. 1996. С. 144-145). Если следовать данному положению, то можно констатировать, что у респондентов, вне зависимости от места проживания, пола и возраста, преобладают гражданско-национальные ориентации. В то же время у представителей старшего поколения более выражены, по сравнению с молодежью, этнонациональные ориентации.
Доминирующее же положение в иерархии групповых самопредставлений бурят принадлежит базовым или так называемым категориям частной жизни, таким как общечеловеческая, семейная, половая, профессиональная принадлежности. Например, 40% респондентов указали половую принадлежность, а семейно-родственные ролевые и статусные самоидентификации присутствуют в "Я-образах" 56% опрошенных. При этом в числе указавших семейную принадлежность у большинства эта категория фигурирует одновременно несколько раз, занимая сразу несколько мест в системе самохарактеристик, например: глава семьи, отец, муж, дед.
Таким образом, именно этничность превалирует среди этнополитических самоопределений (этническая, гражданская, религиозная и т.д. принадлежности), но в совокупности этнополитические категории значительно уступают категориям частной жизни.
С другой стороны, реалии постсоветской жизни практически всех российских народов наглядно свидетельствуют о том, что этническая мобилизация оказалась не только политическим лозунгом этнических элит, но стала формой повседневной этничности достаточно большого количества людей. В условиях этнической мобилизации возрастает субъективная значимость для людей их этнической принадлежности, соответственно, расширяется представленность категории "национальность" в групповой структуре идентификационных предпочтений. Так, данное положение подтверждается результатами исследований, проведенных в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе. Если в 1990 г. ни один из респондентов не указал этническую принадлежность среди ответов на вопрос: "Кто Я?", то в 1997 г. категория "бурят" фигурировала у четверти опрошенных (Елаева. 19996. С. 58-62).
По каким же основаниям происходит осознание человеком своей этнической принадлежности? Для выяснения того, какие признаки выступают в качестве этноопределителей, в анкету был включен вопрос: "Что роднит Вас с людьми Вашей национальности?". Около 60% опрошенных указали "культуру, обычаи, обряды" как основной этноинтегрирующий фактор, чуть меньшее количество респондентов ответили, что "родная земля, природа" роднит их со своим народом (только два респондента ответили, что их ничего не объединяет с людьми своей национальности, и двое не ответили вообще, что в сумме не составляет и 1%). Язык в качестве этноопределителя назвали около половины респондентов. Причем у городских респондентов язык находится на четвертом месте в иерархии этноидентифицирующих признаков (42% от числа опрошенных городских жителей), пропуская вперед "внешний облик" - 44% городских респондентов указали этот признак. В селе же 53% респондентов назвали "язык" и только 25% назвали "внешний облик" в качестве компонента этнической идентичности. Буддизм указали 35% респондентов.
Наглядной иллюстрацией трансформации этничности бурят от традиционной к модернизированной может служить такой индикатор как изменение роли и статуса шаманизма в восприятии людей: одна десятая часть респондентов указала шаманизм в качестве этноинтегрирующего фактора. Также в числе этноопределяющих признаков 22% респондентов назвали "исторические судьбы, прошлое", более 20% — "черты характера, психология", 14% — "общая государственность". Около 30% идентифицировали себя со своим народом по признаку "общие ценности, взгляды на жизнь, мировосприятие".
К проблематике ценностей так или иначе обращаются все исследователи, изучающие общество и поведение человека. В социально-психологической традиции ценности рассматриваются в контексте культуры, социальных норм, социализации и мотивации. Проведенное автором психосемантическое исследование ценностных представлений бурят выявило тот факт, что традиционные ценности служат базой для этнической идентификации. Более того, погруженность процессов этнического самоопределения в "море" исторически выработанных специфичных для бурят жизненных приоритетов позволяет говорить о достаточно глубоком уровне личностной включенности респондентов в свой этнический статус. Традиционные ценности, как некоторая система значений, обладающая этнокультурной спецификой, интериоризируются личностью в процессе ее социализации в данной этнической общности и являются не номинальными, а реально действующими в качестве компонента этнической идентичности бурят. Они образуют категориальную сетку, сквозь которую происходит восприятие себя, других людей, окружающего мира и выделение значимых для своей деятельности признаков. Низвержение привычных, веками сложившихся жизненных приоритетов влечет за собой ощущения психологического дискомфорта, потери своей этнокультурной ниши и другие феномены маргинального сознания (Елаева. 1994. С. 193-211).
Применительно к актуализации этничности в постсоветский период закрепился термин "национально-культурное возрождение". В конце 1980-х - начале 1990-х годов вокруг проблем культуры и языка концентрировались одни из наиболее значимых идеологем этнического самосознания не только бурят, но и практически всех народов России (Дробижева. 1991. С. 79). Вопросы полноценной реализации культурных интересов народа глубоко волнуют бурятскую интеллигенцию (Елаева. 1998. С. 132-135). Но содержание процессов возрождения отнюдь не исчерпывается сферой культурных интересов этнической общности.
По мнению Л.М. Дробижевой, этнические интересы являются "социально наиболее значимым элементом" в структуре этнического самосознания, именно в них более всего выражена регулятивная составляющая, и поэтому интересы выступают "мотором этнического самосознания". Этнические интересы могут проявляться в самых различных областях жизни, то есть поле для них отнюдь не исчерпывается зоной этнокультурных явлений, оно неизмеримо шире, ибо с развитием самого предметного мира расширяется поле возможной концентрации этнических интересов. С другой стороны, зоны актуализации этнических интересов подвижны, исторически изменчивы. Именно с интересами связана способность этнического самосознания возрождать этническое, особенно в духовной жизни народа (Дробижева. 1985. С. 11-12). Так, отвечая на вопрос: "Какие условия сейчас более всего необходимы для возрождения вашего народа?" — чуть более половины всех опрошенных (следует учитывать, что около 1,5% респондентов не ответили на данный вопрос) выбрали позицию "возрождение и развитие национальной культуры", а больше 48% - "развитие рыночной экономики, широкая экономическая самостоятельность". Причем в городской среде лидировала позиция "развитие рыночной экономики, широкая экономическая самостоятельность" (около 56%). Не меньшее значение респонденты уделили позициям — "укрепление самостоятельности, суверенитета республики, контроль за эксплуатацией природных ресурсов" (44%) и "поддержка языка" (около 34%).
В контексте мобилизованной этничности язык приобрел характер этнического символа. Исследуя состояние языка, необходимо выделять две его ипостаси, два измерения функционирования языка - социокультурное (коллективное) и индивидуальное (личностное). При этом если следовать семиотическому подходу, то каждое из измерений имеет полюса - символический и утилитарный. Итак, говоря о языке как этническом символе, будем учитывать два ракурса рассмотрения: как культурного достояния и как личностной ценности. Также, когда анализируем утилитарную, практическую составляющую языка, то имеем в виду корректное различение институционального и индивидуального уровней (Елаева. 1999).
Бурятский язык является культурным достоянием, живым и великим наследием предков. И как любая драгоценность в мировой сокровищнице культуры бурятский язык и, соответственно, бурятская школа, безусловно, заслуживают бережного отношения и всемерной поддержки. И в этом смысле понятна озабоченность национальной интеллигенции состоянием языковой компетенции современных бурят, ибо в снижении уровня знания бурятского языка она видит угрозу самому существованию бурятского этноса.
Именно сужение сферы функционирования языка является одной из главных причин нынешнего критического отношения к прежней национальной политике. Так, например, Ч. Гомбоин пишет, что в советский период "язык - основа нации, более того самого ее существования - забывался, все меньше и меньше употреблялся не только в официальных сферах, но и в быту. Родились поколения людей, не знающих родного языка. Больно ударило не только по его развитию, но и существованию прекращение преподавания в школах на бурятском. Забывались народные обычаи, традиции, терялось чувство национального достоинства, самосознания" (Бурятия. 1996. 24 февраля). Эту мысль продолжает Б. Шагдаров: "... именно на знании языка основывается самосознание... Необходимо создавать стихию языка в ежедневной бытовой нашей жизни" (Бурятия. 1996. 29 марта).
В связи с этим как насущные оцениваются проблемы сохранения, возрождения и развития национальной культуры и, прежде всего, языка. В 1991 г. на I Всебурятском съезде была создана Всебурятская ассоциация развития культуры (ВАРК), основная цель которой - консолидация, координация и содействие возрождению и развитию бурятской культуры и языка.
В условиях актуализированной этничности язык становится также и значимой личностной ценностью. Так, среди высказываний респондентов, диагностирующих их отношение к тому, что для них значит быть бурятом, достаточно распространенным являлся ответ "знать бурятский язык". В то же время, отвечая на вопрос: "Что роднит Вас с людьми Вашей национальности?", язык в качестве этноопределителя назвали лишь около половины респондентов. Причем у городских респондентов язык находится на четвертой позиции в иерархии этноидентифицирующих признаков (42% от числа опрошенных городских жителей), пропуская вперед такие признаки, как "культура, обычаи, обряды", "родная Земля, природа" и "внешний облик". В селе же 53% респондентов назвали "язык", отдав предпочтение "культуре, обычаям, обрядам" и "родной Земле, природе".
Проблемы языка тесно связаны с проблемой образования. Более 70% респондентов ответили, что в школе обучались на русском языке. Уменьшалось количество бурятских школ. Так, с 1931 г. по 1960 г. их число сократилось с 317 (46% от общего числа школ республики) до 170, а в середине 1990-х годов функционировало 143 (24%). При этом в 1993-1994 учебном году из 143 бурятских школ ПО были смешанными, то есть обучение велось в основном на русском языке, а бурятский изучался как предмет (Елаев. 1994. С. 79-81). Как отмечают Г.А. Дырхеева, Т.П. Бажеева, основы для развития бурятско-русского двуязычия были заложены еще в дореволюционной школе. Существовала значительная разница языкового положения в Западной и Восточной Бурятии. Причем в западных аймаках школьная сеть до революции была гуще -в 1918 г. 157 школ (у восточных бурят - 48), языком преподавания в них был русский. В Восточной Бурятии эта разница компенсировалась большим числом хувараков в дацанах (Дырхеева, Бажеева. 1995. С. 24).
В последние годы ситуация стала меняться. Большую работу по возрождению языка и культуры проводит ВАРК. Издаются учебники бурятского языка, увеличивается число дошкольных учреждений и учебных заведений, в которых изучается бурятский язык и т.д. Импульсом явилось празднование "Гэсэриады". В 1992 г. был принят "Закон о языках народов РБ", согласно которому, статус государственных языков республики Бурятия получили бурятский и русский языки.
В то же время, социокультурные изменения, с одной стороны, и усложнение самой сути этничности современных бурят - с другой, предполагают, по-видимому, не столь однозначную интерпретацию этноязыковых процессов. В контексте либеральной практики гражданского общества язык приобретает не только коллективную ценность как культурный феномен, но и индивидуальный статус, то есть за каждым человеком признается право выбора того или иного языка, и это право заслуживает уважительного, а не дискриминационного отношения как со стороны этнической общности, общества в целом, так и со стороны государства. Как на институциональном уровне (то есть личность должна обладать возможностью реального, фактического выбора, а не только продекларированным правом выбора на каком языке учиться, на каком языке общаться в обиходе и социально-значимых сферах жизнедеятельности и т.д., а это невозможно без реального функционирования социальных институтов, обеспечивающих реализацию возможности и права), так и на индивидуальном уровне (право выбора должно реализовываться в условиях, свободных от любых форм дискриминации, от порицания или одобрения, ибо оно - право - имеет приватный статус).
Однако, говоря о приоритете прав личности сегодня, зачастую не принимаются в расчет гарантии прав личности завтра. Ведь права личности отнюдь не отрицают ее этнических прав. Напротив, права личности включают в себя неотъемлемое право личности на полноценную этническую самореализацию. И этим правом обладают не только представители нынешнего поколения бурят, но и их потомки. Вместе с тем только 25% опрошенных бурят ответили, что говорят дома преимущественно на бурятском языке (при этом в городе - 12%, в селе - 37%), 37% - используют оба языка, и 38% респондентов общаются дома преимущественно на русском языке (51% - в городе, 24% - в селе). Если проанализируем данные, касающиеся функционирования бурятского языка в семейно-бытовой сфере, в возрастном разрезе, то увидим, что среди 18-39-летних - приблизительно пятая часть респондентов, среди 40-49-летних - четверть, среди 50-59-летних - треть и только среди респондентов старше 60 лет половина говорит дома преимущественно на бурятском языке. Другими словами, бурятский язык утрачивает функции инструмента этнической социализации. Это положение подтверждается также и результатами исследования Г.А. Дырхеевой. Так, согласно ее данным, в семейно-бытовой сфере "самыми высокими являются показатели использования бурятского языка в общении с родителями, родственниками, а вот ответы на вопрос: "На каком языке Вы разговариваете с детьми?" вызывает тревогу. Этот показатель почти в два раза меньше, чем предыдущий" (Дырхеева. 1996. С. 24).
В последние годы особой остротой отличаются дискуссии о прагматической составляющей языка. Одними выдвигается требование паритетного функционирования бурятского и русского языков на территории республики и, следовательно, расширения зоны применения бурятского языка во всех сферах жизнедеятельности. Другие констатируют тот факт, что инструментальные возможности бурятского языка, по сравнению с русским, ограничены с точки зрения социальной мобильности. А понижение статуса бурятского языка нередко объясняется как закономерное следствие социокультурной и индустриальной модернизации бурятского этноса, ибо современные профессиональные требования, развитие технологий и включенность в общероссийское информационное пространство предполагают высокий уровень языковой компетенции в области русского языка да, пожалуй, уже и английского.
Также в качестве причины снижения языковой компетенции бурят приводится асимметричная пропорция бурятского и русского населения в республике. Действительно, границы соотношения бурятского и русского языков в условиях трудовых коллективов сдвинуты в сторону значительно более плотной функциональной нагрузки русского языка. Так, 74% респондентов ответили, что на работе преимущественно говорят на русском языке.
На вопрос: "Каким языком вы наиболее свободно владеете?" около половины опрошенных сказали, что свободно владеют двумя языками, 43% респондентов назвали русский язык и менее 10% указали бурятский язык. В то же время 81% от всего массива респондентов на вопрос: "Владеющими какими языками Вам бы хотелось видеть своих детей (внуков)? (назовите не больше трех)" ответили, что хотят, чтобы их дети (внуки) владели бурятским языком. Причем 52% от числа опрошенных городских бурят и 46% от всего количества сельских респондентов назвали бурятский язык на первом месте. Самым распространенным сочетанием и порядком называния желательных для детей языков оказалось следующее: бурятский, русский, английский. Примечательно то, что английский язык в качестве желательного языка указали 82% респондентов, а 18% назвали его на первом месте. Русский язык в числе желательных для детей языков фигурировал у 71% респондентов и у четверти респондентов он находился на первом месте.
Можно предположить, что высокий процент респондентов, назвавших бурятский язык на первом месте в иерархии желательных для детей языков, свидетельствует не только об усилении символической функции языка (язык как этнический символ), о повышении его престижа, но и об определенном изменении языковых ориентации, осознании необходимости перемен в языковой сфере. Вопрос в том, в какой степени эти изменения будут соотноситься с реальным языковым поведением. Ответ на этот вопрос зависит как от политики государства, так и от индивидуальных интенций. Однако, только треть опрошенных, определяя "Какие условия сейчас более всего необходимы для возрождения Вашего народа?", выбрали позицию "поддержка языка".
В условиях ограниченной языковой среды невозможно заставить человека изучать язык, для этого необходимо его собственное желание, основанное не только на реальной функциональной языковой потребности, но и на престиже языка. В то же время нередки высказывания, что бурятский язык неконкурентноспособен в современных условиях, и в мировое культурно-информационное пространство бурятам лучше входить, прибегая к помощи монгольского или русского языков.
Если язык перестает быть живым языком, то есть используемым и функционирующим в практиках повседневности, то смысловые реальности (а реальность социальной истории народа есть именно смысловая), которые были естественны для наших предков, с течением времени станут для нас недоступны. Язык, будучи только культурным наследием предков, оказывается лишь музейным экспонатом, пусть дорогим сердцу и привлекательным уху и глазу, но всего лишь экспонатом, ибо утрачивается семантика языка, понятная в его естественном существовании. Смысл словам придает общее для нас социокультурное знание. И дай Бог его приумножить, а не утратить. Язык есть инструмент, с помощью которого человек конструирует мир, сами языковые средства и самого себя.
Знание языков способствует более успешной адаптации и самореализации личности в условиях быстро меняющейся социальной среды.
Говоря об этничности бурят в постсоветский период, нельзя обойти вниманием такой сюжет как общинность (клановость).
В последнее десятилетие все больший исследовательский интерес вызывает феномен бурятских землячеств. С начала 1990-х годов в Бурятии активизировались родо-земляческие отношения, которые обрели организационные и институциональные формы (Елаева. 1998. С. 133-134). Землячества, организованные по территориальному принципу, являются в то же время отражением родовой структуры бурятского общества. Цели землячеств многообразны: "обращение к своим историческим истокам, знакомство и сближение людей, корни которых... идут из одних мест, ... забота о престарелых... И одновременно проявление внимания к детям и молодежи" (Бурятия. 1995. 26 мая).
На учредительном собрании 14 февраля 1992 г. было создано первое землячество - землячество уроженцев Еравнинского района, зарегистрированное в Минюсте РБ 11 ноября 1992 г. Землячество было организовано как благотворительный фонд "Ярууна". В 1993 г. были образованы Общественное объединение "Нютаг" и Землячество шэнэхэнских бурят. Большинство же землячеств организационно оформились в 1994 г.
Сейчас в Улан-Удэ действуют 26 землячеств выходцев из всей этнической Бурятии (термин "этническая Бурятия" в бурятоведческой литературе обозначает территорию расселения бурят - Иркутская область, включая Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Республика Бурятия, Читинская область, включая Агинский Бурятский автономный округ) и землячество шэнэхэнских бурят - уроженцев Автономного района Внутренняя Монголия КНР. Следует заметить, что согласно Уставам ряда землячеств они объединяют не только бурят, но и выходцев из того или иного сельского района независимо от национальности.
Актуализация территориально-родственных связей и образование землячеств сначала неоднозначно оценивались. Так, газета "Бурятия" писала, что "землячество как специфическое проявление гражданских инициатив в условиях Бурятии проводит определенную полезную работу. Тон в ней задают и осуществляют общее руководство представители старшего поколения, умудренные большим жизненным опытом... Молодежь, особенно ее предприимчивая часть, тоже не остается в стороне и по мере возможности старается подкрепить материально энтузиазм аксакалов, повинуясь негласным морально-этическим законам в духе все тех же незабываемых родовых традиций" (Бурятия. 1995. 18 апреля).
В.Ц. Найдаков, говоря о разъединяющей функции землячеств, вместе с тем отмечал, что они "может быть даже необходимы для того, чтобы осознать себя частью чего-то, а не человеком, не помнящим родства, приобщиться к памяти предков, к старинным обычаям бурят с тем, чтобы на каком-то следующем витке консолидироваться на новой основе" (Елаева, 1998. С. 134). Иными словами, "родо-земляческий ренессанс можно рассматривать как специфическую реакцию на угрозу существованию этнокультурной общности" (Солдатова. 1994. С. 139). Нередко создание землячеств рассматривается как восстановление прежней внутриэтнической структуры бурятского общества.
С другой стороны, высказываются мнения, что реанимация такого рода связей — это показатель незавершенности консолидационных процессов в этносе и пережиток родового строя.
В ситуации этнической мобилизации землячества стали исполнять роль маркера этнической идентичности. Если говорить метафорически, то землячество является теперь "местом" обретения себя как "этнического" и презентации себя как "этнического" в публичном дискурсе. Иными словами, землячество выступает референтной группой, формирует этнокультурные ориентации и стратегии этнического стиля потребления. Дифференцирующие признаки, являвшиеся ранее маркерами территориально-родовой принадлежности, теперь все более концептуализируются как разнообразие и богатство бурятской культуры. Этническая мобилизация оказалась не только лозунгом этнических элит в контексте политической конъюнктуры, но стала практикой повседневной этничности достаточно большого количества людей. Так, на вопрос: "Принимаете ли Вы участие или посещаете мероприятия, организованные национально-культурными обществами или землячествами?" более 57% респондентов бурятской национальности ответили, что посещают их (в том числе, около 11 % указали, что посещают регулярно), 41% сказали, что не посещают и 2% не ответили на вопрос.
Почему землячества, отражающие внутриэтническую дифференциацию, маркируют этническую идентичность? Ответ, лежащий на поверхности, можно сформулировать следующим образом: буряты, несмотря на все перипетии исторической судьбы и вне зависимости от актуализации родо-земляческих связей сегодня, "родство помнили" всегда. По-видимому, именно через местную, сакрализованную шаманской практикой традицию, посредством генеалогии человек и осознает свою ассоциированность с более крупной общностью — своим народом. И поэтому имеет смысл говорить о многоуровневой природе этнической идентичности бурят, в которой сосуществуют представления о принадлежности к единому народу и одновременно к одной из составляющих его локальных групп (например, аларские, хоринские, окинские, тункинские и др. буряты).
Согласно традиционным парадигмам бурятской культуры, в процессе социализации посредством именно сложной структуры отношений родства человек и определял себя не только в социальном, но и природном мире. Так, буряты с детства знали свою родословную как минимум до 7 поколений. Генеалогическое сознание, хотя и подвергалось различным трансформациям, обусловленным изменениями витальности и социальной структуры, до сих пор не утрачивает своей значимости в качестве особой формы исторической памяти, а именно генеалогической, родовой памяти, опирающейся теперь не столько на естественное родство, сколько на мифологический материал.
Но констатация иерархичности современной этнической идентичности бурят есть только первый этап в процессе осмысления этничности. Далее возникает значительно более сложный вопрос: почему принадлежность к родо-земляческому образованию до сих пор, в условиях растущей урбанизации и индустриальной и социокультурной модернизации бурятского этноса, не утрачивает своей актуальности?
Если проанализируем те основания, по которым буряты осознают свою этническую принадлежность, то обнаружим, что доминирующие позиции в системе этноидентифицирующих признаков занимают культура и родная земля.
Но именно эти два фактора в той же мере обусловливают принадлежность и к территориально-родственному образованию. Для бурят понятие Родины не абстрактно, а наполнено конкретным содержанием: Родина — это родная гора, родная долина, родной очаг. Более того, родная ("породная") земля священна, это — "земля предков". К.М. Герасимова пишет: "В традиционном мировоззрении присвоение кровно-родственным коллективом территории обитания определялось как его сакральное право, как духовная собственность... Землей владели живые и мертвые, умершие предки охраняли земельную территорию потомков. Предки как бы олицетворяли сакральное право потомков на родовую землю" (Герасимова. 1989. С. 257).
Таким образом, культурная деятельность и поддержка связей с малой родиной являются наиболее насыщенными направлениями работы землячеств. Иначе говоря, официальная деятельность землячеств ориентирована на экстраутилитарные ценности символического порядка, а именно на ретрансляцию таких ценностей, как любовь к Родине, почитание старших, крепость родственных уз и т.д. Недаром первое землячество — землячество уроженцев Еравнинского района — создавалось как благотворительный фонд "Ярууна". В то же время немалую роль в обретении землячествами сигнификативной функции сыграло то, что, как только начался процесс организационного конституирования земляческих отношений, он стал патронироваться ВАРК. Во многом с помощью ВАРК укрепились землячества. Был избран Совет, 15 февраля 1994 г. на собрании представителей было принято Положение о Совете землячеств. 18 августа 1999 г. Министерством юстиции РБ зарегистрирована Региональная общественная ассоциация землячеств Этнической Бурятии.
С другой стороны, современные бурятские землячества, в том виде, как они сейчас представлены, суть городской феномен. С начала функционирования в контексте урбанизационных процессов и, конкретнее, в городской среде землячества выполняли иную символическую миссию, имеющую тем не менее вполне прагматический характер. Миссию вживания, обживания, освоения города сельскими переселенцами (следующий пример иллюстрирует сложность и долговременность процесса перестройки жизненного мира: респондент, с более чем 20-летним стажем проживания в городе, отвечая на вопрос "Кто Я", идентифицировал себя как "горожанин с прочными традициями и привычками сельского жителя"). Данная миссия реализовывалась посредством сегментации большого городского пространства жизнедеятельности до размеров, соизмеримых с привычными для сельского жителя. Это достигалось утилизацией незнакомой формальной и жесткой структуры городского сообщества в знакомую сельчанам гибкую сеть неформальных связей, что обеспечивало членам землячества более быстрый и гарантированный доступ к ресурсам власти. Очевидно, именно эта утилитарная функция определяет живучесть родо-земляческих структур в условиях модернизации. Родо-земляческие сети можно интерпретировать как "малые символические миры", умаляющие безличность города и делающие взаимодействие людей в нем более знакомым и более понятным. Включенность в родо-земляческие сети дает человеку (или он думает, что дает ему) возможность обрести чувство психологического равновесия и безопасности в условиях радикальных социальных трансформаций, разрушения многих прежних духовных опор, ценностного кризиса. В социально-экономическом контексте использование ресурсов социальных сетей на территориально-родственной основе есть своеобразная стратегия выживания, особенно на низших уровнях социальной иерархии, а в бизнес-среде - одна из предпринимательских стратегий. Нередко земляческие сети используются руководителями коммерческих структур для минимизации рисков.
Мотивационно-ценностную основу и базирующийся на ней поведенческий стандарт земляческих отношений кратко и образно можно выразить в форме слогана: "опираться на своих и поддерживать своих". Такой характер внутригруппового взаимодействия обусловливает и укрепляет солидарность ее членов, что, в свою очередь, обеспечивает и воспроизводство землячества как социального института.
Таким образом, в культуре бурят существуют определенные устойчивые конфигурации социального взаимодействия, которые, применительно к современным условиям, можно именовать как "субкультура землячества". Она одновременно является и причиной, и следствием клановости: будучи феноменом истории и компонентом исторической памяти, "культура землячества" в то же время играет активную роль в конструировании современной социальной реальности.
Жизнестойкость традиционных форм социального взаимодействия подтверждается сохранением и в наши дни ряда отличительных признаков в обрядах жизненного цикла бурят (в родильной, свадебной и, особенно, в похоронной обрядности), маркирующих принадлежность бурят к разным территориально-родовым образованиям. Еще одним свидетельством может служить следующее обстоятельство: даже невооруженный научно-исследовательскими методами взгляд обывателя в состоянии зафиксировать и поныне встречающуюся определенную направленность брачных предпочтений среди, казалось бы, унифицированного и гомогенизированного городского бурятского населения. Речь идет о стремлении заключать браки с уроженцем той же (или близкой по культуре) местности. Особенно рельефно данная тенденция выражена у бурят-горожан в первом поколении, но имеет достаточно широкое распространение и среди последующих поколений городских бурят (Елаева. 2000. С. 23-32).
Таким образом, общинность (клановость) выступает одной из доминант бурятской этничности. Землячества ретранслируют этнические ценности, благодаря их этнокультурной деятельности, люди (особенно молодое поколение) осознают себя обладателями культурного наследия бурятского народа, которое они обязаны сохранить и преумножить. В то же время подобная активизация территориально-родственных отношений в какой-то степени обусловливает ситуацию социальной конкурентности внутри самого бурятского этноса. Клановость изменяет границы этничности, ибо землячества сегментируют пространство этноконсолидации, переструктурируя его в пространство перераспределения ресурсов. В этом контексте родо-земляческая активность может рассматриваться как процесс производства и воспроизводства внутриэтнических групповых границ. Люди, актуально включенные в родо-земляческие сети, как бы укрываются в своих локально-культурных "нишах", где они могут обрести (или воскресить) чувство идентичности и психологического комфорта.
Таковы аспекты современной этнической идентичности бурят. Меняется время, меняются и они. Трудно сказать сколь долго будут действовать тенденции ориентации на традиционные этнокультурные институты и механизмы при оценке социальной действительности, но пока ситуация способствует этому.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей