Новости

Этапы и этапные команды // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ЭТАПЫ И ЭТАПНЫЕ КОМАНДЫ. Введены в Си­бири по указу 1822 «О этапах в сибирских губерниях». Цель — обеспечение и упорядочение уголовной ссылки в Сибирь на казенные заводы и административное поселение. До введения этапов переправкой ссыльных в Сибирь занимались различные учреждения и разные воинской команды (армия, Министерство внутренних дел, казаки, башкиры, мещеряки). С 1823 в Западной и Восточной Сибири создаются этапные и полуэтапные сооружения или тюремные помещения для временного содержа­ния ссыльных, передвигавшихся пешком от Перми и Екатеринбурга до Тюмени и Иркутска.

Строительство этапных зданий осуществлялось подрядчиками. Сибирские этапы пред­ставляли собой огороженную высоким тыном территорию, на которой находилось 2—3 одноэтажных бревенчатых строения. Один из домов занимали конвойный офицер и его кан­целярия, другой — солдаты, самый большой — арестанты. Арестантская казарма для пересыльных имела мужское и женское отделения. Поскольку в течение 1 дня не всегда можно было преодолеть путь от этапа к этапу, то на полпути между ними возводились так называемые полуэтапы для ночевок. Ночлежный полуэтап строился по такому же образцу, но умень­шенного размера, т. е. только гауптвахта для конвоя и ночлежная тюрьма без помещения для плац-формы (место сбора ссыльных) и канцелярии начальника. Этапы сто­яли вдоль ссыльного тракта в 20—40 верстах друг от друга. От границ Пермской губернии до Иркутска было 131 этапное и полуэтапное сооружение вместе с пересыльными тюрьмами. В этапных командах полагалось иметь 61 обер-офицера, 122 унтер-офицера, 61 музыканта, 1 525 рядовых, 8 лекарей, 61 денщика, 244 казака, 488 казачьих лоша­дей и 244 подводы, требовалось вооружить и снабдить зимней одеждой 1 908 человек. На каждый этап определялась команда из офицера, 2 унтер-офицеров, барабанщика и 25 рядовых пеших солдат. Команда подчинялась командиру гарнизонного полка или батальона, располо­женного в губернском городе и выполнявшего обязанности внутренней стражи, подобно командам уездных инвалидов. Этапные команды жили оседло: солдат наделяли землей до 5 десятин в тех селениях, где располагался этап. В них набирали преимущественно людей семейных; служба проходила по возможности недалеко от мест прежнего жительства. Для военнослужащих в окружных городах на тракте стро­ились этапные лазареты. В Тобольской и Томской губерниях их было 5. На каждый этап для конвоирования партий и преследования беглых отряжалось по 4 конных городовых казака, которые подчинялись этапным начальникам. Началь­ство могло селить этих казаков на этапах или заменять через какое-то время другими. Податное население — крестьяне — было обязано выставлять на каждый этап по 4 подводы для перевозки больных и грузов партии. Эта повинность именовалась этапной гоньбой. На под­воду могло поместиться не более 4 человек. С ростом численности ссыльных в этапных партиях на этапы приходилось вы­ставлять и больше подвод. Пешие партии должны были проходить в месяц до 500 верст с суточным отдыхом на каждый 3-й день. Такой «маятниковый» порядок, заве­денный в начале 1820-х гг., когда этапная команда, проводив партию ссыльных до следующего этапа и передав ее другой этапной команде, возвращалась на свой этап, сохранялся практически все время ссылки. Ссыльным в первой половине XVIII в. под контролем начальной этапной команды выдавалось 12 коп., а во второй половине — 10 коп. на продукты, которые они могли покупать у местных жителей. Все кормовые сразу не выдавали из опасения, что их либо проиграют, либо пропьют или же отберут более опытные бродяги. Санитарно-бытовые условия были плохие. Этапы не держали тепла зимой, были пропитаны миазмами; скученность ссыльных приводила к распространению заразы и росту эпидемий. Испытания погодой, трудностями пути, нехватка одежды и плохое питание, зараженный воздух переполненных этапов и почти полное отсутствие медицинской помощи и ухода подрывали здоровье ссыльных. Принятый в России способ доставки ссыльных, свя­занный с огромными страданиями и унижениями, не имел аналогов в мире. По подсчетам Н.М. Ядринцева, издержки на пересылку 1 ссыльного в Сибирь, включая его содержание в пересыльных тюрьмах, составляли 300 руб. серебром, которых было бы достаточно для содержания его в течение 4 лет в тюрьме Европейской России.

В 1865—68 в Западной Сибири (от Перми до Тюмени и от Томска до Ачинска) практиковалась доставка ссыльных на одноконных подводах; по затратам она была дороже пешеэтапной. С развитием пароходного движения перешли к водной доставке от Тюмени до Ачинска. С 1865 пароходовладельцы брали подряды на доставку ссыльных специально оборудованные баржами, буксируемыми пароходами. Сокращалось время доставки от Тюмени до Томска и, соответственно, за­траты. В связи этим упразднялись 33 этапные команды по ссыльному тракту от села Успенского под Тюменью до Ачинска. Были усилены этапные команды от Томска. Пешеэтапное передвижение ссыльных осталось меж­ду Томском и Иркутском, а также в Забайкалье. В 1865 на так называемом главном ссыльном тракте, состоявшем из 3 участков: от Нижнего Новгорода до Тюмени, от Тюмени до Ачинска (по воде), от Ачинска до Иркутска и от него до Карий­ских промыслов, а также от Нерчинска до Нерчинского Завода, было 38 этапных команд. В это время в Сибири была 1 пароходная и 46 пешеэтапных конвойных команд, в них числилось 2 181 человек. В каждой команде состояли: офицер, фельдфебель, старший унтер-офицер, 3 млалших унтер- офицера 2-го разряда, 6 ефрейторов, 55 рядовых. Из нестроевых при каждой команде было по 1 младшему писарю и 3 сторожа. После введения водной пересылки на пароходах от Тюмени до Томска каждую неделю в течение всего года из Томска в Иркутск отправлялись пешие партии из 300—400 арестантов, этот путь они пре­одолевали за 3 месяца. После начала сквозного движения по железной дороге этапные команды были сокращены, их функции перешли к конвойным командам. Всего в XIX — начале XX в. этапными командами и гарнизонными войсками в городах было окараулено и этапировано в Сибирь около 1  млн человек.

 Лит.: Ядринцев Н.М. Российская община в тюрьме и ссылке. Исследования и наблюдения над жизнью тюремных ссыльных и бродяжеских общин. Исторический очерк сибирской ссылки. СПб., 1872; Ссылка в Сибирь. Очерк ее истории и современного положения. СПб., 1900; Дворянов В.Н. В сибирской дальней стороне...: Очерки истории царской каторги и ссылки. 60-е годы XVIII     в. —1917 г. Минск, 1971; Кеннан Дж. Сибирь и ссылка. Путевые заметки (1885—1886 гг.): В 2 т. СПб., 1999; Устав об этапах в сибирских губерниях // Полное собр. законов Российской империи. Собр. 1-е. Т. 38.

О.Н. Катионов

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири