Новости

Эскимосы // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ЭСКИМОСЫ, юк — «человек», югыт, или юпик — «настоящий человек» — самоназвание азиатских (сибирских) эскимосов, «инуит» — самоназвание канадских эскимосов, также принято иссле­дователями в качестве этнонима. Эскимосы населяют арктическое побережье от Чукотки до Грен­ландии. Общая численность составляет более 100 тыс. человек. Численность эскимосов по переписям (тыс. человек): в 1959 — 1,1, 1970 —1,2,  1979 - 1,5, 1989 - 1,7, 2002 - 1,8, в том числе в Чу­котском автономном округе — 1,5. Преобладает тип арктической малой расы. Язык азиатских эскимосов  (в американской лингвистической классификации «сибирский юпик») относится к группе юпик эскимосской ветви эскимосско-алеутской семьи языков (эскимосско-алеутской группе палеоазиатских языков), младописьменный. Язык характеризуется малой степенью стандартизации. В 1848 русским миссионером Н. Тыжновым был издан букварь эс­кимосского языка. Современная письменность на основе латинской графики создана в 1932, когда вышел первый эскимосский (юитский) букварь. В 1937 переведена на русскую графическую основу.

Азиатские эскимосы говорят на чаплинском (литературный) и науканском диалектах. Последний носитель 3-го диалекта азиатских эскимосов - серениковского - умер в 1997. Часть исследователей признает эскимосские диалекты отдельными языками, посколь­ку те длительное время развивались самостоятельно.

Н.Б. Вахтин считает, что в настоящее время функционирует только чаплинский диалект. На нем говорят около 400 человек, преимущественно старшие поколения эскимосов. Все азиатские эскимосы русскоязычны, большая часть - билингвы, которые родной язык лишь по­нимают, но в быту практически не используют. В XVIII в. эскимосы делились на ряд племен - уэленцы, пауканцы, чаплинцы, сирениковцы, которые отличались лингвистически и некоторыми особенностями культуры. В процессе русской колонизации, трансформации промысла, интеграции с береговыми чукчами племенное деление утратило свою актуальность, сохранившись преимущественно в диалектах эскимосов.

История эскимосов связана с проблемой формирования приморских культур Чукотки и Аляски и их родства с але­утами. В последнем случае фиксируется родство эскимосов  и алеутов в виде протоэкимосской-протоалеутской/эскоалеутской общности, которая в древности локализовалась в зоне Берингова пролива и из которой эскимосы выделяются в IV-II тыс. до н. э. Начальный этап формирования эскимосов связывается с изменением с начала II тыс. до н. э. экологической ситуации в районах Берингии. В это время в Арктической Америке и на Чукотке формируются так нвзываемые палеоэскимосские культуры, что указывает на общность процесса сложения приморских традиций народов северо-востока Азии и Северной Америки. Последующая этнокультурная история эскимосов  тесно связана со сложением общности береговых чукчей, которые вошли с ними в контакт в начала I тыс. н. э. Этот процесс носил ярко выраженный интеграционный характер, что нашло выраже­ние во взаимопроникновении многих элементов традиционно-бытовой культуры береговых чукчей и эскимосов. Для последних взаимодействие с береговыми чукчами открыло возможность широких торгово-обменных контактов с оленеводческим насе­лением тундры Чукотки.

Этноним «эскимос» происходит от названия, данного эскимосам индейцами-атабасками, буквально означает «едящий сы­рое мясо, рыбу». Русским первопроходцам эскимосы были известны с середины XVII в., упоминаются как «пешие чукчи». До середины XIX в. контакты с русскими были редкими. Во второй половине XIX - начале ХХ в. эскимосы осваивают добычу пушного зверя для торговли с российскими и американскими промышленниками.

Помимо общих для аборигенского населения Северо-Восточной Азии социокультурных и экологических проблем, связанных с колонизацией и модернизацией, на культуру эскимосов не­гативно повлияла и советская внешняя политика. С 1948 на полвека прекратились контакты эскимосов-чаплинцев и эскимосов острова Св. Лаврентия (США) - носителей одного диалекта и давних торговых партнеров. Тяжело сказался на экономике эскимосских поселков мораторий на китобойный промысел 1970-80-х гг.

У эскимосов преобладал патрилинейный счет родства, патрилокальный брак с отработками за невесту. Существовали байдарные артели (ан’ям има), состоявшие из хозяина байдары и его ближайших родственников и в прошлом занимавшие одну полуземлянку. Члены ее делили между собой охотничью добычу. Во главе рода еще в начале ХХ в. стоял родовой старейшина. Это был обычно старик или пожилой мужчина. Он регулировал общественно-производственную жизнь рода, открывал и закрывал промысловый сезон, определял время поездок в целях обмена, руко­водил проведением праздников, разбирал ссоры своих односельчан. Каждый род занимал в поселке определенную территорию, где располагались их жилища-землянки. В землянке жило 250-400 человек. Охотничья территория у всех родов во всех поселках была общей. На базе родовых отношений формировалась основная родовая еди­ница - байдарская артель. Каждый род имел до 3 и более артелей; артель состояла из 12 человек. Кроме охотничьих, каждый род имел байдарку на 40 и более гребцов для торговых и военных целей.

Основным видом хозяйственной деятельности был морской зверобойный промысел. До середины XIX в. главными орудиями охоты были копье с наконечником стреловидной обоюдоострой формы (пана), поворотный гарпун (унг‘ак‘) с отделявшимся наконечником из кости. Для передвижения по воде пользовались лодками-байдарами и каяками. Байдара (анъяпик) - легкая, быстроходная и устойчивая на воде. Деревянный каркас ее обтягивали моржовой шкурой. Бай­дары были разных типов - от одноместных до огромных 25-местных парусников.

По суше передвигались на дугокопыльных нартах. Собак запрягали «веером». С середины XIX в. нарты тянули собаки, запряженные цугом (упряжка восточно-сибирского типа). Использовались также короткие бескопыльные сани с полозьями из моржовых клыков (канрак). По снегу хо­дили на лыжах - «ракетках» (в виде рамы из 2 планок со скрепленными концами и поперечными распорками, переплетенными ремнями из нерпичьей кожи и подбитой снизу костяными пластинами), по льду - с помощью специальных шипов из кости, укрепленных на обуви. Способ охоты на морских животных зависел от их сезонных миграций. 2 сезона охоты на китов соответствовали времени прохождения их через Берингов пролив: весной на север, осенью на юг. Китов отстреливали гарпунами с несколько байдар, а позднее - гарпунными пушками. Важнейшим объектом промысла был морж. С конца XIX в. появилось новое промысловое оружие и снаряжение. Распространилась охота на пушных зверьков. Добыча моржей и тюленей сменила пришедший в упадок китобойный промысел. Когда не хватало мяса морских животных, отстреливали из лука диких оленей и горных баранов, птиц, ловили рыбу, собирали яйца морских птиц и дикоросы.

Поселения располагались так, чтобы было удобно наблюдать за передвижением морского зверя - в основании выдающихся в море галечных кос, на возвышенных местах. Наиболее древний тип жилища - каменная постройка с углубленным в землю полом. Стены складывали из камней и китовых ребер. Каркас покрывали оленьими шкурами, обкладывали слоем дерна, камнями и сверху еще раз покрывали шкурами.

До XVIII в., а местами и позже, эскимосы жили в полуподземных каркасных жилищах. В XVII-XVIII вв. появились каркасные постройки, похожие на чукотскую ярангу. Летнее жилище - четырехугольная палатка, по форме напоминающая косо усе­ченную пирамиду, причем стена со входом была выше противоположной. Каркас этого жилища строили из бревен и жердей и покрывали моржовыми шкурами. С конца XIX в. появились легкие дощатые дома с двускат­ной крышей и окнами.

Одежда азиатских эскимосов - глухая, из оленьих и тюленьих шкур. Еще в XIX в. делали одежду также из птичьих шкурок, перьями внутрь. На ноги надевали меховые чулки и нерпичьи торбаса (камгык). Непромокаемую обувь изготавливали из выделанных тюленьих шкур без шерсти. Меховые шапки и рукавицы надевали только при переездах (кочевках). Одежду украшали вышивкой или мозаикой из меха. До XVIII в. эскимосы, протыкая перегородку носа или нижнюю губу, подвешивали моржовые зубы, костяные кольца и стеклянные бусины. В XIX в. в обиход вошла татуировка: мужчины наносили кружки в уголках рта, женщины - прямые или вогну­тые параллельные линии на лбу, носу и подбородке. На щеки наносили более сложный геометрический орнамент. Татуировкой покрывали руки, кисти, предплечья.

Традиционная пища эскимосов - мясо и жир тюленей, моржей и китов. Мясо ели сырым, сушеным, вяленым, заморожен­ным, вареным, заготавливали на зиму: квасили в ямах и ели с жиром, иногда в полувареном виде. Лакомством считали сырое китовое сало со слоем хрящевидной кожи (мантак). Рыбу вялили и сушили, зимой ели свежезамо­роженной. Высоко ценилась оленина, которую обменивали у чукчей на шкуры морских животных.

Счет родства велся по отцовской линии, брак патри- локальный. Каждое поселение состояло из нескольких групп родственных семей, занимавших зимой отдельную полуземлянку, в которой каждая семья имела свой полог. Летом семьи жили в отдельных палатках. Были известны факты отработки за жену, существовали обычаи сватать детей, женить мальчика на взрослой девушке, обычай «товарищества по браку», когда двое мужчин обменивались женами в знак дружбы (гостеприимный гетеризм). Брачной це­ремонии как таковой не существовало. В зажиточных семьях встречалось многоженство.

Эскимосы практически не подверглись христианизации. Они верили в духов, хозяев всех одушевленных и неодушев­ленных предметов, явлений природы, местностей, на­правлений ветра, различных состояний человека, в родственную связь человека с каким-либо животным или предметом. Сущест­вовали представления о создателе мира, называли его Силъа. Он был творцом и хозяином вселенной, следил за соблюдением обычаев предков. Главным морским божеством, хозяйкой морских животных была Седна, которая посылала людям добычу. Злые духи представлялись в виде вели­канов или карликов либо других фантастических существ, которые насылали на людей болезни и несчастья.

В каждом селении жил шаман (обычно это был мужчина, но известны и шаманки-женщины), который являлся посредником между злыми духами и людьми. Шаманом мог стать только тот, кто услышал голос духа-помощника. После этого будущий шаман должен был наедине встретиться с духами и заключить с ними союз о посредничестве.

Из животных особенно почиталась касатка, считав­шаяся покровителем морской охоты; она изображалась на байдарах, ее деревянное изображение охотники носили на поясе. Добыче крупного зверя посвящали промысловые праздники. Особенно известны праздники по случаю добычи кита (Полъа), которые проводили либо осенью, по окончании сезона охоты — «проводы кита», либо весной — «встреча кита». Существовали также празд­ник начала морской охоты, или «спуск байдары на воду» и праздник «моржовых голов», посвященный итогам весенне-летнего промысла.

Эскимосский фольклор богат и разнообразен. Все виды устного творчества подразделяют на унипак — «весть», «новость» и на унипамсюк — рассказы о событиях в прошлом, героические предания, сказки или мифы. Среди сказок особое место занимает цикл о вороне Кутхе, демиурге и трикстере, создающем и развивающем ми­роздание.

К самым ранним стадиям развития эскимосской арктической культуры относится резьба по кости: скульптурная мини­атюра и художественная гравировка кости. Орнаментом покрывали охотничье снаряжение, предметы домашнего обихода; изоб­ражения зверей и фантастических существ служили амулетами и украшениями.

Музыка (айнгананга) — преимущественно вокальная. Песни подразделяются на «большие» общественные — песни- гимны, которые поют ансамбли, и «малые» интимные — «песни души». Их исполняют сольно, иногда в сопро­вождении бубна.

Лит.: Файнберг Л.А. Общественный строй эскимосов и алеутов от материнского рода к соседской общине. М., 1964; Народы Рос­сии. М., 1994; Вахтин Н.Б. Эскимосско-алеутские языки // Языки мира. Палеоазиатские языки. М., 1997; Северная энциклопедия. М., 2001; Богоявленский Д. Вымирают ли народы Севера? // Население и общество. № 83 (авг. 2004).

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири