Экономическое районирование // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ, выде­ление системы соподчиненных экономических районов страны или крупного региона, объективно отражающих сложившееся территориальное разделение труда. Основная цель экономического районирования — создание оптимальных условий для осуществления региональной социально- экономической политики (в том числе территориальные прогнозирования и планирования).

Первые попытки районировать Сибирь предпринима­лись в годы Первой мировой войны, когда в условиях милитаризации экономики потребовалось привлечение из восточных районов страны дополнительных сырьевых и прочих материальных ре­сурсов. Высказывались идеи о формировании «тыло­вых укрепрайонов», которые должны были, по мнению сторонников этих идей, содержать целый комплекс металлургического, машиностроительного, химического производств, способных составить основу военной промышленности. В этом плане Сибирь представляла большой интерес. Военны действия происхо­дили далеко от ее территории, при этом она была богата природными ресурсами. В 1916 в правительстве обсуждался вопрос о разделении Сибири на 4 района: Кузнецкий, Енисейский, Иркутский и Приморский.

Следующий этап экономического районирования  начался в 1920-е гг. Советская реформа районирования закладывалась в плане ГОЭЛРО, который предусматривал разбивку территории страны на ряд боль­ших экономических районов. Такое районирование основывалось на территориальном разделении общественного труда и производства с учетом особенностей экономических, природных, сырьевых и энергетических ресурсов регионов. Формирование отраслей электроэнергетики рассматривалось в тесной связи с развитием других отраслей народного хозяйства. Позднее один из разработчиков плана ГОЭЛРО проф. И.Г. Александ­ров возглавил секцию экономического районирования Госплана и выступил с идеями организации административно-территориального деления страны на основе экономического. Он опирался на теорию экономико-географического районирования, которая с начала 1920-х гг. активно разрабатывалась в академических кругах. Ее инициато­ры, Н.Н. Баранский, Н.Н. Колосовский и другие, рассмат­ривали экономические районы в качестве единых территорий, которые бы имели максимально развитые внутрихозяйственные связи и в то же время специализировались в масштабе страны с учетом природных особенностей и экономических возможностей. В результате длительной дискуссии в 1921-22 Госплану удалось предложить правительству свое видение экономических районов страны. В октябре 1922 постановлением ВЦИК на территории Сибири пред­лагалось образовать 5 областей, граничащих на востоке с Дальневосточной республикой: Западно-Сибирскую (с центром в Омске), Кузнецко-Алтайскую (Томск), Енисейскую (Красноярск), Ленско-Ангарскую (Ир­кутск) и Якутскую (Якутск).

В апреле 1923 XII съезд РКП(б) одобрил проект нового районирования страны. Однако оно трудно увязывалось с исторически сложившимся административно-территориальном делением. Кроме того, оно не согласовывалось с курсом на централизацию экономического управления, особенно усилившимся в конце 1920-х гг. Поэтому в масштабе страны постепенно выделялись более крупные экономические районы, внутри которых осуществлялось административно-территориальное деление, хозяйственное и социальное планирование, перспек­тивное размещение отраслей производства. При разработке первых пятилетних планов области и края рассматривались как своеобразные производственно-экономические комбинаты, самодостаточные в хозяйственном отношении. Главное внимание уделя­лось наличию топливно-энергетических и сырьевых ресурсов как базы развития производительных сил, формирования индустриальной структуры хозяйства. Учитывались и военно-стратегические аспекты хозяйственного развития. Крупные экономические районы в случае военных осложнений могли становиться военно-индустриальными базами регионального значения. С начала 3-й пятилетки (1938) стало правилом сочетать отраслевые и территориальные принципы планирования, общесоюзные планы стали разрабатываться в разрезе экономических районов. В восточных районах страны выделялись следующие крупные экономические зоны: Урал, Западная и Восточная Си­бирь, Дальний Восток.

Такое экономическое районирование сохранилось до настоящего времени. Тем не менее при разработке перспективных планов социально-экономического развития неоднократно предпринимались попытки из­менить существующую структуру экономических районов страны. В 1956-57 специальная комиссия Госплана предложила следующий вариант деления территории Сибири и Дальнего Востока: Западно-Сибирский экономический район (Тюменская, Омская, Томская, Новосибирская, Кемеровская области и Алтайский край); Ангаро-Енисейский (Красноярский край, Иркутская область, Тувинская АО); Забайкальский (Бурят-Мон­гольская АССР, Читинская область); Дальневосточный (Хабаровский, Приморский края, Амурская, Сахалин­ская, Камчатская обл.асти); Северо-Восточный (Якутская АССР и Магаданская область). Эта схема районирования осталась в научных разработках, официального признания не по­лучила. С 1957 в связи с организацией системы совнархозов (СНХ) на территории Сибири и Дальнего Востока сформировалось 7    экономических районов: в Западной Сибири - Западно-Сибирский и Кузбасский, в Восточной Сибири - Красноярский и Восточно-Сибирский, на Дальнем Востоке - Хабаровский, Дальневосточный и Северо-Восточный, включавший Магаданскую область и Якутскую АССР. Эта сетка экономических районов просуществовала до 1965, с упразднением СНХ утратила практическое значение.

В мае 2000 в стране образовано 7 федеральных ок­ругов. Их образование не снижает актуальности экономического районирования для целей государственного стратегического прогнозирования, разработки и реализации крупных межрегиональных программ. Возможны различные версии районирования. Ученые Института экономики и организации промышленного производства СО РАН предлагают выделять 4 экономических района: Северо-Запад Сиби­ри в составе Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов; Юг Западной Сибири в составе Томской, Омской, Новосибирской, Кемеровской областей, Алтайского края и Республики Алтай; Ангаро-Енисейский в составе Красноярского края, Иркутской области, Республик Хакасия и Тыва; Забайкальский район в составе Забай­кальского края и Республики Бурятия. По другому варианту, Иркутская область, Республика Бурятия и Забайкальский край формируют Байкальский регион Сибири. Основа интеграции в предложенных вариантах - единство ресурсного потенциала, учет потенциальных возможностей и экономико-географического положения субъектов, их роли в экономическом пространстве России и мировой экономике.

Лит.: Александров И.Г. Основы хозяйственного районирова­ния. М.; Л., 1924; Сибирь на пороге нового тысячелетия. Ново­сибирск, 1999; Долголюк А.А., Тимошенко А.И. Формирование концепции создания территориально-производственных комплексов в Сибири // Сибирь: проекты ХХ в. (начинания и реальность). Новосибирск, 2000; Алексеев В.В., Алексеева Е.В., Зубков К.И., Побережников И.В. Азиатская Россия в геополитической и циви­лизационной динамике XVI-XX века. М., 2004.

Т.Г. Ратьковская, А.И. Тимошенко

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири