Экология Байкала. Направления и проблемы природоохранной деятельности // Карнышев А .Д. Байкал таинственный...

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Наипростейшее экологическое просвещение людей, как в мас­штабах всего мира, так и в нашей стране сегодня становится все больше актуальным. И это проблема не столько чистоты воздуха, воды, территорий, сколько вопрос о выживании человека, его фи­зическом и психологическом здоровье. Причем есть регионы, где состояние экологической среды настолько обострилось, что вызы­вает тревогу и боль живущих. Особо это касается больших горо­дов. Газета «Труд» в конце ноября 2006 года опубликовала статью «Смертельно опасная столица», в которой привела весьма впечат­ляющие факты.

Факторы негативного влияния на экологию Байкала

Независимые   эксперты-экологи   опубликовали   скандальные данные исследования московских районов, зон отдыха и источников «чистой питьевой воды». Результаты ошеломляют - в 49 московских районах жить опасно для здоровья! Эксперты лаборатории «Экостан-дарт» год ведут проект «Экорейтинги Москвы и Подмосковья». К исследованиям присоединились НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Гамалеи РАМН и Центрального геолого-разведочного института цветных и благородных металлов. В поле зрения попали 25 популяр­ных в столице парков, полтора десятка родников, где горожане любят набирать питьевую воду, и 125 районов мегаполиса. Проверяли акусти­ку, уровень радиации, анализировали химсостав воздуха, отыскивали несанкционированные свалки. Эксперты исследовали воздух в часы пик, когда в парках больше всего посетителей. Парки поделили на 4 услов­ные категории. В первую попали самые чистые — там можно гулять с детьми хоть сутки напролет (Ботанический, Филевский, Нескучный, Измайловский, Воробьевы горы). В парках второй категории экологи советуют лишь заниматься спортом. В третьих — гулять, но без детей (Сокольники, Кусково, Хамовнический). А вот в парки четвертой категории заглядывать стоит лишь изредка (Пресненский, Чистопрудный бульвар, Александровский сад, ЦПКиО им. Горького и др.).

Этот пример, характерный не только для Москвы, но и для других мегаполисов страны и мира, наводит на размышления двоякого рода. С одной стороны жизненно важен поиск конкретных мер, которые смогут уменьшить вредное влияние индустриализации го­родов на здоровье и психическое состояние их жителей. С другой стороны, такая открывающаяся для людей информация говорит об ущербности практики, когда пагубные стороны взаимодействия че­ловека и природы недооцениваются, скрываются и даже определен­ным образом оправдываются. Но шила в мешке не утаишь.

К сожалению, наблюдается среди ученых и практиков стремле­ние преуменьшить вредное влияние на Байкал и, наоборот, выпятить его «самоочищающие потенциалы». Об одном из таковых, высказан­ном после спуска на «Пайсисе» под воду рассказывает А.Мищенко: «Меня как гидробиолога волнуют проблемы очистки промышленных стоков на Байкальском целлюлозно-бумажном комбинате. Раньше я думал, что на дне озера у берегов этого предприятия все время растет количество химических сбросов. Сейчас открылись зримые, реаль­ные образы жизни глубин. Куча бактерий набрасывается на чужерод­ную массу и начинает сражение с ней. И нам, гидробиологам, нужно научится помогать Байкалу в этой благородной его битве за кристаль­ную свою чистоту». И еще при обнаружении на глубине простейших организмов Байкала: «Ученые считали, что губок и водорослей нет на глубине более тридцати-сорока метров: туда не проникает необхо­димый для фотосинтеза свет. И вот — пожалуйста! Значит, здесь, на дне в кромешной тьме идут неизвестные нам пока процессы синтеза. Губки питаются, фильтруя влагу, вся толща озера самоочищается».

Точнее, чем «психологические механизмы» самозащиты и самоуспокоения, высказывания подобного рода не назовешь. Они могут быть совершенно безвредными, поскольку утешают разбуженную совесть человека и успокаивают ее. Но они могут быть и вредными, если сопровождаются стремлением поддержать всякого рода про­жекты, которые, в конце концов, так или иначе, поранят Байкал.

Если попытаться обобщить те причины и факторы, которые в по­следнее время усугубляют обстановку на Байкале, то они «в челове­ческом измерении» могут быть представлены в следующем:

-    Социально - экономический кризис, стимулирующий потребительское отношение к природным ресурсам, не только из-за стрем­ления сколачивать состояние за счет «ничейных» богатств окружающей среды, но больше из-за необходимости выжить, хоть как-то скрасить нужду, уйти от голодного существования,

-    Пренебрежение к традициям и обычаям предков, старшего поколения, в связи с их неумением и неспособностью эффективно вли­ять на сложившуюся обстановку, на улучшение жизни окружающих и даже самих себя,

-     Отсутствие или полное забвение норм рационального, рачительного отношения к природе, которые к тому же только нарабатываются,

-    Слабость системы экологического просвещения и воспитания, усугубляющиеся в связи со всеми вышеназванными причинами,

-    Психология "временщика", человека "перекати-поле", ко­торому мало дела до достоинств и красоты родных мест: «ubi bene, ibi partia» — где хорошо, там и родина.

И это только часть причин психологического порядка, преодо­ление которых должно стать основой основ реальных направлений борьбы за чистоту и жизненность природы.

Все те аспекты экологического сознания и деятельности на Бай­кале, которые мы рассмотрели выше, могут иметь практическое зна­чение только в том случае, если изложенную информацию можно ис­пользовать в совершенствовании системы природоохранной работы. Чтобы обосновать такую систему в психологическом плане, нужно от­ветить на ряд вопросов. Главный из них: как сделать экологическое мышление и соответствующие действия органичными и естественны­ми характеристиками каждого человека. Экологические установки и манеры необходимо сделать такими же непринужденными и нату­ральными, как привычка по утрам чистить зубы, убирать за собой постель, мыть грязную посуду и т.п. «Поступаю так не потому, что должен или обязан, а потому, что не могу иначе, не представляю иного» - вот единственная альтернатива рационального экологиче­ского поведения. Только она может обеспечить эффективную отдачу каждой личности в природоохранной деятельности.

Установки, направленные на защиту экологии

Но все же для многих людей данный эффект можно назвать идеальным и желательным. Строить воздушные замки в области экологического воспитания — это такое же неблагодарное занятие, как вынашивать надежды на быстрое решение экономических проблем в стране. Сделать поведение человека «природосберегающим» сможет только целенаправленная система социальных воздействий в данном направлении. При этом важно уйти от нудного морализирования, излишнего повторения приевшихся нравственных сентенций, а нужно встроить алгоритм влияний в повседневную обыденную жизнь чело­века таким образом, чтобы она не назойливо, но поступательно фор­мулировала соответствующие привычки.

Попытаемся смоделировать те установки, которые могут стать органичными для человека в силу их слитности с естественными состояниями и запросами личности. Итак, это могут быть:

• понимание отношения для личного здоровья, четкое видение сути влияния конкретных природных факторов на самочувствие, об­раз и длительность жизни индивида, когда любой вред, приносимый природе, бумерангом возвращается в разные системы человеческого организма (известное русское изречение «себе дороже» хорошо раскрывает данный аспект);

•   осознание солидарности своих экологических позиций и дей­ствий, своих помыслов с мнениями и установками других людей и отсюда их социальной значимости;

•   представление возможностей использования своих потенциалов для защиты окружающей среды, обеспечения ее процветания, для развития своих дарований, которые так или иначе связаны с природ­ным миром, для процветания окружающей среды;

•   стремление к высокой самооценке, в которую обязательно включены элементы осознания роли своего «я» в преобразовании окружающего мира, в достижении гармоничного единства с природой;

•   желание взаимодействовать с другими людьми по поводу жизненно значимых ценностей, которыми наполнена природоох­ранная деятельность в силу своей социальной и личностной пользы (популярность «зеленого» движения весьма красноречиво иллю­стрирует это).

Названные позиции и установки, характерные для психики конкретного человека, становятся тем внутренним фундаментом, на котором выстраивается общее отношение к природе. Но психика - это всегда двустороннее движение. И вторая ее сторона неотъемле­ма от социальных примеров, которые личность видит в ближайшем и отдаленном окружении. Сравнение себя с другими, ориентация на других — это такое же естественное явление, как и любовь человека к своей «рубашке, близкой к телу». И эта вторая сторона психики может быть охарактеризована следующими взаимоувязанными реа­лиями:

•   забота общества и его представителей о социальном и индивидуальном здоровье, которое формируется по следующей цепочке: здоровая окружающая среда - здоровый быт - здоровье конкрет­ной личности. Из этой цепочки нельзя убрать ни одного слагаемого без ущерба для системы экологического воспитания в целом. Для человека и его ближайшего окружения очень важно не слышать де­кларативные заявления разного рода деятелей «о здоровом обществе в здоровой естественной среде», а видеть конкретные меры и меро­приятия, в которых реализуются эти здравые мысли.

•   формирование экологических приоритетов, которые жизненно необходимо «внедрять» в сознание личности в качестве непротиворечивых и обязательных ценностей, способных обеспечить природо-центрированную ориентацию человека; естественно должны быть обе­спечены простота и прагматизм этих ценностей, чтобы они не только понимались людьми, так сказать,  «с лету», но так же естественно могли переходить в тайники сознания, становиться основой для автоматизмов поведения;

•   создание, поддержка и стимулирование экологически направ­ленных административных, корпоративных и общественных органи­заций, объединений, сообществ, которые дают возможность любому желающему проявить свои усилия и возможности в природоохранной деятельности, выполнять в этом плане какие-либо важные социаль­ные роли. В административном плане это разного рода отделы и комиссии в государственных и муниципальных органах (в них предусмотрено также участие «привлеченных лиц» - волонтеров), а также общественные организации типа «зеленых» разных специа­лизаций, которые все шире и шире распространяются в современном мире и в нашем регионе ("Байкальская экологическая волна", "Байкалэкосеть" и др.); особые возможности и обязанности в сфере охра­ны и улучшения окружающей среды необходимо предоставить госу­дарственным и частным предприятиям. Последние лишь проходят становление в производстве, коммерции и бизнесе, но их количество неуклонно возрастает и, значит, их вклад в экологию также должен увеличиваться, а руководство и сотрудники таких предприятий всем существом своей деятельности должны быть вовлечены в защиту при­роды;

•   достижение широкого общественного признания экологической деятельности в целом и любых ее разновидностей; при этом при­знание может и будет делать своим главным критерием не только поддержку и одобрение государственных, муниципальных, и корпо­ративных мер и мероприятий в экологии, но и, наоборот, противо­действие любой из данных организаций в том случае, если ее дея­тельность оказывает тот или иной вред окружающей среде в данное время или может принести заметные негативные сдвиги в природе в будущем; такое признание дает человеку способность поддерживать здоровую самооценку и самоуважение;

•   обеспечение широкого сотрудничества общественности по экологическим вопросам не только в своей стране, но и в международ­ном масштабе; широта контактов в данном деле практически ничем не ограничена и может приобретать самые причудливые сочетания.

Если приводить конкретный пример, когда индивидуальная и социальная стороны психики эффективно взаимодействуют между собой, то он касается вопросов включения экологических приори­тетов в документы по корпоративной культуре предприятия. В 2005 году нам пришлось осуществлять разработку Кодекса корпоративной культуры автоцентра «Кузьмиха» в г. Иркутске. Его руководитель Лобачев О.В. настоял на том, чтобы в формулировку миссии пред­приятия был включен экологический аспект: «Наша работа создает уверенность, безопасность и удобство в душах наших клиентов. А это, в свою очередь, влияет на экологическое состояние природной и социальной среды, на окружающий мир. Мы живем в этом мире, в этой среде и хотим видеть их чистыми, комфортными и безопасны­ми. Мы хотим таким оставить этот мир нашим детям и внукам. И мы готовы отдавать названным ценностям наши усилия, наши зна­ния, умения, навыки и всю нашу страсть». Существенно то, что эту готовность и руководитель, и все члены коллектива подтверждают реальными делами по защите и очищению окружающей среды в г. Иркутске и на Байкале. И чем больше таких людей и коллективов, с их экологически ориентированной корпоративной культурой будет появляться на сибирской земле, тем скорее в отношении к природе в экономическом, экологическом и психологическом плане произойдут реальные изменения.

В экологической деятельности на байкальской земле никак нель­зя становиться в позу «Ивана, не приемлющего никакого родства». Здесь опыт любой страны в природоохранной работе должен быть востребован и в разумной мере заимствован. Особенно этот момент должен касаться организации деятельности в байкальских нацио­нальных парках и заповедниках, в решении ими конкретных вопро­сов обеспечения сохранности окружающей среды. Вот, к примеру, важный нюанс. В совсем недавнее время службой национальных пар­ков Канады был разработан принцип зонирования парков, который в настоящее время вводится в практику. Этот принцип предусматрива­ет пять классов землепользования в парках.

I.  Специальные территории, подлежащие полной охране, вмешательство в жизнь которых ограничено предотвращением стихийных
бедствий и где не допускается строительство каких-либо дорог, за­прещен доступ механического транспорта и обычных посетителей. На таких участках возможно проведение научно-исследовательских работ, если они не нарушают целостность экосистемы. В этот класс могут быть включены уникальные исторические или культурные объ­екты, посещение которых пешим путем может быть разрешено огра­ниченному числу посетителей в дневное время.

II.  Рекреационные территории дикой природы, близкие по свое­му характеру и режиму к участкам первого класса. Они должны быть большими по площади и располагаться так, чтобы не испытывать заметных антропогенных воздействий. Доступ на такие территории разрешен, но без использования механического транспорта (пешком, верхом, на безмоторных лодках).

III.   Рекреационные территории природной среды, представляю­щие собой буферные зоны между участками II класса и обычными рекреационными территориями. Они имеют автомобильные дороги, площадки для разбивки лагерей и другие простые формы приема посетителей.

IV.  Территории рекреации, включающие площадки для кемпингов, смотровые площадки, объекты бытового обслуживания малых форм.

V. Территории интенсивного использования, предусмотренные для крупных, отдаленно расположенных парков у их границ или при перекрестках основных дорог внутри этих парков. Здесь размещают­ся отели, магазины, заправочные станции и другие средства приема и размещения посетителей.

Рассматривая систему экологического воспитания, связанную с Байкалом, нельзя забывать, что в ней неизбежно будут взаимодей­ствовать традиционные направления, на которые нацелены образо­вательные учреждения всех типов. Поэтому важно видеть элементы экологической социализации, взаимосвязанные аспекты во всех кон­кретных направлениях. Обратимся к тем сторонам формирования экологического сознания и поведения, которые должны пронизывать все виды социализации и воспитания.

К содержанию книги К списку источников книги

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Карнышев А. Д. | Источник(и): Байкал таинственный, многоликий и разноязыкий, 3 изд-е, Иркутск, 2010 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2010 | Дата последней редакции в Иркипедии: 17 марта 2015

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Статьи | Байкал | Карнышев А. Д. "Байкал таинственный ..." | Библиотека по теме "Байкал"