Экология Байкала. Экологическая социализация // Карнышев А .Д. Байкал таинственный...

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Экологическая социализация, как приобщение человека к рациональным, социально — и личностно оправданным нормам взаимодей­ствия с природой и её защиты — это сегодня не только и не столько задача «воспитания» подрастающего поколения, сколько обязатель­ное требование к каждому сознательному и несознательному жителю нашей страны. И если в школе, в учебных заведениях различного типа она ещё как-то осуществляется, то её обеспечение на более зре­лых возрастных этапах неоправданно пущено на самотёк.

В нашем исследовании по проблемам экологии и туризма на Бай­кале местным жителям сёл и города (Слюдянка) был задан вопрос: «Существует ли, на Ваш взгляд, система экологического просвеще­ния для взрослых людей вне учебных заведений?» Результаты опроса были следующими (N = более 1000 чел.):

1.    Такая система существует — 17,5%

2.   Есть лишь разрозненные её элементы — 31,9%

3.   Не существует, хотя очень нужна — 45,9%

4.   Не существует и в целом не нужна — 1,8%

5.   Затруднились с ответом и не ответили — 2,6%

6.   Как говорится, особые комментарии не нужны.

7.   Рассматривая систему экологического воспитания,  связанную с Байкалом, нельзя забывать, что в ней неизбежно будут взаимодей­ствовать традиционные направления, на которые нацелены образова­тельные учреждения всех типов, и некоторые социальные институты: СМИ, властные структуры, общественные движения, политические партии и т.д. Поэтому важно видеть элементы экологической социа­лизации, взаимосвязанные аспекты во всех конкретных направлени­ях. Кратко остановимся на тех сторонах формулирования экологиче­ского сознания и поведения, которые должны пронизывать все виды социализации и воспитания, причём числительно на всех возрастных этапах.

Правовая социализация

•   знание международных документов (по крайней мере, их сути), в которых Байкал представлен в качестве мирового природного на­следия и «объекта» экологической защиты;

•   знание российского законодательства по экологии и прежде все­го положений закона РФ «О Байкале», понимание некоторых осо­бенностей законодательных и иных нормативных актов, которые вы­текают из российского и международного законодательства и могут приниматься на уровне государственных и муниципальных органов в Байкальском регионе;

•   убежденность в необходимости правового регулирования природопользования в районе озера Байкал, уважение соответствующих нормативных актов;

•   понимание социальных и, естественно, научных предпосылок законов об охране природы;

•   осознание и одобрение юридических последствий нарушения нормативных актов по регулированию всех видов деятельности в Байкальском регионе (особенно борьбы с браконьерством и несанкционированным использованием «даров» природы);

•   поддержка правовых инициатив разных субъектов в области охраны природы и инициирование своих собственных предложений.

На сегодня одним из самых существенных аспектов экологиче­ской социализации в правовом отношении является знание и понима­ние людьми той юридической и административной ответственности, которая связана с нарушением законодательства о природе. К тако­вым в первую очередь для естественной жизни Байкала относятся нормативные акты о:

•   загрязнении водоемов, природных территорий и воздуха;

•   загрязнении озера веществами, вредными для здоровья людей и его экологических ресурсов;

•   умышленное разрушение, повреждение или порча объектов природы, взятых под охрану государства;

•   незаконное занятие рыбным и иными водными добывающими промыслами (особенно в нерестовый период);

•    незаконная охота;

•    жестокое обращение с животными;

•    незаконная порубка леса:

•    уничтожение (умышленное или неосторожное) лесных масси­вов в результате обращения с огнем;

•  умышленное загрязнение лесных массивов и т.д.

Экономическая социализация

•   понимание взаимосвязи экономического и экологического раз­вития общества: идеи экономичной экологии и экологичной экономи­ки в приложении к конкретным видам хозяйственной деятельности на Байкале;

•   умение представить, каким образом вред, наносимый природе, может отразиться на благополучии жизни нынешних и грядущих поколений;

•   знание экологических аспектов деятельности своего предпри­ятия по производству товаров или оказанию услуг по утилизации отходов;

•   освоение экологических навыков в реализации собственной профессиональной роли, своих действий в качестве специалиста;

•   понимание экономических критериев оценки эффективного природопользования;

•   участие в практической природоохранной деятельности: уборка мусора в загрязненных местностях, озеленение, строительство «мусоросборников» в зонах туризма и отдыха;

•   проявление бережливости при использовании природных ре­сурсов.

Эстетическое воспитание

•   умение видеть и ценить красоту природы;

•   получение эстетического наслаждения от восприятия природ­ных объектов;

•   потребность деятельности на природе по законам красоты;

•   умение создавать из природных средств красочные компози­ции;

•   участие в воспитании эстетического отношения к природе Бай­кала.

Патриотическое воспитание

•   знание истории родного края и традиции участия человека в преобразовании природной среды (как в позитивном, так и в негатив­ном плане);

•   знание направлений деятельности различных общественных и политических организаций в защиту природы;

•   пропаганда ценностей родной природы;

•   формирование чувства гордости за уникальность природного мира байкальского региона;

•   участие в конкретных действиях природоохранных органов и движениях родного края;

•   понимание связи экологической деятельности с другими глобальными проблемами своего региона и России в целом;

•   стремление вовлечь вновь прибывших жителей региона в деятельность по охране природы родного края.

Гигиена и оздоровление

•   знание особенностей влияния природного мира на здоровье человека (климат, погодные условия и т.п.);

•   понимание механизмов действия природных средств на состоя­ния людей;

•   знание и обоснованное использование «народной медицины» для укрепления собственного здоровья;

•   стремление использовать природные комплексы в качестве объ­ектов отдыха, средств физического развития;

•   пропаганда необходимости охраны и улучшения природной сре­ды в целях сохранения здоровья людей.

Рассмотренные аспекты экологической социализации в разных направлениях жизнедеятельности человека, вне всякого сомнения, составляют лишь часть всех возможных форм и способов участия людей в этой социально значимой работе. Любое из показанных на­правлений можно расширить и детализировать через систему кон­кретных знаний, умений, навыков, получаемых от разных субъек­тов социализации. В этом плане стоит подчеркнуть, к примеру, роль учебных дисциплин и, соответственно, лиц, их преподающих в эко­логической социализации. Ее эффективности можно достичь лишь при условиях, если:

•   каждый преподаватель хорошо представляет экологические потенциалы своей области знания, своего предмета, его конкретных разделов и тем;

•   разработана методическая система подачи данного материала в ходе преподавания, при этом акцент делается на активность и самостоятельность самого обучающегося;

•   продуманы критерии, которые позволяют оценить уровень осво­ения экологических «компонентов» учебной дисциплины, со стороны обучающихся, дают им основу для самостоятельных «срезов» зна­ний;

•   установлены межпредметные связи в преподнесении экологи­ческих знаний и навыков, когда потенциалы каждой учебной дисци­плины органично и гармонично взаимодействуют между собой, внося каждый раз свою необходимую лепту в общий процесс экологической социализации.

Итог экологического просвещения и экологической социализации — личность, своими помыслами и чувствами «возвращенная» приро­де. Возвращенная не в смысле «назад в пещеры», а в смысле дости­жения на новом витке развития благодатного единства и гармонии с окружающей средой. Такая личность органично объединяет природу в себе и во внешнем мире.

К содержанию книги К списку источников книги

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Карнышев А. Д. | Источник(и): Байкал таинственный, многоликий и разноязыкий, 3 изд-е, Иркутск, 2010 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2010 | Дата последней редакции в Иркипедии: 17 марта 2015