Экология Байкала. Борьба за озеро // Карнышев А .Д. Байкал таинственный...

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Надо сразу сказать, что забота о чистоте природы, о борьбе с загрязнениями ручьев, речек и рек, впадающих в Байкал, о сохра­нении окружающей среды не очень-то овладевала сибирскими жи­телями, живущими в прошлые века. Наиболее совестливые и наце­ленные на охрану природного мира старожилы пытались с помощью разного рода публикаций и увещеваний влиять на нравственные чувства своих современников.

Так, сибирские писатели-краеведы во многих статьях и заметках более 150 лет назад укоряли жителей сибирских городов за то, что они заваливают улицы города и берега рек разной дрянью, из-за чего после собравшегося за зиму мусора ее вода в весеннее время становится совершенно непригодной для питья. Весьма дикими были привычки некоторых старожилов, ког­да они вместо того, чтобы влезть на кедр и обобрать шишки с ореха­ми, срубали дерево, приговаривая: про мой век станет! Аналогично поступали с дикими яблонями, черемухами, некоторыми другими плодовыми кустарниками. Обеспокоенные вредным воздействием на природу необдуманной жизнедеятельности людей некоторые си­бирские интеллектуалы по обеим сторонам Байкала писали о разрушительном влиянии неконтролируемых «палов» на состояние лесов и растительности в целом. Но зачастую такие эмоциональные призывы оставались криком вопиющего в пу­стыне.

Говорить о каких-либо стойких экологических привычках в среде старожилов надо с определенной осторожностью. Так что «царское время» своей особой рачительностью и бережливостью к природе не отличалось (за исключением, может быть, видов хозяйственной дея­тельности, которые были «вписаны» в окружающую среду). «Совет­ское время» в связи с индустриализацией и электрификацией страны так же не сумело реализовать свои потенциалы в этой области. И как вечный вопрос встает задача сохранения Байкала, которую истинные его сыновья воспринимают как сохранение своей души. Образно и убедительно сказано об этом в стихотворении Е.Евтушенко «Бай­кал».

Ты за мною, Байкал,

словно Бульба Тарас за Остапом,

Если сети ты рвешь

И, поднявшись, кудлато, горбато,

«Слышишь сынку?» — ревешь,

отвечаю тебе: «Слышу, батько!»

В небоскребы втыкал

я, немножно озороватый,

твое знамя, Байкал, —

словно парус — кафтан дыроватый.

К твоим скалам, Байкал,

Не боясь расшибиться о скалы.

Я всегда выгребал —

беглый каторжник славы.

Без тебя горизонт

быть не может в России лучистым.

Если ты загрязнен,

не могу себя чувствовать чистым.

Словно крик чистоты

раздается над гибнущей синью

голос твой: «Защити, защити,

Слышишь сынку?»

Сегодня полезно для многих понять, что борьба за Байкал и при­роду имеет не столь давнюю историю, в ее методах только начинают проявляться истинные «жемчужины», которые станут достоянием на­шего времени и его отличительной чертой. При этом важно отметить один психологический нюанс. Участвовать в различных мероприя­тиях по «борьбе за экологию», в противоборстве с людьми, губящи­ми природу, и социально и политически престижно, и это повышает статус человека. Но современный термин «защита» требует зачастую просто рядовой, рутинной и малопривлекательной работы. «Звезд с неба» от нее не достанется, но только она приведет к реальному влиянию на чистоту и сохранность Байкала и всей природы.

К содержанию книги К списку источников книги

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Карнышев А. Д. | Источник(и): Байкал таинственный, многоликий и разноязыкий, 3 изд-е, Иркутск, 2010 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2010 | Дата последней редакции в Иркипедии: 17 марта 2015