Экологическая социализация, как приобщение человека к рациональным, социально — и личностно оправданным нормам взаимодействия с природой и её защиты — это сегодня не только и не столько задача «воспитания» подрастающего поколения, сколько обязательное требование к каждому сознательному и несознательному жителю нашей страны. И если в школе, в учебных заведениях различного типа она ещё как-то осуществляется, то её обеспечение на более зрелых возрастных этапах неоправданно пущено на самотёк.
В нашем исследовании по проблемам экологии и туризма на Байкале местным жителям сёл и города (Слюдянка) был задан вопрос: «Существует ли, на Ваш взгляд, система экологического просвещения для взрослых людей вне учебных заведений?» Результаты опроса были следующими (N = более 1000 чел.):
1. Такая система существует — 17,5%
2. Есть лишь разрозненные её элементы — 31,9%
3. Не существует, хотя очень нужна — 45,9%
4. Не существует и в целом не нужна — 1,8%
5. Затруднились с ответом и не ответили — 2,6%
6. Как говорится, особые комментарии не нужны.
7. Рассматривая систему экологического воспитания, связанную с Байкалом, нельзя забывать, что в ней неизбежно будут взаимодействовать традиционные направления, на которые нацелены образовательные учреждения всех типов, и некоторые социальные институты: СМИ, властные структуры, общественные движения, политические партии и т.д. Поэтому важно видеть элементы экологической социализации, взаимосвязанные аспекты во всех конкретных направлениях. Кратко остановимся на тех сторонах формулирования экологического сознания и поведения, которые должны пронизывать все виды социализации и воспитания, причём числительно на всех возрастных этапах.
Правовая социализация
• знание международных документов (по крайней мере, их сути), в которых Байкал представлен в качестве мирового природного наследия и «объекта» экологической защиты;
• знание российского законодательства по экологии и прежде всего положений закона РФ «О Байкале», понимание некоторых особенностей законодательных и иных нормативных актов, которые вытекают из российского и международного законодательства и могут приниматься на уровне государственных и муниципальных органов в Байкальском регионе;
• убежденность в необходимости правового регулирования природопользования в районе озера Байкал, уважение соответствующих нормативных актов;
• понимание социальных и, естественно, научных предпосылок законов об охране природы;
• осознание и одобрение юридических последствий нарушения нормативных актов по регулированию всех видов деятельности в Байкальском регионе (особенно борьбы с браконьерством и несанкционированным использованием «даров» природы);
• поддержка правовых инициатив разных субъектов в области охраны природы и инициирование своих собственных предложений.
На сегодня одним из самых существенных аспектов экологической социализации в правовом отношении является знание и понимание людьми той юридической и административной ответственности, которая связана с нарушением законодательства о природе. К таковым в первую очередь для естественной жизни Байкала относятся нормативные акты о:
• загрязнении водоемов, природных территорий и воздуха;
• загрязнении озера веществами, вредными для здоровья людей и его экологических ресурсов;
• умышленное разрушение, повреждение или порча объектов природы, взятых под охрану государства;
• незаконное занятие рыбным и иными водными добывающими промыслами (особенно в нерестовый период);
• незаконная охота;
• жестокое обращение с животными;
• незаконная порубка леса:
• уничтожение (умышленное или неосторожное) лесных массивов в результате обращения с огнем;
• умышленное загрязнение лесных массивов и т.д.
Экономическая социализация
• понимание взаимосвязи экономического и экологического развития общества: идеи экономичной экологии и экологичной экономики в приложении к конкретным видам хозяйственной деятельности на Байкале;
• умение представить, каким образом вред, наносимый природе, может отразиться на благополучии жизни нынешних и грядущих поколений;
• знание экологических аспектов деятельности своего предприятия по производству товаров или оказанию услуг по утилизации отходов;
• освоение экологических навыков в реализации собственной профессиональной роли, своих действий в качестве специалиста;
• понимание экономических критериев оценки эффективного природопользования;
• участие в практической природоохранной деятельности: уборка мусора в загрязненных местностях, озеленение, строительство «мусоросборников» в зонах туризма и отдыха;
• проявление бережливости при использовании природных ресурсов.
Эстетическое воспитание
• умение видеть и ценить красоту природы;
• получение эстетического наслаждения от восприятия природных объектов;
• потребность деятельности на природе по законам красоты;
• умение создавать из природных средств красочные композиции;
• участие в воспитании эстетического отношения к природе Байкала.
Патриотическое воспитание
• знание истории родного края и традиции участия человека в преобразовании природной среды (как в позитивном, так и в негативном плане);
• знание направлений деятельности различных общественных и политических организаций в защиту природы;
• пропаганда ценностей родной природы;
• формирование чувства гордости за уникальность природного мира байкальского региона;
• участие в конкретных действиях природоохранных органов и движениях родного края;
• понимание связи экологической деятельности с другими глобальными проблемами своего региона и России в целом;
• стремление вовлечь вновь прибывших жителей региона в деятельность по охране природы родного края.
Гигиена и оздоровление
• знание особенностей влияния природного мира на здоровье человека (климат, погодные условия и т.п.);
• понимание механизмов действия природных средств на состояния людей;
• знание и обоснованное использование «народной медицины» для укрепления собственного здоровья;
• стремление использовать природные комплексы в качестве объектов отдыха, средств физического развития;
• пропаганда необходимости охраны и улучшения природной среды в целях сохранения здоровья людей.
Рассмотренные аспекты экологической социализации в разных направлениях жизнедеятельности человека, вне всякого сомнения, составляют лишь часть всех возможных форм и способов участия людей в этой социально значимой работе. Любое из показанных направлений можно расширить и детализировать через систему конкретных знаний, умений, навыков, получаемых от разных субъектов социализации. В этом плане стоит подчеркнуть, к примеру, роль учебных дисциплин и, соответственно, лиц, их преподающих в экологической социализации. Ее эффективности можно достичь лишь при условиях, если:
• каждый преподаватель хорошо представляет экологические потенциалы своей области знания, своего предмета, его конкретных разделов и тем;
• разработана методическая система подачи данного материала в ходе преподавания, при этом акцент делается на активность и самостоятельность самого обучающегося;
• продуманы критерии, которые позволяют оценить уровень освоения экологических «компонентов» учебной дисциплины, со стороны обучающихся, дают им основу для самостоятельных «срезов» знаний;
• установлены межпредметные связи в преподнесении экологических знаний и навыков, когда потенциалы каждой учебной дисциплины органично и гармонично взаимодействуют между собой, внося каждый раз свою необходимую лепту в общий процесс экологической социализации.
Итог экологического просвещения и экологической социализации — личность, своими помыслами и чувствами «возвращенная» природе. Возвращенная не в смысле «назад в пещеры», а в смысле достижения на новом витке развития благодатного единства и гармонии с окружающей средой. Такая личность органично объединяет природу в себе и во внешнем мире.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей