Духовой оркестр Иркутской пожарной охраны

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Иркутская пожарная охрана

Пожарная дружина добровольного пожарного общества у своего здания на Арсенальной
Пожарная дружина добровольного пожарного общества у своего здания на Арсенальной
Источник: humus.livejournal.com

Духовой оркестр ГУ МЧС России по Иркутской области продолжатель традиций духовых оркестров пожарных. Мысль о формировании духового оркестра при добровольном Пожарном обществе возникла у начальника Иркутской городской пожарной команды А.А. Ольшанского в 1902 году.

Автор проекта духового оркестра

«Следя за развитием пожарной техники и тактики, за ходом жизни русских пожарных организаций, — сообщалось в «Отчете о деятельности Иркутского добровольного пожарного общества», составленном А.А. Ольшанским, — не раз обращал внимание, что на всех почти фотографических группах, помещенных в журнале[1], не только команды городских пожарных Обществ и фабричных, но даже сельских дружин, сфотографированы при духовых оркестрах; при чем из описаний усматривалось, что оркестры эти, в большинстве случаев хотя и не большие, состоят из своих же членов любителей».[2][3]

На призыв А.А. Ольшанского откликнулись 12 участников Общества, решивших купить музыкальные инструменты на собственные деньги и обучаться игре «на товарищеских началах», поскольку, как было отмечено, «нашлись два участника, знакомые с музыкой, изъявившие согласие делиться знаниями с прочими до вырешения вопроса о приглашении учителя».[3]

Цель своей деятельности будущие музыканты видели в том, чтобы «разумно и приятно проводить свободное время, привлекать новых членов в Общество, сближать свою пожарную организацию как между собою, так и с местным обществом и, наконец, в будущем помогать Обществу по силе возможности, играя в известных случаях за вознаграждение»[3].

Однако преодолеть имевшиеся трудности в деле организации будущего оркестра удалось не сразу. Только 10 апреля 1903 в помещении пожарной дружины состоялась первая репетиция, на которую, согласно отчетному документу, собрались: «П.В.Иванов, В.С. Карнаухов, Николай и Геннадий Иннокентьевы-Голяменские, Г.А. Перевалов, К.А. Мурашко и г.г. Медведев, Сухих, Франковский и Демурин»[3].

Произошло это решающим образом благодаря тому, что в начале 1913 года капельмейстер и учитель Иркутского юнкерского училища Исай Моисеевич Гершевич, узнав о намерении сформировать духовой оркестр при добровольном пожарном обществе, предложил свои услуги, назначив, как сообщил начальник пожарной команды, весьма скромную плату и при этом на первое время обещался лично позаимствовать и инструменты.

Правила коллектива

Оркестр создавался как творческий коллектив, действовавший на основании четко сформулированных правил, выполнять которые обязан был каждый участник. Инструмент, амуницию и ноты решили выдавать «по мере возможности от оркестра и за его счет».[3]

Устанавливалось, что «в случае выхода участника оркестра до уплаты долга на инструмент, последний числится собственностью оркестра», а «лицо, желающее оставить оркестр, обязано предупредить капельмейстера за неделю до дня ухода». Оркестранты обязывались «кроме разучивания пьес, аккуратно посещать генеральные репетиции и принимать обязательное участие в игре оркестра в назначенном месте». «В случае невозможности явиться в оркестр по уважительной причине» музыкант должен был «заявить об этом своевременно капельмейстеру».[3]

«На уплату вознаграждения капельмейстеру и на другие нужды оркестра» участникам предстояло вносить «в кассу оркестра взносы по своему усмотрению, но не менее 6-ти рублей в год».[3] Допускалась плата, как в рассрочку, так и помесячно. Разрешалось принимать пожертвования и от частных лиц.

«Порча инвентаря оркестра» относилась «на счет виновных». Инструмент, принадлежавший оркестру, выдавался «участнику на дом с разрешения выборного с капельмейстером». «Участники оркестра при игре» должны были находиться в форменной одежде, «присвоенной членам Общества».[3]

Состоял оркестр «в ведении Правления, выборного от оркестра и капельмейстера», а «в случае обсуждения на заседании Правления какого-либо вопроса, касающегося оркестра, означенные лица обязательно приглашались в Правление».

Заказы на игру

Заказы на игру могли приниматься только через «выборного, с разрешения председателя Правления»,[3] а все заработанное можно было тратить только на оркестровые нужды, ежемесячно предоставляя денежные и инвентарные отчеты через выборного в Правление.

Как только начались репетиции, начальник пожарной команды с разрешения председателя правления пожарного Общества открыл между его участниками подписку на покупку необходимых инструментов. Она позволила собрать 177 рублей и 1 копейку. При этом самым крупным жертвователем, «подписавшим» 110 рублей, явился председатель Общества В.В. Жарников. Полученные деньги, сообщается в отчетной документации, дали возможность купить «несколько подержанных инструментов на 16 руб. и почти новых на 155 руб[3]

Уже 5 июля 1903 года оркестр, состоявший из 22 музыкантов, впервые выступил перед иркутской публикой, исполнив народный гимн и малороссийский марш.

«В тот же день, — по воспоминаниям современников, — с оркестра была снята фотография при участии в группе Председателя Общества В.В. Жарникова, Полицмейстера В.А.Никольского, и.д. Начальника команды А.И. Мале и его предшественника, инициатора оркестра А.А.Ольшанского».

За счет добровольных пожертвований оркестр финансировался не только в период своей организации, но и в последующее время. Вскоре после его первых выступлений, в сентябре 1903 сообщалось о том, что «благодаря особому сочувствию членов Общества П.Р. Кравца и Н.А. Никольского, начата новая вторая подписка на приобретение инструментов для оркестра, давшая в заключение 226 руб. 30 коп.; главным жертвователем был П.Р. Кравец, внесший 100 руб.» Кроме того, из части доходов от благотворительного спектакля «Правление Общества отчислило на покупку инструментов для оркестра 291 руб., на которые, с деньгами собранными ранее, оркестром были выписаны из Варшавы от Гольц-Трегера десять инструментов на сумму 517 руб.»[3]

Добровольные пожертвования являлись основным источником финансирования духового оркестра пожарной охраны Иркутска. Такой поддержки не имел даже санкт-петербургский «пожарный» оркестр. Сформированный в 1876 по распоряжению столичного градоначальника генерал-адъютанта Трепова, он существовал главным образом на доходы от игры в частных домах и увеселительных заведениях. Помимо этого городская казна ежегодно выделяла на него свыше 10 000 рублей.[4]

Выступление оркестра Иркутской пожарной охраны на официальных мероприятиях

Вместе со своим оркестром Иркутское добровольное пожарное общество присутствовало на официальных мероприятиях. Например, по сообщениям обозревателей, 12 августа 1903 года команда Общества участвовала во встрече вновь назначенного Начальника края графа Кутайсова, при чем имела на фланге собственный оркестр, сыгравший марш.

В сентябре 1903 года правление Общества встречало с оркестром прибывшего после долгого отпуска «г. Иркутского Губернатора, почетного члена Общества, И.П. Моллериуса». В 1904 оркестр участвовал на двух учениях команды Общества и при открытии и закрытии действий дружины.

Оркестр активно занимался благотворительной деятельностью. В частности, согласно официальным сведениям, 6 января 1904 оркестр играл на лотереи-аллегри в пользу детского приюта ведомства учреждений Марии Федоровны, состоял из 25 музыкантов. 18 марта – в приказчичьем клубе на концерте в пользу Иркутского уездного Комитета по оказанию помощи семьям запасных чинов.

23 мая — в саду на лотерее-аллегри в пользу Иркутского благотворительного общества «Утоли мои печали». 4 июля - в саду на лотерее-аллегри в пользу приюта арестантских детей. 25 августа — в городском саду в пользу раненых воинов.

В ходе такой деятельности достаточно быстро проявлялись личные качества оркестрантов. Неудивительно, что из музыкантов оркестра, как писали в своем «Отчете» участники правления Иркутского добровольного пожарного общества, вышли все должностные лица по пожарной команде, как то: помощник начальника команды, начальники всех отрядов – трубного, рабочего, охранного и водоснабжения, а в 1905 – заведующий имуществом и секретарь.

Вместе с Иркутским обществом духовой оркестр пожарной охраны в полной мере переживал все превратности нелегкого времени. В апреле 1904 г. ушел на войну с Японией его первый капельмейстер И.М. Гершевич. Не способствовали творческой деятельности и революционные события 1905-1907 годов. Катастрофическими оказались социально-экономические потрясения 1917 года и Гражданской войны.

Воспоминания Петра Алексеева

Уже в первые годы созидательного труда были восстановлены и Добровольное пожарное общество, и по-прежнему действовавший при нем духовой оркестр. Правда, в эти действия эпоха внесла свои существенные коррективы, о которых мы узнаем, например, из воспоминаний почетного члена Всероссийского добровольного пожарного общества Петра Васильевича Алексеева.[5]

Особенно запомнились ему первые годы новой экономической политики.

«Тогда, — пишет Петр Васильевич, — богатые частники для устройства своих увеселений приглашали в таких торжествах принять участие и правление ДПО [6], которое по договору устраивало увеселения со своим духовым оркестром и иллюминацией. Так, в день Святой троицы нэпманы затеяли гульбу с выездом на своих рысаках за город на Кайскую гору в район Глазково, т.е. через Ангару по понтонному мосту из города выезд в Глазково, Свердловский район. Затея была не из простых. В темное время ночи члены ДПО обязаны были своим духовым оркестром веселить, кроме того, устраивать по обеим сторонам на мосту бочки, наполненные смолой и в определенное время поджечь факелами смолу в бочках. А мимо этого огня должны ехать тузы города, нэпманы в экипажах, с дамами и шампанским, с криком, с песнями и хором цыган. Всю эту процедуру обслуживали члены ДПО, за что богачи не пожалели денег. Фейерверк удался на славу не только в нашем городе, но и далеко за его пределами. И дико, и красиво! Ведь пожарники у бочек … были одеты по всей форме, в блестящих касках и новом, пошитой для этой цели форменном обмундировании[5].

Такое пиршество проходило три дня в саду на берегу. Был устроен фонтан у памятника. Для этого ДПО была оборудована площадка, выведены из-под пола трубы, в которые поступала вода прямо из Ангары. Были установлены пожарные машины и члены ДПО в количестве 20-25 человек беспрерывно качали воду для фонтана.

А в это время зажигались чалкашские газовые фонари и вся площадка была освещена до предела своей яркости. Играл духовой оркестр. Вся набережная улица, ныне бульвар Гагарина, была заполнена народом от малого до старого.

Больше всех досталось добровольцам в пожарных касках, но за эти труды правление всех участников отдельно отблагодарило хорошим обедом, и деньгами в виде премии. Обиженных не было.[5]

В конце ХХ столетия у пожарной охраны г. Иркутска вновь появился свой духовой оркестр, деятельность которого и до сих пор основывается на общественной инициативе.

Читайте в Иркипедии:

  1. Из истории иркутской пожарной команды
  2. Добровольное пожарное общество
  3. Добровольные пожарные общества
  4. Пожарная каланча в Иркутске

Примечания

  1. Журнал «Пожарное дело»
  2. Здесь и далее сохранены орфографические и стилистические особенности текстов цитируемых документов.
  3. Отчет о деятельности Иркутского добровольного пожарного Общества за 1904 г. — Иркутск: Губернская типография, 1906. — С.13.
  4. К вопросу о переустройстве пожарной охраны С.-Петербурга. Доклад Спб. городской подготовительной Противопожарной комиссии. — Спб.: Спб. Городская типография, 1906. — С. 228-229.
  5. Воспоминания члена Всероссийского добровольного пожарного общества Алексеева Петра Васильевича. – Рукопись. – С.4.
  6. Добровольного пожарного общества.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив под ред. академика Воробьева В. В. | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.