Духовные учебные заведения рассматриваемого периода имели три уровня: средний, начальный профессиональный и начальный. К средним духовным учебным заведениям относились духовные семинарии, готовившие священников и диаконов, церковно-учительские семинарии, выпускавшие преподавателей Закона Божьего и женские епархиальные училища, дававшие женщинам права преподавательниц церковноприходских школ, школ Министерства народного просвещения и домашних учительниц. К сожалению, именно эти духовные учебного заведения наиболее высокого для Восточной Сибири уровня изучены очень слабо.
Духовных семинарий в начале XX в. в регионе было три: в Иркутске, Якутске, Красноярске. Самой первой из них была Иркутская, имевшая и хорошо подготовленные кадры и давние традиции. А.Виноградов, автор книги об этой семинарии, делил ее историю на четыре периода. Третий период он начинает 1843г., когда все преподавание стали вести только на русском языке, а латинский язык был исключен. В семинарии начинают изучать дисциплины, имеющие практическое значение, а объем общеобразовательных предметов сокращается. Четвертый период, по мнению А.Виноградова, начинается с 1871г., когда "предметы реально-полезные убираются из расписания занятий, программы общеобразовательных и богословских предметов расширяются". С этого времени преподавателям семинарий значительно увеличивается жалование; ректоров разрешили назначать не только из числа монахов, но также и белого духовенства 249.
Преподавательский состав Иркутской семинарии был весьма квалифицированным, состоял в основном из лиц, окончивших духовные академии. Методы преподавания и отношение к семинаристам по сравнению с временем первой половины ХIХ в. несколько улучшились.
С 1894г. в помещении библиотеки семинарии (где, кстати, было собрано большое количество ценнейших изданий) стали проводиться религиозно-нравственные чтения по истории христианства, православия, о памятных местах русского православия, беседы о виднейших деятелях русской церкви. В октябре 1899г. при семинарии были образованы классы музыки, рисования и черчения 250.
Хотя преподаватели семинарии насаждали консервативную идеологию, часть ее воспитанников придерживалась левых взглядов. В мае 1908г. несколько семинаристов организовали кружок с целью пропаганды среди крестьяне 251.
В 1913г. Синод отменил плату за обучение в духовных семинариях и разрешил принимать представителей «иносословных воспитанников» (т.е. не из духовенства) без ограничений.
Количество семинаристов иркутской семинарии за весь изучаемый период росло медленно. В 1863г. их было 123, в 1883г. — 125, в 1897г. — 145, а в 1911г. — 150 252. В то же время в среднем в российских семинариях в 1913г. приходилось по 400 студентов.
15 января 1918г. состоялось собрание преподавателей, учащихся духовных учебных заведений и церковного клира Иркутска, принявшее решение о невозможности передать эти учебные заведения под контроль советской власти. Тем не менее, 23 января все духовные учебные заведения города были закрыты 253.
Якутская семинария, основанная еще в 1858г., вплоть до конца XIX в. была миниатюрной, имея в 1897г. лишь 44 воспитанника. Ее выпускников было слишком мало для того, чтобы обеспечить епархию квалифицированными священнослужителями. Но в 1911г. количество семинаристов увеличивается почти в 4 раза (171 человек), и семинария по их числу выходит на первое место в регионе. Новое двухэтажное деревянное здание Якутской семинарии было построено в 1887г. При семинарии находилась церковь и духовное училище. Священник Г.М. Попов отмечал, что незадолго до 1910г. в семинарии стали преподавать миссионерские предметы, которые, однако, почти не касались религиозной жизни якутов. Он считал, что в семинарии следует обратить внимание на особенности религиозных взглядов аборигенного населения, рекомендовал также, чтобы семинаристы составляли самостоятельные проповеди на якутском языке 254.
Красноярская духовная семинария была открыта 3 сентября 1895г. по инициативе епископа Акакия. Кроме богословских предметов, в ней преподавали также русскую историю, логику, философию, дидактику, историю русской литературы, физику, математику, латинский, греческий, французский и немецкий языки. В 1905г. в семинарии было 13 учителей, в том числе 11 — кандидатов богословия. Среди дисциплин преподавалась также и гимнастика 255. Как уже говорилось, в 1915г. из 154 семинаристов 26 ушли добровольцами на фронт.
Таким образом, если в 1860-х гг. в духовных семинариях Восточной Сибири обучалось не более 170 человек, то в 1911г. их количество достигло 434 (рост в 2,5 раза), что, однако, было недостаточно для нужд региона.
Вскоре после учреждения Иркутского Князе-Владимирского монастыря в нем была открыта церковно-учительская семинария, готовившая преподавателей Закона Божьего для средних учебных заведений. В 1911г. в ней числилось 49 учеников.
Образовательный уровень учителей иркутских семинарий и женского училища был высоким. По данным за 1914г., в мужской семинарии из 20 преподавателей 14 имели высшее образование (духовная академия или университет), 3 — среднее. В церковно-учительской семинарии 7 наставников обладали высшим образовательным цензом, 3 — средним. В женском училище преподаватели были менее подготовленными: только 3 имели высшее образование, 10 — среднее (окончили это же училище), 2 — начальное 257.
К средним учебным заведениям духовного ведомства принадлежали также епархиальные женские училища. Первое «училище для девиц духовного звания» было учреждено в России в 1843г. Иркутское женское епархиальное училище, возникшее в 1854г., было четвертым в стране. Главной целью женских училищ было образование и воспитание дочерей духовенства. Обучение в них, так же, как и духовных семинариях, продолжалось 6 лет. В начале ХХ в. при епархиальных училищах открывались седьмые, педагогические классы, по несколько сокращенном учебным планам женских гимназий. Выпускницы епархиальных училищ получали звание домашних учительниц и могли преподавать в начальных школах, чаще всего — в приходских. В конце ХIХ в. подобные училища действовали не только в Иркутске, но также в Красноярске, Чите и Якутске.
Учебный план епархиальных училищ включал в себя, помимо Закона Божьего, также церковное пение, письмо, русскую и славянскую грамматику, словесность (литературу), арифметику, географию, физику, историю русскую и всеобщую, педагогику и рукоделие. Занимались каждый день, кроме воскресенья; между четырьмя ежедневными уроками, длившимися по 60 минут, были 15-ти минутные перемены. При епархиальных училищах и семинариях обычно устраивались начальные школы, в которых могли практиковаться будущие преподаватели.
В начале XX в. в Восточной Сибири работало также 5 учительских семинарий, которые, однако, не принадлежали к ведомству Синода.
В 1863г. в Иркутском епархиальном училище было 48 воспитанниц, в 1897г. - 88, в 1911г. - 136. В Красноярском училище в 1897г. воспитывалось 79 девушек, в 1911г. - 133; в Читинском соответственно 52 и 183; в Якутском - 70 и 88.
Итак, рост числа воспитанниц женских епархиальных училищ был более динамичным: в 1863г. их было всего 48, в 1897г. - 289, а в 1911г. - уже 540, т.е. более чем в 11 раз.
Следующим типом учебных заведений, подчинявшихся Синоду, были мужские духовные училища. Срок обучения в них был четырехлетний, и готовили они церковнослужителей, а также учителей школ грамоты. Таких училищ было по одному в каждой епархии, находились они в кафедральных городах. В Нерчинске издавна существовало духовное училище. В 1865г. сообщалось, что диакон С.Мичурин пожертвовал для него 50 пудов ржаной муки, за что ему объявляется благодарность. Правление Иркутской семинарии, сообщая об этом, просило всех, кто в состоянии, оказывать духовным училищам материальную помощь, поскольку финансируются они очень скудно: «на содержание воспитанника училища пищею отпускается в год 17р. 14к., а пищею и одеждою вместе с прочими потребностями 34р. 28к.» 259. Вскоре после образования Забайкальской епархии училище было переведено в Читу. В 1897г. в нем было 142 воспитанника, а в 1911г. - 126.
Поскольку в Чите не удалось открыть духовную семинарию, там была учреждена «миссионерская второклассная школа», имевшая практически то же назначение, что и училище. Срок обучения тоже был четырехлетний. В 1913г. на выпускных экзаменах в школе присутствовал епископ Иоанн, начальник миссии и другие официальные лица. Выпускники показали хорошие знания. «По Церковному Уставу, в виду назначения училища приготовлять между прочим, хороших псаломщиков, испытание производилось шире программы второклассной школы: требовалось теоретическое и практическое знание сего предмета, знакомств со всеми особенностями праздничных и великопостных богослужений, осмысленное и правильное сочетание различных служб при всех возможных праздничных совпадениях» 260.
Епископ Иоанн часть окончивших определил в псаломщики, других отправил «на казенный счет в Иркутскую церковно-учительскую семинарию для завершения учительского образования». Полный курс училища со званием учителя школы грамоты окончило 10 человек, в том числе «три инородца». Количество выпускников свидетельствует о немногочисленности учеников этой школы.
Крупным духовным училищем продолжало оставаться иркутское: здесь в 1863г. числилось 146 воспитанников, в 1897г. - 169, а в 1911г. - 223 человека. В 1902-1903гг. рядом со старым двухэтажным каменным зданием училища был построен большой трехэтажный корпус, что дало возможность значительно улучшить условия деятельности учебного заведения. На третьем этаже располагалась церковь, актовый зал, библиотека, правление училища, на втором — классы и «занятные комнаты для учеников», на первом — столовая, кухня, помещение для служителей, гардероб для учеников 261.
Состав преподавателей Красноярского духовного училища в 1905г. был достаточно сильным: пять кандидатов богословия, три выпускника духовной семинарии и три студента семинарии 262. По числу воспитанников оно обогнало иркутское училище: если в 1897г. их было 121, то в 1911г. — уже 302 человека. Кстати, Красноярское и Иркутское училища были значительно крупнее, чем в среднем по России, там в 1913г. среднее число учеников равнялось 130.
В Якутске духовное училище с бурсой учреждено в 1829г. при Спасском монастыре; в 1884г. оно переименовывается в миссионерское училище, а в 1891г. подчинено епархиальному училищному Совету 263. В нем было 110 воспитанников в 1897г. и 104 — в 1911г.
Таким образом, по сравнению с серединой ХIХ в. число мужских духовных училищ уменьшилось с 6 до 5, часть из которых получили название миссионерских, но общее число учеников возросло с 400-500 до примерно 800.
Наиболее массовым видом духовных учебных заведений были церковно-приходские школы. До 1880-х гг. их было немного. Как говорилось в гл. 3, в 1860-1870-х гг. во всей Восточной Сибири их было примерно 40 с общим количеством учеников до 1100, что дает 27-28 человек на школу в среднем.
Массовая организация подобных школ началась в 1884г. Император Александр III, вступивший на престол после убийства в 1881г. его отца Александра II, стал проводить более консервативную политику, в которой заметная роль отводилась школам, подчиненным Синоду. Они должны были активно внедрять в сознание детей религиозно-монархические идеи, давая в то же время элементарные сведения и навыки по русскому языку, литературе, арифметике и др. В июне 1884г. император утвердил «Правила о церковно-приходских школах», а в 1886г. Синод утвердил «Программу учебных предметов для церковно-приходских школ». Школы этого типа делились на одноклассные (их было большинство), и двухклассные. До 1902г. в одноклассных школах учились 2 года, а в двухклассных — 4.
Инструкции требовали, чтобы учебный год в школах начинался в сентябре, как и в наше время, и заканчивался в последних числах мая; зимой, перед Рождеством, ребят отпускали на двухнедельные каникулы. На самом же деле школы работали значительно меньше, от 6 до 9 месяцев, поскольку родители требовали от детей помощи в хозяйственных делах. Так, в 1902г. Нерчинский уездный наблюдатель писал: «ученики до октября месяца обыкновенно наравне со взрослыми заняты полевыми работами и в мае месяце учеников также берут на работы, вследствие чего занятия приходится прекращать» 264.
По порядку, установленному Синодом, школьники в одноклассных школах занимались шесть дней в неделю, присутствуя на 31 уроке. Уроки начинались в 9 часов утра и прекращались в 2 часа 15 минут. Пятичасовое присутствие на уроках для детей 7-9 лет было, конечно, делом нелегким. На Закон Божий отводилось 7 часов, на русский язык — столько же, на арифметику — 6, на церковно-славянский язык — 4, на церковное пение — 4, и на чистописание — 3 часа 265. Таким образом, на религиозные предметы выделялась половина всего времени — 15 часов. Для школьников, только начинавшим осваивать правила русского языка, наиболее трудным оказывался церковно-славянский язык.
Первый урок начинался чтением (или пением) молитв в присутствии законоучителя, священника, который чаще всего и руководил школой. Затем шел урок Закона Божьего, а после него — другие предметы. После каждого урока дети 15 минут отдыхали.
Большое внимание в школах уделялось воспитанию учащихся. «При заботах об умственном развитии детей, школа главное внимание обращала на их религиозно-нравственное воспитание, прививая добрые навыки, отучая от брани, воровства, обманов и прочее, приучая посещать храм Божий, почтительно относиться к старшим, уважать друг друга, любить Бога»-, говорилось в задачах одной из таких школ 266.
Учебный год завершался экзаменами, которые принимались комиссией. На экзаменах могли присутствовать родители учащихся, представители местной интеллигенции.
Недавно в архитектурно-этнографическом музее «Тальцы», (Иркутская область) создана на базе сохранившегося здания школы, построенной в 1885г. в с. Кеуль Усть-Илимского района, экспозиция церковно-приходской одноклассной школы 267. Здание имеет форму квадрата со сторонами в 10,7 м. В нем 10 крупных окон. Капитальная стена делит помещение на класс и квартиру учителя. В классе 10 парт, портреты императора Николая II и Иоанна Кронштадского, божница с иконами, стол учителя, грифельная доска, большие напольные счеты, церковный календарь, шкаф с книгами.
Кроме одноклассных и второклассных, существовали еще школы грамотности (обучение в них длилось лишь один год), которые давали первоначальные познания. В начале XX в. эти школы стали переводить в одноклассные. Более серьезные знания из церковно-приходских школ давали второклассные учительские, выпускники которых могли преподавать в одноклассных школах, и двухклассные. Обучение в них продолжалось 4 года, а в учительских — 5 лет.
С 1902г. распоряжением из столицы решено было уменьшить разницу между одноклассными и второклассными школами: в одноклассных школах следовало учить три года. А в 1910г. срок обучения в них увеличили до четырех лет. При этом разница между видами церковно-приходских школ постепенно стиралась. От школ Министерства народного просвещения синодальные школы отличались большим удельным весом религиозных предметов и меньшим объемом образовательных дисциплин. После революции 1905—1907гг. число приходских школ стало постепенно сокращаться, а количество министерских — увеличиваться.
Материальное положение многих приходских школ было трудным; значительная часть из них размещалась в неприспособленных помещениях. В начале XX в. были увеличена плата учителям. Так, по сведениям А.Е. Басалаева, основная масса учителей одноклассных школ в Забайкалье получала от 300 до 360 руб. в год 268. Приходские школы оканчивала лишь небольшая часть учеников — 3-4%. Многим из них школу закончить не удавалось, так как родителям нужны были рабочие руки.
Образовательный ценз учителей был невысок. Доля «правоспособных учителей», т.е., имевших либо среднее, либо начальное с дополнительным педагогическим классом образование, не превышала 50% 269. Обучение часто велось на низком уровне, особенно в сельских школах. Так, в октябре-ноябре 1914 г., во время поездки епископа Зосимы по Нижнеудинскому уезду Иркутской губернии, были проведены два законоучительских совещания священников в селах Барлук и Перфиловском. На каждом из них присутствовало по 8-9 приходских священников и учителя приходских школ. Как оказалось, на практике преподаватели Закона Божия почти весь первый год занимались механическим заучиванием молитв и очень редко объясняли их смысл. Такая практика была признана «малосознательным и малополезным делом» 270.
Сведения о количестве школ и учеников по епархиям имеются следующие. В конце 1901г. в Иркутской губернии было 230 приходских школ с 228 собственными помещениями; в них училось 7183 человека (4940 мальчиков и 2243 девочек); к концу 1913г. число школ достигло 229, а учеников — 7593 271.
В Забайкалье в 1910г. была 261 школа (2 второклассных, 12 двухклассных, 191 одноклассная и 56 школ грамотности) 272.
В Енисейской губернии в 1887г. имелось 44 школы с 606 мальчиками и 172 девочками и 15 школ грамотности, а в 1900г. число церковноприходских школ возросло до 179 273.
В Якутии в 1915г. было 64 синодальные школы (11 — грамоты, 4-двухклассные, 1-второклассная и 48-одноклассных) с 1220 учащихся (мальчиков 899 и девочек 321). В числе учеников было более 700 якутов и представителей других коренных народов 274.
Поскольку приведенные сведения относятся к разным годам, а количество учащихся выявлено не по всем территориям, общие итоги для Восточной Сибири можно вывести только приблизительные. В 1910-х гг. в регионе имелось 700-800 церковно-приходских школ с общим числом воспитанников 15-20 тысяч, среди которых мальчиков было в 2-3 раза больше, чем девочек. Двухклассные и одноклассные школы были редкостью, и вряд ли их имелось в регионе более 30-40.
В целом следует отметить, что, несмотря на зачастую невысокое качество преподавания, синодальные школы принесли значительную пользу, давая первоначальные знания, главным образом, крестьянскому населению, способствуя его нравственному воспитанию. 19 августа 1917г. церковные школы были упразднены и переданы Министерству народного просвещения 275.
В начальной и средней школе дооктябрьской России особенно важное значение придавалось Закону Божьему. По определению энциклопедического словаря, вобравшего в себя представления начала ХХ в., «состав З.Б., как предмета преподавания в низших школах слагался из церковных молитв, священной истории, объяснения богослужения и катехизиса; в средних учебных заведениях преподаются те же предметы, только в более широком виде, с присоединением истории церкви» 276.
Преподавателями Закона Божьего (законоучителями) могли быть либо священники, либо светские лица, но закончившие церковно-учительскую семинарию. В статье протоиерея Л.Смирнова «Религиозное воспитание и обучение» подробно говорится о задачах преподавания и особенностях поведения законоучителя в школе. Причем подчеркивается, что школа тоже должна быть храмом: «Нельзя отрицать, что даже самое внешнее поведение законоучителя имеет большое значение. Мы привыкли видеть благопристойность в храме, где священник держится всегда с особым достоинством и серьезностью. Но школа — тоже малый храм, дочь Церкви. Уроки Закона Божия продолжают дело церковное — вести людей к спасению. Законоучитель, если даже он светское лицо, на этих уроках является представителем Церкви, ее посланником. Он должен держать себя с достоинством и даже властию, как представитель авторитета церковного... Серьезное, внутренне сосредоточенное, поведение законоучителя предупреждают возможность шалостей, излишней веселости и невнимательности детей на уроках З.Б" 277. Затем Л.Смирной перечисляет основные дисциплины, входящие в предмет преподавания этого курса, отмечает, что уроки должны проходить при зажженной лампаде, что законоучитель не должен делать различий между православными детьми и учениками, родители которых придерживаются других конфессий.
До 60-х гг. XIX в. обучение Закону Божьему ограничивалось прохождением священной истории и катехизиса. Молитвам и богослужению дети обучались практически, т.е. во время церковных служб, продолжает Л.Смирной. Однако «в новое время увлечение светским направлением в педагогике повело за собой изгнание духа церковности из школ. Явилась необходимость внести в программы, как особые предметы, научение молитве и учение о богослужении» 278.
Стремление церковной администрации контролировать содержание преподавания в светской школе, обвинения ее в «изгнании духа церковности» ощущаются и в распоряжении иркутского архиепископа Тихона от 20 октября 1899г. Как сообщалось в его биографии, «Владыка предписал всем священникам, в приходах которых имеются, училища Министерства народного просвещения, где по Закону Божию обучаются светские лица, посещать эти училища для испытания учащихся в знании молитв, священной истории и православного вероучения, а так же для бесед с учащимися по этому предмету, по возможности еженедельно...» 279.
Надзирая за характером преподавания в светских начальных школах, духовенство требовало, чтобы там не сообщалось сведений, противоречащих религии. Один из преподавателей этого времени, правда, не сибиряк, рассказывает, какие претензии были ему предъявлены духовными опекунами: "По поводу моего урока о Солнце меня обвиняли в том, что я сделаю детей солнцепоклонниками, по поводу урока о Северном крае, где речь шла, между прочим, о ките, меня обвинили в том, что мои сведения противоречат библейскому сказанию об Ионе, проглоченном китом, по поводу урока о первобытном человеке каменного века указывали на противоречие с историей об Адаме и Еве. По поводу одной экскурсии, где дело шло об элементах из геологии, указывали на то, что по Библии, мир существует, только 6000 лет" 280. Не приходится сомневаться, что подобные коллизии встречались и в школах Восточной Сибири.
Кроме религиозного обучения в школах, духовенство использовало и другие способы религиозной пропаганды. Еще в начале 1820-х гг. будущий митрополит Московский Иннокентий Вениаминов проводил для детей воскресные беседы в иркутской церкви. В 1884г. архиепископ Иркутский Вениамин издал распоряжение и подробное наставление о внебогослужебном церковном обучении детей молитвам и догматам христианской веры. «Церковный вестник» высоко оценил инициативу и предложил духовенству России поддержать это начинание.
В Иркутской епархии распоряжение архиепископа было проведено в жизнь, и уже к концу 1884г. внебогослужебное обучение детей проводилось в 145 церквях. В сельских церквях оно обычно производилось после утрени, или литургии. «Главный предмет обучения составляли молитвы... Имелось в виду, чтобы дети не только запоминали слова молитвы и усвоили внешний смысл их, но и развивали в себе молитвенное настроение. Для этого учащие старались произносить молитвы с чувством... после заучивания молитв детям объяснялось каждое слово и общий смысл молитвы» 281. Однако те, для кого проводились эти мероприятия, посещали их неохотно: «Если что можно назвать в этом деле трудным, то это не обучение детей, а привлечение их к учению. Всякое новое дело не вдруг прививается нашему народу», - говорилось в биографии архиепископа Вениамина (с.42).
В конце ХIХ в. духовенство региона, по примеру своих собратий из губерний Европейской России, стало устраивать религиозно-нравственные чтения.14 ноября 1893г. состоялось открытие подобных чтений в Иркутске. После вступительной речи архиепископа Тихона викарий «прочел о сотворении невидимого и видимого мира», в антракте хор пропел «Кто Бог велий», а после перерыва прозвучало выступление на тему: «Материнская забота Государыни Императрицы о нуждах русского народа» 282. Чтения подобного же характера проводились в Якутске (начиная с 1880-х гг.), Красноярске, Чите. На некоторые чтения собиралось до 300 человек. Перед началом чтений публике раздавались или продавались книги, брошюры, листки духовного содержания. По сведениям С.В. Давыдова и Г.В. Оглезневой, в год в каждом из епархиальных центров проходило до 25 чтений на религиозно-нравственные темы 283. Эта традиция была продолжена и в начале ХХ в.
Таким образом, духовенство Восточной Сибири во второй половине ХIХ-начале ХХ вв. проводило значительную работу по воспитанию и образованию детей в религиозном духе, обращая большое внимание и на моральную сторону этого дела. Кроме уроков в учебных заведениях, оно с 1880-х гг. стало использовать и разнообразные формы внеклассного воспитания и обучения.
Оглавление книги "ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ В XVII – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКОВ"
Глава 4. Православная церковь Восточной Сибири в 1861-1917 годах
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей