Любая религия адресуется к душе человека, к его сокровенным струнам. Она стремится настроить эту душу, повернуть в том направлении, которым шли лидеры и апологеты данной религии. Позиция «лидера», его наказы и заветы, примеры его поступков и благодеяний должны стать основой основ убеждений и поведения любого верующего. И особо это значимо в отношении нравственности человека. Но вот что интересно. Чем ближе дата рождения конкретной религии к современным дням, тем более она «выполощена», т.е. обеднена нравственными заповедями по отношению к природе. В ней трудно найти факты естественного слияния людей с той субстанцией, которая когда-то породила и богов, и человека. Лишь в давних традиционных вероучениях явно чувствуется это.
В религиоведении имеется представление о том, что простейшие религиозные верования возникли уже 40 тысяч лет назад, т.е. к моменту появления на Земле человека разумного (Homo sapiens). Об этом, в частности, свидетельствуют пещерная живопись, особенности захоронения первобытных людей, позволяющие сделать заключение о наличии у наших далеких предков идей о жизни после смерти, о мире, в котором обитают умершие, о существовании особого рода связей между людьми и животными, о магических методах воздействия на тех и других. Все первые религии так или иначе отражали представления древних людей об окружающем их мире. Эти религии были политеистическими (греч. Poly много + teos бог) или пантеистическими (греч. Paп - все: приставка, обозначающая "охватывающая все"), т.е. видящие сверхъестественность Бога во всех реалиях жизни на земле. Основными формами древних религий были — анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм.
Анимизм (от лат. anima, animus — душа, дух) — это вера в существование душ и духов. Первобытный человек одушевлял весь окружающий мир. Вода и камни, растения и животные, солнце и ветер, прялка и нож, сон и болезнь, доля и недоля, жизнь и смерть - все имело душу, волю, способность действовать, вредить или помогать человеку. Согласно представлениям древних людей, духи обитали в невидимом потустороннем мире, в то же время нередко проникали в видимый мир людей. Поклонение и магия (лат. magia - чародейство, волшебство, колдовство, совокупность обрядов, связанных с верой в способность человека воздействовать на природу, людей, животных, богов) должны были помочь людям так или иначе ладить с духами - умилостивить их или перехитрить. Элементы анимизма имеются в любой современной религии.
Тотемизм - это вера племени в свое родство с растением или животным, реже - с явлением природы или предметом. На языке индейского племени одживбеев слово тотем означает «его род». Тотем мыслится как реальный предок, племя носило его имя, поклонялось ему, если тотемическое животное или растение существовали реально, или его изображению. Яркой иллюстрацией, отражающей влияние тотемизма на массовое сознание прибайкальских жителей, является легенда о происхождении некоторых бурятских родов от внебрачной связи орла и женщины.
Фетишизм (от франц. fetiche — идол, талисман) — культ неодушевленных предметов (например, перо тотемной птицы или сгоревшее в грозу дерево, или клык убитого на охоте медведя и т.п.), обладающих, по мнению верующих, сверхъестественными свойствами. Фетишизм, как признание и подчёркивание значимости священных предметов, сопровождал всю жизнь первобытного человека. Элементы фетишизма есть во всех религиях, в том числе и современных, например, поклонение кресту, святым мощам, иконам (в христианстве), бурханам — святым местам в буддизме и т.д.
Нередко слышится мнение, что подобного рода представления являются чуть ли не проявлением ущербности и дикости человека, своего рода нонсенсом, который необходимо тщательно «выкорчёвывать» из его сознания. Но вот известный мыслитель, французский философ XVIII века Жан-Батист Робинэ, рассматривая естественную иерархию существ, подчёркивая принцип непрерывности в её развитии, показывал естественную взаимосвязь всех атрибутов внешней среды, какими бы отличительными признаками они не обладали. «Камень, дуб, лошадь, обезьяна, человек - это постепенные и последовательные вариации прототипа, осуществление которого началось при минимальном количестве элементов. Камень, дуб, лошадь - не люди, но на них можно смотреть как на более или менее грубые типы человека в том смысле, что они связаны с одним и тем же первоначальным замыслом и что все они — продукты одной и той же более или менее развитой идеи. В камне и в растении можно найти те же самые существенные для жизни принципы, что и в человеческом организме; вся разница заключается в комбинациях этих признаков, в числе, пропорции, порядке и форме органов». Интересно, что в буддийской философии есть понятие «пустота», которое представляет мир во всех без исключения его объектах и субъектах «сотканным» из таких микроскопических частиц, что любая из них может оказаться взаимодействующей и взаимосвязанной с опять-таки любыми другими.
Созвучия и взаимопроникнутость разных «субъектов» природы, отражённые в приведённых суждениях, имеют своей основой целостный взгляд на сущность окружающих явлений. Основная идея заключалась в признании зависимости человека от природы в главных своих проявлениях. Человек не мог и не должен был отрываться от окружающего мира, относится к нему с гордыней и презрением. Одушевление предметов и явлений окружающего мира, которое для людей становилось как-бы «видением» в них частичек самих себя, приписыванием своего первородства животным и растениям, а значит определенным отождествлением себя с ними. Индивидуальное и коллективное обращение к богу и духам со своими мечтами и желаниями (пусть и через посредников), попытки общения с потусторонними высшими «силами», последующие исповеди к Богу Творцу и созидателю всего живого, включая человека, - все это укрепляло единство человека со средой, персонифицировало природу, олицетворяло ее, наделяло человеческими свойствами. Не случайно уже современный философ Франции Ж. Маритен пишет: «Религия по существу является тем, чем никакая философия быть не может: отношением личности к личности со всем заключенным в нем риском, тайной, страхом, доверием, восхищением и томлением».
Ещё в большей степени такие взгляды получали своё развитие в воззрениях шаманизма, который уверенно дошёл до наших дней. Поскольку шаманизм вобрал в себя и, соответственно, сохранил многие поверия и ритуалы анимизма, тотемизма и фетишизма и одновременно является нашим современником в лице аборигенных народов Байкальского региона, посвятим ему отдельный раздел.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей