Дошкольное воспитание // «Сибирская советская энциклопедия» (1929)

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Дошкольное воспитание

Начало Д. в. в Сиб. было положено в 90-х гг. XIX в. открытием частных детских садов в Иркутске, и позже (1903) Н. А. Тихоправовой—в Томске. Клиентурой первых детских садов в большинстве были дети интеллигенции и служащих, вносивших определенную плату. На ряду с .платными учениками детский сад посещали и дети неимущих родителей. В 1914, когда империалистическая война начала тысячами выбрасывать на улицу детей-сирот, в Томске организуется еще ряд детских садов при участии и поддержке благотворительных обществ. Вост. часть Сиб. до рев. имела очагом Д. в.—Иркутск. Сиротство и беженство во время империалистической войны было также побудительными причинами для открытия детских садов. Большую роль в деле пропаганды Д. в. в Иркутске сыграло «Общество защиты еврейских детей» (ОЗЕ), открывшее детский сад для детей евреев-беженцев. От периода дореволюционного сохранился в Иркутске «Городской детский сад». По характеру и содержанию работы иркутские детские сады больше подходили к сист. Монтессори. Томские же сады были «фребелевскими». В Красноярске первые детские сады были открыты в 1910/11 (Поляковой) и в 1913 (Грудининой); последний существовал до 1919; сист.—фребелевская. Второй этап развития Д. в. (1917 — 21) характеризуется значит. ростом дошкольных учреждений, гл. обр. детских площадок. В Челябинске, Тюмени, Кургане, а также и губ. Восточной Сиб. вплоть до Владивостока, не говоря уже об Иркутске, Томске, Омске, Ново-Николаевске и Барнауле, повсюду открываются детские площадки. Организаторами детского воспитания в этот период были в большинстве случаев работники весьма квалифицированные и во многих случаях работники высшей школы.

Насколько широко начинала развиваться деятельность, могут свидетельствовать выставки и музеи по Д. в. в Томске в 1920 и организация целого ряда краткосрочных курсов по подготовке дошкольных работников в Томске, Иркутске, Чите, Челябинске. Клиентура площадок— дети трудящихся: рабочих, технических служащих, меньший % дети интеллигенции, служащих. Основное направление работы—физическое воспитание. Почти везде центр. работой являлись организованные общественные игры по сист. Фребеля. В 1917 в Красноярске возникает по инициативе А. Н. Шнейдер Об-во «Детский труд и отдых», к-рое осенью 1917 открывает «I народный детский сад», просуществовавший до 1919. Это же Об-во в 1917— 19 содержало в Красноярске и детские площадки; летом 1919 Об-во открыло первую детскую площадку в с. Еловском Красноярского округа. Содержались детский сад и площадки за счет средств, сначала собираемых от устройства благотворительных спектаклей, гуляний и пр., а с открытием Об-вом мастерской детских игрушек и учебных пособий (1918—22) за счет доходов от этой мастерской. Третий период в истории Д. в. с 1921 по 1925. В первые годы (1921—22) работа все еще растет вширь. Голодные дети из европ. части РСФСР, тысячами наводнившие Сибирь, требовали громаднейшей напряженной работы со стороны отделов народного образования и всей пролетарской общественности. Детские площадки с питанием в эти годы были основным моментом Д. воспитания. Детские сады насчитывались единицами в наиб. крупных, гл. обр. губ. городах. Положение в 1923 и 1924 резко изменяется. Сокращение в эти годы бюджетов по Д. в. до минимума вызвало сильное сокращение сети дошкольных учреждений стационарного характера. На всю Сиб. насчитывалось не более одного десятка детских садов с охватом детей в 300—350 человек. При чем эти детские сады уцелели лишь в таких городах, как Иркутск, Томск, Барнаул, Красноярск, Чита, Челябинск. Деревня и пром. районы, как Кузнецкий окр., Черемхово, не были совершенно обеспечены дошкольными учреждениями. До минимума сократилась и сеть летних детских площадок. Вместе с сокращением сети дошкольных учреждений меняется и характер их работы. Ставится вопрос о пересмотре содержания работы в сторону, прежде всего, увязки педагогической работы с задачами современности. Последний этап работы с 1925 до настоящего времени можно охарактеризовать тремя основными моментами: участием широкой пролетарской общественности в строительстве по Д. в., постепенным ростом ассигнований на него в местном бюджете, уточнением форм и штатов дошкольных учреждений и плановостью их работы.

Рост ассигнований на дошкольное воспитание из местного бюджета по Сиб. краю (с включением сюда расходов на пионер, организации) 1926/27— 211.000 руб., 1927/28—292.000 руб. Стоимость содержания ребенка в детском очаге, включая питание (в ср.), 6 рублей. Стоимость содержания ребенка на детской площадке от 3 до 5 руб., в зависимости от ее оборудования и длительности работы.

Следует отметить исключит. рост общественной инициативы за последнее полугодие 1927/ 28, особ. по линии жилищной кооперации. Организация курсов для подготовки матерей к работе в дошкольных комнатах и на детских площадках, в жилищных т-вах в Иркутске и Омске, содержание опорных и центр. дошкольных учреждений (Омск) за счет центр. рабочих кооперативов, строительство зданий для дошкольных учреждений (Н.-Сиб.),—все это показывает, что Д. в. становится бытовым и массовым явлением в Сибири. Обеспечение дошкольными работниками происходит: по линии привлечения крестьянки и работницы к работе детских площадок (выдвиженчество — путем проведения их через практикумы и курсы); переподготовка дошкольных работников в об’единенных дошкольных коллективах; плановая подготовка на дошкольном отделении Иркутского Педагогического фак-та Ун-та; откомандирования квалифицированных работников из центр. высших учебных заведений.

В итоге, в проектируемый пятилетний план, по Д. в. внесены детские очаги (детский сад с длительным пребыванием там ребенка), детские площадки, вечерние дошкольные комнаты и педагогические консультации—формы, наиб. соответствующие сиб. условиям. Принцип расширения сети: в первые годы максимум обеспечения дошкольными учреждениями районов пром., районов, населенных нац. меньшинствами, и районов переселенческого водворения; привлечение средств общественных организаций в размере не менее 50% всего бюджета учреждений Д. воспитания.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Якубовская М. | Источник(и): Сибирская советская энциклопедия. В 4 т. — [Новосибирск], 1929–1992 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 1929 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирская советская энциклопедия | Иркутская область | Иркутская область в энциклопедиях
Загрузка...