Новости

Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти краёв, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга (1992)

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Оглавление

Председатель Иркутского областного Совета В.В. Игнатенко и глава администрации Иркутской области Ю.А. Ножиков подписывают Федеративный договор. Москва. Кремль. 31.03.1992.
Председатель Иркутского областного Совета В.В. Игнатенко и глава администрации Иркутской области Ю.А. Ножиков подписывают Федеративный договор. Москва. Кремль. 31.03.1992.
Обложка Федеративного договора 1992 г.
Обложка Федеративного договора 1992 г.
Федеративный договор 1992 года. Лист 52
Федеративный договор 1992 года. Лист 52

ДОГОВО̀Р О РАЗГРАНИЧЀНИИ ПРЕДМЀТОВ ВЀДЕНИЯ И ПОЛНОМО̀ЧИЙ МЀЖДУ ФЕДЕРА̀ЛЬНЫМИ О̀РГАНАМИ ГОСУДА̀РСТВЕННОЙ ВЛА̀СТИ РФ И О̀РГАНАМИ ГОСУДА̀РСТВЕННОЙ ВЛА̀СТИ КРАЁВ, ОБЛА̀СТЕЙ, ГОРОДО̀В МОСКВЫ̀ И САНКТ-ПЕТЕРБУ̀РГА, соглашение между федеральными органами государственной власти РФ – Верховным Советом РФ и Президентом РФ, с одной стороны, и органами государственной власти краёв, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, с другой стороны, о разграничении между ними предметов ведения и полномочий. Подписан полномочными представителями сторон 31.3.1992. В этот день также были заключены два аналогичных договора с органами государственной власти республик в составе РФ и с органами государственной власти автономной области и автономных округов. Все эти три договора, взятые вместе, получили наименование Федеративного договора. От имени РФ эти договоры были подписаны Председателем Верховного Совета РФ Р.И. Хасбулатовым и Президентом РФ Б.Н. Ельциным, от имени регионов – руководителями их представительных и исполнительных органов государственной власти. Федеративный договор был подписан в торжественной обстановке в Георгиевском зале Большого Кремлёвского дворца. От имени Иркутской области его подписали: председатель Иркутского областного Совета народных депутатов В.В. Игнатенко и глава администрации Иркутской области Ю.А. Ножиков. Договор был внесён в порядке совместной законодательной инициативы на Съезд народных депутатов РФ для его оформления в качестве самостоятельного раздела Конституции РФ. 10.4.1992 шестой Съезд народных депутатов РФ одобрил Федеративный договор и включил его содержание в текст Конституции РФ. Решение Съезда по этому вопросу было принято абсолютным большинством: 848 голосов «за» и лишь 10 «против».

Заключение Федеративного договора стало заметным шагом в развитии федеративных отношений в России. Впервые в российской конституционно-правовой практике были конкретно и исчерпывающе определены полномочия федеральных и региональных органов государственной власти. Иркутская область, как и другие российские регионы, реально приблизились к получению конституционно-правового статуса полноправного субъекта РФ. Вплоть до принятия в 1993 новой Конституции РФ федеративное устройство в стране стало опираться на прочную конституционно-договорную основу. Тем самым, был предотвращён распад российского государства после распада СССР в 1991.

По Договору с краями, областями, городами Москвой и Санкт-Петербургом (ст. I) к ведению федеральных органов государственной власти были отнесены:

а) принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство, состав, территория РФ и её целостность; утверждение образования новых краёв, областей; утверждение изменений границ краёв, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

в) защита прав и свобод человека и гражданина и гражданство РФ; защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных государственных органов; установление общих принципов организации системы органов представительной и исполнительной власти краёв, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

д) определение основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ;

е) федеральная государственная собственность и управление ею;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения РФ; международные договоры РФ; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения РФ;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство расщепляющихся материалов, ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) статус, режим и защита государственной границы, территориальных вод, воздушного пространства, экономической зоны и континентального шельфа РФ;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; административно-процессуальное, трудовое, семейное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) федеральная государственная служба;

т) государственные награды и почетные звания РФ.

Краям, областям, городам Москве и Санкт-Петербургу Договором гарантировалось представительство в федеральных представительных органах государственной власти.

К совместному ведению федеральных органов государственной власти и органов государственной власти краёв, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Договором (ст. II) были отнесены следующие вопросы:

а) обеспечение соответствия уставов и иных нормативных правовых актов краёв, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Конституции и законам РФ;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;

в) установление общих принципов территориального деления и организации местного самоуправления в краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге;

г) установление общих принципов налогообложения в краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге;

д) адвокатура, нотариат;

е) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

ж) административное, жилищное законодательство; земельное, водное, лесное законодательство; законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

з) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

и) здравоохранение, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение;

к) природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

л) карантин, борьба с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

м) другие полномочия, отнесенные Конституцией РФ к совместному ведению РФ и краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации.

Договором было предусмотрено, что по вопросам совместного ведения на федеральном уровне принимаются Основы законодательства, в соответствии с которыми органы государственной власти краёв, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции, принимая правовые акты. Федеральные законопроекты по предметам совместного ведения должны направляться для дачи возможных замечаний и предложений в края, области, города Москву и Санкт-Петербург. 

Исключительные полномочия органов государственной власти краёв, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга определялись Договором по следующей формуле: все полномочия государственной власти, не отнесённые Договором к исключительному ведению федеральных органов государственной власти и совместному ведению федеральных и региональных органов государственной власти, осуществляются органами государственной власти краёв, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга самостоятельно в соответствии с Конституцией РФ.

Договором (ст. IV) была предусмотрена правовая возможность договорного перераспределения полномочий государственной власти между федеральными и региональными органами государственной власти. Согласно Договору споры между федеральными и региональными органами государственной власти по вопросам принятия и исполнения законов и иных правовых актов должны разрешаться Конституционным Судом РФ. В ст. VII Договора особо отмечалось, что отношения между федеральными органами государственной власти и региональными органами государственной власти должны строиться на основе Конституции РФ, взаимоуважения и взаимной ответственности. Споры должны разрешатся с обязательным использованием согласительных процедур в порядке, установленном Конституцией и законами РФ.

Представители большинства краёв и областей подписали Протокол к Договору, который стал неотъемлемой частью Федеративного договора. В Протоколе был инициирован вопрос о дополнении перечня вопросов,  относящихся к совместному ведению федеральных и региональных органов государственной власти. Предлагалось включить в этот перечень полномочия о разграничении государственной собственности на территории края, области, установлении общих принципов бюджетной системы и налогообложения, изменении границ краев и областей. В числе других инициатив предлагалось закрепить конституционную норму о праве опережающего правового регулирования для органов государственной власти краёв и областей по вопросам совместного ведения до принятия соответствующих федеральных законов. В последующем большинство предложений, инициированных в Протоколе к Договору, нашло своё отражение в текстах Конституции РФ и отдельных федеральных законов. 

 Литература

  1. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М., 2009;
  2. Федеративный договор: Документы. Комментарий. М., 1992.     

В.В. Игнатенко 

Статья подготовлена для "Энциклопедии Иркутской области". Публикуется в целях общественного рецензирования. Свои замечания можно высказать на сайте "Иркипедия" или выслать редакции Энциклопедии по адресу: e@irklib.ru

Оригинальная рубрикация:  Иркутская область – субъект РФ

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Игнатенко Виктор Васильевич | Источник(и): Энциклопедия Иркутской области (проект) | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2015 | Дата последней редакции в Иркипедии: 12 марта 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Иркутская область | Россия | Конституционные основы и законодательство