Новости

Дальневосточная железная дорога // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, конечное звено Транссибирской магистрали.

Проходит по территории Хабаровского и Приморского края, Амурской области, Еврейской АО. Эксплуатационная длина — около 6 тыс. км. Управление дороги находится в Хаба­ровске. Основные узловые станции — Биробиджан, Ружино, Уссурийск, Комсомольск-на-Амуре, Совет­ская Гавань, Владивосток и другие. В состав дороги входят отделения: Хабаровское, Уссурийское, Владивостокское, Комсомольское.

Дорога проектировалась и строилась в составе Транс­сиба. В 1895 началось регулярное движение на участке Вла­дивосток—Иман (ныне — станция Дальнереченская). В 1897 введена в эксплуатацию линия Хабаровск—Владивосток. Прямое движение поездов по Транссибу до Владивос­тока открылось в 1916 с вводом в эксплуатацию моста через реку Амур у Хабаровска.

В 1920—30-е гг. строились новые линии, проводи­лась реконструкция и техническое перевооружение дороги. На всем протяжении главного хода были уложены вторые пу­ти, осуществлено переустройство большинства станций, локомотивных и вагонных депо и других объектов. В 1940 завер­шилось строительство основной сортировочной станции Хабаровск-2 с со­оружением механизированной сортировочной горки. К началу Великой Отечественной войны дорога располагала модернизированной материально-технической базой и с первых дней войны перестроилась на обеспечение военных нужд. В 1945 Дальневосточная железная дорога внесла зна­чительный вклад в коммуникационное обеспечение советских войск в вой­не с Японией, освобождение Южного Сахалина и Куриль­ских островов. В 1945 в строй вступила железнодорожная линия Ком­сомольск-на-Амуре—Советская Гавань, открывшая 2-й выход к Тихому океану и сократившая морские перевозки грузов на Сахалин, Камчатку и в Магаданскую область.

В 1960—70-е гг. проводились работы по увеличению пропускной способности дороги и грузоперерабатывающих мощ­ностей станций. Самые грузонапряженные линии были оборудованы автоматической блокировкой, станции — электрическим централизованным управлением стрелок и сигналов. Электрифи­цированы линии Уссурийск—Владивосток, Угольная— Находка, Архара—Хабаровск. В 1973 начала работать морская железнодорожная паромная переправа Ванино—Холмск, улучшившая транспортное сообщение с Сахалином. В 1975 вступил в строй уникальный железнодорожный мостовой переход через реку Амур у Комсомольска-на-Амуре, что сделало возмож­ным круглогодичное беспрерывное сообщение на на­правлении Волочаевка—Советская Гавань. Дорога получила значительное число мощных локомотивов, грузовых и пасса­жирских вагонов, созданы индустриальные базы путевых машин, станций с поточными звеносборочными линиями.

В 1999 погрузка составила 34 499 тыс. т, грузообо­рот — 72 992 млн ткм, пассажирооборот — 3 487 млн пасс.-км.

Лит.: Дальневосточная магистраль России. Хабаровск, 1997; Большая энциклопедия транспорта. М., 2003. Т. 4.

А. И. Тимошенко

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири