Дача «Луна» купца Домбровского часто упоминается в дореволюционной периодической печати и литературе по истории и краеведению города Иркутска. Она являлась знаковым местом города на протяжении всей второй половины XIX века.
Левый берег реки Ангары против центральной части города Иркутска представлен Кайской горой, получившей название от речки Кая, ограничивающей ее с южной стороны. До начала ХХ века она не была застроена и была покрыта реликтовым сосновым лесом с участками березовых рощ, с подлеском из кустов багульника, с лесными цветами, земляникой, грибами. Лишь на нижней террасе Ангары, на берегу ее, существовала односторонняя улица - Глазковская набережная, застроенная несколькими частными домами, и здесь проходила дорога от Ангарской переправы к мосту через Иркут на Московский тракт. Этот лес был излюбленным местом отдыха горожан с давних времен. Сюда любили наезжать и зимой, и летом. Известно, что в 18-м веке губернатор Кличка очень любил кататься по зимнему Иркуту в открытом возке вечерами, приказывая освещать себе путь огромными факелами - вдоль реки расставляли бочки со смолой и поджигали. Проделывали это также летом, ради фейерверков, при ночном катании на лодках.
В тревожные и лихие времена многие иркутяне находили спасение и приют в Глазково. Так, при пожаре 1879 года, когда горел чуть ли не весь Иркутск, народ, бросая дома и имущество, переезжал за Ангару и отсюда, с Кайской горы, в ужасе смотрел, как пылают сотни домов города, утопая в море огня и дыма.
В середине ХIХ века северный склон западной части Кайской горы от городской переправы (позднее улица Понтонная, а сейчас Маяковского) до устья реки Иркут, впадающей в Ангару, принадлежал крупному землевладельцу Титову – заимка или дача Титова. Дачами в то время назывались крупные лесные участки. Теперь здесь проходит улица Джамбула и, ближе к берегу, службы ж/д станции Иркутск-Пассажирский. На снимке 1893-95 гг. из книги С.Медведева видно, что весь склон горы занимал лесистый парк, за исключением домов на первой (нижней) террасе, где проходила Глазковская Набережная, которая просуществовала до постройки железной дороги (1, открытка 428, с.493).
В 1860-е годы Титов сдавал свою дачу в аренду. Это был один из первых увеселительных парков в Иркутске. Известно2, что в 1861 г. руководитель оркестра А. М. Редров с группой музыкантов попытался устроить здесь «Венецианские ночи» с исполнением музыкальных произведений и организацией фейерверка. Но попытка оказалась неудачной.
В 1862 г. сосновый лес дачи Титова берёт в аренду Франц Ратти, который, расчистив местность и устроив аллеи и необходимые помещения, организует красивый парк. В этом парке устраивались гулянья публики, концерты оркестра, а вечером — иллюминация с фейерверком. Парк и местность получают название Дача «Луна» (Не путать с «Дачей Лунного короля»!).
С 1864 г. в течение нескольких лет дачу «Луна» арендует известный иркутский антрепренер, верхоленский купец И. О. Краузе. В это время здесь даются представления артистической труппы во вновь устроенном летнем театре. Господин Краузе выдумывал для иркутян всевозможные развлечения и демонстрировал их на загородной даче «Луна».
В 1867 году дача «Луна» была куплена купцом 1-й гильдии Я.С. Домбровским, и с этого времени известна также как дача Домбровского. Дача «Луна» принадлежала ему и его наследникам более 30 лет до 1897 года. На сохранившихся фотоснимках тех лет на территории дачи видны несколько крупных одно- и двухэтажных построек. По семейным преданиям известно, что семьи его детей и внуков проводили лето на этой даче. В газетных хрониках и объявлениях тех лет часто упоминается дача «Луна» Домбровского в связи с различными событиями, происходящими вокруг нее.
«Дача "Луна" была продана в 1897 г. Конкурсным управлением по делам несостоятельного должника ТД «Домбровский с С-ми». Ее приобрел иркутский голова В.П. Сукачев за 21 тысячу рублей3. Как дача Домбровского она была известна еще много лет после его смерти в 1884 году и даже после ее продажи в 1897 году. Так, она упоминается в «Летописи» Романова за 1895 год:
«17 августа 1895 г. в 2 часа дня Иркутск встретил первую батарею Забайкальского дивизиона. Понтонный мост был украшен флагами, у моста выстроилась сотня казаков и военная музыка. В 1/2 2-го из-за дачи Домбровского показалась первая пушка, а за нею и вся батарея с обозом, вытянувшимся в длинную линию. На мосту батарею встретил губернатор, городской голова поднес хлеб-соль...
18 августа город чествовал обедом прибывшие в Иркутск батареи...»4
Другим крупным землевладельцем в этом районе был Викентий Доминикович Бялыницкий-Бируля, сотник-майор-подполковник (с 1881) - полковник (с 1885), числящийся по армейской кавалерии, смотритель Иркутского военного госпиталя. Его дачный участок располагался на западном склоне Кайской горы, ограниченном рекой Иркут, напротив Иркутного моста. Здесь было построено 5 дачных домов, которые сдавались им в аренду.
Долгое время эти две дачи на Кайской горе – Домбровского и Бялыницкого-Бируля – были здесь единственными застройками, кроме нескольких частных домов, образующих Набережную реки Ангары.
В 1893 году Иркутская городская управа объявила о торгах на аренду 13 участков земли под устройство дач на Кайской горе, из коих 12 участков были за дачей Бялыницкого-Бируля вверх по течению Иркута и 1 участок за дачей Домбровского, ниже дачи Бялыницкого-Бируля5. Участки в аренду здесь получили: купец Р.Г. Рафильзон (№4), золотопромышленник Я.Д. Фризер (№9), владелец парфюмерного магазина Зисман (№10), доктор Федоров (№17), Общество «Рыболовов» (председатель, владелец фотосалона В.В. Дегтерев) и др. На ряде дачных участков были построены по нескольку домов со службами. В советские времена владельцами этих дач стали городские власти и они назывались «обкомовскими».
В этом же 1893 году выше дачи Домбровского был выделен участок земли Обществу велосипедистов, на котором был построен Циклодром6.
В марте 1899 года Дума отвела «участок земли выше дачи г-на Домбровского («Луна»), где были построены бараки и помещения для больницы, врача, фельдшера и пр.» для переселенческого приюта4.
В мае 1897 года в Иркутске началось строительство железнодорожного узла и вокзала. От устья р. Иркут до рощи «Звездочка» сплошным вскрышным работам подверглась полоса левого берега р. Ангары шириной 30–40 м. Но, грандиозные земляные работы 1897 г. при строительстве железной дороги почти не затронули территорию дачи «Луна». Расширение станции и подъездных путей к ней в 1898—1900 гг. потребовало переместить полосу отчуждения выше в гору, пришлось переносить дома с Глазковской набережной на Александровскую ул. (ныне Профсоюзная), идущую вдоль Ангары, но уже на высоком берегу.
Весной 1901 г. начинаются новые земляные работы. На сей раз основной объем их планировалось выполнить около дачи «Луна». « 22 мая 1902 г. В.В. Оглоблин (начальник Забайкальской железной дороги) сообщил, что началось расширение станции Иркутск, и дорога для этих целей приобрела в числе других участки земли, занятые дачей «Луна». За ней у Иркута начиналось строительство переселенческой платформы. По плану развития Иркутска, через дачу «Луна» проектировалось продолжение Александровской улицы. Землей в этом месте владел городской голова В.П. Сукачев. Управление дороги предлагало городу приступить к отчуждению земли у В.П. Сукачева со снятием леса, выкорчевкой пней для проведения улицы, в свою очередь, Забайкальская железная дорога готова была шоссировать новую улицу»7,8. Часть дачи была куплена вместе с постройками, лес вырублен, а в районе Понтонной улицы начато строительство виадука — перехода через железнодорожные пути.
Тем не менее, дача «Луна», в усеченном виде, продолжала существовать еще несколько лет. Так, известно, что во время Японской войны 19 августа 1904 года в Иркутске на даче "Луна" был открыт первый полевой госпиталь на 200 мест для раненых, прибывающих с японского фронта9.
Дача «Луна» известна также находками на ее территории неолитических стоянок. Первые находки были сделаны в Глазковском предместье в 1887 году при рытье котлована под строительство детского приюта Сукачева. Потом вскрыли древние захоронения при строительстве железной дороги на даче "Луна" (в районе ул. Джамбула), позднее на территории циклодрома (теперь «Парк Парижской коммуны»). Размеры могильников были огромны. Археолог М. П. Овчинников считал, что древнее кладбище тянулось по косогору возвышенности с востока на запад от рощи "Звездочка" до реки Иркута. Ширина полосы - 30-40 м. Центральные захоронения, наиболее массовые, были определены у дачи "Луна" и приюта Сукачева.
1. С.Медведев «Иркутск на почтовых открытках». 1996.
2. Иркутские повествования. 1661 - 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: "Оттиск", 2003. Т. 1.
3. ИГВ. 1897-015. 09 апр. Стр.9. Купчая на продажу дачи «Луна» Сукачеву
4. Н.С.Романов "Летописи города Иркутска за 1881-1901 гг.", 1895 год. Том 1. Иркутск, 1993
5. ИГВ. 1893-003. 20 янв. Стр.3. О сдаче в аренду дачных участков на Кайской горе.
6. ИГВ. 1893-016. 18 апр. Стр.4. Участок Обществу велосипедистов.
7. А. Хобт «Его именем была названа улица». Журнал «Земля Иркутская» №40, 2012. Стр.75.
8. Известия Иркутской городской думы. 1902. Т.2. №13-14. С. 135.
9. Н.С.Романов "Летописи города Иркутска за 1902-1924 гг.", 1904 год. Том 2. Иркутск, 1993.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей