Дацаны // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ДАЦАНЫ (от тибетского grwa-tshang), 1) в тибетском, монгольском, бурятском, калмыцком буддизме название факультетов учебного заведе­ния при монастырях; 2) в бурятском буддизме — название монастырских комплексов.

Бурятские буддийские монастыри организовывались по образцу тибетских и монгольских, которые копировали индийские монастыри. Дацаны предназначались для жизни и религиозной практики монахов, входящих в общину (санскр. сангху), а также для обучения молодых послушников (хува-раков). В соответствии с этими целями Дацаны традиционно делят­ся на учебные (тибетские шадда) и отшельнические (тибетские дубда). В Республике Бурятия и Республике Тыва встречаются Дацаны только одного типа.

Дацаны возводились на некотором удалении от населенных мест вблизи водоемов (на южном склоне горы и на северном берегу реки). Место будущего монастыря определяется в соответствии с указаниями наиболее уважаемых лам и астроло­гов (зурхачийнов), предварительно исследующих со­став почвы и топографические особенности местности. Дацаны пред­ставляют собой прямоугольное в плане огороженное место, строго ориентированное по сторонам света. В центре находит­ся собор, храм цокчен-дуган, где проводятся ежедневные службы с участием всех монахов. Вокруг центрального дугана могут располагаться дуганы отдельных факультетов: цаннит, жудба (акпа), дуйнкор, жедор, ламрим и манба, на к-отоых изучаются философия, логика, астрология, медицина и другие дисциплины (см. Буддийское образование). По­мимо храмов-факультетов, как внутри ограды, так и за ее пределами могут располагаться храмы-сумэ (лхаканы), посвященные культам отдельных божеств. Рядом с цокченом обычно воздвигаются субурганы (санскр. ступа; тибетский чортен) — культовые сооружения, представляющие со­бой реликварии или мемориалы, рассматриваемые как символическая вертикальная модель Вселенной. Субурганы могут размещаться и за оградой монастыря. Ближе к ограде располагаются жилища монахов, библиотека, печатня и различные хозяйственные постройки. Храмы и жилища обыкновенно обращены центральным фасадом на юг. Южные ворота дацанов считаются главными, ими пользуются в торжественных слу­чаях. Храмы в Монголии, Бурятии и Туве строятся из камня, кирпича и дерева. Жилища монахов в Бурятии — обычные деревянные дома. Цогчен состоит из 2 помеще­ний: большого зала с колоннами и сидениями для лам и задней части — гонкона. Крыша цогчена украшается золоченным куполообразным навершием — ганджиром. Кры­ша преддверного отделения портала — золочеными изобра­жениями «колеса Закона» (чойнкор) и по обеим его сторонам двух антилоп (ридак по мо), которые символи­зируют первую проповедь Будды. Перед северной алтарной стеной храма в центре устанавливается статуя Будды Шакьямуни, по сторонам — изображения других божеств и почитаемых лам. В лхаканах, имеющих обычно только одно помещение, устанавливаются статуи тех божеств, которым посвящаются лхаканы: Майтрее (бурятские Майдари), Цзонкабе и др.

В зависимости от выполняемых функций в сложной административно-хозяйственной структуре буддийских монастырей среди мона­хов за многие века сложилось несколько типов иерархий. Дви­жимое и недвижимое имущество дацанов находится в ведении казначейства (джасы) во главе с ламой-казначе­ем — нирбой. Джаса подразделяется на «джасу дацана», принадлежащую всей общине в целом, и «джасу лам и хувараков», распределяемую среди духовенства в зави­симости от должностной иерархии и духовных степеней лам.

Первые Дацаны в Бурятии и Туве не были стационарны­ми, а размещались в войлочных юртах обычно при став­ке правителя родовой этнической группы и перекочевывали вместе с ней. Согласно дацанским хроникам, уже в 1707 у сартулов существовал свой войлочный дуган. Даты осно­вания Дацана в разных источниках различаются, т. к. в од­них случаях бралась дата начала их фактического функци­онирования, в других — дата регистрации в административных органах. В 1741 был основан Цонгольский (Хилгантуйский) да­цан, в котором войлочные дуганы постепенно были заменены на деревянные. Цонгольский дацан стал первым стационарным дацаном в Забайкалье. В 1741 основан Тамчинский (Гусиноозерский) дацан; в 1773 — Кудунский (Даший-Лхумболинг); в 1775 — Анинский (Гандан-Шиддублинг); в 1770 — Джидинский; в 1786 — Тугнуйский (Даший-Чойнхорлинг) и Ацайский; в 1769 — Сартольский; в 1773 — Учотуевский; в 1762 — Бултумурский; в 1765 — Аракыретуевский; в 1765 —Загустаевский; в 1801 — Тогчинский; 1802— Гунэйский; в 1810 — Иройский; в 1811 —Агинский дацан (в 1825 от него отделил­ся Эгитуевский дацан); в 1814 — Аларский; в 1818 — Баргузинский; в 1825 — Тарбагатаевский; в 1826 — Ацагатский (Гандан Дарджилинг), Хужиртаевский и Цугольский (Даший Чойпэллинг); в 1826—28 — Чесанский (Гандан-Дашийлинг), в 1829 — Болакский; в 1830 — Янгажинский и Боргалтаевский; в 1831 — Цолгинский и Кударинский; в 1832 — Ольхонский; в 1838 — Бырцуевский.

К начале XIX в. число лам в Забайкалье превышало 2,5 тыс., что вызывало обеспокоенность правительства и православного духовенства. 15 мая 1853 Сенат утвердил «Положение о ламайском духовенстве в Восточной Сибири», которым устанавливались допустимое число Дацанов и лам (штат 34 Дацанов состоял из 285 единиц, из расчета один лама на 200 прихожан), порядок их комплектования и принципы управления церковью. После Февральской революции и в первые го­ды советской власти все ограничения на открытие новых Дацанов были сняты, в связи с чем в Забайкалье было заложено 10 новых дуганов и Дацанов (Семиозерский, 1908; Кондинский, 1909—10). Бурятские Дацаны вели широкую благотворительную и просветительскую деятельность, оказывали значительную помощь российским уче­ным в сборе материалов и коллекций. Многие хамбо-ламы тесно сотрудничали с Русским географическим обществом и ведущими российскими университетами. На личные пожерт­вования хамбо-ламы Дампила Гомбоева (1831—96) в Чите были открыты женская гимназия и мужское средне-специальное учебное заведение. Дацаны издавали обрядовую, учебную и на­учно-популярную литературу на тибетском и монгольском языках. В годы Русско-японской и Первой мировой войн в бурятских Дацанах собирали средства для помощи раненым. На собранные деньги был открыт ряд лазаретов.

Советская власть в рамках своей антирелигиозной поли­тики повела борьбу с буддийским духовенством. Су­ществующие Дацаны закрывались и зачастую просто разрушались. Имущество национализировалось или уничто­жалось. В конце 1930-х гг. из 46 действующих дацанов в Бурятии не осталось ни одного. Многие ламы и активные ве­рующие из мирян были подвергнуты репрессиям, физи­чески уничтожены; значительное число успело эмигрировать в Монголию и Китай. Буддийская сангха в Бурятии фактически прекратила свое существование. В годы Великой Отечественной войны началось восстановление буддийской церкви. В 1946 основан Иволгинский дацан, ставший резиденцией Центрального духовного управления буддистов СССР, и началось восстановление Агинского дацана в Бурятском национальном округе Читинской области.

К началу XXI в. в Бурятии, Усть-Ордынском и Агинском автономном округе возрождены и действуют 22 Дацана: Абатанатский, Агинский, Анинский, Аршанский, Ацагатский, Бичуринский, Бортойский, Закаменский, Ивол­гинский, Курумканский, Кижингинский, Кыренский, Мурочинский, Мухоршибирский, Окинский, Сартул-Гэгэтуйский, Тамчинский, Угданский, Хоринский, Цугольский, Чесанский, Эгитуйский. Большинство бурятских Дацанов объединены в «Традиционную буддийскую сангху России», некоторые Дацаны и буддийские общины входят во всероссийскую ассоциацию буддийских общин «Духовное управле­ние буддистов России».

Лит.: Позднеев А.М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношением се­го последнего к народу. СПб., 1887; Dandaron B.D. Aginsky monastery //Encyclopedia of Buddihsm. Ceylon, 1961; Ламаизм в Бурятии XVIII — начала XX века. Структура и социальная роль культовой системы. Новосибирск, 1983; Барадин Б. Буддийские монастыри //Альманах «Опепг.». СПб., 1992. Вып. 1; Жамсуева Д. С. Агинские дацаны как памятники истории и культуры. Улан-Удэ, 2001.

С.Ю. Лепехов

 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири