ЧИНОВНИЧЕСТВО сибирское, региональная часть общероссийской социальной группы. В широком смысле слова к чиновничеству относились все лица, находившиеся на государственной службе и профессионально участвовавшие в управлении; в узком смысле — совокупность лиц, имевших чины и состоявших на гражданской службе. Организуя систему управления (см. Воеводское управление и суд в Сибири; Управление Сибирью), власть создавала приказные палаты, земские избы, суды и т. п.
Вместе с воеводами в Сибирь прибывали дьяки и подьячие. Сибирский административный аппарат не только в первые десятилетия, но и много позже выполнял и управленческие, и военные, и хозяйственные функции. Порядок его комплектования и вознаграждения, состав, должностные обязанности изменялись вместе с изменением системы управления. В первой четверти XVIII в. положение чиновничества было оформлено законодательно. Табель о рангах 1722 ввела единую систему чинов, узаконила замещение постов в армии и государственном аппарате по личным заслугам, способностям и опыту. Все чиновничество разделилось на классное (существовало 14 класс, низший класс, или чин, — коллежский регистратор, высший — действительный тайный советник) и внетабельное (канцеляристы, подканцеляристы, копиисты). Чиновник назначался на определенную должность в административном аппарате в соответствии с имевшимся у него чином. Важную роль в управлении в XVIII и даже в XIX в. играли военные. Многие чиновники, особенно Министерства внутренних дел, продолжали числиться на военной службе, имея соответственно военные, а не гражданские чины. С 1764 все чиновники стали получать государственное денежное жалованье. В первой половине XIX в. процесс бюрократизации государственного аппарата резко ускорился. Порядок определения на службу, прохождения ее, награды и поощрения, наказания, выход на пенсию в XIX в. определялись «Уставом о службе гражданской» (1832).
Чиновничество сибирское, как и во всей России, делилось на несколько слоев. Высший составляли чиновники 1—5-го (в провинции — 3— 5-го) классов — от генерал-губернаторов до председателей губернских правлений, судов, казенных и контрольных палат и т. п.; средний — чиновники 6—9-го классов, занимавшие должности советников в губернских органах или глав уездных учреждений; низший — чиновники 10—14-го классов, служившие столоначальниками, контролерами, секретарями, заседателями и т. п.
Карьера чиновника в значительной степени зависела от его происхождения. Дворянство в Российской империи по закону вплоть до конца XIX в. имело серьезные преимущества при получении очередных чинов, должностей и наград. В сибирском административном аппарате, как и в общероссийском, преобладало отнюдь не дворянство. Даже на высших должностях губернского уровня, за исключением губернаторов, было немало выходцев из духовенства, купечества, мещан и еще больше — из самого чиновничества. В средних и, тем более, низших слоях чиновничества дворян было очень мало.
В Сибири местных уроженцев в высшем слое чиновничества было немного. Однако их было немало в составе среднего чиновничества, а в низшем слое они составляли абсолютное большинство.
Начиная с инициированного М.М. Сперанским указа 1809 (указ ставил условием производства в чин коллежского асессора высшее образование или сдачу соответствующего экзамена) в систему чинопроизводства стал вводиться образовательный ценз. Полученное образование определяло чин, с которого молодой человек начинал службу, а также сроки выслуги следующих чинов. В течение XIX в. происходил неуклонный рост образовательного уровня. Постепенно от чиновников стало требоваться специальное образование. С началом реформ 1860-х гг. для замещения ряда высоких должностей все чаще надо было иметь не просто высшему, но и соответствующему профилю ведомства образование.
Подготовка образованных чиновников в самой Сибири затруднялась отсутствием развитой системы образования: в первой половине XIX в. существовало всего 3 гимназии, первый университет появился только в 1888. Привлечение кадров из Европейской России осложнялось значительными трудностями службы в Сибири: удаленность от родовых имений, необходимость отправлять детей на далекое от дома расстояние для получения образования, высокие цены на все привозные товары, огромные расходы на поездки «в Россию» и т. д. Недостаток чиновников заставлял правительство делать исключения из общих правил, создавая особую систему льгот для приезжавших в Сибирь на службу. В начале XIX в. чиновники, направлявшиеся из Европейской России в Иркутскую, Томскую и Тобольскую губернии, награждались следующим чином и получали казенные прогоны по новому чину. За это они обязывались прослужить в Сибири не менее 3 лет. Ехавшие на Камчатку получали еще половину годового жалованья. При издании знаменитого указа 1809 об экзаменах на чин было сделано специальное исключение для служивших в Сибири и направлявшихся туда. От чиновничества сибирского не требовалось высшего образования. В формулярах много чиновников нашли отражение поездки в Сибирь за чином. Для привлечения на службу молодых образованных людей из дворянства центральных губерний правительству в середине столетия пришлось пойти на введение новой системы льгот и поощрений. Так, при переходе на службу в Сибирь чиновник получал внеочередной чин, после каждых 5 лет службы полагалась надбавка к жалованью и т. п. Тем не менее кардинально изменить ситуацию не удалось, жалобы и сетования на трудность службы в столь отдаленном и суровом крае и на недостаток в связи с этим желающих служить там неизменно повторялись в отчетах и докладах сибирских администраторов.
Имущественное положение чиновников определялось не только размерами казенного жалованья, но и имевшейся наследственной и приобретенной собственностью. Однако для абсолютного большинства чиновников основными и даже единственными легальным источником доходов являлось казенное содержание. У высокопоставленных чиновников оно слагалось из жалованья, столовых и квартирных денег. Жалованье обычно составляло 2/5, столовые деньги — также 2/5 и квартирные деньги — 1/5 содержания. Если чиновнику предоставлялось казенное помещение, что обычно полагалось губернатору, то квартирные деньги ему не выплачивались. Лицо, занимавшее несколько должностей, квартирные деньги получало только по высшей из них. Немалое значение имели также прогонные деньги, при отправлении в Сибирь впервые обязательно выдавались и подъемные. Размеры жалованья зависели от чина, должности, ведомства, губернии. Кроме того, полагались добавочное содержание, разъездные, столовые, квартирные. Реально у чиновников высшего слоя размеры содержания были сравнительно высоки и обеспечивали достойный их статуса образ жизни. При менее значительных чине и должности не полагалось большого оклада. Его не хватало тем, кто имел многочисленные семьи. Большинство мелких чиновников едва сводило концы с концами. Особо важным для чиновников всех рангов было право на пенсию. Им пользовались только государственные служащие. Пенсию получали либо сам чиновник по выходе в отставку, либо семья в случае его смерти. Чтобы получить полный оклад пенсии, требовалось выслужить не менее 35 лет, 2/3 от него — 30, треть — 20 лет. Для служивших в Сибири и на Кавказе сроки уменьшались, что являлось немаловажной привилегией.
Абсолютное большинство даже высших чиновников Сибири обладало собственностью незначительных размеров — несколько дворовых, деревянный дом в городе. Часть чиновников официально жила не только на жалованье и доходы от имений, но и занималась предпринимательской деятельностью. Существовали широчайшие возможности для взяток, «темных поборов» с крестьян и прочих вполне криминальных доходов. Официальное содержание, получаемое средним и тем более низшим чиновничеством, не обеспечивало их существования. Отсутствие легальных возможностей решить эту проблему толкало на прямые нарушения законов, наиболее распространенными из которых были «темные поборы» — сборы с населения на содержание местных органов власти, прежде всего волостных писарей и земской полиции.
С конца 1860-х гг. ряд ведомств стал привлекать на работу по найму женщин и вольнонаемный персонал. Особенно широко эта практика осуществлялась в период Первой мировой войны. После Февральской революции и до утверждения советской власти старое чиновничество сохранялось. Порядок службы по-прежнему регулировался Табелью о рангах и «Уставом о службе гражданской». Даже при замене некоторых чиновников в отдельных сферах государственного аппарата (администрация, полиция, частично суд) большинство отстраненных по-прежнему получали пособия и пенсии. Дореволюционное чиновничество было упразднено первыми декретами советской власти.
Лит.: Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1968; Зайончковский П.П. Российское самодержавие в конце XIX ст. М., 1970; Он же. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. М., 1978; Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в. Формирование бюрократии. М., 1974; Быконя Г.Ф. Русское неподатное население Восточной Сибири в XVIII — начале XIX в. Формирование военно-бюрократического дворянства. Красноярск, 1985; Ремнев А.В. Самодержавие и Сибирь. Административная политика в первой половине XIX в. Омск, 1995; Он же. Самодержавие и Сибирь. Административная политика второй половины XIX — начала XX веков. Омск, 1997; Он же. Россия Дальнего Востока. Имперская география власти XIX — начала XX веков. Омск, 2004; Матханова Н.П. Высшая администрация Восточной Сибири в середине XIX века: Проблемы социальной стратификации. Новосибирск, 2002.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей