Церковь Богоявления Господня в Братском остроге, 1843–1844

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF
Автор: Фото Небельтау. 1912 г.

Братский острог был основан русскими первопроходцами в 1631 в устье реки Оки. Острог несколько раз переносился с места на место, пока не был поставлен весной 1654 отрядом казаков под командой Дмитрия Фирсова на левом берегу р. Оки близ впадения ее в Ангару. Одновременно с острожными стенами и башнями была срублена надвратная часовня. В своем донесении Фирсов писал «на воротах поставлена часовня <...> Острог мерою ставлен круг его 120 сажен печатных, а в работе были у острога Иван Козмин да Василий Хорошей с товарищи».

История создания

Первую церковь в остроге соорудили в 1631 (по другим сведениям в 1649). При переносе острога на новое место, вероятно, перенесли и цер­ковь. О церкви упоминается в связи с событиями лета 1654, когда произош­ла битва между бурятами и казаками, закончившаяся победой последних. Тела убитых неприятелей были сожжены, и прах их зарыт недалеко от церкви. В 1675 русский посланник в Китай Николай Спафарий записал «в остроге церковь во имя Пресвятой Богородицы Владимирской». На черте­же С. Ремезова 1701 отчетливо читаются формы довольно крупной де­ревянной церкви, занимающей почти все внутреннее пространство острога. В 1707 ее сменяет другая церковь, с двумя престолами: теплый престол во имя Богоявления Господня, холодный во имя Владимирской иконы Бо- жией Матери. Длина церкви была 9 саженей, ширина 6 саженей 1 аршин.

К началу XIX века церковь значительно обветшала, поэтому в несколь­ких метрах от нее, чуть южнее, в 1843 на средства прихожан строится новая деревянная церковь. Проект церкви был составлен неизвестным пе­тербургским архитектором по просьбе декабриста П.А. Муханова (эти сведения докуметально не подтверждаются. – Ред.), отбывав­шего в 1833-1842 ссылку в Братске. В памяти сельчан сохранилось имя строителя - им был плотник М.С. Карпов. Новый храм, так же как и старый, был с двумя приделами: зимним во имя Богоявления Господня (освящен в 1843) и летним во имя Владимирской иконы Божией Матери (освящен в 1844). Древний иконостас, с иконами старой живописи, освященными пер­вым иркутским епископом Святителем Иннокентием Кульчицким, по ут­верждению жителей села, был перенесен из иркутского Кафедрального Бо­гоявленского собора. В 1910-е годы в приходе церкви значилось более 950 человек и было две приписных церкви: Спасская в с.Спасопустынском и Кирико-Иулитская в д. Пьяновской.

В 1925 церковное здание было принято под государственную охра­ну как памятник архитектуры (постановление Иркутского губисполкома). До 1934 в церкви продолжались богослужения. В тот год пожар уничтожил в Братске школу, и община верующих Богоявленской церкви добровольно передала сельсовету во временное пользование церковное здание, чтобы там разместилась школа. С тех пор здание к верующим более не возвраща­лось. Постановлением ВСКИК от 11.03.1935 передача здания была узаконе­на без указания сроков возврата, затем его переоборудовали под киноте­атр. С 1948 согласно постановлению Совета Министров РСФСР Богоявлен­ская церковь охранялась государством. При строительстве ГЭС селение было снесено вместе со всеми строениями, независимо от их охранного ста­туса. На месте, где стоял Братский острог, разлилось водохранилище.

Архитектура

Крупная двухэтажная деревянная церковь была построена в формах, присущих каменной архитектуре. Имитация каменных форм была столь тщательной, что даже были воспроизведены сложно выполнимые в дереве цилиндрические формы барабанов. Объемная композиция с пятиглавым храмом и с широкой ротондой под центральным куполом характерна для классицизма. В плане квадратный храм дополнялся прямоугольными вы­ступами притвора и алтаря под двускатными кровлями с фронтонами. Руб­ленные из бревен стены были обшиты гладкими досками и, вероятно, окра­шивались с выделением деталей белым цветом. Строгие пилястровые пор­тики по четырем сторонам подчеркивали монументальность и торжествен­ность храма. Декор фасадов был очень строг и лаконичен, основной орна­ментальный мотив — дощатые накладки по фризу портиков и ротонды, ими­тирующие триглифы. Богоявленская церковь была редким примером гра­мотного применения стиля классицизм в культовом деревянном зодчестве Восточной Сибири первой половины XIX в.

Отдельно от церкви, над проезжими воротами острога, возвышалась массивная ярусная колокольня высотой около 17 метров. Предполагается, что колокольня была возведена в XVIII в. на месте упраздненной над- вратной часовни. В основании колокольни лежали горизонтальные бревна диаметром 85 см, завершалась она шатром с крупной главой, покрытой ле­мехом. Колокольня сохранялась до 30-х годов XX в., но уже в значитель­но перестроенном виде.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Научная работа | Автор(ы): Калинина И. В. | Источник(и): Православные храмы Иркутской епархии XVII — начало XX века: Научно-справочное издание. — М.: Галарт, 2000 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2000 | Дата последней редакции в Иркипедии: 18 марта 2015