БЫТ ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ. В доиндустриальных обществах быт и производство нераздельно связаны друг с другом, для описания жизнедеятельности людей в таких обществах правомерно использовать более широкую категорию — «уклад жизни».
Одним из основных отличий городского быта от жизни людей в традиционно-аграрном обществе является четкое разделение в пространстве и времени производственных и внепроизводственных сфер. Для крестьянской семьи ее дом и двор служат местом и работы, и отдыха, и удовлетворения бытовых потребностей; границы между свободным и рабочим временем не являются четко фиксированными. В индустриальном обществе сфера быта, по существу, выделяется в отдельную область жизни человека. Бытовая жизнедеятельность людей протекает во внепроизводственное время. Часть его может быть занята государственно-организованным обучением или же общественно-политической деятельностью. Но такие занятия не относятся к сфере быта.
По отношению к быту в качестве синонима часто используется понятие «частная жизнь». В нем точно подмечена особенность жизнедеятельности людей в быту: здесь они сами (конечно, под влиянием устоявшихся общественных норм) определяют: что, как и когда будут делать, с кем и какие строить отношения. Тем не менее понятия «быт» и «частная жизнь» неравнозначны.
В жизнедеятельности городского населения Сибири в XX в. сфера быта и бытовых отношений отграничивается как относящаяся к личной, частной жизни человека — вне производства, политики, профессиональных занятий в учреждениях культуры, например, преподавания или обучения в системе образования. Соответственно пространственно-предметные ориентиры для выделения сферы быта включают в себя жилище человека, предметы домашней обстановки и культурно-бытового пользования, окружающую среду обитания: двор, улицу, а в более широком смысле — коммунально-бытовую и культурную инфраструктуру города. Учреждения культурного и бытового обслуживания (например, столовые, кинотеатры) в случае обращения к ним человека для удовлетворения каких-либо материально-бытовых или культурных потребностей представляют для него также условия быта. Однако сами по себе они относятся к отраслям общественного хозяйства. Деятельность работающих там людей является профессиональным занятием.
Ведущей функцией быта в отличие от производства служит потребление. Однако само потребление выступает только предпосылкой и частью более широкой функции: воспроизводства физических и духовных сил человека, а также его поступательного развития как личности. Такое воспроизводство включает в себя и производство и воспитание новых поколений, т. е. воспроизводство не только одного конкретного человека, но и всего человеческого рода.
Под потреблением обычно понимают удовлетворение материальных потребностей, однако в ткань бытовых отношений и бытовой жизнедеятельности вплетается восприятие культурных, ценностей, поэтому потребление включает также освоение различных компонентов духовной культуры.
Быт представляет собой исторически развивавшуюся сферу жизнедеятельности. На этапе присоединения Сибири к России происходило основание и формирование первых городских поселений, однако уклад повседневной жизни населения в них практически не отличался от традиционного крестьянского образа жизни. Зачатки городского образа жизни формировались прежде всего у представителей высших слоев общества: чиновного дворянства, духовенства, купечества, в жизнедеятельности которых сфера быта постепенно приобретала самостоятельное значение. Формирование быта как отдельной сферы общественной жизни начинается с ростом городов и городского населения. В начале XX в. в составе жителей Сибири горожане составляли менее 1/10 части, но реально людей, ведущих действительно городской образ жизни, было вдвое-втрое меньше, т. к. значительная часть городов представляла собой большие деревни.
Данные всесоюзных переписей 1926 и 1939 показывают, что за короткое время произошли существенные перемены в составе сибиряков, позволяющие констатировать ускоренное развитие процесса урбанизации. В 1926 в Сибири проживало 11 024 тыс. человек. Городское население составляло 1 415 тыс. (12,8%), сельское - 9 609 тыс. (87,2%). В 1939 в Сибири проживало 14 112 тыс. человек, в том числе в городах — 4 424 тыс., т. е. 31,3%. К началу Великой Отечественной войны городское население Сибири увеличилось еще более чем на полмиллиона и достигало 33,1% от населения региона.
Материальной основой быта человека является его жилище. Психологические потребности людей в уединении, отдыхе, личной жизни формируют ориентацию на автономное существование семьи или индивида в отдельном жилом помещении. Вначале в городе сохраняется тип жилища, продолжающий традицию отдельного крестьянского дома. Но с развитием городов и превращением жилищ, строительства в отрасль индустриального производства типичными становятся многоквартирные дома с отдельными квартирами.
Значительная часть городского населения Сибири в первой половине XX в. по существу не имела своего жилища, проживала в бараках, землянках, снимала так называемые углы. После окончания Гражданской войны приток населения в города Сибири как из центральной части страны в связи с лишениями и голодом, так и из сибирской деревни еще более усугубил жилищный кризис. С 1923 по 1926 население 30 городов Сибири выросло на 158,9 тыс. человек. В результате на 1 городского жителя в Сибирском регионе приходилось в 1926 только 4,8 кв. м жилья, в то время как в среднем по стране этот показатель составлял 5,86 кв. м. Например, жилплощадь городов Кузбасса за 1927—30 выросла в 2 раза, а численность населения — почти в 3 раза. В итоге на начало 1931 здесь имелось в среднем лишь 2,4 кв. м жилой площади на 1 человека. Не лучше обстояло дело и в городах Восточной Сибири, где на 1 проживающего приходилось 2—2,5 кв. м.
В годы первой пятилетки происходило постоянное снижение обеспеченности жильем. В городах Западной Сибири на 1 жителя в 1929 приходилось 4,2 кв. м жилья, в 1930 - 4, в 1931 - 3,8, в 1932 - 3,6 кв. м. В 1930-е гг. развернулось интенсивное строительство жилья в сибирских городах. Только государственный жилой фонд в городских. поселениях Западной Сибири вырос с 2,5 млн кв. м в 1932 до 3,8 млн кв. м в 1937. В городах Восточной Сибири государственный жилой фонд в 1937 составил 3,3 млн кв. м. Но в связи с опережающим ростом городского населения обеспеченность жильем оставалась на уровне 3—4 кв. м. Этот показатель был далек от удовлетворения потребностей горожан в жилье. Дома индивидуальной застройки являлись основным типом жилых строений в сибирских городах. В Барнауле в 1931 они составляли 75%, в Новосибирске — 67,7, в целом по городам Сибири — 72,8% всего жилого фонда. Только к концу 1930-х гг. в связи с возрастанием объемов государственного строительства доля индивидуального сектора в сибирских городах сократилась до 40—50%.
Большое значение для городского быта имеет коммунальное хозяйство. В городах Сибири в первой половине XX в. начинает формироваться коммунально-бытовая инфраструктура. В то время как крестьянин в рамках натурального хозяйства почти целиком находится на самообеспечении, для городского жителя удовлетворение значительной части потребностей зависит от развития инфраструктуры вне стен собственного жилища. Быстрый рост городов, скопление в них больших масс населения потребовали более интенсивного, чем прежде, развития городского хозяйства: водопровода, канализации, уличного освещения, благоустройства дворов и улиц. Суммарная мощность городских водопроводов Западной Сибири за 1928—36 выросла с 17,8 тыс. до 64 тыс. куб. м воды в сутки, или в 3,5 раза. Средняя подача воды в расчете на 1 жителя в середине 1930-х гг. составила в Новосибирске 24 л в сутки, Новокузнецке — 48, Томске — 25, Омске — 13 л (при санитарной норме 40 л). Установка коллективных водопроводных колонок также позволяла населению сибирских городов сократить затраты времени и сил на доставку воды для домашних нужд. В 1936 таким образом снабжалось водой 70% населения Новокузнецка, 50% — Кемерова, 45% — Ленинска-Кузнецкого, 40% — Прокопьевска.
В связи с тем что ванных комнат в жилищах почти не было, потребность населения в обеспечении личной гигиены удовлетворялась в основном сетью коммунальных и частных бань. В Новосибирской области в 1937 насчитывалось 92 коммунальные бани на 6877 мест. В Алтайском крае в 1937 коммунальные бани обслужили 2852,5 тыс. человек, что было в 1,6 раза больше, чем в 1932. В Восточно-Сибирском крае в 1934 коммунальные бани посетили 5 556 тыс. человек, или в 1,5 раза больше, чем в 1931. В среднем на 1 жителя число посещений бани в год составляло в Анжеро-Судженске 25,9, в Томске — 23,1, в Омске — 15,8 (при санитарной норме 36).
В городах Сибири возник и развивался общественный транспорт. В середине 1930-х гг. автобусное сообщение имелось практически во всех крупных и средних городах. В 1935 в Западной Сибири было перевезено 13 390 тыс. пассажиров, или в 1,5 раза больше, чем в 1933. В Восточно-Сибирском крае в 1931 автобусы перевезли 4 711 тыс., в 1934 — 8 751 тыс. человек.
Одним из направлений развития городского быта стала организация системы питания общественного. Быстрыми темпами росла эта сеть в годы первой пятилетки. На 1 апреля 1931 по Западной Сибири насчитывалось 498 столовых, отпускавших 900 тыс. блюд в сутки. В Восточной Сибири только в системе крайпотребсоюза действовало 453 столовых. Общественным питанием пользовалось 18% жителей. В крупных городах Сибири охват населения общественным питанием был выше, чем в малых. В начале 1931 в Томске он составлял 34,6%, в Новосибирске — 31,2, в Омске — 21,2%. Мощность предприятий общественного питания за годы первой пятилетки выросла в 40 раз. В городах Западной Сибири в 1928 общественным питанием было обеспечено 7,5 тыс. человек, в 1932 — 575 тыс. Годовой денежный оборот общепита возрос за эти годы с 2,4 млн до 166,2 млн руб. Вместе с тем значительное время горожан уходило на обслуживание себя и своей семьи. Здесь нагрузка падала в основном на женщину, которая затрачивала на домашний труд в 3—4 раза больше времени, чем мужчина.
По мере индустриализации общества и формирования городского образа жизни происходит выделение и развитие сферы проведения досуга. На ранних этапах истории восприятие и потребление ценностей духовной культуры является привилегией высших слоев общества. Но в XX в. формируется массовая культура, к которой приобщаются все слои городского населения. Стремление городского населения Сибири к овладению элементами духовной культуры привело к повышению расходов на удовлетворение культурно-просветительских нужд. Городская семья в Сибири во второй половине 1920-х гг. тратила на эти цели в среднем 2—3% бюджета. Выше были эти расходы в крупных промышленных центрах. По данным обследования, проведенного в 1929 Кемеровским райкомом профсоюза горняков, они составляли 3—8% заработка шахтеров. Еще больше на культурные нужды тратила молодежь. В 1928 комсомольцы Красноярска на посещение зрелищных учреждений расходовали 7,9% зарплаты, на покупку газет и разной литературы — 12,8%. В 1930-е гг. привычным предметом домашней обстановки в городских жилищах становился радиоприемник. В 1932 в Западно-Сибирском крае работало 102 радиоузла, которые транслировали радиопередачи на 40 тыс. радиоточек. Росло число радиоточек в Восточной Сибири, хотя медленнее, чем в Западной Сибири. Только в Красноярском крае число радиоузлов выросло с 49 на 1 января 1935 до 58 в начале 1937, а количество радиоточек увеличилось соответственно с 10 тыс. до 20,5 тыс.
Данные о частоте посещения кинотеатров в городах Сибири в целом не очень отличаются от средних показателей по стране. По сведениям ВЦСПС 1932, 1 житель посещал кино около 33 раз в год. Обследования в 1936 рабочих завода № 104 в Иркутске показали, что они бывали в кинотеатрах 2—3 раза в мес. Таким образом, в годы первых пятилеток посещение кино стало типичным видом культурного отдыха горожан. Все более распространенной формой культурного досуга становилось посещение театральных спектаклей, цирковых представлений, концертов. В 1931 в городах Сибири на 40 тыс. жителей приходился в среднем 1 театр. Увеличивалось год от года число мест в зрелищных учреждениях региона. Если в 1929 число мест в театрах составляло 4 тыс., в цирках — 900, то в 1931 — соответственно 9,3 тыс. и 9 тыс., в 1932 — 15 тыс. и 17 тыс. На 1 января 1935 в Сибири было 36 театров и цирков, в которых насчитывалось 33,1 тыс. мест. Быстрыми темпами росла численность зрителей: в 1929 театры и цирки Сибири посетило 420 тыс. человек, в 1930 - 840 тыс., в 1931 - 2 840 тыс., в 1932 — 5 450 тыс. Только в театрах Иркутска в 1931 побывало 416 тыс. человек. В 1936—37 театры Западной Сибири поставили более 8 тыс. спектаклей, которые просмотрело 4 521,1 тыс. человек. В целом в 1920—30-е гг. сложилась устойчивая привычка городского населения посвящать часть свободного времени театральному искусству.
Специфика индустриального труда с его монотонностью и выполнением узких однообразных операций заставляет уделять особое внимание развитию способностей человека в свободное время. С этим связано и распространение любительских занятий физкультурой. Спорт становится частью массовой культуры индустриального общества. Количество участников физкультурного движения в Сибири возрастало из года в год. В 1931 в городах и рабочих поселках Западной Сибири насчитывалось более 67 тыс. физкультурников, на 1 мая 1932 — 69 тыс. В Восточной Сибири их число в 1933 составило около 40 тыс. В Новосибирске в 1928—29 было 2,2 тыс. физкультурников, в 1933 — 8,3 тыс., в 1934 — 15,7 тыс., в 1936 — 20 тыс., в 1937 — 30 тыс. Большое значение в пропаганде физкультуры и спорта имели массовые спортивные праздники, эстафеты, привлекавшие большое число зрителей. Действенным средством оживления физкультурной работы стала организация рабочих спартакиад. Западно-Сибирский краевой совет физкультуры в постановлении от 22 мая 1931 наметил провести спартакиады на всех предприятиях и затем в городах края. После городских спартакиад состоялась краевая спартакиада. В Восточной Сибири 10—15 августа 1932 также была проведена первая краевая профсоюзная спартакиада. Летом 1935 в регионе прошли заводские, районные и 19 городских спартакиад. 6—9 августа 1935 в Иркутске состоялась 2-я краевая рабочая спартакиада. Для участия в ее финальных состязаниях на старт вышли 369 человек, из них рабочие составляли 59,7%, ИТР — 13, военнослужащие и учащиеся — 27,3%.
Местом отдыха горожан были городские сады и парки. С улучшением их работы возрастало число посетителей. В 1932 в городском саду Красноярска побывало 148,2 тыс. человек, в 1933 — 149,8 тыс. Росло число посетителей городских садов Иркутска, Читы, Владивостока и других городов. В 1930-е гг. в быт горожан вошли массовые праздники. В городскую жизнь трансформировалась сельская традиция народных гуляний. Так, 18 августа 1934 в Новосибирске с большим успехом прошел День авиации: празднично оформлялись улицы, работало более 100 торговых точек, играло 5 духовых оркестров, по городу прошли массовые шествия, в городском аэропорту были устроены митинг и гулянье, состоялись праздничные вечера в домах культуры. Традиция массовых народных гуляний на площадях, в садах и парках прочно утверждалась в быту горожан. В программу мероприятий в праздничные дни обязательно входили выступления отдельных артистов и коллективов художественной самодеятельности, спортивные игры. Несмотря на имевшиеся недостатки, работа по организации массового отдыха постепенно вносила перемены в проведение досуга горожан. Утверждалась привычка к активному отдыху на свежем воздухе.
Эти тенденции прервала Великая Отечественная война. Большинство жителей тыловых районов оказалось на грани выживания. Материальные и людские ресурсы сибирских городов направлялись на обеспечение потребностей фронта, практически прекратилось производство потребительских товаров гражданского назначения. Вводилась жесткая нормированная система распределения продуктов. Нарастали жилищно-бытовые проблемы. Испытывая большую нехватку жилой площади, сибирские города приняли значительную массу эвакуированного населения. К концу 1942 в них проживало 908,2 тыс. эвакуированных, многие размещались за счет уплотнения местных жителей. Усилился приток людей из сельской местности, в том числе в ходе регулярно проводившихся мобилизаций, для работы на оборонных заводах, других промышленных предприятиях и транспорте. Под жилье приспосабливались хозяйственные и культурно-бытовые помещения, в общежитиях устанавливались 2-ярусные нары. Строились каркасно-засыпные бараки и землянки. Но и такого жилья не хватало. К концу войны на 1 жителя в Новосибирске и Омске приходилось в среднем 2,7 кв. м жилплощади, в Барнауле, Бийске, Рубцовске — 2,2, в Томске — 3,6, в Красноярске — 3,3, в Улан-Удэ — 2,2, в Якутске — 2,5 кв. м. В очень тяжелом положении находилась молодежь, проживавшая в бараках-общежитиях, где не было мебели, посуды, постельного белья, своевременно не заготавливалось топливо. Трудно было приготовить горячую пищу, высушить одежду и обувь.
Приход на производство женщин, ранее занятых в домашнем хозяйстве, городской и сельской молодежи, сокращение внерабочего времени определили развитие системы общественного питания. Уже в первый период войны сеть столовых в сибирских городах увеличилась почти на треть. Но эти «очаги общепита» имели ограниченные продовольственные фонды и не могли обеспечить доброкачественное питание. Позитивные изменения проявились с середины 1943, что было связано с развитием подсобных хозяйств предприятий и более активным использованием местных продовольственных ресурсов.
Практически не развивалось коммунальное хозяйство, ухудшалось санитарное состояние городских улиц и дворов. Их уборка, вывоз мусора производились редко. Лишь весной 1944 в большинстве сибирских городов была проведена капитальная санитарная очистка территорий при активном участии самих горожан. Немногочисленные коммунальные и ведомственные бани часто простаивали из-за отсутствия топлива и электроэнергии. Городскому жителю приходилось отстаивать длинную очередь, мыться в тесноте. Общественный транспорт в крупных сибирских городах был представлен трамваем. Но вагоны не ремонтировались, все реже выходили на линию. В Новосибирске в начале 1943 действовало 29 трамваев, а к январю 1944 их осталось всего 10. Большинство горожан вынуждены были ходить пешком.
Несмотря на изнурительный труд, тяготы быта, молодежь находила время для развлечений, «посиделок» и танцев. Наиболее распространенным развлечением горожан в военные годы являлось кино. Фильмы показывали в заводских клубах 1—2 раза в неделю. Демонстрировались прежде всего киноленты, способствовавшие воспитанию патриотических чувств. С 1943 в общежитиях стали устраиваться красные уголки, в которых имелись газеты и журналы, небольшие библиотеки, шахматы и шашки. Проводилась культурно-просветительская работа: лекции, встречи с фронтовиками, литературные читки и вечера.
Огромное воздействие на духовную жизнь населения Сибири оказала эвакуация крупных высокопрофессиональных творческих коллективов из западных районов страны. В сибирские города прибыли театр им. Е. Вахтангова, Московский театр оперетты, Центр, детский театр, Ленинградский академический театр драмы им. А.С. Пушкина, Украинский театр оперы и балета, Харьковский театр оперы и балета, Белорусский государственный театр драмы, джаз под руководством Л. Утесова, симфонический оркестр под управлением Е. Мравинского и др. Они приложили много сил и творческой энергии для приобщения сибиряков к высшим достижениям театрального искусства.
В послевоенный период восстановительные процессы охватили не только производство, но и сферу быта. В Сибирском регионе вторая половина 1940-х и 1950-е гг. стали важным этапом в урбанизации и формировании городского образа жизни. Масштабное индустриальное освоение Сибири определило быстрый рост городского населения, которое в начале 1959 превысило 9 млн человек, или увеличилось в 2 раза по сравнению с 1939. В конце 1950-х гг. доля горожан составляла более половины всех жителей региона.
С большим напряжением в быстро растущих городах решалась жилищная проблема. Коренной перелом наметился лишь во второй половине 1950-х гг., когда возросший экономический потенциал советского общества и усиление социальной политики государства позволили резко увеличить темпы жилищного строительства. Если в 1946—50 в Новосибирске было введено в строй 210 тыс. кв. м жилплощади, в 1951—55 — 447 тыс., то за 1956—59 — 1 376 тыс. кв. м. Население Омска в 1956—57 получило 730 тыс. кв. м жилья, или в 2 раза больше, чем за предыдущие 5 лет. Впервые за десятилетия социалистического строительства произошел существенный сдвиг в обеспечении городского населения Сибири жилплощадью. В Новосибирске в 1940 ее размер в расчете на 1 человека составлял 3,5 кв. м, в 1955 — 3,7, в 1960 — уже 5,6 кв. м. В Омске этот показатель в 1950 равнялся 3,4 кв. м, в 1956 — 3,8, в 1960 — 5,8 кв. м. В целом по городскими поселениям Сибири в начале 1960 обеспеченность жильем достигла 5,9 кв. м, что практически соответствовало среднероссийскому уровню. Не отдельные семьи, а массы горожан переселялись в благоустроенные многоэтажные дома. В январе 1960 в городском общественном жилом фонде удельный вес жилплощади, оборудованной водопроводом, в Западной Сибири составил 25%, в Восточной Сибири — 18, канализацией — соответственно 19 и 16, центральным отоплением — 23 и 19, ванной (душем) — 13 и 11%. Именно в данное время эти коммунальные удобства стали входить в быт горожан. Больше капитальных вложений стало направляться на развитие коммунального хозяйства и бытового обслуживания. Если в 1955 потребление населением Новосибирска воды из водопроводной сети составляло 45 л на 1 человека, то в 1959 — 98 л. Расширились благоустроительные работы: многие улицы и площади в сибирских городах впервые получили асфальтовое покрытие, высаживались в большом количестве деревья, кустарники, цветы. Однако коренная реконструкция быта горожан в Сибири только начиналась и протекала заметно медленнее, чем в европейской части страны.
Быстрый рост городских поселений требовал ускоренного развития транспортной сети. В первые послевоенные годы важнейшей задачей являлось восстановление и развитие трамвайного сообщения. К началу войны оно функционировало в Омске, Новосибирске, Сталинске (Новокузнецке), Кемерове, Прокопьевске. В 1947 трамвай был пущен в Иркутске, в 1948 — в Барнауле, в 1949 — в Томске, в 1958 — в Улан-Удэ, в 1960 — в Бийске. Новым видом пассажирского транспорта стал троллейбус. Впервые в Сибири его ввели в эксплуатацию в ноябре 1955 в Омске. Первая троллейбусная линия в Новосибирске открылась в ноябре 1957, позднее троллейбусы появились в других сибирских городах. Развитие электрифицированного транспорта — экономичного и не загрязняющего воздух — имело большое социально-экономическое значение для городской среды. Однако основной объем пассажироперевозок выполняли автобусы. Только в Новосибирске их число возросло с 85 в 1953 до 170 в 1961. Жители города получили возможность пользоваться услугами такси. В 1960 новосибирцев обслуживало свыше 600 автомобилей, тогда как в 1950 — всего 27. В то же время развитие транспорта не соответствовало потребностям быстро растущих городов. Нарушался график движения, автобусы, троллейбусы и трамваи в часы пик были сильно перегружены. Нередко с трудом удавалось «поймать» свободное такси. Транспортная проблема в Сибири ощущалась острее, чем в европейской части страны. В 1962 количество поездок на всех видах транспорта в среднем на 1 жителя в Омске, Новосибирске, Красноярске составляло 87 % от этого показателя в Горьком, Куйбышеве, Воронеже. Сибиряки затрачивали на передвижение к месту работы и обратно на 35—40% больше времени.
Крупные изменения произошли в отраслях социальной сферы, призванных облегчать домашний труд. Значительно расширилась система общественного питания. В 1950 она насчитывала в Сибири 7,4 тыс. столовых, буфетов, кафе и ресторанов, в 1958 — 12,2 тыс. В 1956 начался массовый перевод предприятий общепита на самообслуживание, что позволило намного увеличить их пропускную способность, а посетители стали затрачивать в 2—3 раза меньше времени на обед. К концу 1960 в сибирских городах по системе самообслуживания работало свыше 60% всех столовых. Использовались новые формы торговли: отпуск обедов по абонементам или на дом с 10%-ной скидкой к цене. Расширилась продажа полуфабрикатов и кулинарных изделий. Открылись первые домовые кухни. Во всех сибирских городах вошли в строй новые бани, прачечные, мастерские по пошиву и ремонту одежды и обуви. Во второй половине 1950-х гг. появились услуги, непосредственно связанные с начавшейся коренной реконструкцией быта городского населения. Стал производиться ремонт технически сложных предметов домашнего обихода — стиральных машин, пылесосов, холодильников, радиоприемников, фотоаппаратов. Однако в Сибири бытовое обслуживание в целом в меньшей мере воздействовало на повседневную жизнь горожан, чем в европейской части страны. Работающие женщины в Новокузнецке и Новосибирске тратили на домашнее хозяйство на четверть больше времени, чем в крупных городах западных районов России.
Расширились возможности для более разнообразного проведения досуга, реализации индивидуальных интересов и увлечений горожан. В городах Сибири преимущественно крупными промышленными предприятиями были построены хорошо оборудованные дворцы и дома культуры, в облике которых отразились архитектурные вкусы эпохи. Особенно быстро росла киносеть. Уже в 1956 число киноустановок в Сибири превысило 7 тыс., тогда как в 1950 их имелось 4 тыс., в 1940 — 2,8 тыс. Это обусловливалось, с одной стороны, огромным интересом людей к киноискусству, с другой — коммерческой прибыльностью кинопроката, доходы от которого существенно пополняли государственный бюджет. В 1950-е гг. в сибирских городах строились кинотеатры, имевшие 2 кинозала и вмещавшие большое число зрителей. Появились первые широкие экраны. К началу 1960-х гг. завершилась радиофикация Сибирского региона. Радио вошло в быт практически каждой городской семьи, а прослушивание радиопередач стало привычной формой проведения досуга.
Значение для бытовой сферы и духовной жизни населения имело появление телевидения. В крупных городах Сибири телецентры открылись в 1956—57. Первая передача Новосибирской студии телевидения вышла в эфир 7 августа 1957 и продолжалась 2 ч. 14 мин. Были показаны документальные ленты «Путешествие по Швеции», «Из Рима в Милан» и художественный фильм «Весна». В дальнейшем телепрограммы продолжительностью от 2 до 2,5 ч. транслировались 5 раз в неделю. В начале 1960 их могли смотреть 25,5 тыс. семей новосибирцев, имевших телевизоры.
Традиционно высоким оставался интерес к театральному искусству. В 1950-е гг. в городах Сибири работало свыше 40 круп, творческих коллективов. Большой популярностью пользовались новосибирский театр «Красный факел», омский и красноярский драматические, Хакасский областной театр русской драмы, Иркутский театр музыкальной комедии, Бурятский музыкально-драматический театр, Якутский национальный театр оперы и балета и др. Широкую известность приобрел Новосибирский театр оперы и балета. Открытый в мае 1945, он в течение последующих 15 лет показал 5 тыс. спектаклей, которые посетили 7 млн зрителей. С неизменным успехом проходили гастроли творческого коллектива. В 1946— 59 свыше 800 спектаклей было дано в Омске, Томске, Кемерове, Новокузнецке, Прокопьевске, Красноярске, Иркутске, Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Владивостоке, Находке. На этих постановках побывали более 700 тыс. человек.
Среди городских жителей становилось все больше «читающих», что определялось ростом образовательного уровня населения, расширением сети библиотек, развитием книжной торговли. С каждым годом возрастала подписка на периодическую печать. В начале 1960-х гг. в городах Красноярского края затраты времени 1 работающего человека на чтение газет, журналов и книг составили в среднем 8,2 ч. в неделю, тогда как в середине 1950-х гг. — 5,6 ч. В культурно-просветительских учреждениях сибирских городов стали чаще организовываться разнообразные вечера, получили распространение объединения по интересам — клубы молодых семей, пенсионеров, новаторов производства и др. Возникли и приобрели большую популярность университеты культуры.
Развивалось самодеятельное художественное творчество, были созданы первые народные театры.
Широкое распространение в Сибирском регионе получил туризм. Если в первое послевоенное. десятилетие в турпоходы отправлялись лишь отдельные группы физкультурников, то в конце 1950-х — начале 1960-х гг. в них участвовали уже многие тысячи горожан. Привлекали живописные места Горной Шории, Алтая, побережья озера Байкал и другие. Первый в Сибири клуб туристов был создан в Чите. В 1958 он организовал 130 походов, в которых побывали свыше 3 тыс. жителей города; в 1959 совершили путешествия по окрестностям озер Арахлей и Арей, долинам рек Ингода, Онон и Чикой, другим местам Забайкалья около 7 тыс. человек. Турпоходы входили в повседневную жизнь городского населения, они не только давали людям заряд бодрости, но и способствовали воспитанию любви к своей Родине.
Многие горожане посвящали свободное время охоте и рыболовству. На ряде сибирских предприятий были созданы секции охотников и рыболовов, на берегах рек и в тайге строились рыболовно-охотничьи базы. Чаще стали организовываться коллективные выезды в лес за грибами и ягодами, прогулки на теплоходах. Однако большинство мест массового отдыха городского населения Сибири было слабо благоустроено. В них отсутствовали необходимые санитарно-бытовые помещения, простейшие спортивные и игровые площадки. Живописная местность быстро захламлялась.
В 1950-е гг. в городах Сибири новые импульсы развития получили физкультура и спорт. Проводились массовые спортивные состязания, которые охватывали большое число участников. Настоящими праздниками спорта стали зимние и летние спартакиады профсоюзов, проходившие в 1955—56. В целом число рабочих, ИТР, служащих, учащихся, занимавшихся физкультурой и спортом, за годы послевоенных пятилеток увеличилось в Сибири в несколько раз и составило к началу 1960-х гг. около 750 тыс. человек. Регулярно тренировались и участвовали в соревнованиях примерно 10% работающих, студентов и школьников. Следовательно, среди жителей сибирских городов значительно возросла доля тех, кто связал свой образ жизни с физической культурой. Однако для большинства горожан спорт продолжал оставаться зрелищем, а не сферой непосредственного участия.
1960—80-е гг. стали завершающим этапом индустриально-урбанистического освоения восточных районов России. Основными факторами экономического развития Сибирского региона в это время являлись разработка нефтегазовых месторождений Крайнего Севера, формирование и развитие восточно-сибирских территориально-производственных комплексов, рост промышленного производства, обусловившие кардинальные социально-демографические перемены. В 1979 в Сибири проживал 21,1 млн человек, в том числе в городах — 14,3 млн, в 1989 — соответственно 24,2 и 17,5 млн. В конце 1980-х гг. горожане составляли более 70% жителей региона.
Под влиянием экономических и социально-демографических процессов в повседневной жизни горожан произошли существенные изменения. Ввод в действие комбинатов крупнопанельного домостроения позволил резко увеличить масштабы жилищного строительства. В городах и рабочих поселках начинается возведение многоэтажных домов. В 1960-е — первой половине 1980-х гг. в Сибири было сдано в эксплуатацию 218 млн кв. м жилья, городской жилфонд вырос в 2,7 раза. За 25 лет жители городов получили 4,7 млн квартир, а обеспеченность жилплощадью в расчете на 1 человека выросла с 5,9 до 14 кв. м. Многие горожане, проживавшие ранее в деревянных домах и каркасно-засыпных бараках, смогли улучшить свои жилищные условия. Более 80% семей были обеспечены квартирами с центральным отоплением, водопроводом и канализацией. Вместе с тем качественное состояние жилых помещений оставалось низким. Квартиры имели узкие вход, двери, маленькие прихожие и кухни, совмещенные санузлы, низкие потолки. Начавшееся в конце 1970-х гг. сокращение масштабов строительства жилья и высокий рост населения, особенно в новых районах индустриального освоения, способствовали новому обострению жилищной проблемы.
Массовое переселение горожан из бараков и частных домов в относительно благоустроенные квартиры изменило их быт. В повседневный обиход вошли ковровые изделия, мебельные гарнитуры, бытовая техника, домашний телефон, которые еще в конце 1950-х гг. считались предметами роскоши. В 1974 на каждые 100 городских семей в Сибири приходилось 86 телевизоров, 80 холодильников, 83 стиральных и 66 швейных машин. Более трети семей пользовались магнитофонами и фотоаппаратами. Во второй половине 1970-х гг. в связи с пуском Волжского автозавода началась массовая «автомобилизация» населения. В 1980 в Сибирском регионе на 1 тыс. человек приходилось 34 легковых автомобиля личного пользования, в 1985 — 50. Широкое распространение в быту получили средства связи. В 1980-е гг. в Западной Сибири число домашних телефонов выросло в 2 раза, в Восточной Сибири — в 2,3. В целом перемены в повседневной жизни способствовали росту уровня жизни городского населения.
В 1960—80-е гг. в городах Сибирского региона интенсивно развивались отрасли социальной сферы. Продолжалось расширение сети учреждений общественного питания. Их число в восточных районах РСФСР выросло с 18,2 тыс. в 1961 до 38,1 тыс. в 1985, годовой денежный оборот на 1 человека — более чем в 2 раза. Общественные столовые получили широкое распространение в основном на производстве и в образовательных учреждениях. Несмотря на рост их количества, в заведениях общепита не хватало посадочных мест. В 1975 в среднем по Сибири на 1 место в столовых, кафе и буфетах приходилось 15 человек. Качество питания и сервис в учреждениях общепита не отвечали запросам населения.
В городах Сибири сложилась разветвленная сеть предприятий бытового обслуживания. В 1970-е — первой половине 1980-х гг. их количество в регионе выросло в 1,2 раза, объем услуг на душу населения — в 2,2 раза. Вместе с тем система бытового обслуживания слабо ориентировалась на структуру потребления горожан. Наименее развитыми оставались услуги по ремонту жилья, мебели, обслуживанию транспортных средств, пошиву обуви, прокату бытовой техники.
Наряду с жилищным обеспечением и бытовым обслуживанием населения одной из главных социальных проблем являлось развитие транспортной инфраструктуры. Наиболее распространенными видами городского общественного транспорта оставались автобусы, трамваи, троллейбусы. Несмотря на рост пассажирооборота, обеспеченность горожан общим транспортом оставалась низкой. В 1980-е гг. в Омске, Томске, Барнауле, Красноярске, Чите и других городах на 1 тыс. человек населения приходилось менее 10 автобусов. В Новосибирске их нехватка частично была компенсирована введением в эксплуатацию первого в восточных регионах страны метрополитена (см. Метро). Его строительство началось 12 мая 1979, когда на месте нынешней станции «Октябрьская» была забита первая свая. В 1985—87 открылось движение на Ленинской линии от станции «Красный проспект» до станции «Студенческая» и на участке Дзержинской линии — от железнодорожного вокзала до Красного проспекта. В 1989 пассажирооборот Новосибирского метрополитена достиг 62,1 млн человек. Его создание позволило отчасти снизить загруженность автобусов, трамваев и троллейбусов, сократить для горожан время проезда в общественном транспорте.
Под влиянием перемен, происходивших в социо-культурной среде городов, расширились возможности для организации досуга их жителей. Введение 5-дневной рабочей недели способствовало увеличению свободного времени горожан. Благоприятные условия для активного отдыха населения создавались в результате развития инфраструктуры культурно-досуговых учреждений. В 1980 в Сибири число массовых библиотек достигло 10,9 тыс., клубов — 13,8, киноустановок — 16,3. В регионе имелось 134 бассейна, 284 стадиона, 7 850 спортивных залов, а также множество спортивных площадок, созданных внутри городских кварталов. Жители городов часто отдавали предпочтение неорганизованному досугу, ориентированному на уличное общение, посещение кафе, участие в любительских объединениях. В условиях широкого распространения телекоммуникационных средств массовой информации значительную часть свободного времени горожане посвящали просмотру телепередач. Аудитория телезрителей стремительно росла. Если в первой половине 1970-х гг. телевизионным вещанием было охвачено 65—70 % населения Сибири, то в конце 1980-х гг. — более 90%. Доступность и высокая информационная насыщенность телевидения повлияли на снижение потребности горожан в посещении театров, библиотек, музеев, занятиях физкультурой и спортом.
Несмотря на рост уровня жизни населения, в 1960— 80-е гг. не было преодолено одно из ключевых противоречий освоения Сибири в XX в. — резкая диспропорция в развитии материального производства и социальной сферы. Регион традиционно отставал по показателям материально-бытового обеспечения от более развитой в социальном отношении европейской части страны. Провозглашенная в годы перестройки «активная и сильная» социальная политика, предусматривавшая «опережающий рост уровня жизни населения в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока», осталась на бумаге, что явилось существенным тормозом для проведения реформ. Тем не менее в конце 1980-х гг. в восточных районах России в основных чертах завершилось формирование индустриально-урбанистического образа жизни.
Население России, в том числе ее восточных регионов, заплатило высокую цену за политическое и экономическое преобразования, проведенные в 1990-е гг. Рыночные реформы, сопровождавшиеся значительным спадом производства, привели к прекращению реализации важнейших социальных программ, что отразилось на уровне жизни большинства семей. В начале 1990-х гг. в связи с резким сокращением государственного финансирования социальной сферы жители городов утратили возможности для получения бесплатного благоустроенного жилья. В условиях гиперинфляции и стремительной девальвации доходов населения снизилось потребление товаров и услуг повседневного спроса. Значительно увеличились масштабы преступности, широкое распространение получили наркомания, детская беспризорность и другие социальные аномалии. В то же время сложившиеся материальная основы быта способствовали смягчению негативных последствий «шоковой терапии». В начале XXI в. вновь постепенно начинается повышение качества жизни населения в условиях последовательно развивающейся рыночной экономики.
Лит.: Московский А. С. Рост культурно-технического уровня рабочих Сибири. 1920—1937 гг. Новосибирск, 1979; Исаев В.И. Быт рабочих Сибири. 1926—1937. Новосибирск, 1988; Букин С.С. Опыт социально-бытового развития городов Сибири (вторая половина 1940-х — 1950-е гг.). Новосибирск, 1991; Куксанова Н.В. Социально-бытовое развитие городов Сибири в 1960-е — 1970-е гг. Новосибирск, 1994; Букин С.С, Исаев В.И. Урбанизация Сибири в XX веке: закономерности и особенности //Хозяйственное освоение Сибири в контексте отечественной и мировой истории: Сб. науч. тр. Новосибирск, 2005.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей