Буряты. Современная свадьба

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Молодая семья Хандеевых заключила брак по традициям предков 

Что такое настоящая бурятская свадьба? Это красочные обряды, большое количество гостей, богатые подарки. Это протяжное, как сама степь, пение, зрелищные танцы. Ну и, конечно, к какой бы национальности ни относились новобрачные, свадьба -- это всегда любовь, создание новой семьи. В поселке Усть-Ордынском свадьбу играли Татьяна Алхансаева и Баир Хандеев. Чтобы жизнь молодоженов была счастливой, были проведены все положенные в этом случае национальные обряды. 

Как зарождается любовь 

Баир и Татьяна познакомились в 2010 году. Интересно, что свели их, людей, почитающих традиции своих предков, современные технологии. Однажды в социальной сети Татьяне пришло сообщение от симпатичного молодого человека. Парень интересовался, знакома ли Таня с другом Баира, Альбертом, носящим такую же, как и у нее, фамилию -- Алхансаев. В общем, как говорится, нашел повод для знакомства. И началась переписка. Писали обо всем на свете. Сейчас оба вспоминают, что с нетерпением ждали каждого нового сообщения. Затем по техническим причинам страница Тани "ВКонтакте" была удалена. Восстановила ее Татьяна только через четыре месяца. Все это время Баир искал встречи с ней. И вот увидев, что девушка вышла на связь, он наконец-то решился пригласить ее на свидание -- в кино. Оба точно помнят дату первой встречи: 28 марта 2011 года. С того дня они практически не разлучались.

Оказалось, что у молодых помимо чувств много общего: оба родом из Эхирит-Булагатского района. Таня выросла в Усть-Ордынском, а Баир все детство провел в Новониколаевске. Оба хорошо учились в школе, принимали активное участие в общественной жизни. Красавица Татьяна в 2004 году заняла первое место на празднике Сур-Харбан в п. Усть-Ордынском. А ее зажигательный танец "Цыганочка" на конкурсе "Цветок Байкала" в Иркутске так понравился всем гостям, что девушка получила второе место и приз зрительских симпатий.

-- Это гармоничная пара. Нам, друзьям, на них приятно смотреть, -- говорит Наталья Хантуева, свидетельница. -- Они подходят друг другу. Оба образованные люди. Наша Таня получила два высших образования: филологическое и психологическое, у нее два красных диплома. Баир -- учитель истории, сейчас работает в полиции и получает юридическое образование. Молодоженам есть с кого брать пример -- у них замечательные семьи. Михаил Александрович и Лариса Александровна, родители Тани, в следующем году отметят жемчужную свадьбу -- 30 лет совместной жизни.

Обращение к духам 

Чтобы так же, как родители, жить вместе долго и счастливо, были проведены для молодоженов все традиционные обряды. Свадебному дню в общепринятом понимании по бурятским традициям предшествует наадан -- невестин день. Это своеобразный девичник, когда гуляет сторона невесты. Затем праздник перемещается на сторону жениха. Что касается самого свадебного дня, то и тут есть множество интересных нюансов: когда жених приезжает за невестой в ее родительский дом, будущая теща надевает ему урьгэнэй зала (подарок жениху), который шьется из атласной ленты. Украшение состоит из трех полосок, на которые щедро нашиваются монеты. Костюм жениха дополняет нагрудное украшение, в центр которого пришивают бумажную купюру. Эти своеобразные дары -- символ богатства и благополучия.

Такой обычай существует только у прибайкальских бурят. После выкупа, ставшего в наши дни обязательным, молодых выводят во двор дома невесты и проводят родовой обряд. К духам предков обращается специально приглашенный шаман.

-- Нужно обязательно попросить духов о материальном благополучии, чтобы в новой семье было счастье, чтобы -- и это главное для бурят -- было много детей, -- говорит Виктор Имеев, шаман из деревни Харануты.

Сват -- первый гость 

Красочный кортеж перемещается к месту регистрации брака. В Усть-Ордынском это киноконцертный зал "Эрдэм". Там молодых встречают артисты ансамбля "Степные напевы". Жениха и невесту разводят в разные стороны, чтобы нарядить в бурятские костюмы. Темно-синий дэгэл (халат) с красным кушаком надевают на Баира, хубайсу (жилет) с нагрудным украшением -- на Татьяну. Невесту водят по кругу под своеобразным шатром -- белым полотном, которое с четырех сторон держат девушки. Они рассказывают обо всех ее достоинствах -- красоте, уме, талантах. Завершается "торг" признанием в любви молодых, связыванием их мизинцев красной лентой. Именно так в старину скрепляли союз буряты.

Одни из главных действующих лиц на бурятской свадьбе -- сваты. Они должны обменяться кушаками, трубками, кисетами. Есть такая шуточная примета: кто первый из сватов повяжет другому кушак, тот род и будет главенствовать в семье. На этот раз первым управился сват со стороны невесты. Сбудется ли примета, покажет время, а пока звучат благопожелания, песни, танцы -- подарок от "Степных напевов". Затем следует национальный хороводный танец ехор, в котором принимают участие все гости. И только после этого молодые заключают свой союз в загсе.

По святым местам 

На этом торжество не заканчивается. Молодые отправляются кататься. Но ездят на бурятских свадьбах в первую очередь не по местным достопримечательностям, а посещают святые места -- борисаны. Кланяются духам тех мест, оставляют небольшие дары, просят о счастье и благополучии. Впереди застолье с поднесением молодым щедрых подарков, которыми так славятся бурятские свадьбы. Гостям вручают залаа (платки и рубашки для почетных гостей), тоолэй (именные блюда). Молодым же принято дарить значительные суммы, подарки, чтобы поддержать новую семью. Это своеобразный аванс, который необходимо возвратить в будущем равноценным подарком, одна из основных традиций бурятских свадеб. И хотя расходов и сил на проведение национальной свадьбы уходит много, потраченные усилия вернутся сторицей. А торжество, проведенное по традициям предков, помогает почувствовать важность свадьбы и понять, что такое настоящая преемственность поколений.

Читайте в Иркипедии

  1. Свадебная обрядность бурят
  2. Семья и семейные отношения у бурят
  3. Семья и семейный быт бурят в XX в.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Статья | Автор(ы): Швыдченко Татьяна. Фото Игнатенко Сергея | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2013 | Дата последней редакции в Иркипедии: 08 апреля 2015