М.Н. Хангалов, поставив вопрос о том, были ли буряты рыболовами, сам отвечает: "прежние буряты были рыболовами ... без рыболовства прежнему буряту в известное время прожить было бы трудно" (Хангалов. 1958. С. 114). На основании старинных преданий он приходит к выводу к выводу, что буряты ловили рыб следующими рыболовными снарядами: мордами (гур), которые делали из прутьев тальника, сетями (гулъмэ), сплетенными из конского волоса, удочками (хахули или хиима), острогами (хэрэ), маленькими острогами-стрелами (годоли хэрэ). Последними стреляли в рыб из деревянного лука. Буряты имели лодку (онгосо). Они также лучили рыб, для этого в темную тихую ночь выходили в лодке на реку и там зажигали лучины, связанные пучками. Один человек освещал дно реки, а другой бил лежавшую там рыбу острогой (Хангалов. 1958. Т. I. С. 115).
В то же время существует мнение Е.М. Залкинда, который опираясь на утверждение Георги, что "Рыбною ловлею занимаются только в крайней нужде" (Георги. 1799. С. 29), считает, что рыболовство у бурят не имело большого значения за исключением ольхонских, кударинских и немногих представителей других ведомств. По всей видимости, рыболовство у бурят, живущих в отдалении от Байкала, если даже имело место, то производилось из-за "скудного домашнего продовольствия" (Залкинд. 1970. С. 66). Зато уникальным для номадов было рыболовство бурят на оз. Байкал.
Земли вокруг Байкала с древности заселены человеком. Таежную зону северной оконечности моря исконно занимают эвенки, таежные охотники и оленеводы. Узкие ареалы сухих степей, вклинившихся между тайгой и огромным водным бассейном, издавна освоены кочевниками-скотоводами. Восточное побережье занимают кударинские (кабанские) и баргузинские буряты, на западном берегу (Приольхонье) и острове Ольхон живут ольхонские, а на южном – кочевали тункинские буряты. После открытия Транссибирской магистрали последние прекратили кочевки к берегам Байкала. С конца XVII в. здесь проживают русские.
Ю.В. Бромлей, рассматривая вопросы культуры и этнических аспектов экологии, не случайно обратил внимание на специфику использования природных ресурсов народами Забайкалья, детерминированном благоприятными условиями и для скотоводства, и для земледелия (Бромлей. 1981. С. 90). Между тем здесь есть места с ограниченными возможностями природной среды, где дальнейшая интенсификация традиционных форм хозяйства привела бы к экологической катастрофе. К ним относится этническая территория бурят, проживающих на побережье Байкала (ольхонские, кабанские). В то время как, начиная с XIX в., в центральных районах скотоводство и земледелие приобретают товарный характер, углубление капиталистических отношений в маргинальных группах проходило по линии получения прибавочного продукта за счет развития присваивающих форм хозяйства. При этом наряду с использованием традиционных средств производства, по возможности, применяли относительно продвинутые технологии. Такая линия развития экономики в маргинальных зонах была вполне оправданной и, возможно, единственно правильной. Об этом свидетельствует тот факт, что в конце XX в. после целого ряда инноваций, внедренных в Байкальском регионе, как и в целом по стране, ученые склоняются к развитию здесь наряду с другими отраслями экономики адаптивного природопользования как основы устойчивого развития края.
Идея получения дополнительных средств жизнеобеспечения из водного бассейна Байкала рациональна не только в силу очевидности природных богатств озера. Здесь наличествует экофильная традиция, направленная на сохранение ландшафтов и ресурсов степи, как основной экологической ниши этноса. Естественная хрупкость экосистемы засушливых регионов, где исторически основу хозяйства составляют различные типы номадного скотоводства, требует соблюдения особенного экологического равновесия, чтобы ее деградация не приняла глобальный характер. А.Н. Ямсков обратил особое внимание на то, что пастбищные экосистемы возникли и существовали благодаря регулярному выпасу копытных животных, поэтому в случае прекращения его эксплуатации они вырождаются. Однако проблемой является не только отсутствие, но в большей степени избыточность выпасаемого на пастбищах скота, особенно характерного для многих скотоводческих народов (Ямсков. 1991. С. 287-289).
О том, что в XIX в. промышленное рыболовство имело широкое распространение у ольхонских и кударинских бурят писали Ф.А. Кудрявцев, К.В. Вяткина, Е.М. Залкинд и др. Данное положение подтверждается архивными документами. Так, в 1831 г. по сведениям Ольхонской степной думы было добыто 6050 пудов омулей, из которых 4492 пуда поступили в продажу. Если в 1867 г. от продажи зверя и рыбы ольхонские буряты заработали до 13 000 руб. и от найма в работы - 7000 руб., то будет верно полагать, что большая их часть получена от рыболовства и найма в рыбацкие артели. Ибо в 1884 г. в Ольхонском инородческом ведомстве, насчитывающем 1235 отдельных хозяйств зверопромышленностью занималось 278 чел., а рыболовством — 1072, то есть около трех четвертей всего мужского населения (Кудрявцев. 1940. С. 163; Жамбалова. 1999. С. 441-442). В то же время интенсивность развития рыбопромышленности у разных групп ольхонских бурят была неравномерной. Рыболовство на Байкале было более развито в приморских районах проживания бурят, и достигает максимума у жителей острова и западного побережья. Как шутят современные ольхонцы, в районе есть морские и сухопутные буряты.
Подтверждением этому являются следующие архивные данные. В 1884 г. -1-й и 2-й Абызаевские, Хенхедурский, 1-й, 2-й, 6-й Чернорудские роды вышли на промысел на 6 карбазах и 47 лодках 53 артелями, где числилось 759 человек. Инородцы 3-го, 4-го и 5-го Чернорудских родов, а также оседлые ясачные рыболовством на свои средства не занимались (Жамбалова. 2000. С. 102). Они не имели плавсредств и снастей, что не мешало им наниматься к купцам на ангарские промыслы. Население прибрежных районов можно без преувеличения назвать ихтиофагами, так как морепродукты увеличивали разнообразие их пищи. Это нашло отражение и в том, что рыба стала входить в перечень ритуальной пищи наряду с молочной и мясной.
В Малом море Байкала располагались рыболовные угодья ольхонских бурят - их родовые тони, за которые они не платили ничего, кроме налога в 5 руб. с невода, который взимался степной думой с артелей, сбывающих рыбу на Ольхонской ярмарке. Рыболовству бурят здесь способствовала сравнительно небольшая глубина этого пролива, его некоторая защищенность от больших штормов, часто бушующих в открытой акватории Байкала, целый ряд прекрасных бухт и тоней (всего около 65). Эти обстоятельства делали, по мнению Н.П. Левина, рыболовство у берегов Ольхона в Малом море относительно легким, удобным, "домашним" для прибрежных жителей, что позволяло им привлекать к нему детей (Левин. 1897. С. 45, 47-48, 53, 54-55). Путина в Малом море происходила с 15 июня до 15 июля, когда сюда в бухты для прокорма заходил омуль, который называют "бугульдейка", отличающийся прекрасными вкусовыми качествами. На Иркутском рынке он и сейчас считается одним из лучших сортов омуля. По окончании сенокоса ольхонские рыбаки приступают к осеннему промыслу - ловят сига, который в это время приплывает к берегам Ольхона. Здесь добывали его ежегодно до 400 пудов. Правда, обильным улов бывал не чаще одного раза в десятилетие, так как сиг по мнению бурят "худо плодится" (Левин. 1897. С. 59, 63).
Зимой ловили хариуса у берегов Баргузинского округа возле губы Хор-Хой, Белая, Барлиха в арендованных у эвенков тонях. При ловле хариуса в день закидывали 5-6 неводов. Детей к этой тяжелой работе в экстремальных зимних условиях не привлекали. Рыбу продавали в замороженном виде с места промысла. Весной хариуса ловили в устьях рек Бугульдейка, Анга и др., впадающих в Байкал, куда он заходил на нерест сразу после вскрытия рек ото льда. Ловили мордами, перекрывая реки, или баграми. В этом промысле участвовали также русские Манзурской волости. Эти промысловые угодья эксплуатировались бурятами близлежащих к рекам сел Алагуй, Бугульдейка, Анга, Еланцы и др.
В кризисные годы XX в., особенно в годы Великой Отечественной войны и постперестроечные периоды возрастала роль рыбопромышленности как одного из видов производства, обусловленного ресурсами кормящего ландшафта. Об этом свидетельствуют полевые наблюдения и рассказы информаторов. Добыча омуля в военные годы имела важное государственное значение, к промыслу привлекались старики, женщины и дети. Их труд носил героический характер.
Рыбные угодья южной акватории Байкала (Байкало-Кудара) были поделены на участки и здесь права простого люда на ловлю рыбы были весьма ограниченными. Лучшие и основные тони принадлежали Иркутскому архиерейскому дому, Посольскому и Троицкому монастырям. Эти плесы они сдавали в аренду купцам-рыбопромышленникам, а те в свою очередь давали разрешение, своего рода талоны на промысел рыбакам из народа, забирая себе половину улова. Львиная доля улова уходила также владельцам лодок и снастей, они принадлежали зажиточным людям. Кударинские буряты, половина которых в XX в. была занята в рыболовстве, ловили рыбу в оз. Байкал с 15 мая по 8 июля, а в р. Селенга с 1 августа по 1 сентября каждого года. При этом следует отметить, что, первоначально они рыбачили только в устье р. Селенги, главным образом, осенью, когда омуль шел на нерест. Но год от года с увеличением населения, занятого рыбным промыслом, и сокращением лова кударинские буряты стали выходить в море.
Рыболовный промысел осуществлялся артелями, в создании которых наблюдается тенденция к сохранению родственных принципов при их организации и архаичные элементы в способах распределения добычи (равные паи у всех ее членов), отличающая бурятские промысловые артели от аналогичной организации у русских промысловиков данного региона. Обычно для омулевого невода создавалась артель из 15 чел., для сигового и хайрюсового - 6-8 чел., для сетевой - 3 чел. Во главе артели стоял бригадир (башлык). При ловле неводами из 15 чел. артельщиков 11 чел. на карбасе отправляются в море закидывать невод: 8 чел. в четыре ряда сидят на веслах, двое выметывают невод, а башлык сидит на руле. Работа требует слаженности и ловкости. Выбросив невод, рыбаки быстро гребут к берегу и становятся у ворота. Невод стягивается с обоих концов. Работа требует большого физического усилия и занимает 4-5 часов. Ольхонские буряты обычно забрасывают невод после вечерней зари. При очень хорошем улове ставят еще перед утренней зарей. Русские купцы-рыбопромышленники, производившие в основном промысел в устьях рек во время массового хода рыбы, организовывали около десяти притонений в день (Левин. 1897. С. 46, 47-48). Безусловно, это было хищническим истреблением популяции омуля, и носило экофобный характер. Н.П. Левин указывал на экофильную традицию рыболовства ольхонских бурят, которая проявлялась не только в ловле рыбной молоди, чем и является по существу сорт бугулъдейка, в регламентации количества суточных притонений (1-2), в больших размерах ячеек неводов и сетей, регулирующих отбор более крупных особей. Однако в поисках сократившейся популяции рыбы они вынуждены были отправляться вглубь озера для ловли ее сетями, а затем и во время нерестового хода на ангарских промыслах.
Ольхонские буряты сами плели сети для рыб (гур), различавшиеся по назначению: для ловли омуля, хариуса и сига, сети из конского волоса для охоты на нерпу (гулъмэ) и невода (губшуур). Вязали их обычно женщины крючком, используя специальные шаблоны, соответствующие размерам ячеек. Сети на сига имели ячейки 65, 60, 55 мм, а на омуля - 32-34 мм. Сети на хариуса делали трехстенные, так как из обычных сетей он выскальзывает, а в трехстенке сидит "как в мешке". Каждое полотно такой сети вязалось отдельно, концы соединяли с верхней и нижней тетивами. Поплавки были берестяные, а грузила - железные или свинцовые. По окончании работы сети хорошо просушивали на специальных сушилах (чучело), привязывая за верхнюю тетиву, а невода, растянув на прибрежном песке или камнях. Чтобы предотвратить порчу снастей в летнее время их смолили. Кроме того, буряты сами строили лодки и карбасы, среди них были известные мастера, имена которых сохранились до настоящего времени. Лодки делали из кедра, самого легкого и прочного, мягкого и нетонущего, по их мнению, дерева. Иногда их строили из особо мягкой сосны, которая растет на о. Ольхон. На лодки идет кондовый, без сучьев лес. Лодку смолили дегтем, весло и руль изготовляли из тех же пород деревьев. Сетевая лодка была рассчитана на 7 чел., шестеро гребли, а управлял ею сидя за рулем, расположенным сзади, башлык. Буряты занимались и бондарничеством, так как бочки под рыбу пользовались большим спросом.
Архивные документы свидетельствуют о бесстрашии ольхонских рыбаков, о трудностях рыбацких будней, о взаимопомощи и взаимовыручке — необходимых факторах существования данного промысла. Они же свидетельствуют о том, что лучшими мореплавателями и рыбаками на Байкале были ольхонские буряты. Так, 30 октября 1872 г. 46 чел. кочующих инородцев о. Ольхон, дали подписку окружному исправнику в том, что обязуются оказывать помощь терпящим крушение, спасать их от гибели морской. Уже 7 ноября 1872 г. они спасли два судна ангарских рыбопромышленников Павла и Ивана Оглоблиных (Жамбалова. 2000. С. ПО).
Рыбный промысел давал средства к существованию не только мастерам-лодочникам, бондарям, вязальщицам сетей и непосредственно рыбакам, но также перекупщикам как с Приольхонья, так и из других мест. Существовали специальные артели посредников между промысловиками и потребителями. Имеются архивные сведения о том, как они хорошо зарабатывали на этом. Как видно, Байкал давал возможность дополнительного заработка довольно широкому кругу людей, многие из которых никогда не выходили в море. Байкал давал столь ощутимые материальные средства, что Ольхонская степная дума неоднократно заявляла: "Рыбный промысел есть главный источник, доставляющий деньги и продовольствие инородцам сего ведомства" (Жамбалова. 2000. С. 114). В 1867 г. она заверяет высшее начальство в том, что "мер по предотвращению недостатка в хлебе и травах принимать нет надобности, потому что жители Ольхонского ведомства большею частью пропитываются зверями, употребляющимися в пищу, и рыбою, добывающею в Забайкальском море" (Жамбалова. 2000. С. 114). Есть сведения о том, что рыбаки, занимавшие должности помощников капитанов, рулевых, машинистов или башлыков, за пять месяцев, с 20 мая по 20 октября, зарабатывали от 250 до 500 руб. Обычно должностей этих ольхонские буряты достигали к сорока годам, начинав свой трудовой стаж на рыбацком поприще в 17—18 лет (Жамбалова. 2000. С. 114).
Во время путины в Малом море все прибрежные жители независимо от причастности к промыслу питались рыбой, так как у бурятских рыбаков по обычаю было принято делиться уловом с пришедшими к причалу людьми. Рыбаки не только оделяли людей небольшими паями рыбы, но и приглашали приходить еще. Также они поступали на других тонях: артели раздавали понемногу рыбы приходящим на берег беднякам бурятам и тунгусам (Кулаков. 1898. С. 124). Это имеет место и в наши дни. Важно обратить внимание также на то, что все члены артели получали одинаковые паи, например, староста (башлык) и подростки, которых в неводную артель из 15 чел. полагалось пять (Кулаков. 1898. С. 121-122). Такие способы раздела добычи характерны для всех присваивающих форм хозяйства традиционных обществ.
Буряты, проживающие на побережье Байкала и на о. Ольхон, адаптируясь к природной среде своего обитания, создали уникальную вариацию ХКТ кочевников-скотоводов. В этой культуре сконцентрированы главные результаты адаптации к окружающей среде, где доминанта – оз. Байкал. Позитивные результаты адаптационной деятельности в данной экологической нише детерминированы, по всей видимости, степенью оптимального освоения всех ресурсов кормящего ландшафта - степи, тайги и водного бассейна. Главная особенность проявляется в том, что она по возможности создает щадящий режим для хрупкой экосистемы степи. Дополнительное занятие рыболовством направлено на сохранение и укрепление ХКТ номадов, являющегося основой традиционного уклада жизни, за счет предотвращения деструктивных последствий перепроизводства.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей