Шаманизм - древнейшая религия человечества, уходящая корнями в эпоху верхнего палеолита. Именно к этому времени относятся наскальные изображения людей в масках и головных уборах, увенчанных рогами разных животных. По мнению ученых, это первые шаманы земли. Такие изображения встречаются в Азии, Африке, Европе в местах расселения древнего человека. Есть они и в Центральной Азии - прародине монголоязычных народов, - стало быть можно говорить о том, что шаманская традиция у предков бурят имеет многотысячелетнюю историю.
Первые письменные свидетельства о шаманизме бурят относятся к концу XVII в. - это "Записки о русском посольстве в Китай" Избранта Идеса, совершавшего свою поездку в 1692-1695 гг. по поручению Петра I. В течение XVIII и XIX в. шло накопление сведений о бурятском шаманизме, этому немало содействовали записи путешественников, дипломатов, местных краеведов, административных лиц, собиравших о нем сведения по долгу службы. С конца XIX в. началось научное изучение проблемы, продолжающееся до сего дня. Десятки отечественных и зарубежных специалистов написали сотни работ на данную тему (Михайлов. 1980. С. 9-46). И хотя ни один феномен в истории культуры нельзя исследовать до конца, можно сказать, что о бурятском шаманизме мы знаем достаточно много. Данная глава представляет собой суммарный свод основных сведений о шаманизме бурят, составленный на основании работ нескольких поколений исследователей.
В бурятском шаманизме существует обширный пантеон божеств и духов, построенный в иерархическом порядке во главе с верховным божеством в лице Вечного Синего Неба - Хухэ Мунхэ тэнгри. В нем каждый бог и дух является олицетворением определенных явлений природы и общества и соответственно считается их хозяином, господином, покровителем. Для обозначения богов и духов существуют различные термины: бурхан, тэнгри, хан (хат), нойон, онгон, заян, эжин, буудал и др. В одних случаях они являются абстрактными названиями почитаемого существа, в других - определениями, титулами (нойон, хан), в-третьих - синонимами. Например, божество Хухэрдэй (Хухэдэй, Хохоодэй) -эжин грома и молнии, одновременно он небожитель - тэнгри, имеет титул мэргэн - меткий. Эмнэк Сагаан нойон относится к числу ханов, то есть детей тэнгри, считается эжином Иркута и покровителем торговли, имеет титул нойон – сановник, господин, начальник.
Эжины. Из перечисленных терминов наиболее употребительным и приложимым к абсолютному большинству богов и духов является эжин - хозяин, владыка. Эжинами могут быть небожители - тэнгри, ханы, нойоны, онгоны, духи умерших шаманов и шаманок. Между ними "распределены" все географические объекты (горы, реки, озера и т.п.), свойства и явления природы, а также сфера человеческой деятельности. Считая термин эжин многообъемлющим и наиболее употребительным, мы используем его в качестве основного понятия и классификации бурятского пантеона по объектам олицетворения и функциональным свойствам. По представлениям шаманистов, эжинов великое множество. Земля, по шаманистским понятиям является срединным миром, одухотворенным как в целом, так и во всех своих частях. Каждая местность, гора, река, озеро, необычная чем-либо скала, родник имеют своего эжина. Эжины по своему статусу и функциям неравнозначны: эжин земли (газар дайдын эжин). Буряты всех этнических групп едины в представлении о том, что существует хозяин всей земли. Однако в названии и трактовке его образа они расходятся. У аларских бурят эжином земли является богиня Эдуген (Этуген). Представляется она в виде старухи, живущей внутри земли и дарующей богатство и плодородие (Копылов. 1896. С. 566). Этуген, как богиня земли, считалась одной из основных в пантеоне древних монголов, главным ее качеством было - плодородие, проявляющееся под влиянием неба (Банзаров. 1997'. С. 39).
В материалах М.Н. Хангалова, собранных у булагатов и эхиритов, в качестве эжина земли фигурирует Ульген-эхэ (мать Ульген). У обурятившихся забайкальских тунгусов мать Ульген именуется царицей земли, в качестве жертвы ей посвящали сивую козу (Хангалов. Архив - АБИМ. Ф. 4136. Л. 1-2). Характерно, что Ульгену поклонялись древние тюрки, считая его одним из главных богов, имеющим мужское начало. У народов Саяно-Алтайского нагорья Ульген считался верховным божеством, добрым и светлым. Наличие у бурят образов древних монголо-тюркских богов вполне объяснимо. С одной стороны, божества эти могли быть заимствованными, а с другой - следует учесть, что в состав бурятской народности вошли многочисленные группы монголов и тюрков, которые сохраняли в памяти и религиозной практике образы своих древних богов и передавали их последующим поколениям.
У некоторых балаганских бурят хозяином земли считается Дабан Сагаан нойон, жена его - Дэлэнтэ Сагаан хатан (Хангалов. 1958. Т. I. С. 444). По-видимому, божество это позднего происхождения и не вышло за пределы одной локальной группы.
Хозяин тайги. Хозяин тайги Баян Хангай (баян - богатый, хангай -обширный) имеет небесное происхождение и относится к числу высших богов наравне с ханами. В его ведении находится весь животный и растительный мир тайги. Рисуется он очень богатым, добрым, помогающим в охотничьем промысле, любящим слушать сказки и улигеры. Чтобы была удача, охотники посвящали ему специальное молебствие, брали с собой человека, знающего улигеры, сказки и другие произведения фольклора. Баян Хангай - примерный семьянин, имеющий трех дочерей, которые выданы замуж за больших богов (Дамбинов. Архив. С. 29 - РО БИОН. Инв. № 97. Папка № 2).
В подчинении у Хангая находились еще эжины леса - ойн эжин, покровители отдельных лесных участков. В зависимости от отношения к ним людей они или помогают им в охоте, или мешают. В лесу, кроме того, обитают духи, которые сбивают людей с пути и заставляют плутать — тооруури эжин. Образы этих духов, как и эжинов леса, не совсем четки и не всегда антропоморфны.
Эжины вод- Уhан ханы (цари вод). Уhан ханы, имеющие небесное происхождение, относятся к числу светлых и добродетельных. Буряты считают их старцами, живущими на дне глубоких вод и имеющими большое количество прислужников. В начале лета им посвящали специальный тайлаган, прося благополучия, обилия влаги. Царей вод много - 27. Главным из них является Уhан-Лопсон с женой Уhан-Дабан. Имена всех Уhан ханов неизвестны. Знакомство с сохранившимися в памяти народа именами приводит к выводу, что эжины вод являются олицетворениями физических свойств воды. Например, Гэрэл нойон и его жена Туя хатан олицетворяли блеск воды и блестящую зеркальную ее поверхность (гэрэл - зеркало, блеск, а туя - луч); Дошхон нойон, Дольео хатан -быстрое течение (дошхон - пугливый, быстрый; дольео - волна) и т.д. Некоторые Уhан ханы являются покровителями рыбной ловли и эжинами рыболовных снастей (Хангалов. 1958. Т. I. С. 311-315). Уhан ханов не следует смешивать с водяными духами - уhани боохолдой и с эжинами конкретных рек и озер - Иркута, Лены и т.д.
Эжины крупных рек, озер, островов, гор и других местностей. Бурятия богата крупными реками, озерами, горными вершинами, островами. Все они, в соответствии со своей масштабностью и величественностью, имеют эжинов, наделенных титулом нойон. Хозяин истока Ангары - Ама Сагаан нойон, р. Иркута - Эмнак Сагаан нойон, о-ва Ольхон - Шубуун нойон.
В общем шаманском пантеоне бурят все эти великие владыки стояли на уровне ханов и пользовались среди бурят известностью. Будучи эжинами, многие из них наделялись дополнительными функциями. Ама Сагаан нойон - не только "хозяин" Ангары, но и грозный судья, незримо присутствующий во время дачи присяги на шаманском камне у истока Ангары. "Хозяева" Лены (Зулхэйн ноед) считались также покровителями военной службы. Изучение происхождения эжинов данной категории (особенно анализ шаманских призываний) приводит к выводу, что в них буряты воплотили души когда-то живших людей, отличавшихся какими-то выдающимися качествами. Масштабы почитания локальных эжинов ограничивались пределами одного улуса, рода или территориальной общины. Некоторые из них пользовались довольно широкой известностью. Например, хозяйка горы Байтог почиталась всеми бурятами эхиритского племени. Хозяйка горы Шаманка близ с. Бохан — населением четырех готольских родов, эжин р. Мурин — эхиритами и булагатами, расселенными в долине этой реки (Михайлов. 1987. С. 10-11).
Эжины небесных тел. Кроме среднего мира, в котором живут люди, Вселенная, по мнению бурят, состоит из верхнего и нижнего миров. Все эти три мира расположены по вертикали, один над другим. Каждый из них управляется особыми божествами и имеет своих особых духов. Верхний мир обычно называют небесным — ундэр дэлхэй (ундэр — высокий, дэлхэй — вселенная). Небо у бурят представлялось, с одной стороны, как абстрактная регулирующая сила, Хухэ Мунхэ тэнгри — Вечное Синее Небо, а с другой — считалось существом антропоморфным, управляющим всем миром. Оно олицетворяло разум, целесообразность и высшую справедливость; оно считалось мужским началом, дарующим жизнь, а земля - женским, дающим форму предметам. Поэтому небо называлось отцом, а земля — матерью. Творческое действие неба называется словом заяабари (или заяа), что означает судьбу, рок, повеление, предопределение. Небо считалось воплощением справедливости, его "приглашали" в качестве "свидетеля" при разборе сложных судебных дел, даче клятв. На видимом небе, по предположению бурят, существует своя жизнь, устроенная по земному образцу. Там живет множество небожителей (тэнгри), из которых одни считаются светлыми и добрыми, а другие темными и злыми. Все они произошли от Неба, вечны и суть орудия его воли или различные силы, употребляемые для всевозможных целей. О численности тэнгри, их названии и назначении существуют разные мнения. Согласно одному из наиболее популярных вариантов, небожители делятся на два враждующих между собой лагеря: на западных, добрых, доставляющих людям счастье, и восточных, грозных, опасных для человека.
Западные небесные божества разделяются, в свою очередь, на 99 южных, 55 западных и 77 северных тэнгри. Во главе первой группы стоит сын Вечного Синего Неба Эсэгэ Малаан тэнгри (Отец Мудрый небожитель) с женой Эхэ Юу-рэн тɵɵдэй (Мать Юурэн старуха). Он представляется величественным старцем, живущим в прекрасном дворце в окружении множества слуг. Хотя он самый старший из тэнгри, но не всегда всемогущ. В трудные минуты он обращается за помощью к Манзан Гурмэ тɵɵдэй, которая все знает, и советуется с другими тэнгри. Эсэгэ Малаан — скорее всего старейшина, в мифах рисуется добрым, мирным, выражающим волю Вечного Синего Неба и определяющим судьбу людей.
Второй группой тэнгри, то есть 55 западными, руководит Заян Сагаан тэнгри (Творец Белый небожитель) с женой Зарлик. Он дарует счастье, крепкое потомство, семейное благополучие. Главным над 77 северными тэнгри считается Хухоодэй мэргэн - божество грома и молнии, усмиритель злых духов. Особую группу составляют 44 восточных небожителя, возглавляемые Ата Улаан тэнгри, очень грозные и коварные, ниспосылающие людям всевозможные бедствия - эпидемии, засуху, голод, падеж скота и т.п.
По другому варианту, всех тэнгри 99, они когда-то составляли единый лагерь, но потом разделились на два непримиримых лагеря - 55 западных и 44 восточных. Главой западных, добрых, выступает в одном случае Хан Хурмас (или Тюрмас), в другом - Заян тэнгри, а восточных, злых, - тот же Ата Улаан тэнгри. Несмотря на вражду, оба лагеря поддерживают между собой связь через специального посланника - Сан Сагаан нойона (Михайлов. 1987. С. 12-13).
Некоторые исследователи правильно отмечают, что тэнгри представляют собой преимущественно олицетворение атмосферных явлений и как религиозное отражение выступают их эжинами. Например: Будургу Сагаан тэнгри - божество снега (будургуу - мелкий снег), Мэндэри тэнгри - божество града, Гурбан hалхин тэнгри - три божества ветра. Гурбан Манан тэнгри - три божества тумана, Сахилгаан тэнгри - божество молний, Сэгээн Сэбдэг тэнгри - божество холода. Часть тэнгри якобы олицетворяет человеческую жизнь в различных ее проявлениях: страсти и способности людей, болезни, отрасли хозяйства и ремесла, управление, военное дело и т.д. Например: Багатур тэнгри - божество силы, Дайчин тэнгри - божество войны, Гужир тэнгри - покровитель рогатого скота. Ата Улаан тэнгри - покровитель коней, Ганзуу тэнгри - божество бешенства, Заян Сагаан тэнгри - Творец Белый небожитель, Дзол Дзаягачи тэнгри - дарующий счастье небожитель, Бухэ Муяа тэнгри - покровитель кузнечного ремесла.
По М.Н. Хангалову, солнце почитается как мужчина, а луна - как женщина, и каждый из них имеет своего эжина, которому делается особый онгон (Хангалов. 1958. Т. I. С. 119). По Ц. Жамцарано, "хозяин" солнца - Налхан Юhуруун хатан теедэй (старуха-царица Налхан Юпуруун) (Жамцарано. 1909. С. 385), а луны - Залхан Юhуруун хатан тɵɵдэй (старуха-царица Залхан Юhуруун). В целом же об эжинах солнца и луны в устном народном творчестве говорится очень скупо, в XIX - начале XX в. им не посвящались специальные молебствия, но они почитались всеми шаманистами, призывались в качестве справедливых свидетелей и судей.
Наиболее почитаемыми из звезд были Солбон (Венера), Долоон убгэд (Семь старцев, или Большая медведица) и Гурбан марал (три звезды пояса Ориона) Солбон — божество антропоморфное, покровитель лошадей, ездит с арканом в руке, вместе с ним его помощник Тоглок, которому шаманисты посвящают чубарого коня, а ему самому каурого. Большая медведица, согласно мифам, - это семь старцев, вознесшихся на небо, а по другим представлениям - верхние части черепов семи сыновей кузнеца Хожор. Созвездие Орион - три оленя, убитые охотниками Хухэдэй мэргэна (Хангалов. 1958. Т. I. С. 293).
Хозяином подземного мира считается грозный Эрлен хан, имеющий многочисленных помощников и писарей, а также особых духов элшэн-(посыльные), которых посылает за человеческими душами. В его ведении якобы находятся 9 присутственных мест, называемых Эрлен хаанай суглан и 88 темниц, в которых томятся человеческие души. Кроме того, имеется еще одна особая темница, управляемая первым помощником Эрлен хана - Эрью Хара нойоном, при ней находится суглан (суд, присутственное место), которым руководит сам хозяин. Шаманы, даже самые могущественные, не имеют в это царство доступа и поэтому попавшую в нее душу человека невозможно освободить. Эрлен хан имеет небесное происхождение, жену Эхэ Hyp хатан (Мать озеро царица) и сына, женатого на дочери Буха нойона (Хангалов. 1958. Т. I. С. 15-16). Необходимо подчеркнуть, что Эрлен хан - божество, известное многим народам Южной Сибири и Центральной Азии.
Эжин огня. Огонь - великое благодетельное явление. Почитание его у разных народов проявляется в разных формах. У одних он просто "живое" существо, у других его представляют существом антропоморфным: дух огня — хранитель, хозяин. "При развитии религиозной мысли в определенном направлении фигура хозяина могла вырасти до божества огня, — писала В.Н. Харузина. Это последняя форма почитания огня должна быть отнесена к высшей степени развития" (Харузина. 1909. С. 74).
У бурят огонь — не просто материальное воплощение стихии. Хозяин или дух огня у них развился до положения особого божества, занимающего одно из почетнейших мест в общем пантеоне. Имя этого божества — Сахяадай нойон, жена его — Сахала хатан. Сахяадай считается младшим сыном Эсэгэ Малаан тэнгри, женатым на дочери Баян Хангая, покровителем домашнего очага, потомства, семейного благополучия.
Покровители хозяйства. Помимо отдельных тэнгри, покровительствующих равным видам скота, о которых говорилось выше, существует группа духов-эжинов, имеющих конкретное назначение и в иерархическом отношении стоящих ниже тэнгри и ханов. Одним из них является хозяин скотного двора - Хуу Сагаан нойон с женой Худалша Сагаан хатан. По другим вариантам — Сухэр нойон, жена его Судакши хатан. Функция этого эжина — "обеспечение" благополучия скотоводческой деятельности. Жертвоприношение ему носило в прошлом семейный характер.
Эжин усадьбы (или утуга) - Уир Сагаан нойон, его жена Етогор Сагаан хатан. Несмотря на то, что он считается сыном Эсэгэ Малаан тэнгри, божество это якобы боязливое, необщительное, призвано оно обеспечивать имущество и потомство, охранять усадьбу.
У большинства бурят духи, охраняющие телят, называются тугаhы онгон (телячий онгон) и под ними подразумеваются духи четырех дочерей шаманки Баранха, прибывшего якобы из Монголии. Функция этих духов - охранять телят от болезни. У нижнеудинских бурят был телочно-молочный онгон, изображение духов матери и дочери, когда-то работавших у одного богача. Согласно легендам, эти две женщины, боясь наказания хозяина, убежали и удавились. Их духи стали почитаемыми, призванными охранять телят и обеспечивать обилие молока.
Помимо Баян Хангая - хозяина тайги, есть эжины отдельных частей тайги (долин, сопок и т.п.), которые покровительствуют охоте. Они являются душами умерших знаменитых охотников, нередко из числа эвенков. Наиболее популярным из них был Анда Бара - буквально "побратим Бара". Ему делали онгон.
Эжины вод - Уhан ханы - являются одновременно покровителями рыбного промысла. Некоторые из них считаются хозяевами рыболовной снасти, а именно: сети (гульмэ) - Гульмэши хатан, весла (хэльмэ) - Хэльмэши нойон, морды (гур) - Гурэши нойон, шеста (гохо) - Гохоши нойон. На Байкале, Гусином озере, Ангаре, Селенге и т.д. успех рыбакам обеспечивали еще эжины этих рек и озер.
Мифология бурят по-разному трактует кузнечных богов. У хори-бурят главным божеством кузнечного дела считался Хара Маха тэнгри с помощником Тумэрчи Дархан нойоном. У него якобы было 119 кузнецов, 77 поддувальщиков и различные хозяева клещей, молота, наковальни и других кузнечных орудий (Летописи хоринских... 1940. С. 59). У кудинских бурят главой кузнечных богов считался Бухэ Муяа - сын Заян Сагаан тэнгри. Однако, изобретение ковки железа приписывается одновременно сыну Гужир тэнгри - Бухэ Тэли. Балаганские буряты считали первым кузнецом на небе Дадага Хара дархана, имеющего в подчинении 73 младших кузнеца. В некоторых призываниях кузнечных божеств в качестве главного эжина фигурирует Божинтой с девятью сыновьями, которые наделены титулом "нойон" и являются хозяевами кузнечных орудий: меха - Хар Сагаан, наковальни - Дальтэ Сагаан, молота - Бажир Сагаан, клещей - Ута (или Ама) Сагаан, горна - Халман Сагаан, угля - Хуhэр Хара, проволоки - Шекши, искры - Хан Сагаан и сулмары (инструмента для пробивания дыр) - Сом Сагаан (Хангалов. 1958. С. 440).
Кузнечных богов, по данным Н.М. Хангалова, верующие делили на западных "белых" во главе с Дабан Холо тэнгри и восточных "черных", возглавляемых четырьмя тэнгри: Харанги, Хара Соохор, Бурэн и Бурэн Соохор (Хангалов. 1958. С. 440).
Основным божеством, обеспечивающим благополучие в домашнем быту, считался упомянутый Сахяадай нойон, хозяин огня. Кроме него была целая серия духов, связанных с различными сторонами семейного быта: свадьбой, рождением и воспитанием детей и т.д. У многих бурят эжином свадьбы считали Тулман Сагаан нойона, имеющего вид седого старика (Хангалов. 1958. С. 173, 217, 307, 310). У агинских бурят был широко распространен онгон Хойморойхи находящийся на женской половине юрты. Онгон изображал девушку Бальжид, дочь шамана Бурту, которая обеспечивала семейное счастье и рождаемость, оберегала детей от смерти (Жамцарано. 1909. С. 384).
Духов данного разряда было много и в каждой местности они имели свои названия и функции. К числу покровителей домашнего быта и семейного благополучия следует отнести духов предков семьи и рода. Обряд утха узууртаа ("предкам") устраивался в каждом доме ежегодно, иногда два-три раза.
Персонажи низшей мифологии. Выше перечислены основные категории бурятских духов - эжинов. Но в предлагаемую классификацию не вошел ряд других почитаемых существ: заяны, сайтинские божества, монгол-бурханы, хуйтэни бурхад, буудал, различные духи с собирательными названиями - тɵɵдэйнууд (старушки), тарсайн ехэшууд (тарасинские почтенные), алайри басагад (аларские девицы), ардайн убгэд (ардайские старцы), голи тургэд (удальцы долины) и т.д. В отличие от вышеописанных эжинов данные божества и духи обладали полифункциональностью, то есть являлись покровителями различных сфер жизни или явлений. Рассмотрим некоторые из них.
Заян, в обычном понимании бурят, - это созидательная сила, творец, демиург, создающий мир, людей и животных; по шаманистским представлениям – дух-защитник. Заяны, как правило, олицетворяют собой легендарных шаманов и шаманок, а также реально живших людей, чем-то в жизни отличившихся и попавших после смерти в число почитаемых сил. Их "деятельность" многогранна — обеспечивать благополучие живых, ограждать их от болезней, посылать потомство, охранять супружескую жизнь и т.д. Наибольшей известностью у бурят пользовались два хоринских заяна (хориин хоер заяан) и тарасинские заяны во главе с духом шамана Егора Федотова. Заянов разделяли на сильных и незначительных, добрых и вредоносных. В жизни шаманистов они играли не последнюю роль.
Сайтинские божества (сайтами бурхад), по нашим изысканиям, - это духи монголов-ойратов, живших в Южной Монголии и Китае и занимавших, по-видимому, одну из верхних ступеней в социальной иерархии. Изгнанные из Китая и Южной Монголии, они оказались в Бурятии. Божества эти у шаманистов считались очень важными и грозными, обращались они к ним с просьбами об удачном решении тяжебных дел, обеспечении благополучной службы в какой-либо должности, благосклонного отношения со стороны вышестоящих чинов, смягчении меры наказания, если человек в чем-либо провинился и подлежит рассмотрению суда (Михайлов. 1983. С. 114-126).
Монгол-бурханы широко известны среди кудинских, верхоленских (качугских), баяндаевских, ольхонских и байкало-кударинских шаманистов и представляют собой духи монголов, которые, согласно преданиям, когда-то жили и умерли в Прибайкалье. Их "функции" - хозяйственно-бытовые в самом широком плане, частично и медицинские.
Шаманисты полагали, что хуйтэни бурхад (буквально "боги холода") обитают где-то на севере, в Якутии, распространяют простудные заболевания, а также болезни, не вызывающие повышения температуры, ловят души красивых юношей и девушек. По данным М. Маласагаева (НАРБ. Фонд Маласагаева. – Л. 1038) боги холода считались покровителями воров, грабителей, совершающих свои преступные дела в темное и холодное время — ночью или рано утром, в непогоду.
Всякого рода почитаемые "старушки", "девицы", "старцы" и т.п. — это, как правило, духи умерших шаманов и шаманок, а также каких-либо людей, ставших почитаемыми после смерти. Они в отличие от других духов не являются эжинами в обычном понимании, их "функции" разнообразны - оказывать помощь, заступаться за своих почитателей, быть ходатаями перед вышестоящими богами и духами.
Народная демонология. В шаманистских представлениях бурят о сверхъестественных силах особое место занимает низшая демонология - всевозможные ада, анахай, муу шубуун, боохолдой и прочие, олицетворяющие в большинстве своем злую, нечистую силу.
Ада - дух, оборотень, бес, представляется в виде маленького зверька с одним глазом на лбу и одним зубом во рту или человечка с особенным ртом, расположенным под челюстью. Ада может якобы превратиться в ребенка, собаку или надутый пузырь, имеет специфический запах, обитает в темном месте. Они могут быть добрыми и зловредными, обычно же насылают на детей болезнь или смерть. Они очень боятся филина, поэтому для избавления от них хорошо держать дома эту птицу или хотя бы ее перья. Если ада "размножались и не давали покоя, то приглашали шамана, чтобы их "убить" или "изгнать". Считалось, что добрые ада нянчат детей, сторожат и пасут скот, берегут хозяйское добро (Манжигеев. 1978. С. 13-14; Хангалов. 1958. Т. I. С. 333; Петри. 1928. С. 37).
Дахабари (букв.: преследующий, сопутствующий, сопровождающий) - духи наиболее свирепые, зловредные. По данным Б. Петри, это души женщин, умерших в муках от родов, от женских болезней, от дурного обращения и истязания мужа, души одиноких и беспомощных в жизни старух, а также злых и придурковатых женщин, к которым относились в жизни плохо, – словом, всех женщин, которые провели тяжелую жизнь, а после смерти получили от богов особое право мстить людям за причиненное зло и обиды (Петри. 1928. С. 35-36). Дахабари вредят детям, иногда доводят их до смерти.
Муу шубуун (букв.: дурная птица) - оборотень, в виде красивой девушки с ярко-красными губами наподобие клюва. Таковыми становятся девушки, умершие в девичестве насильственной смертью. Они "являются" обычно юношам где-либо в степи или лесу, стараются обольстить их, чтобы съесть души, выпить мозги, проклевав им череп.
Анахай - страшное существо, вредящее детям до семилетнего возраста; дух этот имеет вид человека с одним глазом во лбу, может превращаться в собаку, кошку и т.д., живет где-нибудь в улусе, облюбовав какой-либо дом или юрту. Поселившись, анахай начинает свою деятельность - изводит детей. Избавиться от него очень трудно, для этого надо пригласить шамана. Средствами изгнания могут служить огонь, звон железа, выстрелы, дым и запах богородской травы, ветка шиповника. Изгнанный анахай переселяется в другое место (Петри. 1928. С. 37-38). Эзыхе - дух в образе миниатюрной старой женщины, ночью высасывающей вымя дойной коровы, после чего оно опухает, прекращается приток молока, теленок заболевает (Манжигеев. 1978. С. 103). Боохолдой в узком смысле - призрак, привидение, домовой, в широком - дух вообще, в которого переходит душа человека после смерти. Они невидимы простым людям, их могут видеть только шаманы, колдуны, а также некоторые собаки. "Обитают" они в заброшенных юртах или домах, на кладбищах, перекрестках дорог, у подножий гор; активны в темное время, бродят толпами, проказничают, устраивают игры, разводят огонь, сбивают путника с дороги, сбрасывают его с коня и т.д. Боохолдой могут пробраться в чей-либо дом или юрту, пугать людей, особенно детей, стучать, издавать какие-то звуки. Для изгнания их нужно совершить какие-то действия - зажечь огонь, постучать во всех углах и темных местах острым предметом, сделать холостой выстрел, побрызгать вином, произнося молитвы.
Таким образом, буряты-шаманисты были "окружены" массой различных духов. Эти духи, по их представлениям, обитали везде и всюду - в лесу и степи, у подножий гор и у берегов рек, в домах и юртах, постоянно вторгались в жизнь людей, вредили, вызывали страх и беспокойство. Существовала целая система обрядов и жертвоприношений для избавления от них или от последствий их "козней". Иметь дело со всем сонмом этих существ в целях пресечения их злодеяний и тем самым помочь людям облегчить положение было обязанностью шаманов. Представления о низшей демонологии являются составной частью общего комплекса шаманистических идей, учений.
При характеристике бурятского шаманизма нельзя обойти молчанием такой важный элемент, как онгоны. У бурят они существовали в двух формах: 1) в виде изображений богов и духов; 2) в виде животных, посвященных каким-либо божествам, - быка, козла и лошади. Посвящали иногда птиц и рыбу, которых затем отпускали. Было время, когда монголы, предки бурят, делали онгоном человека. Основное назначение онгонов-животных - служить богам средством передвижения, оберегать домашних животных. С ними были связаны различные запреты и обряды: не убивать, не продавать, не бить, женщинам воспрещалось ездить на посвященной лошади.
Изображения божеств и духов делались из жести, глины, войлока, кожи, дерева, материи, шерсти и волос в виде человеческих фигурок или кукол. Онгонами могли быть шкурки зверьков, обычно белки, соболя, горностая, колонка и зайца. Полный набор таких шкурок назывался табан хушуута онгон (то есть "онгон из пяти морд"). Онгонов-изображений было много - столько, сколько имелось эжинов и заянов. Делались они обычно шаманами и обязательно освящались, одухотворялись ими. Каждая семья имела свой набор онгонов, большой сборный онгон состоял иногда из 50-60 изображений. Существовала целая система правил и обрядов, связанных с ними.
Их полагалось периодически "кормить", ублажать с помощью шамана. По месту нахождения онгоны подразделялись на горные, уличные и домашние, по принадлежности - на личные, супружеские, женские, семейные, улусные и улусно-территориальные. Функции онгонов определялись теми богами и духами, чьими изображениями они служили. Поэтому правомерно дифференцировать их на скотоводческие, охотничьи, кузнечные, медицинские, семейно-бытовые, игровые и т.д.
Как видно из изложенного, пантеон бурятского шаманизма имеет иерархическую структуру, отличающуюся определенной стройностью. На самой верхней его ступени стоят небожители - тэнгри во главе с Вечным Синим Небом. В XIX - начале XX в. в роли верховного божества стал выступать Эсэгэ Малаан тэнгри. Ниже находятся его дети - ханы. Далее следуют нойоны, великие эжины и заяны, духи знаменитых шаманов и шаманок, военных и родоплеменных предводителей. Следующую ступень занимают многочисленные местные, локальные эжины (окрестных гор, рек, лесов, духи болезней), различные старцы, старушки, девицы и т.п. Последнюю, самую многочисленную группу составляют души простых смертных, не пользующихся почитанием в народе. Особую категорию представляет низшая демонология — всевозможные черти, домовые, называемые ада, анахай, муу шубуун и т.п., олицетворяющие души бедных, обиженных судьбой, больных людей.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей