Длительность и известный динамизм социально- экономических процессов в XVII - начале XX в. в общем контексте российской действительности обусловил достаточно быструю эволюцию общественного строя бурят, в рамках которой можно условно выделить ряд этапов. Первый этап: со времени присоединения к Российскому государству и до рубежа XVII-XVIII вв.; второй этап: до административной реформы 1822 г.; третий этап: до конца XIX в.; четвертый этап: конец XIX - начало XX в. Их содержание определял целый комплекс факторов, глубина и возможности адаптационных процессов в бурятском обществе к изменяющимся условиям российской действительности, особенно после петровской модернизации, результаты которой объективно способствовали вызреванию и развитию капитализма в России с конца XVIII - начала XIX в.
Бурятский род - административно-территориальная единица, регулировавшая землепользование, выполнение податных сборов и повинностей, управление его повседневной жизнью, что по мере вызревания новых условий становилось все более затруднительным. Его постепенно вытесняла улусная организация. В этой связи иерархия территориально-административных объединений у бурят выглядела следующим образом: — улус или хотон во главе с засулом. Улус объединял жителей одного поселения, совместно совершавших перекочевки; - холбон или табин, представлявший собою объединение нескольких улусов во главе с шуленгой; - род, в состав которого входил ряд табинов. Во главе рода стоял зайсан или родовой шуленга; - "Поколение", представлявшее более крупное территориальное объединение (из нескольких родов). Существовали "поколения" аларских, балаганских, верхоленских, кудинских, ольхонских, хоринских, селенгинских, кударинских, баргузинских бурят. Во главе поколений стояли главные зайсаны, или тайши, они назывались "главными родоначальниками". Созывались родовые сугланы, на которых обсуждались вопросы о землепользовании, раскладке и сборе податей и повинностей, обычном праве, управлении.
У прибайкальских бурят зайсанов не было, главою рода являлся шуленга. Высшим в бурятской иерархии было звание тайши, которое стало присваиваться в начале XVIII в. Пожалование тайшинского звания производилось царским указом и оформлялось выдачей патента на должность и установлением жалованья. Первым удостоился этого сана зайсан цонголов Окин. В 1727 г. в установлении русско-китайской границы участвовала группа бурятских нойонов. Некоторым из них, по представлению С. Рагузинского, были присвоены звания тай-шей, шуленг и зайсанов. Первым хоринским тайшой в 1729 г. стал зайсан Шодой Болтриков, а от селенгинских зайсанов этого звания был удостоен внук Окина Амар Андахай. Баргузинских бурят возглавлял князец Андрей Шибшеев, а его потомки, начиная с главного тайши Босотхола, являлись наследственными тайшами.
В самом конце XVIII в. присвоение тайшинского звания производилось крупным родоначальникам и рассматривалось как особая милость. Так, тайшой одиннадцати хоринских родов стал Иринцей. В начале следующего века все главные шуленги ведомств были переименованы в тайшей, и звание это стало универсальным для всей Бурятии. Много тайшей появилось в Предбайкалье: аларский тайша Баймин, верхоленский Питон Имыев, кудинский Борхок Тула-ев, идинские Хабай Ульзеев и Партос Чечурин и др.
Численность бурятских нойонов была значительной. Так, в 1807 г. каждый селенгинский бурятский род имел 1-2 тайшей, 4-5 шуленг, 10-20 зайсанов. Кроме того, в каждом роду были заргучи (судопроизводители), засул и тугчи (знаменосец). Так было и в других бурятских родах Предбайкалья и Забайкалья.
Среди сородичей хранились предания о происхождении от одного предка, они считали друг друга родственниками, которых отличали от "чужеродцев". Из поколения в поколение буряты передавали свои "родословные". Древний обычай обязывал в случаях нужды оказывать материальную помощь родовичам и вообще поддерживать их. Это проявлялось, например, при выборах должностных лиц "степного управления", земельных спорах и т.д. Сородичи совместно устраивали празднества и пиршества.
По обычному праву земли в пределах того или иного территориально-родового объединения считались его собственностью. На почве землепользования происходили споры и тяжбы между родами. Распределение земельных угодий производилось зайсанами, шуленгами и сугланами (собраниями) в зависимости от качества угодий, ревизских душ и скота. На основании обычного права удобные для сенокошения места должны были распределяться равномерно между членами улусных общин. Между тем неравенство в скотовладении и в другом имуществе приводило и к неравенству в землепользовании. Пользуясь своим экономическим и административно-политическим влиянием, нойоны (зайсаны, шуленги) закрепляли за собой большие и лучшие угодия. С ростом сенокошения и земледелия распространялось огораживание земельных угодий. Причем огораживание общинных покосов крестьянами отличалось от огораживания земельных угодий нойонами. Если в общинах существовал порядок передела покосов и очередность землепользования, то нойоны "отдельно от народа" закрепляли за собой лучшие земельные угодья. О таких фактах в Хоринской степи, например, пишет в своей летописи Вандан Юмсунов. В 30-40-х годах XIX в. нойоны Аларского ведомства совершали систематические захваты общественных покосов. Селенгинский тайша Вампилов добивался закрепления за своим семейством до 500 десятин земель. Хоринский тайша Иринцеев добился вынесения сугланом постановления об "утверждении в владении" земельных угодий по рекам Куду ну и Кижинге.
Земли улусных обществ, находившиеся в ведении родовых управлений, продолжали считаться породными. За исключением земель, закрепленных за нойонами, угодия находились в общем пользовании. Покосы, с разрешения родовых управлений, подлежали периодическим переделам на улусных и родовых сугланах.
Процесс иерархаризации бурятского общества в указанный период в целом определялся социально-экономическими условиями. Бурятские нойоны — засулы, шуленги, зайсаны, тайши, родовая верхушка, как правило сосредотачивавшие основные средства производства (скот и владение землей - пастбища, покосы) должны были в какой-то мере заботиться о членах рода, отвечать за то, чтобы у них не было неимущих. В этом еще сказывалась сила родовых связей и отношений.
Источники XVII-XVIII вв. различали среди бурятского населения "богатых", "достаточных" и "бедных". Первые представляли собой крупных скотовладельцев, вторые - средних и мелких скотоводов, третьи - малоимущих, или бедноту, не имеющих скота. Среди богатых были не только нойоны, но и нажившие много скота другие члены родов. О таком имущественном расслоении бурят писали Н. Спафарий, И. Георги, П. Паллас и др. Так например, в 1766 г. в Коллегию иностранных дел были представлены краткие сведения об экономическом положении бурят Селенгинского ведомства. Эти сведения констатируют наличие, кроме "прожиточных" и "посредственных" скотоводов, бедноты, не имевшей скота.
Между "имущими" и "неимущими" проявлялась резкая разница в питании, одежде, жилище. Георги обратил внимание, что юрты, покрытые белым войлоком, украшенные по краям красными волосяными шнурами и особыми полосами из дорогих материй, означают жилище знатных и богатых жителей. Они имели по несколько юрт, в одной жили сами с семейством, другие служили для хозяйственных дел (в них жили работники), третьи использовались для религиозных обрядов. Нойоны носили одежду из шелка, цветного сукна, тонкого полотна, обшивали дорогими мехами. Бедняки шили халаты из овчины, из шкур диких зверей или из кожи лошади, а шелковые одежды одевали по праздникам (Залкинд. 1970. С. 342-344).
Социальные контрасты отражались и на семейной жизни. По обычаям, идущим от патриархального родового строя, жениться можно было только при условии уплаты калыма за невесту. В результате, по наблюдению Георги, "старики богачи у бурят имеют много жен, а много молодых бедняков не имеют ни одной".
В условиях скотоводческого хозяйства "достаточными" считались те, кто имел от 20 до 50 голов скота. Совершенно неимущие или мало обеспеченные (скотоводы) были вынуждены прибегать к ростовщическим ссудам, преимущественно скотом, у нойонов или прямо работать в их хозяйствах.
Выпадение глубоких снегов, неурожай трав, гололедица, затруднявшие поиски подножного корма для скота, эпизоотии (заболевания скота) - все это прежде всего сказывалось на мелких хозяйствах. Крупные скотоводы сравнительно легко выдерживали падеж скота. Тяжело давили мелких скотоводов ясак, повинности, поборы и вымогательства тайшей, родовых начальников, царских чиновников, лам и шаманов, ростовщичество со стороны нойонов и купцов. Все эти обстоятельства приводили к тому, что мелкие скотоводы беднели и попадали в кабалу к нойонам. Эксплуатация ими аратства (рядовых скотоводов) еще прикрывалась формами помощи более зажиточным сородичам, фактически принимавшей со временем форму отработочной ренты: отдачи скота на выпас, ростовщическое кредитование скотом и деньгами за отработки, приплод и денежные проценты, поборы в свою пользу при сборе ясака для казны и другие.
На основании обычного права можно проследить, как форма родовой взаимопомощи превращается в дальнейшем в средство особого рода взаимоотношений между крупными скотовладельцами и мелкими или неимущими скотоводами. По обычному праву, "если кто отдал другому по дружбе в работу свою дочь, сына или верблюда, коня, быка или дойную корову для пользования, то впоследствии пусть не ищет платы". Вместе с тем устанавливались строгие взыскания за неуплату ссуды в срок. Применялись определенные условия отработки долга. По уложению 1781 г. "кто возьмет в долг деньги или вещи и в названный срок не внесет оных, подвергается телесному наказанию, а его имение отдается заимодавцу в уплату". Это "Степное уложение" 1781 г. было составлено на суглане нойонов 11 хоринских родов и представляло собою попытку кодификации норм обычного права. На основании "Уложения" 1781 г. ответственность по долгам носила как имущественный, так и личный характер. Сверх имущественной ответственности налагалось наказание розгами, отдача должника кредитору в кабалу, состоявшую в отработке долга (Санжиев, Санжиева. 1999. С. 42).
После присоединения Бурятии к России царская администрация сохраняла существовавшее у бурят управление населением по обычному праву. Буринский договор 1727 г., сохранив по существу эти правила, внес в них дополнения и изменения (Прохоров. 1975. С. 87-97). Была издана "Инструкция пограничным дозорщикам" от 27 июня 1728 г., согласно которой управление бурятами регулировалось следующими положениями: - малые дела: споры о калыме, воровстве, драках и пр., за исключением более важных ("криминальных") дел и убийств, подлежали суду главных бурятских начальников; менее значительные тяжбы разрешались в каждом роде его родовыми старшинами, а для более сложных дел составлялся суд из начальников трех соседних родов; - ясак собирался пушниной. Пушнина могла заменяться деньгами по ее действительной стоимости; - каждый бурят был обязан числиться в каком-нибудь роде под ведением своих начальников и подчиняться им (Сычевский. 1994. С. 64-66). Эта "Инструкция пограничным дозорщикам" оставалась основным актом для управления всем бурятским населением вплоть до 1822 г. Кроме того, существовали указы по отдельным административным и судебным вопросам.
С 40-х годов XVIII в. в бурятских ведомствах учреждались "Степные конторы", состоявшие из главного шуленги или тайши и 6 депутатов, при которых устраивались албанные (бур. албан - подать) съезды (сугланы) для раскладки податей и повинностей и решения более важных дел. На сугланах участвовали тайши, депутаты и родовые начальники (зайсаны, шуленги, засулы). В родовых объединениях существовали мирские избы. Степные конторы, албанные съезды и мирские избы ведали раскладкой, сбором и сдачей в казну податей, распределением повинностей, исполняли предписания губернского и уездного начальства, наблюдали за исправным содержанием местных почтовых станций, за поправкой дорог. К компетенции бурятских нойонов относились также суд и расправа на основании "Инструкции" С. Рагузинского, уездных правительственных акт и норм обычного права. Тайши и сайты (лучшие люди) совершали судебную расправу, наказывали розгами, заключали под арест, взыскивали денежные штрафы.
Сбор ясака, выполнение казенных повинностей и другие мероприятия по отношению к бурятскому населению производились через родовых начальников и степную знать (тайши), ставших опорой царского самодержавия. Нойоны использовали свое административное положение для эксплуатации бурятского народа. Они пользовались поддержкой русских царей, которые награждали их чинами, медалями, денежным жалованием, подарками.
Должность тайшей, зайсанов, шуленг закреплялась за семьями крупных скотовладельцев, составлявших "степную аристократию" (сайты). На эти должности избирались обыкновенно дети и родственники прежних сайтов. Например, у селенгинских бурят тайши и родовые начальники избирались "наследственно по поколению" и утверждались губернским начальством.
Главной повинностью бурят по отношению к феодальному государству была ясачная подать. В конце XVII в. появляется, кроме натуральной, денежная форма уплаты ясачного сбора, которая в XVIII в. постепенно вытесняет натуральную. По указу 1727 г. было постановлено "брать ясак зверьми и китайкою по-прежнему". Одновременно предусматривалось: "а у кого зверей и китайки нет, с тех брать деньгами по оценке без излишества". По инструкции 1763 г. полагалось ясачный оклад платить в казну ежегодно деньгами "не с каждого порознь, но суммою со всего улуса". Таким образом, должна была производиться, соответственно ясачному окладу, внутренняя раскладка ясака. В среднем ясак составлял 3 р. 20 коп. на ревизскую душу (мужского пола), но фактически он превышал эту сумму. При выключении малолетних и престарелых во время раскладки ясачного сбора, добавления недоимок прежних лет, доля ясака на ревизскую душу повышалась, доходя до 8 рублей. Сумма ясачного сбора увеличивалась "темными поборами" и вымогательствами со стороны тайшей, родовых начальников и царских чиновников. По свидетельству Палласа, "подати уплачивают родоначальники от лица рода, а потом уже сами раскладывают их с обильным приращением посредством своих подчиненных в зависимости от себя". При казенных поставках шерсти, скота и дров тайши и другие начальники также удерживали в свою пользу "посреднический процент" (Залкинд. 1970. С. 268-273).
Кроме уплаты ясака, буряты выполняли разные повинности: отбывали подводную гоньбу, исправляли дороги, несли пограничные караулы, доставляли дрова, строительные материалы, шерсть для казенных предприятий. Поручение сбора ясака и наблюдения за исполнением повинностей представителям родовой аристократии резко усиливали власть последних над трудовым населением.
Буряты, будучи в составе Российской империи, отбывали также и ясачную повинность. По Уставу об управлении инородцами 1822 г., буряты делились на оседлых и кочевых. По имущественному положению начиная с 1819 г. при раскладке податей и повинностей было установлено разделение сельских и улусных жителей на "классы по состоянию на 4 разряда". Это характеризовало те сдвиги в социальных отношениях, которые определились к этому времени, обусловленные проникновением капиталистических отношений: развитием товарно-денежных отношений и усилением процесса имущественной дифференциации в бурятском обществе. К первому "классу" были отнесены "самые богатые", которые имеют "превосходное изобилие в скотоводстве, хлебопашестве, сверх всего занимаются извозом тягостей и прочего, судя по промышленности" (промыслу). Ко второму "классу" относились "достаточные", которые имеют "умеренное скотоводство и не имеют ни в чем недостатка". К третьему "классу" причислялись те, которые "имеют только небольшое количество пашни, сенокосов, скота, необходимого для обрабатывания оных и для домашнего прихода, и которые непосредственно могут исправить государственные подати и общественные повинности". Наконец, к четвертому "классу" причисляли "совершенно неимущих", тех, "которые престарелых лет, неизлечимых в болезни, малолетних и вместе не имеющих ни родственников, ни состояния".
В бурятском обществе как в обществе традиционного типа земля находилась во владении общества, периодически производившее распределение земельных угодий по хозяйствам. Однако в большинстве случаев по мере закрепления статуса улусно-родовой верхушки оно происходило не по душам, а по количеству скота.
Ведущее положение аграрного сектора обусловило крайнюю незначительность представительства в социальной структуре бурятского общества городских слоев: мещан, рабочих-мастеровых и цеховых. Эти немногочисленные выходцы из бурят в отрыве от своих сородичей быстро ассимилировались.
Усложнение форм социальной организации в контексте социально-экономического развития вызвали к жизни различные формы борьбы в бурятском обществе, вызванные прежде всего результатами колонизации. Наиболее остро эти процессы протекали во второй половине XVII в. Одно из наиболее известных — волнения 1658 г. в Балаганском остроге, вызванные злоупотреблениями приказчика Ивана Похабова, управлявшего в то время Братским и Балаганским острогами и действиями его приближенных.
В 1696 г. происходили волнения в Братском остроге и прилегающем к нему районе, в которых впервые вместе с русскими крестьянами, посадскими и служилыми людьми принимали участие ясачные люди - буряты и эвенки.
В Иркутском уезде к движению были привлечены освобожденные казаками из под стражи беглые стрельцы, холопы, а также часть ясачных бурят.
Одной из распространенных форм стихийного социального протеста ясачных людей были побеги. Бежали от обременения казенным "тяглом" (повинности, подати и недоимки по ним), от притеснений со стороны царских управителей, от ростовщической кабалы. Еще в 1689 г. иркутский воевода писал о бурятах, которые "бывают повсегодно в шатости", убегают от ясачного платежа и "живут в вольности". Они скрывались в Тункинских горах у монгольской границы вместе с монголами, бежавшими от притеснений со стороны халхасских тайшей. В 1692-1698 гг. среди бурят, ушедших в дальние места, выдвинулся как предводитель улусный человек Богачей. Он расправлялся с царскими управителями и вместе с тем нападал на кочевья бурятских нойонов, захватывал их имущество, угонял скот. Несмотря на попытки захватить его, Богачей продержался со своими сторонниками шесть лет.
Резкие протесты вызвала начавшаяся в 40-х годах XVIII в. отдача на откуп байкальских рыбных промыслов. Буряты, занимавшиеся рыболовством и промыслом нерпы, не признавали частной собственности на рыболовные угодья, подавали жалобы на арендаторов, не давали им ловить рыбу ("чинили промыслам помешательство"), добивались свободной ловли в местах, арендованных купцами и чиновниками, угрожая им нередко расправой. Одним из видов протеста против злоупотреблений были прошения-жалобы. Известна пространная челобитная хоринских бурят, поданная в 1703 г. Петру I. Ее доставила в Москву делегация от 11 хоринских родов во главе с зайсаном галзутского рода Баданом Туракиным (Народы Бурятии... 2001. С. 17-21). 300-летие со времени этого похода и указа Петра I в ответ на челобитную Республика Бурятия отметила в 2003 г.
Жалобы-протесты содержатся в наказах хоринских и селенгинских бурят депутатам в Комиссию по составлению нового уложения (1767). Хоринские буряты жаловались на тяжесть подводной повинности, на волокиту "в канцелярских и других присутственных местах", где их жалобы не получали удовлетворения, на произвол царских чиновников. Хоринские буряты просили Комиссию по составлению нового уложения защитить их от обид и разорения.
В наказе селенгинских бурят говорилось, что они в 1694 г. "самопроизвольно" (мирно, без сопротивления) вступили в подданство России, пограничную службу считают важной государственной ответственностью и никаких возражений против нее не выдвигают. Они жаловались на стеснения в торговле с Китаем. Меновая торговля стала монополией крупных купцов. Они вынуждены продавать свой скот купцам-скупщикам по уменьшенным ценам и больше платить за китайские товары, получавшиеся через купцов-посредников. В наказе содержалась жалоба-протест против захватов покосов и земель, на которых кочевали селенгинские буряты. Они добивались ограждения их от подобных захватов. Селенгинские буряты жаловались также на неравномерность в раскладке ясака, на обременение их подводной повинностью.
Существующие формы социальной организации неизбежно порождали различные формы протестного движения в бурятском обществе, как открытых, так и скрытых, с преобладанием в виду еще недостаточной выраженности расслоения последних. Улусные араты добивались ограничения власти "чиновных сайтов" и смены некоторых старшин и прочих нойонов. Происходили также столкновения аратов с нойонами из-за земельных угодий, ростовщичества и по другим поводам. Борьба аратов против нойонства была проявлением усиливающегося расслоения в улусах. Но преобладание еще традиционных форм общественных отношений на базе обычного права бурят, за которыми теперь все чаще скрывались внеэкономические формы эксплуатации соплеменников нойонством, затушевывало эту борьбу.
С развитием товарно-денежных отношений распространялось ростовщичество, становившееся важной формой закабаления широких масс аратства. В 1800 г. "подданные 11 хоринских родов" приняли приговор, направленный против ростовщичества и ростовщическо-эксплуататорской деятельности нойонов и купцов.
В основе столкновений аратов с нойонством - борьба за земельные угодья, так как последнее стремилось закрепить за собою лучшие земли. Это отразили материалы степных дум. Так, зайсан хонхолойских бурят Ухатуев захватил орошенный участок земли одноулусников и огородил его. В 1848 г. хонхолойские буряты жаловались, что "богачи, чиновные и зажиточные люди, огородив способные хорошие земли, владеют ими, а нам уже лучшего ничего не видеть, итак мы угнетенные, бедные люди на милосердие начальства надеемся". В 1816 г. в Шонтойском улусе Верхоленского ведомства крестьяне выступили против действий местного богача Мандархана Бакаева, занимавшего должность улусного старшины. Последний занимался лихоимством и являлся разорителем крестьян, собирал лишний ясак.
В первой четверти XIX в. происходила борьба хоринских бурят против тайши Дымбыла Галсанова (1815-1822). Широкий отклик в народе получило движение против действий хоринских тайшей Иринцеева и Жигжит Дамба Дугарова, селенгинского тайши Вампилова, нойонов Аларского ведомства и др.
Произвол улусных нойонов стал причиной выступления в феврале 1870 г. в улусах Хигинского родового управления Аларского ведомства (степной думы) бурят против пополнения ими зерном сельских экономических магазинов. Заседатель степной думы Б. Басынов не смог заставить крестьян сдать хлеб в магазин. В марте Хигинское родовое управление донесло в Аларскую степную думу, что крестьяне Абашей Матаев и Шулун Шураев "разъезжают по улусам и смущают крестьян к неповиновению установлениям властей".
Одновременно происходили волнения в Ныгдинском, Шолотском, Куйтинском, Зонском и других улусах. Нередко в бурятских ведомствах образовывались враждующие группы, вовлекавшие в эту борьбу крестьян. Так было в Абаганатском бурятском ведомстве. Крестьяне жаловались, что местное бурятское начальство (голова, родовые старосты) "всегда на стороне сильных и богатых", что при взыскании и сборе податей, выдаче ссуд на посев бедняки терпят обиды и притеснения. В Селенгинской степной думе группа во главе с тайшой Вампиловым пыталась захватить хлебопахотные и сенокосные земли до 500 десятин. Против этого произвола выступила другая группа: тайша так и не добился своих целей (Залкинд. 1970. С. 377-372).
"Ослушания" бурят выражались в отказах уплачивать "темные поборы" в пользу нойонов и чиновников, долги ростовщикам, выполнять непосильные повинности и т.п. В Хоринском, Тункинском и других бурятских ведомствах происходили столкновения рядовых общинников с нойонами на почве землепользования. Они выражали протест на сугланах против присвоения и закрепления за собою улусных земель крупными хозяевами и добивались возвращения этих земельных угодий улусным обществам.
Эти выступления ограничивались улусным обществом, родами или ведомствами, внутренняя борьба в которых иногда приводила иногда к устранению тайшей и зайсанов. На пороге XIX-XX вв. социальная борьба начинает вступать по мере развития капитализма в период своего идейно-политического и организационного оформления. В бурятском обществе аграрный вопрос и национально-освободительное движение на этом этапе имели единые цели - национальное и социальное освобождение на основе обретения экономической и политической свободы.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей