Буряты. Начало распространения буддизма

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Фотоальбом

Цогчен-дуган, главный соборный храм Иволгинского дацана. Современное фото
Цогчен-дуган, главный соборный храм Иволгинского дацана. Современное фото
Автор: Неизвестен
Колесница Майдари. Буддийский праздник. 1890-е годы. Из собрания Библиотеки конгресса США
Колесница Майдари. Буддийский праздник. 1890-е годы. Из собрания Библиотеки конгресса США
Автор: Н.А. Чарушин
Праздник Цам в Гусиноозерском дацане. Открытка, 1911
Праздник Цам в Гусиноозерском дацане. Открытка, 1911
Автор: Р.Ю. Зонненбург
Село Аршан. Дацан Бодхидхарма. Современное фото
Село Аршан. Дацан Бодхидхарма. Современное фото
Автор: Tohuchar

Первые сведения о принятии буддизма бурятами связаны с именем туметского правителя Алтан-хана. Алтан-хан принял буддизм в 1576, а в его подданстве были некоторые бурятские племена. Известно, что наиболее активно буддизм стал распространятся в местах кочевий бурят с начала XVIII века, когда в бурятские земли явились 150 лам с проповедью буддизма. В 1727 Хоринский тайша Шодо Бальтироков и другие принимают буддизм. В 1771 в Ургу (ныне Улан-Батор) отправлено 100 мальчиков для знакомства с культом. С 1773 по царскому указу каждому роду забайкальских бурят разрешено иметь по одному дацану. В 1809-1812 ламы-проповедники успешно распространяют свое учение среди аларских бурят. В 1741 селенгинцы ставят первый войлочный в сорока верстах от Кяхты на берегу реки Чикой. Первым Хамба-ламой был главный лама цонгольского дацана Дамба-Даржа Заяев. Он был возведен в звание Хамбы в 1767 по указу царя.

Дацаны

В древности и средние века монгольские племена жили в войлочных юртах и их молельни располагались в юртах. Деревянные и каменные дацаны появились у бурят-монголов в XVIII в. В бурят-монгольских летописях и хрониках, к сожалению, отсутствуют сведения о распространении буддизма в XVI в. В них имеются данные о дацанах, начиная с XVII в. Из них мы узнаем о войлочных (юрточных) бурятских дацанах XVII - начала XVIII в., а также о стационарных деревянных и каменных дацанах, о целых дацанских комплексах с многочисленными сумэ, дуганами и зданиями специальных школ, построенных в XVIII-XIX вв.

В одной из летописей говорится о том, что к моменту принятия российского подданства (1660-е гг.) бурятские роды имели своих лам, в кочевых ставках свободно отправляли религиозные обряды в дацанах-юртах. Как известно, в 1635 г. третий сын халхаского Тушэтэ-хана стал главой ламаистской церкви под религиозным именем Жэбзэн-Дамба хутухты. В его ставку - Курень (Ургу) ездили из бурятских родов паломники, посылались туда и бурятские юноши на учебу. В конце XVII в. в связи с ойрато-халхаскими войнами, в смутный период, во времена победоносных походов Галдан-Бошогто-хана ("Сайн хааны самуулын, Бошогто хааны бослогын үедэ") в Забайкалье прибыла многочисленная группа монгольских лам.

Распространение буддизма

В летописи "История селенгинских монгол-бурят" отмечалось наибольшее распространение в XVII в. буддийской религии среди селенгинских бурят-монголов. Вполне вероятно, первыми ламами в Забайкалье были приезжие ламы. К сожалению, из-за отсутствия фактического материала не можем дать характеристику этим ламам. По-видимому, немалую роль в распространении в наших краях буддийской религии (бурханай шажан) сыграла деятельность тех бурятских юношей, которые посылались на учебу в Курень и Тибет. Например, широко известна деятельность ламы Жамбы (Жимбы) Ахалдаева, прошедшего полный курс обучения в Хүреэ в 20-х гг. XVIII в. и Дамба-Даржа Заяева, который отправился в 1734 г. в Тибет и прошел в течение семи лет курс духовного обучения, изучая святейшие шастры, религиозные постулаты.

О распространении буддизма в XVII в. среди бурятских родов, племен свидетельствуют отписки, сказки-донесения русских служилых людей, в частности докладные енисейского казачьего десятника Константина Москвитина, атамана Петра Бекетова, атамана Ивана Поха-бова и других.

Например, в донесении Москвитина от 1647 г. говорится:

«Уда-река велика и глубока, можно по ней ходить всякими судами, а пошла она в Селенгу-реку. Через Селенгу перевоз, а на перевозе людей много. Люди все мунгальские... Юрты войлочные, пушены бархотом лазоревым, а в юртах подзоры-камка на золоте. А кому они молятся, и то писано всякими разными красками по листвому золоту человеческие, а подписи писаны по тому же золоту против лиц на другой стороне..., а иные у них болваны серебряные воляные в поларшина, золочены. И тех их болваны и писаные лица ставлены по их вере в мечетех войлочных, и книги у них по их вере есть писаны по бумаге..- Молятца они, мунгалы, перед теми своими болваны написанными лицами на коленках стоя и по книгам своим говорят своим языком, и обеих рук упирают пальцами себя в лоб и падают перед ними в землю и, вставая, опять говорят по книгам- А перед болванов и написанных лиц ставят чаши серебряные с горячим угольем, а на уголье кладут лодан росной...»

П. Бекетов сообщает о своем пребывании у бурят ("брацких людей") на Уде и Селенге и рассказывает об их вере:

«Молятся "по своей вере" литым болванам. Литы те болваны серебряные и позолочены, а перед болванами чаши большие серебряные литые же и позолочены, а налиты де не знать питья каково полны, а кругом тех чаш оставлены свечи в гнездах. Те свечи скан из серы, не знать из какой, а горят свечи тихонько день и, ночь перед теми болванами. Скани де те свечи тоненьки, дух от тех свеч, что от ладану».

Буддийская религия среди местного населения Забайкалья распространялась раньше всего там, где она находила себе сильных покровителей в лице бурятских тайшей. Первыми прозелитами буддийского учения стали селенгинские тайши, сайты. Среди активных распространителей его были монгольские племена, перекочевавшие в XVII в. в Забайкалье. Выходцы из Монголии непременным условием принятия российского подданства выдвигали уважительное отношение к их религии. Например, в 1689 г. пять монгольских тайшей и табунатские тайши заключили с послом Ф. А. Головиным договор о переходе в русское подданство. Российская сторона обязалась придерживаться свободы вероисповедания избегать принудительного крещения новых подданных. "Новоприбывшие дорожали этим непременным условием, потому что в числе их уже были ширетуи (начальствующие главные ламы), тогда как забайкальские инородцы почти поголовно еще шаманствовали и не радели сознательно о сохранении веры" - писал известный деятель Эспер Ухтомский.

Шаманизм, во многом определяющий культуру народа, его психологию и образ жизни, и пронизывающий по существу все сферы жизни, продолжал сохранять свои позиции еще долгое время. Буддизм смог одолеть шаманизм не сразу, притом в ходе конкурентной борьбы буддизм вынужден был заимствовать многие шаманские традиционные обряды, ритуалы.

Отношение царской администрации к буддизму

Какова была политика царского правительства по отношению к буддийской религии у бурят? Некоторые историки пишут о сохранении порядка и спокойствия в Забайкалье, оставляя почти без внимания вопросы религии. Это не совсем точно. На первых порах колонизации Забайкалья русские вынуждены были считаться с традициями и обычаями бурят, в том числе с их вероисповеданием. Буддизм продолжал распространяться, соответственно росло число буддийского духовенства. Проникали в Забайкалье монгольские и тибетские ламы. Бурятская молодежь обучалась в религиозных центрах Монголии и Тибета.

В первой половине XVIII в. царизм предпринял попытку ограничить религиозные связи бурят с монголами и тибетцами. Впервые ограничительные меры ввел посол Савва Рагузинский. В 1727 г при подписании Буринского трактата Рагузинский обнародовал инструкцию пограничным караулам, в котором говорилось:

«лам заграничных, чужих подданных, в улусы к себе ясачным инородцам не пропускать и довольствоваться теми ламами, которые после разграничения с Китаем остались на российской стороне... Если же оставшихся лам на российской стороне не довольно, в таком случае выбирать оных между собой из каждого рода по два мальчика, благоразумных и к науке охотных, хотя и сирот, или кто похочет, дабы верноподданным впредь в чужих ламах не было нужды»

Разумеется, эти меры не могли сразу привести к прекращению религиозных связей, связей бурятского духовенства с Монголией и Тибетом. Об этом свидетельствуют материалы фонда Селенгинской воеводской канцелярии Национального архива Республики Бурятия. Здесь имеется много дел о ламах, перебежчиках, захваченных пограничными казаками. Интересно, что ламы-перебежчики совмещали деятельность духовную с сугубо земной - с контрабандной торговлей. В дальнейшем не раз принимались меры по ограничению этих связей. В инструкции иркутского вице-губернатора Ланга, адресованной селенгинской воеводской канцелярии предписывалось «всех наличных лам привести к присяге на верноподданство России и взять с них обязательство, под угрозой смертной казни, не только не переходить границу, но даже ни явно, ни тайно, ни под какими предлогами сношений с заграничными людьми не иметь».

Ссылки

  1. Вики-раздел Сайта бурятского народа
  2. Усть-Орда обрела дацан // Irkipedia в живом журнале

Выходные данные материала:

Жанр материала: Статья | Автор(ы): Автор не установлен | Источник(и): www.buryatia.org | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 01 апреля 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.