В настоящее время со значительной долей вероятности можно утверждать, что начало процесса этногенеза бурят, как впрочем и большинства других современных народов, по крайней мере, в рамках сибирско-центральноазиатского региона, относится к периоду не ранее середины I тыс. н.э. Потому что именно с этого времени в имеющихся материалах (археологических, антропологических, письменных и др.) начинают проявляться некоторые конкретные черты, позволяющие провести этнографические параллели в культуре и языке отдельных этнических общностей нашего времени. Разумеется, сказанное отнюдь не отрицает возможности обращения к материалам более ранних эпох для сравнительно-исторического анализа, ибо, как принято считать, в археологических культурах этнические черты начинают проявляться еще где-то с конца неолита.
Буряты как народность в процессе своего сложного и длительного формирования сложились из различных этнических компонентов. В то же время очевидно, что основным ядром народности, ассимилировавшим и объединившим вокруг себя различные этнические группы, были монголоязычные племена. Поэтому вопрос об их происхождении является одним из основных при разработке проблемы этногенеза бурят.
Этот вопрос в разные годы различными учеными решался весьма неоднозначно. Одним из наиболее последовательных сторонников автохтонности монголоязычных племен в Прибайкалье являлся Г.Н. Румянцев. Обосновывая данный тезис, он исходил, в частности, из того, что терминология, связанная с условиями лесного охотничьего быта, обнаруживает общность в монгольских, тунгусских и самодийских языках, что, по его мнению, могло быть следствием достаточно длительных контактов между носителями данных языков еще в доскотоводческий период их истории, то есть не позднее II тыс. до н.э. (Румянцев. 1953).
Анализируя совокупность имеющихся данных, необходимо отметить, что приведенные доводы не могут служить основанием для окончательного решения вопроса о возможности столь раннего пребывания монголоязычных племен на территории вокруг оз. Байкал. Во-первых, предполагаемые контакты между древними монголами и самодийцами могли иметь место не только на территории Предбайкалья, потому что по имеющимся данным, в частности топонимики, ареал расселения самодийских племен мог простираться гораздо южнее и восточнее указанного района (Нимаев. 1980).
Во-вторых, отмеченная общность в языке монголов и самодийцев могла установиться через посредство тунгусского языка. На эту мысль наталкивает, в частности факт расхождения значений терминов в указанных языках. Например, в монгольских языках термин нохой означает "собака", в ненецком нохо означает "песец", маньчжурское н'охэ - "волк", а эвенское нокэ (нока, нуэкэ) -"самец (собаки, волка, лисицы, песца), кобель"; общемонгольское унэгэн - "лиса", ненецкое венэко - "собака"; старописьменное монгольское cinu-a - "волк", ненецкое теня - "лиса".
Версию о возможности пребывания монголоязычных племен в Прибайкалье в древности отстаивал Н.П. Егунов. При этом он попытался "далеких предков бурят-протомонголов" связать о обитателями верхнепалеолитических поселений Мальта и Буреть. Основанием для этого послужило то обстоятельство, что у обитателей этих поселений, как и у протомонголов, вход в жилище расположен с южной стороны. Кроме того, точно такое же, как и у мальтийцев и буретинцев, "деление юрты на две половины с выходом на юг наблюдалось у предбайкальских бурят до революции" (Егунов. 1984. С. 111-117).
Не вдаваясь в детали этих и других подобных рассуждений можно лишь указать, что попытки проведения прямых параллелей между палеолитическим и современным населением не могут быть приняты всерьез. К тому же, судя по высказываниям некоторых археологов, мальтийскую культуру следует признать явлением экзотичным для Приангарья. До сих пор не удается обнаружить ее истоков, равно как и проследить ее дальнейшую судьбу (Аксенов. 1974. С. 109).
Если же речь вести о действительных автохтонах края, то имеется гораздо больше оснований для связывания их с предками современных тунгусо-маньчжурских народов (Окладников. 1968; Окладников, Мазин. 1976. С. 112-117; Василевич. 1969).
Выдвигались на этот счет и другие, нередко совершенно полярные выше приведенным, точки зрения. С.А. Токарев, в частности, высказывался о том, что первые монголоязычные племена появились у Байкала в начале ХIII в., то есть в связи с событиями, вызванными образованием империи Чингисхана. Вместе с тем, считаем необходимым подчеркнуть, что он рассматривал этногенез бурят как весьма сложный процесс взаимодействия различных по происхождению составляющих пришлого и аборигенного характера, а не как механическую замену одного этноса другим (Токарев. 1953).
В целом схожей точки зрения придерживался Б.О. Долгих, хотя конкретно не затрагивал вопроса о времени прихода монгольского населения в Прибайкалье. Если булагаты были монголизированы задолго до прихода русских, то эхириты, по его мнению, еще к началу XVII в. говорили на тюркском языке (Долгих. 1953).
Несколько удревнил время проникновения монголоязычных племен в Прибайкалье А.П. Окладников, датируя его XI-XII вв. Основанием для этого послужили материалы восьми погребений, раскопанных им в 1929 г. около улуса Сэгэнут в верховьях Лены (Окладников. 1958а).
Сравнивая их с известными к тому времени материалами Курумчинской культуры, он пришел к выводу, что Сэгэнутский могильник является своеобразным свидетельством проиcшедшей здесь смены местных, тюркоязычных аборигенов монгольскими племенами, вышедшими, вероятно, с берегов Онона и Керулена, близ оз. Буир-нор. В подтверждение своего вывода он ссылался на сообщения письменных источников, результаты анализа наскальных рисунков, этнографические аналогии. Так в свое время А.П. Окладниковым была создана довольно стройная и достаточно убедительная концепция о заселении Прибайкалья монголоязычными племенами, получившая в свое время широкое признание и поддержанная впоследствии другими исследователями.
Однако с появлением новых данных наши представления об археологических памятниках региона не только значительно расширились, но и усложнились. Например, при сравнении погребального обряда Сэгэнутского могильника и курумчинцев А.П. Окладников исходил главным образом из конструктивных особенностей так называемых "шатровых могил", имеющих будто бы признаки трупосожжения. К настоящему времени подобный взгляд на эти памятники многими исследователями отвергнут. Одни их рассматривали как ритуальные сооружения, связанные не со смертью, а с рождением человека и представляющие собой "захоронения последа" (Свинин, Зайцев. 1982), другие считают их поминальными конструкциями, в которых отражена сложная взаимосвязь мировоззренческих представлений человека; они связаны скорее с идеей Мировой горы (Дашибалов. 1995). А выявленные в последнее время у курумчинцев захоронения с обрядом трупоположения имеют больше аналогий с сэгэнутскими, чем различий: та же ориентировка погребенного, помещенного в колоду или положенного прямо на землю, плоская надмогильная кладка и т.д. Таким образом, Сэгэнутский могильник и другие типологически ему близкие погребальные комплексы уже не могут рассматриваться в качестве основного определителя времени появления монголоязычных племен в Прибайкалье.
К настоящему времени археологами выделено существование так называемой раннемонгольской археологической культуры. Общим объединяющим признаком раннемонгольской археологической культуры современные исследователи считают наличие в погребениях берцовой или бедренной кости барана. Если прежде эти памятники датировались в пределах XI—XIV вв., то последующие находки костей бараньей ноги в погребениях более раннего периода (примерно VII-X вв.) дали основание для расширения хронологических рамок названной культуры (Ковычев. 1981; Коновалов, Данилов. 1981; Именохоев, Коновалов. 1985; Данилов. 1985; Именохоев. 1989, 1992).
Вместе с тем отнюдь не все ясно как раз в отношении "стержневого признака" культуры - вкладываемой в погребения кости бараньей ноги. С тем, что в этом факте кроется какой-то особый ритуальный смысл, согласны многие. Кость ноги барана, считает В.В. Ковычев, "играла роль сулдэ - вместилища души умершего" (Ковычев. 1984. С. 50). С.В. Данилов, посвятивший специальную работу данному обряду жертвоприношения, пришел к заключению, что бедренная и берцовая кости барана, содержащие "жизненную силу" - сулдэ, "играла какую-то определенную роль в посмертном существовании человека" (Данилов. 1985. С. 89-90). Н.В. Именохоев, с одной стороны, указывая на "особую значимость этого ритуала", счел возможным оговориться, что "нельзя отрицать и меркантильную сторону данного ритуала, вероятность положения бедренной части ноги в качестве хорошего куска мяса - заупокойной пищи" (Именохоев. 1992. С. 45).
Однако, как можно заметить, особый ритуальный смысл в данный обряд вкладывается главные образом на тот случай, когда кость бараньей ноги располагается возле головы покойника, причем в вертикальном положении узкой частью (голенным суставом) вниз, к дну могильной ямы. Однако нередки случаи, когда кость бараньей ноги находится в иных положениях: сбоку от туловища погребенного, гроба или колоды, также в ногах.
Существование определенной закономерности между местоположением кости ноги барана и тем или иным вариантом погребения выявлено СВ. Даниловым. Кости ног барана, обнаруженные в грунтовых могилах, почти всегда находятся в изголовье погребенного. Эта традиция, которая нарушалась в единичных случаях. А в погребениях с различными внутримогильными конструкциями из бересты, дерева, каменных плит наблюдается постепенный отход от этой традиции. Если в могилах с берестяными сооружениями кости ног барана не встречаются в изголовье погребенного, то при захоронении в гробах и колодах они встречаются в самых различных местах, что можно истолковывать как постепенное переосмысление той части погребального обряда, которая была связана с наличием в могиле костей ног барана. Теперь погребения с различными способами захоронения хронологически могут быть расположены следующим образом: грунтовые могилы — захоронения в бересте — погребения в гробах и колодах (Данилов. 1995. С. 87-89). Правда необходимо учесть, что СВ. Данилов при этом исходил из существовавшей датировки погребений монгольского времени XI-XIV вв.
Словом, остается фактом, что так называемая раннемонгольская культура, датируемая в последнее время в рамках VHI-XIV вв., представляющая, безусловно, нечто единое, особенно в сопоставлении с другими известными археологическими культурами, обнаруживает в то же время чрезвычайное разнообразие в типах над- и внутримогильных конструкций и способах захоронений умершего. На наш взгляд, отмеченный феномен можно объяснить не только "1) разновременностью; 2) социальной дифференциацией; 3) индивидуальными особенностями погребенного; 4) причинами смерти" (Именохоев. 1988. С. 36), но и как результат длительного и многостороннего взаимодействия различных по происхождению этнокультурных традиций. Иначе порой трудно объяснить некоторые факты, встречающиеся в материалах названной культуры.
Анализируя имеющийся в нашем распоряжении материал, мы считаем возможным выдвинуть следующую интерпретацию погребального обряда с костью бараньей ноги. Очевидно, данный ритуал не следует рассматривать как своеобразный этнический определитель культуры, традиционно связанной с монголоязычными племенами. Если, скажем, следовать версии СВ. Данилова, данная обрядность как устойчивый ритуал прослеживается преимущественно на начальных этапах развития культуры, то есть в тот период, когда она имела "как бы тюркизированный по своему инвентарю облик" (Коновалов. 1999. С. 13). Затем данный обычай постепенно подвергся переосмыслению, вероятно, не без воздействия со стороны иноэтнических, в данном случае, монгольских компонентов.
Как видно из сказанного, удовлетворительное решение вопроса о времени появления монголоязычных племен в Прибайкалье на основании только археологических материалов пока не представляется возможным.
В последние годы этот вопрос получил освещение в работах других исследователей. Б.Р. Зориктуев, в частности, связывал появление первых монголов возле Байкала с племенем буртэ-чино, которое появилось здесь после распада Жужанского каганата. При этом он исходит из того, что под известным по монголо-бурятским летописям именем буртэ-чино "подразумевается название одноименного племени буртэ-чино, почитавшего в качестве своего предка волка". Возле оз. Байкал это племя вошло в соприкосновение с местными тюркскими племенами, олицетворением которых выступает Гоа-марал, супруга Буртэ-Чино, то есть олень, вероятный тотем тюрков (Зориктуев. 1996. С 5—6).
Однако при этом остается неясным, к каким этническим последствиям в регионе привело это событие, поскольку племя буртэ-чино "спустя некоторое время" уходит из пределов Забайкалья в местность Эргунэ-кун. Загадочны также мотивы и конкретное время его ухода.
Для решения вопроса о времени и путях появления монголоязычных племен в Прибайкалье представляется очень важным определение местонахождения легендарной страны Эргунэ-кун.
Б.Р. Зориктуев, проделав достаточно полный обзор существующих версий на сей счет, сам тем не менее воздержался от однозначного ответа, ограничившись заявлением, что "окончательно разрешить эту сложную проблему может только детальное изучение этнографии и археологии Аргуни и сопредельных районов Северо-Западной Монголии и Тувы" (Зориктуев. 1996а. С. 20-21).
В целом же среди исследователей по этому вопросу наметились две основные версии - Аргуно-Хинганская и Саяно-Алтайская.
Не вдаваясь здесь в детальный анализ этих гипотез, хотелось бы лишь указать, что под местностью Эргунэ-кун не следует обязательно искать некое труднодоступное место, окруженное крутыми, обрывистыми берегами, из которой, якобы, было трудно выбраться. Ведь в этой местности монголы были вынуждены находиться не из-за сложных природно-географических условий, а скорее, из-за общей геополитической обстановки в регионе.
П.Б. Коновалов, в свою очередь, выдвинул идею "о двух этапах движения и прихода Бортэ-Чино и его народа в верховье Онона". Утверждая, что образование "супружеского союза Бортэ-Чино и Гоа-Марал произошло на территории Северной Монголии на пространстве между Хангаем и Саянами", он явно солидаризируют со сторонниками Саяно-Алтайской версии (Коновалов. 1999. С. 108-111).
Вместе с тем П.Б. Коновалов, исходя из тезиса, что Бортэ-Чино и Гоа-Марал - "не реальные исторические личности, а тотемические олицетворения древних этнических общностей", склонен рассматривать Саяно-Прибайкальский период лишь как один из этапов в истории становления монголов, а родословную линию, восходящую к Бортэ-Чино, как одно из двух направлений в этногенезе монголоязычных племен вообще. Эта ветвь, восходящая к хунну, развивалась в составе тюркских и уйгурских каганатов, "в условиях, подвластных тюркам".
Другую ветвь этногенеза монголов П.Б. Коновалов, отдавая дань сложившейся традиции, связывает с дунху и сяньби, склоняясь тем самым и к версии об Амуро-Хинганской прародине монголов. "По-видимому — констатирует он, - представители этой ветви монголов встретили дальнего потомка хунну Бортэ-Чино в верховьях Онона и сделали его своим предводителем" (Коновалов. 1999. С. 103-105).
Достаточно сложной выглядит ситуация и с определением хронологических рамок описываемых там событий. При установлении хронологии тех или иных событий в ранней этнической истории тюрко-монгольских народов сложилась определенная традиция их вычисления на основании генеалогических таблиц чингисидов. Возьмем, к примеру, известный из "Сокровенного сказания" эпизод о женитьбе Добун-мэргэна на Алан-гоа, который многие исследователи рассматривали как отражение реальных исторических событий, имевших место в конкретном пространстве и времени. На основании несложного подсчета по родословным, это событие приурочивалось примерно к середине IX - началу X в. (Румянцев. 1962. С. 142-143; Цыдендамбаев. 1972. С. 186).
Однако здесь нельзя упускать из виду то обстоятельство, что "Сокровенное сказание" и другие примерно синхронные по времени произведения создавались в такое время, "когда собственно история полностью еще не отделилась от устного народного творчества, она еще тесно переплеталась с легендой и преданием, что придавало ей вид более или менее вольного повествования, где живая фантазия искусного сказителя порою ценилась еще выше, чем точность хрониста" (Вира. 1978. С. 49). Поэтому не случайно Ш. Бира, говоря о реальных исторических событиях и персонажах в хронике, предпочел ограничить нижние хронологические рамки родословной линии чингисидов личностью Бодончара.
С такой постановкой вопроса согласны и другие ученые. Так Г. Сухбаатар допускал возможность существования связи между именами Добун-мэргэн, Дувасохор и этнонимом Тоба (Сухбаатар. 1971. С. 82-86), носители которого - основатели северокитайской династии Тоба-Вэй (386-538 гг.) - считаются преемниками сяньби. Не допускал сомнений в мифологичности образа Добун-мэргэна, Дува-сохора и некоторых других персонажей из "Сокровенного оказания", Г.И. Михайлов, отмечая, в частности, наличие в их именах таких компонентов, как мэр-гэн, гоа (Михайлов. 1983. С. 89). Такое замечание можно признать вполне справедливым. Действительно, нетрудно проследить, что начиная где-то с эпохи Бодончара, то есть с того времени, когда начинаем иметь дело с относительно реальными событиями и личностями, указанные компоненты сходят со страниц хроники, а взамен возникает термины типа баатур, хан, бек, нойон и т.д.
Вероятную мифологичность некоторых других имен в родословной чингисидов можно усмотреть и в том, что они имеют явную этнонимическую основу, например, Хоричар-мэргэн, Боржигадай-мэргэн, Монголжин-гоа и т.д. Имя Боржигадай сопоставимо с известным этнонимом боржигин. Последний, как достаточно убедительно доказано, разложим на две части бори - "волк" и те-гин — "принц" (Очир. 1996. С. 3-4), то есть имеет в основе своей тотемное происхождение.
Далее, широко распространено мнение о том, что этноним хатагин происходит от имени одного из трех сыновей Алан-гоа, родившихся, якобы, после смерти Добун-мэргэна — Бугу-хадаги. Между тем весьма вероятной представляется возможность иной этимологизации этнонима. Он также состоит из двух частей: хад, то есть "хаты" и тегин (Очир. 1996. С. 4). Иначе говоря, выявляется определенная закономерность в том, что не имя человека становится этнонимом, а происходит некая персонификация древних этнонимов или эпонимов. Следовательно, также обстоит дело с именем другого "сына" Алан-гоа — Бухуту-Сальчжи, который "стал родоначальником племени Сальжиут" (Сокровенное сказание. § 42). В этой связи отнюдь не случайной представляется созвучность первых компонентов обоих имен - Бугу - Бухуту.
В свете всего сказанного не вызывает сомнений и выраженный мифологический образ Алан-гоа. Это прежде всего подчеркивает сюжет о ее непорочном зачатии от луча солнца, в основе которого лежит обоснование идеи о сверхъестественном, небесном происхождении "золотого" рода чингисидов. Само слово алан, как выясняется, объяснимо на основе современных западномонгольских и калмыцких наречий, где имеет значение, "девственная, непорочная, чистая; изумление, загадочное явление" (Пэрлээ. 1964; Авлявв. 1981. С. 62—63). Как считает Г.О. Авляев, "здесь перед нами культ непорочной девы, который бытовал среди ойратов и монголов издавна".
Одним словом, как бы там ни было, становится очевидным, что сюжеты, связанные с теми или иными легендарными персонажами, нет необходимости строго приурочивать к конкретным датам и определенным территориям, а рассматривать как отголоски очень древних событий, фактов, этнических традиций.
Например, исследователи уже обращали внимание на то обстоятельство, что генеалогия тобаских хаганов, приводимая в "Вэйшу", весьма схожа с генеалогией предков Чингисхана в "Нигуча Тобчиян", то есть "Сокровенном сказании" (Сухбаатар. 1971. С. 133-135; Бира. 1978. С. 15-18).
Высказывались также предположения о том, что и сам миф об Алан-гоа мог быть унаследованным от сяньби (Викторова. 1980. С. 130). В данном случае, очевидно, речь должна идти о совпадении не прямых сюжетных линий, а о типологических сходствах, в частности, идее о сверхъестественном, божественном происхождении монгольских хаганов. Так в изложении китайских летописцев содержание сяньбийской версии звучит следующим образом: "При императоре
Хуаньди (147-168) у сяньбийцев появился Таньшихуай. Его отец Тоулухоу в прошлом три года служил в войсках сюнну, а его жена, оставшаяся дома, родила сына. Когда Тоулухоу вернулся, это удивило его, и он хотел убить ребенка. Однако жена сказала, что как-то днем, идя по дороге, она услышала удар грома. Когда она подняла голову, чтобы посмотреть на небо, ей в рот попала градинка, которую она проглотила, после чего забеременела и через десять месяцев родила сына. Этого ребенка, сказала жена, несомненно, ждет необыкновенное будущее, поэтому его следует вырастить и посмотреть, что его ожидает. Тоулухоу не послушал жену и выбросил младенца. Тогда жена тайно попросила домашних подобрать и вырастить ребенка, которому она дала прозвище Таньшихуай.
В возрасте 14-15 лет Таньшихуай уже отличался смелостью, физической силой и умом." (Материалы по истории... дунху. 1984. С. 75, 330).
Определенное сходство прослеживается в преданиях сяньби и монголов, связанных с их переселением. Согласно приведенной в "Вэйшу" легенде, сяньбийцам, оказавшимся в "темной, котлообразной, болотистой" местности, для того, чтобы перебраться в более удобные южные края, пришлось столкнуться "с девятью трудностями и восемью препятствиями" (Материалы по истории... дунху. 1984. С. 43). А древняя легенда о переселении монголов повествуется у Рашид-ад-дина следующим образом:"... когда среди тех гор и лесов этот народ размножился и пространство занимаемой им земли стало тесным и недостаточным, то учинили они друг с другом совет, каким бы лучшим способом и нетрудным по выполнению путем выйти им из этого сурового ущелья и тесного горного прохода". И решили они расплавить горный склон, состоящий из железной руды, для чего им пришлось зарезать 70 быков и лошадей и сделать из их шкур кузнечные мехи и "разом этими семьюдесятью мехами стали раздувать огонь под дровами и углем до тех пор, пока тот горный склон не расплавился." (Рашид-ад-дин. 1952. С. 195).
Рассмотренный нами материал позволяет высказать некоторые соображения относительно предполагаемого времени пребывания древних монголов в местности Эргунэ-кун. Ориентировочно этот период можно приурочить ко второй половине I тыс. до н.э., связывая его с эпохой дунху. Последние, согласно китайской историографической традиции, считаются одним из наиболее ранних предков монголоязычных племен.
Известно, что в момент прихода на престол шаньюя хунну Маодуня между ними и дунху пролегала брошенная земля, на которой никто не жил. Если верить китайским летописям, именно раздор из-за этого участка заброшенной земли послужил поводом к войне между ними, в результате чего дунху потерпели новое, еще более сокрушительное поражение, после чего перестали фигурировать в источниках как этническое или политическое целое.
Имеется основание для утверждения, что данное сообщение китайских хроник по характеру и содержанию более чем соответствует красочно оформленному рассказу Рашид-ад-дина, который он передает следующим образом: "Примерно за две тысячи лет до настоящего времени у того племени, которое в древности называли монгол, случилась распря о другими тюркскими племенами и закончилась сражением и войной. Имеется рассказ, передаваемый со слов заслуживающих доверия почтенных лиц, что над монголами одержали верх другие племена и учинили такое избиение среди них, что в живых осталось не более двух мужчин и двух женщин. Эти две семьи в страхе перед врагом бежали в недоступную местность, кругом которой были лишь горы и леса и к которой ни с одной стороны не было дороги, кроме одной узкой и труднодоступной тропы, по которой можно было пройти туда с большим трудом и затруднением. Среди тех гор была обильная травой и здоровая по климату степь. Название этой местности Эргэнэ-кун." (Рашид-ад-дин, 1952. Т. 1. С. 153).
Примечательно, что очень большая давность происходивших в Эргунэ-куне событий не оспаривается многими учеными. X. Пэрлээ, следуя указаниям Рашид-ад-дина и отсчитав 2000 лет со времени написания "Сборника летописей", относит интересующее нас событие к 700-600 гг. до н.э. (Пэрлээ. 1978). По мнению Г. Сухбаатара, это событие может быть отнесено к I в. до н.э (Сухбаатар. 1971. С. 135-136; 1980. С. 169-171). III. Бира устанавливал свою датировку в достаточно широких пределах -1 тыс. до н.э. (Бира. 1978. С, 20).
Отнюдь не абсолютизируя предлагаемые Рашид-ад-дином некоторые хронологические рамки, вместе с тем нельзя не отметить их вполне приемлемую сопоставимость с некоторыми действительными историческими фактами. Например, четыреста лет пребывания древних монголов в Эргуне-куне вполне согласуется с периодом господства хунну в Центральной Азии, после которых на исторической арене появляются сяньби, с возвышением которых мы связываем начало всеобщего расселения монголов из верховьев Амура.
Таким образом, резюмируя сказанное, считаем необходимым еще раз констатировать, что относительно обозримые нижние пределы древнего этапа этнической истории монголоязычных племен тесно связаны о легендарной областью Эргунэ-кун, которая рядом современных исследователей ассоциируется с бассейном р. Амур. Анализ содержания приведенной в "Сборнике летописей" легенды, а также данных китайских династийных хроник позволяет с определенной долей вероятности связать предполагаемое время пребывания древних монголоязычных племен в Эргунэ-куне с периодом возвышения хунну в Центральной Азии, то есть конец I тыс. до н.э. - нач. I тыс. н.э.
Примерно в VI в. н.э. в Прибайкалье получают распространение памятники так называемой курумчинской культуры, представляющие собой цельный археологический комплекс - поселения, городища, могильники, поминальные сооружения, наскальные рисунки. Границы распространения памятников в настоящее время совпадают с основной территорией расселения современных бурят: низовья Селенги, долина Баргузина, Тункинский край, бассейн Ангары до Балаганска и несколько ниже, верховье Лены до Жигалова (Окладников. 1948. С. 3-10; 1955. С. 299-320).
Ставшие достоянием научной общественности еще с конца прошлого столетия, памятники этой культуры к настоящему времени предстают достаточно хорошо изученными. Итоги многолетних изысканий нескольких поколений отечественных археологов, а также результаты личных полевых работ, начатых с конца 1970-х годов, обобщены и систематизированы в недавней монографии Б.Б. Дашибалова (Дашибалов. 1995). Сказанное избавляет нас от необходимости подробного описания особенностей этой культуры. Создателями курумчинской культуры, согласно китайским летописям и древнетюркским руническим письменам, являлись гулигани или курыканы. Относительно их этнической принадлежности существуют две основные теории — монгольская и тюркская. Совокупность имеющихся фактов дает больше оснований для вывода, что основу этнического ядра курыкан составили тюркоязычные племена, что не исключает вероятности того, что в состав объединения входили также родоплеменные группы тунгусского и монгольского происхождения. Очевидно и то, что курыканы в последующем сыграли важную роль в формировании западных бурят и якутов (Нимаев. 2000. С. 65-71).
В источниках того периода примерно в пределах рассматриваемой нами территории, то есть Прибайкалья, упоминается еще одна группа племен. Это байегу китайских летописей, которые сопоставимы с байырку из орхонских эпитафий. Правда, ареал их расселения остается еще не до конца определенным.
В свое время Г.Н. Румянцев ограничивал территорию расселения байырку приблизительно в рамках современной Баргузинской долины и низовьев Селенги (Румянцев. 1962. С. 132).
Б.Р. Зориктуев склонен видеть владения байырку в пределах всего Западного Забайкалья, предлагая всю археологическую культуру рассматриваемой территории послехуннского времени условно назвать культурой байырку или баргутской археологической культурой (Зориктуев. 1989; 1993). Аналогичной позиции придерживается П.Б. Коновалов, который предлагал связать многочисленные могильники в Южной Бурятии, датируемые VIII-XIV вв. и именуемые "ранне-монгольским погребальным комплексом", с общностью баргутов (байырку, баегу) (Коновалов. 1993. С. 9-10). Правда, в обоих случаях эти тезисы высказаны лишь предположительно, без каких-либо конкретных аргументаций.
Более основательно, с упором на археологический материал, с широким привлечением письменных источников попытался подойти к освещению данной темы Ю.С. Худяков. На его взгляд, данные письменных источников позволяют соотнести с байырку южные группы могил хойцегорского типа, относящихся ко второй половине I тыс. н.э. Сюда он включил следующие памятники: Хойцегорский могильник (на р. Хилок), Узкое место (близ Усть-Кяхты), Капчеранга (близ г. Кяхта) и Темниковское поселение. Однако даже если и согласиться с подобной интерпретацией, становится несколько непонятным его предположение о том, что "на западе земли байегу простирались до оз. Хубсугул и верховьев р. Селенги, а на востоке - до Хэнтэя и верховьев Шилки и Аргуни, охватывая северные районы современной Монголии" (Худяков. 1989. С. 29).
Для уточнения вопроса обратимся к имеющимся источникам. По сообщению, например, "Таншу" "байегу рассеянно кочевало по северную сторону Великой песчаной степи, занимая около тысячи ли пространства; от Пугу прямо на восток, в смежности от мохэ. Байегу имели до 60000 кибиток, войска 10000 чел... Есть речка, называемая Кангань" (Бичурин 1950. С. 343-344).
Почти аналогичные сведения содержатся в "Танхуйяо" ("Обозрение Тан-ской истории") за исключением того уточнения, что р. Канганъхэ расположена "на северо-востоке их страны на протяжении 1000 ли" (Кюнер. 1961. С. 35).
Однако по мнению А.Г. Малявкина, в тексте "Синь Таншу" есть существенные ошибки. Так, согласно "Тай-пин хуанюй цзи", "Тун дян", отрывок относительно байегу выглядит следующим образом: "байегу находятся к югу от Хань-хая на р. Баегу, к востоку от гор Юли... В тысяче с лишним ли к северо-востоку от их земли есть р. Канган". По определению ученого, в данном случае Ханьхай -это оз. Байкал, хотя под этим термином подразумевается обычно пустыня Гоби. Материалы из новых китайских источников, по словам А.Г. Малявкина "не противоречат" выводам Г.Н. Румянцева, "но и не содержат конкретных данных в подтверждение этой точки зрения". Сам же он относит кочевья байегу к востоку от Яблонового хребта, а реку Баегу отождествляет с названием одной из трех ныне известных рек: Ингода, Онон и Чикой (Малявкин. 1989. С. 139-141).
Однако, как представляется, гораздо логичнее было бы сравнение р. Баегу с р. Баргузин. С другой стороны, при такой (обычно завышенной по китайским оценкам) численности населения, границы территории расселения байегу вряд ли могли простираться столь широко, как предполагают некоторые из вышеназванных исследователей. Кроме того, как нетрудно убедиться, при таком территориальном раскладе попросту не остается места для других представителей "пятнадцати поколений" теле. Согласно источникам, "в начале годов правления Удэ (618-627) были сйеянто, циби, хуйхэ, дубо, гулигань, доланьгэ, пугу, байегу, тунло, хуньбу, сыцзйе, хусаси, адйе, байси и пр., рассеянно жившие на север от Ци (Шамо)" (Кюнер. 1961. С. 36). Причем многие из них по численности нисколько не уступали байегу. Например, племя пугу, обитавшее к северу от р. Тола, также располагало войском в 10 тыс. человек (Малявкин. 1989. С. 139).
В то же время границы владений байегу, очевидно, не оставались неизменными на протяжении всей их политической истории. В источниках рассматриваемого периода они неоднократно упоминаются в числе племен, принимавших активное участие в событиях, имевших важные последствия для военно-политической обстановки в Центральной Азии и сопредельных регионах (Малявкин. 1980; Малое. 1951. С. 34, 41). В источниках, например, Уйгурского периода упоминается о "девяти байырку" (Малявкин. 1983. С. 9, 6; Шинэхуу. 1980. С. 34), что можно рассматривать как свидетельство их возросшей мощи и влиянии к этому времени. Как подтверждение тому можно рассматривать и титул "великий ир-кин", употребленный в отношении предводителя байырку в памятнике в честь Кюль-тегина (732 г.) (Малое. 1951. С. 41). Однако подчеркиваем, что исконная территория байегу-байырку располагалась в основном в пределах современной Баргузинской долины, возможно, простираясь на юг до бассейна р. Уда и на запад до низовьев Селенги.
Нерешенным остается вопрос об этнической принадлежности байырку. Как и в отношении курыкан, одни исследователи считали их монголами по языку, другие - тюрками. Хотя необходимо указать, что многие касались этой проблемы лишь попутно, исходя главным образом из сообщений источников о том, что байегу входили в состав конфедерации теле и токуз-огузов.
Мы склонны предполагать, что отнесение к объединению теле могло означать не только этническую, но и политическую принадлежность племен. Теле – одно из древних племенных образований в Центральной Азии, восходящее своими истоками, вероятно, к легендарным динлинам или дили. В постхуннуско-сяньбийский период, где-то с IV в. н.э. теле как достаточно крупная и самостоятельная этническая группа начинает упоминаться в источниках под названием Гао-гюй или Чилэ. "Тйелэ... есть искажение этого слова" (Кюнер. 1961. С. 9). Весьма вероятно, что состав названного этнополитического образования с самого начала был этнически неоднородным.
Анализ содержаний некоторых источников дает основание для заключения, что байегу находились в несколько обособленном положении по отношению к другим племенам группы теле. Согласно "Таншу", обычаи байегу "по большей части сходствовали с тйелескими, в разговоре была небольшая разница" (Бичу-рин. 1950. С. 344). "Тун-дянь" также констатирует, что язык байегу "немного отличается" (Малявкин. 1989. С. 142). Судя по всему, их хозяйственно-бытовой уклад был также заметно отличен от ХКТ кочевников-скотоводов. По свидетельству "Таншу", байегу "страстно любили звериную ловлю, землепашеством мало занимались". Что касается скотоводства, есть только указание о существовании у них коневодства (Бичурин. 1950. С. 343-344; Малявкин. 1989. С. 142).
Определенное своеобразие культурного облика байырку в известной степени может быть подтверждено на базе археологических данных. Баргузинская долина и низовья Селенги, как отмечалось, входят в ареал распространения курумчинской культуры. Следует сказать, что в целом археологические памятники этого региона выглядят менее изученными, чем те, которые расположены на противоположной стороне Байкала. При нынешнем состоянии их изученности в глаза бросается то обстоятельство, что основной археологический комплекс, характеризующий данную культуру - поселения, городища, погребально-поминальные сооружения, писаницы, образцы предметов с древ-нетюркской рунической письменностью - представлен преимущественно на предбайкальской части. По южному же побережью пока обнаружены только погребения, временные стоянки и некоторые типы сооружений ритуально-поминального характера.
Кроме того, локальные особенности проглядываются в устройстве самих погребений. По внешней архитектуре захоронения курумчинского типа подразделяются на две основные группы: курганные, то есть обозначенные на поверхности каменной насыпью, и грунтовые - без надмогильной конструкции. При этом выясняется, что вторая группа погребений сосредоточена только в пределах долины Баргузина (Дашибалов. 1995. С. 59-72).
Следующая отличительная особенность могильников из этой территории -отсутствие в погребениях костей домашних животных (имеется в виду погребения, датированные в пределах VI-X вв.) (Хамзина. 1970. С. 95-103; Дашибалов. 1995. С. 109-118), что вполне соотносится с сообщениями процитированных выше письменных источников.
Таким образом, выявляется определенная этнокультурная специфика населения, проживавшего во второй половине I тыс. н.э. в Баргузинской долине. Это можно рассматривать как результат воздействия на процесс его формирования некоторых других, помимо тюркских, этнических компонентов, вероятнее всего, монгольского и, возможно, тунгусского происхождения.
На возможность достаточно раннего пребывания монголоязычных племен в Прибайкалье свидетельствует ряд косвенных фактов. Так, анализ языковых материалов допускает предположение о том, что у предков якутов во время соприкосновения с северной таежной природой не было необходимости создавать свою собственную "лесную" терминологию, они восприняли ее в готовом виде у монголоязычных народов (Антонов. 1971. С. 76; Рассадин. 1980. С. 76-79). А эти контакты, как считает В.И. Рассадин, могли иметь место в то время, "когда предки якутов очутились в Прибайкалье и смешались частично с местными тунгусо-маньчжурскими племенами, на эту же территорию проникали монголо-язычные протобурятские племена и, видимо, тоже подверглись влиянию однотипного субстрата". Не исключено также, что некоторые монголизмы "вошли в якутский язык еще в то время, когда предки нынешних якутов жили на юге, по соседству с саяно-алтайскими тюрками".
По всей вероятности, монголоязычные племена, обитавшие на территории Прибайкалья в период всеобщего господства тюрков в Центральной Азии, оказались в подчиненном, зависимом положении от последних. "Создается впечатление, - писал, в частности, якутский лингвист Н.К. Антонов, - что в обществе древних якутов с родовым строем богатую, господствующую прослойку населения составляли тюркоязычные племена, а бедная, трудящаяся, подчиненная сторона была преимущественно монголоязычной" (Антонов. 1971. С. 121).
Эти выводы хорошо согласуются с результатами исследований бурятских ученых. Ц.Б. Цыдендамбаев, как известно, в своих изысканиях также исходил преимущественно из той предпосылки, что формирование основных этнических групп протобурят происходило в условиях господства над ними тюрков, что выразилось, в частности, в заимствовании ими у последних одного из тотемных культов - лебедя (Цыдендамбаев. 1972. С. 186).
По мнению исследователей, байырку вполне сопоставим с баргутами монгольского времени. Как выяснилось, тюркское байырку имеет примерно то же значение, что и монгольское баргут - "грубый, примитивный; первобытный, стародавний" (Цыдендамбаев. 1972. С. 279).
Сопоставление байырку и баргутов приемлемо и с точки зрения географии их расселения. По Рашид-ад-дину, "их стойбища и жилища находятся ... на самом краю местностей и земель, которые населяли монголы и которые называют Баргуджин-Тукум" (Рашид-ад-дин. 1952. С. 121). Данная страна и по своему названию, и по природно-географическим условиям вполне сопоставима с территорией Баргузинской долины. По крайней мере, примерно так представляли себе местонахождение этой области авторы "Сокровенного сказания" монголов. После того, как меркиты потерпели поражение от войск Темучина и его союзников, их предводитель Тохтоа-беки с "небольшим количеством людей, поспешно бежал вниз по Селенге в страну Баргучжинскую" (Сокровенное сказание. § 102-103).
Впрочем, насколько можно судить по сочинению Рашид-ад-дина, по-видимому, со временем возникло несколько расширенное представление об этой стране, включающее в ее пределы также территории на северной или западной стороне оз. Байкал. Поэтому границы страны Баргуджин-Тукум современными исследователями определяются примерно в следующих пределах: Баргузинский край и низовья Селенги, включая, очевидно, прилегающую с южной стороны полосу горнотаежной местности, бассейн верхней Ангары и Лены (Зориктуев. 1993).
Очевидно, этноним байырку-баргут первоначально представлял собой обобщенное наименование различных племен, обитавших в относительно отдаленных и труднодоступных горнотаежных районах Прибайкалья, чему не противоречит и семантика этнонима.
Судя по имеющимся данным, к концу I тыс. н.э. в качестве ведущего этнического имени в регионе Прибайкалья начинает фигурировать этноним "хори". Во всяком случае, часто упоминающееся в различных источниках название байегу-байырку к этому времени исчезает. Вместе с тем, в ряде работ этого периода, прежде всего средневековых мусульманских авторов, встречается имя "фури". Так, согласно анонимному "Худуд ал-алам" (982-983 гг.), "это название народа также из хырхызов; они поселяются к востоку от хырхызов и не смешиваются с прочими хырхызами... их языка другие хырхызы не понимают, они подобны диким зверям" (Материалы по истории киргизов и Киргизии. 1973. С. 141). В сочинении персидского автора Абу Сайда Гардизи "Зайн ал-ах-бар" (Украшение известий), написанном в 1050-1053 гг., также говорится о "большом племени фури", к которому из страны кыргызов вели две дороги: "одна через степь 3 месяца идти, другая - на левую сторону - 2 месяца, но эта дорога трудна, надо идти все время по лесам, по узкой тропинке и узкому пространству; по дороге много воды, постоянно встречаются реки" (Бартолъд. 1973. С. 47-48). Народ "кули", обитавший в "округе Ангкола", упоминается в источниках Юаньской династии. Как там указано, этот округ "в результате аннексии присоединен к киргизской земле..." Язык туземцев существенно отличен от кыргызского" (Окладников. 1955. С. 317-318).
Впервые вероятность прочтения имени "фури" как "кури" (буквы к и ф в арабском алфавите легко смешиваются) предложена В.В. Бартольдом.
Основательно рассмотрел взаимосвязь рассматриваемых этнонимов Г.Д. Санжеев. Учитывая "особенности графики и обусловленные ими многочисленные случаи описок, разночтений и ошибок переписчиков, а также то, что в этой графике, как и в старомонгольской, гласные о и у передаются одним и тем же знаком вав, а в монгольском консонантизме невозможен согласный ф," он счел необходимым: заключить, что "вместо кури и, тем более, фури, соответствующее арабское написание должно быть прочитано как кори".
Одновременно он весьма решительно высказался против отождествления названий хори и курыкан, рассматривая их как два совершенно разных этнонима (Санжеев. 1983. С. 87-89).
При определении вопроса об этнической принадлежности кори очень важное значение приобретает единодушное указание различных письменных источников об их языке, который был для кыргызов непонятен. Поэтому и В.В. Бартольд допускал, что "монголами были и восточные соседи киргизов" (Бартольд. 1963. С. 97). Выдвижение на первый план названия хоринцев связано, очевидно, с появлением в районе оз. Байкал новых групп монголов, благоприятные условия для чего начинают возникать, на наш взгляд, после падения Уйгурского, затем Кыргызского каганатов. Допустимо предположить, что по крайней мере, часть новых пришельцев могла быть носителями имени хори (хоро). В этой связи заслуживает внимания факт широкого распространения рассматриваемого этнонима в Якутии. Судя по данным местных генеалогических преданий, часть якутских хоролоров появилась здесь не только из пределов Прибайкалья, но и непосредственно с Востока (Исторические предания... 1960. С. 103-104). Как считают лингвисты, ко времени появления предков якутов на Средней Лене здесь уже обитало какое-то монголоязычное население (Рассадин. 1980. С. 81, 90). О том, что у них был свой, отличный от остальной части населения Якутии язык, свидетельствует, например, бытовавшее в прошлом у якутов выражение типа: "Не по-хоролорски тебе говорю, а по якутски" (Серошевский. 1993. С. 288; Ксенофонтов. 1977. С. 158-161).
Итак, на основании анализа имеющихся данных мы попытались доказать, что монголоязычные племена, составившие основу протобурят, появились возле оз. Байкал не позднее середины I тыс. н.э. Они входили в состав объединения байырку-баргутов. Монголоязычную основу байырку составили хори или хори-туматы монгольского времени. По свидетельству, например, Рашид-ад-дина, из среды баргутов вышли такие племена, как хори, туматы, туласы (Рашид-ад-дин. 1952. С. 121-122).
В хозяйственно-культурном отношении эти этнические группы представляли собой преимущественно полуоседлых охотников и рыболовов, знакомых также с навыками земледелия. Небезынтересно в этой связи отметить, что, например, в одежде современных хоринцев сохранились отдельные детали, сближающие их с исконными обитателями таежной зоны Сибири: поршневидная обувь (у детей), короткая охотничья куртка из ровдуги и т.д. (Бадмаева. 1987. С. 94-95).
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей