К XVIII в. историко-географические условия, специфика хозяйственного уклада предбайкальских и забайкальских бурят повлияли на региональные особенности их народного творчества, которое в целом развивалось в едином русле.
Народное жилище - юрта представлялась образом Вселенной. Ее внутреннее пространство разграничивалось в соответствии с вертикальной и горизонтальной структурой мироздания.
Большую роль в сохранении традиционных предметов быта и общего убранства юрты играл свадебный обряд. В богатое приданое невесты должны были входить: постельные принадлежности (войлочные матрацы, одеяла, красиво оформленные подголовники), кровать, сундуки с праздничной и будничной одеждой и обувью, коврики, невысокие обеденные столики, буфет для посуды и т.д. Жених и участники "свадебного поезда совершали поездку верхом на богато убранных лошадях, в полном вооружении. У лучников на левом бедре блестели серебряные колчаны. Специальная женская безрукавка была покрыта по поясу и по бортикам металлическими пластинками. В юрте у изголовья новобрачных ставилось стрелохранилище с вышитым на его покрышке роговидным узором" (Соктоева. 1988. С. 32). Помимо этого невеста надевала головное украшение с подвесками (нархинцаг). В нем она должна была поклоняться шаманским изображениям (онгонам) и огню, куда полагалось бросать кусочки жира.
Пропорции юрты, мебель, вся утварь были соразмерны с фигурой человека, приспособлены к его повседневному труду. Все вещи и предметы располагались по кругу, вплотную приставлялись к стене, развешивались. Изделия кочевого мира отличались пластичными, обтекаемыми формами, их удобство, целесообразность выверялись веками, не одним поколением. Любая вещь была утилитарна, каждый образ-предмет заключал в себе духовное художественное начало.
Каждый орнаментальный мотив на предмете выражает символическое благопожелание владельцу - счастья, радости, чистоты и благородства помыслов, блага в будущем, силы, могущества. Например, плетенка улзы, означающая благоденствие, счастье, располагается в центре орнаментальной композиции, а у монголов также и на двери юрты. В произведениях устного народного творчества у монголов и бурят, в юроолах - благопожеланиях, которые в изобилии звучат на свадьбе, содержится упоминание "10 тысяч ульзиев", "10 тысяч лет счастья". У бурят существует самое короткое и распространенное: Ута наhатай, удаан жаргалтай... хусэнэб!, что дословно переводится: "Долголетия, бесконечного счастья... желаю!". С таким же значением использовались мотивы меандра - "бесконечного счастья", китайские иероглифические знаки: "шоу" - "долголетие", "фу" — "счастье" и другие. Овеществленная знаковость осмысливалась не только во время свадебного обряда, но и в дальнейшем, окружая человека на протяжении всей его жизни. Орнаментально-колористическое оформление любого предмета или вещи должно соответствовало всему убранству юрты. Ансамблевость художественно-орнаментального решения характеризует вещевую среду кочевника, отражает его эстетические идеалы.
Казачий урядник К. Москвитин писал о ставке бурятского князца в Забайкалье: "У Турухая юрты войлочные опушены лазоревым, и в юрте подзоры, камка на золоте. А платья носят по-брацки — тулупы бархатные и камка на золоте" (Соктоева. 1988. С. 33). Конечно, особо дорогие ткани не были доступны бедным людям, однако праздничную одежду многие старались сделать более нарядной. В забайкальской юрте с постоянным контрастом атмосферы полумрака и света особое значение придавалось яркой цветовой палитре. Солнечный луч, через дымовое отверстие скользивший по интерьеру, играл радужными красками на расписных сундуках, переливами на шелковой одежде, вспыхивал на серебряных изделиях.
Как уже указывалось, у предбайкальских бурят ко второй половине XVIII в. переносное жилище заменяется постоянным: четырех-, шести-, восьмистенные деревянные юрты составляют так называемые летники, а зимним жилищем становятся дома русского сибирского типа. Резной диванчик, высокий стол, самовар, ситцевый полог, цветастая роспись на сундуках — все это свидетельствует о проникновении в быт иркутских бурят элементов русской культуры. При этом, в целом, сохраняется облик традиционного интерьера: деревянная посуда, кухонные принадлежности, седла, сбруи и т.д. Характерный коврик из овечьих шкурок (камусов) покрывает сиденье деревянного дивана. Если интерьер войлочной юрты состоит из малогабаритных сундуков и вещей, удобных при постоянных кочевках, то здесь стало возможным появление более громоздких диванов, массивных деревянных полок для посуды. В целом юрту отличает простой, строгий стиль художественного оформления.
Понятие о Прекрасном в народном представлении бурят связывалось с красками Природы, цвета которой господствовали и в произведениях народного творчества: голубой — цвет неба, символ верности и постоянства, зеленый – цвет травы, символ роста и размножения и т.д. Особое значение придавалось белому цвету, в древности символизировавшему солнце, в буддийской вере он означает чистоту и благородство. Этот цвет выполняет важную знаковую, обрядовую роль в народных обычаях и праздниках (например, в праздновании "Белого месяца"). Устойчивое сочетание "красного" и "черного" на старинных предметах предбайкальских бурят связано с традиционными представлениями о мироздании, оппозиции "своего, теплого" и "чужого, холодного".
Особенности быта скотоводов и охотников обусловили кустарное производство из кожи, меха, шерсти домашних и диких животных. В арсенале творчества предбайкальских мастериц к началу XX в. сохранялись: узорное вязание чулок на о-ве Ольхон, плетение ковриков на основе конского волоса (таар), меховые мозаичные коврики (хубсар). Мастерицы умело подбирали природные оттенки материалов, создавая простые (квадраты, параллельные линии, прямоугольники), но удивительно гармоничные узоры. При, казалось бы, довольно ограниченном наборе орнаментальных мотивов, мастерицы изготавливали коврики, неповторимые по расцветке и рисунку. Умело сочетали природные оттенки шерсти, тонко используя их цветовые нюансы. Конский волос - жесткий по фактуре, работа с ним требует большого терпения. Зато коврики на его основе необычайно прочны, долговечны, как и другие изделия из него (мешки, вожжи, подпруги, сети и т.д.). Ковроделие в творчестве предбайкальских бурят представлено не только таарами, но и упоминавшимися уже хубсарами, которые шились из лодыжных шкурок овец и лошадей. Темные и светлые кусочки располагали в шахматном порядке либо однотонными полосками. Однако не только посредством цвета строился узор, но и с помощью рельефного чередования удлиненных, слегка выпуклых кусочков мозаики, которые с изнаночной стороны сшивались через край, частыми стежками. Подобные коврики были не только теплыми, мягкими в качестве подстилочных на сидения, но и необычайно нарядными. Часто края ковриков помимо мехового бордюра окантовывались яркой лентой из сукна.
В героическом эпосе "Гэсэр" говорится о том, что "женщина состоит вся из выкроек". Действительно, шитье было основным занятием, где проявлялись изобретательность и художественный вкус каждой мастерицы:
Мужчина,
Чтобы замысел воплотить,
Жизнь не пожалеет отдать.
Женщина,
Чтобы из выкроенного сшить,
Палец на руке готова отдать
(Гэсэр. 1988. Кн. 1. С. 84).
В ансамбле бурятского костюма воплотились эстетические идеалы народа. Декоративная отделка в верхней мужской одежде не только украшала, но и служила знаком территориально-родового отличия. В праздничной женской одежде предбайкальцев широко применялись не только разноцветная тесьма, оторочка мехом, но и разнообразные вышивки на углу подола (триквестр, круги, цветочные розетки, ромбы). Костюм дополняли нарядная вышивка и аппликация на обуви и рукавицах, орнаментация которых гармонировала с платьем и головным убором. Основной элемент построения узоров - криволинейный завиток и производные от него мотивы, в то же время включались ромбы и квадраты. Забайкальские мастерицы применяли для своих костюмов ткани ярких расцветок с рисунком, не украшая их вышивкой. Вышивкой, аппликацией кожей и шелковыми шнурами богато украшалась обувь.
Техника аппликации - одна из древнейших в народном творчестве бурят. В этой технике украшены многие бытовые предметы: стрелохранилища - свадебные футляры, подголовники, чепраки и т.д.
Стрелохранилище (хэhэнэг) представляет собой узкий футляр высотой больше метра, обтянутый телячьей или жеребячьей шкурой с остовом из деревянных перекладин. Лицевая часть имела две кожаные покрышки пяти-, реже четырехугольной формы, обшитые красным сукном и украшенные орнаментом. По бокам прикреплялись узкие длинные сыромятные ремни (хур), которые свисали до пола. Узоры вырезались по выкройкам из материи (обычно черной) и "пришивались... тонким белым шнуром, свитым из белой овечьей шерсти (ноhон) и белого волоса (уhын)" (Хороших. 1982. С. 38).
В далеком прошлом стрелохранилище служило футляром, в котором хранили и перевозили запасные охотничьи стрелы во время больших облавных охот. Еще в начале XIX в. у бурят было принято снаряжать выходящую замуж девушку луками и стрелами, что являлось отражением традиций древней облавной охоты, когда в ней принимали участие и девушки (Хороших. 1982. С. 41). Подобного ритуального футляра нет у забайкальских бурят.
Поверхность верхней, более крупной по размерам, покрышки стрелохранилища, как правило, разделена диагонально пересеченными линиями на четыре сегмента, каждый из которых украшается преимущественно вариациями роговидного узора (двойного, тройного, на концах креста и т.д.), реже - мотивами в виде якоря, стрел, елочек. Народный орнамент всегда обладал глубокой содержательностью образа, в котором все созвучно Природе и Космосу.
Один из самых популярных мотивов в бурятской орнаментике "рога барана" (хусын эбэр). Ареал распространения исследуемого узора достаточно широк, выходит за рамки кочевых культур, встречается узор и в Индии, и в странах Восточной Европы, и на Ближнем Востоке. Но особой популярностью он пользуется у народностей, населявших и населяющих поныне регион Центральной Азии, являвшейся колыбелью многих кочевых племен. Роговидный узор, как отмечают многие исследователи, издревле символизировал достаток и процветание.
В бурятских преданиях и легендах мы не находим объяснения связи барана с образом Солнца, хотя сочетание рогообразного мотива в виде пары завитков, украшающих концентрические круги, достаточно широко используются в росписи по дереву.
Один из главных принципов украшения в бурятском народном искусстве – соединение в комплексе шитья, вышивки, кузнечных работ. Это составляет его отличительную особенность. Например, таков декор подголовников (дэрэ), чепраков, тебеньков и т.д. Вместе с тем, изделия бурятских мастеров отличает цельность художественного решения, продуманность всех его составляющих. В эпических сказаниях понятие прекрасного нередко связывалось с эпитетами, характеризующими металлы: "серебряный", "нежно-золотистый" и т.д. Чепрак забайкальских бурят имеет прямоугольную форму, изготавливается также из толстой окрашенной кожи. На нее при помощи деревянных матриц с вырезанным орнаментом переводились узоры в технике тиснения, помимо художественной аппликации из кожи. Подголовники (дэрэ) шились из лапок барана или жеребенка и имели форму мешка, одна сторона которого вышивалась из сукна и была прямоугольной формы. Лицевая сторона дэрэ была жесткой формы, для этого использовали прямоугольную дощечку или плотный картон. Неизменной, традиционной во всех декоративных решениях подголовников является центральная композиция из трех металлических кружков-пластин, сверкающих на черном прямоугольном фоне подголовника.
Дерево является одним из древних поделочных материалов у бурят. Из него изготавливались раздвижные решетчатые стены войлочной юрты (хана), разнообразная посуда, утварь, игрушки, луки, седла и т.д. Ступки для чая и соли (yyp), корытца для мяса (тэбшэ) выдалбливали из цельного ствола березы, чайные чашки (аяга) вытачивали из корней и наростов этого же дерева, а также из кедра и лиственницы. Маслобойки, кожемялки, ведра, черпаки, мутовки, скребки и т.д. не орнаментировались.
Согласно Б.Э. Петри, абдре - прямоугольный ящик на четырех ножках с плоской крышкой, на который ставят сендек (очевидно, искаженное слово "сундук"), подобный первому, но без ножек, и иногда третьим ярусом возвышаются маленькие плоские ларцы - хопто. У забайкальских бурят абдарами называют верхние ящики, а их место занимают ухэг - двухстворчатые шкафчики. Примечательно, что у агинских бурят, живущих восточнее, двухъярусная конструкция включает помимо подставки - ухэг, сундук - ханза. Обычно длина такого двусоставного шкафа зависела от роста девушки, так как одежда лежала во всю длину: шубы, платья и т.д. Плотниками изготавливались не только сами сундуки, но и выполнялась орнаментация лицевых стенок. Старинные сундуки сохранялись в роду не только ввиду своей прочности, но и ценились, прежде всего, красотой оформления. При изготовлении мебели бурятские мастера старались придерживаться одного художественного стиля, соответствия старых и новых предметов через использование в орнаментальном декоре определенных элементов, мотивов и композиционных построений. Тем не менее, это стилевое единство не исключало, а даже предполагало творческий подход к решению каждой вещи.
К старинным образцам относятся двухцветные росписи: красный фон и черные линии узора. "Красная краска делалась из красной охры, куски которой в изобилии встречаются среди речной гальки. Черную краску буряты доставали из желваков, которые образуются у лошадей", при этом старались достать желвак белой лошади (Петри. 1918. С. 218-219).
А.А. Бадмаев, описывая ящики и шкафчики агинских бурят, отмечает, что лицевая сторона расписывалась, как правило, красной или коричневой красками, а боковые, верхняя и тыльные - зеленой. Обычно на передней стенке рисовалась многоцветная рамка (магналай yhaн - "радуга") или меандр (шумен жаргалан - "бесконечное счастье") (Бадмаев. 1997. С. 69). В качестве центральных мотивов используются солярная розетка как знак солнца (наран), лотос (бадма сэсэг), плетенка (улзы), китайский символ долголетия "шоу".
Ящики покрыты тонким слоем олифы, которую лакируют в конце работы; лак, как правило, наносят губкой из мягких сухожилий. А перед началом росписи, технология подготовительного этапа такова: поверхность протравляют теплым жидким клеем, затем неровные дефекты счищаются шкуркой, еще раз промазывают поверхность клеем, грунтуют краской шонхо, шлифуют шкуркой, покрывают краской на клеевом растворителе (Ленхобоев, Герасимова. 1963. С. 151).
Кузнечное ремесло является одним из древних у бурятского народа. Очевидна преемственность традиций курумчинских кузнецов в художественной обработке металла. Об этом свидетельствует совпадение очагов курыканской металлургии и бурятских рудников, разрабатывавшихся вплоть до XVIII в. Как отмечает С.И. Вайнштейн, "у всех тюрко-монгольских народов кузнец пользовался с давних пор особыми правами и привилегиями", например, освобождался от феодальных податей в эпоху Чингисхана (Вайнштейн. 197'4. С. 82). А связано это со многими мифами, повествующими о небесном происхождении искусства обработки металла. В западнобурятских мифах существует несколько вариантов, касающихся не только происхождения ремесла, но и соответствующего деления на черных и белых кузнецов (сагаан дархад, хара дархад). Белые кузнецы являлись ювелирами – златокузнецами, черные кузнецы занимались производством орудий труда из железа и стали, бытовых и хозяйственных предметов из железа, чугуна, цветных металлов и сплавов. В народных преданиях и легендах можно обнаружить древнейшие кузнечные призывания, гимны, воспевающие труд кузнецов:
Мастер подобно белому небу...
Ты велик, как горы, как океан!
Подобно храмам высоким,
Горнило с наковальней сделай!
(Соктоева. 1988. С. 42).
В преданиях кузнецы часто приравниваются к шаманам, соперничают с ними. Черных кузнецов наделяли способностью к колдовству. Среди древних технико-художественных приемов бурят известны: насечка серебром и оловом по железу, серебрение железа, воронение, чернение, гравировка, художественная ковка металла. К более поздним приемам ученые относят литье из бронзы, меди и серебра, чеканку и филигрань. Помимо этого бурятские мастера знали два способа золочения, накладную и ажурную филигрань, использовали инкрустацию из цветных камней: коралла, лазурита, бирюзы и т.д.
В народных сказаниях, как отмечает И.И. Соктоева, встречается много эпитетов, связанных с металлом, даже тогда, когда речь идет о природе: лиственница нежно-золотистого и серебристого цвета, холм из "бронзы и серебра" и т.д. "Вкус" к металлическим украшениям, к блестящей фактуре материала мы наблюдаем в декоративном искусстве бурят (Соктоева. 1988. С. 46).
В описании эпических героев уделяется большое внимание к их снаряжению. Например, в эпосе "Гэсэр":
Серебряный, длинный,
Величиной с речную долину,
Боевой колчан на левый бок прикрепляет.
Узорно-серебряный, боевой,
С косое поле величиной,
Налучник сбоку подвешивает...
(Гэсэр. 1988. Кн. 1. С. 368).
Следует отметить, что проникновение и распространение буддизма на территории Бурятии в XVII—XVIII вв. обусловили творческое взаимодействие культового искусства и бурятской народной традиции. Длительный процесс освоения, изучения и выработки мастерами профессиональных знаний, связанных со строительством дацанов, иконописанием, созданием канонической скульптуры, культовой утвари, изготовлением ксилографических досок способствовал сложению своей художественной системы, национальной школы. Ко второй половине XIX в. бурятские плотники сумели творчески переработать стиль буддийского зодчества, привнеся уже устоявшиеся к этому времени приемы забайкальской традиции.
Образы и темы буддийского искусства в народном мировосприятии также получают своеобразное преломление. Изображения львов нередко трансформируются в образы собачек, более понятных и близких для скотовода. Существует множество художественных трактовок льва, но даже со свирепым оскалом он предстает по сути добрым, каким и должен быть в народном представлении защитник и помощник людей "в подавлении зла и обретении мудрости, бесстрашия, доброй славы..." (Бурятская деревянная... 1971. С. 8), как и остальные из "четырех сильных" (птица гаруди, дракон и тигр).
Особую популярность в народе приобрел образ Белого Старца (Сагаан Убугун), являющийся покровителем всех живых существ, дарующий плодовитость и долголетие. В ранних работах народных мастеров он предстает с доверчиво-наивным взглядом, открытым зрителю и доброй улыбкой. Поистине райский мир окружает пещеру старца: обилие растений с цветами и плодами, животные, сытые и довольные. Неизменно во все времена у каждого народа существовал идеал прекрасного, гармоничного мира, где человек един с Природой.
Фольклорную интерпретацию получает и буддийская легенда о Дугар-Зайсане. Известная сцена укрощения тигра рассказана с наивно-добродушной непосредственностью и житейской реальностью происходящего: герой держит одной рукой за ухо зверя, а другой - стегает палкой. И вновь фон, на котором разворачивается все действие, сказочно красив. Деревья, кустарники, цветы, облака, верблюд с верблюжонком — все решено декоративно-орнаментально, раскрашено яркими цветовыми пятнами.
Для бурятского мастера обращение к образу тибетского поэта Миларепы стало определенной возможностью выйти за пределы условности культового искусства. Поэт предстает красноречиво-выразительным в своей аскезе: изможденное, почерневшее тело, проступающие ребра , костлявые конечности, огромные мешки под глазами. Несмотря на почти гротескную конкретность, скульптору удалось создать облик отрешенного человека, наполненного духовностью. На раннем этапе сложения национальной школы культового искусства, когда осваивался художественный канон, мастерам не всегда удавалось справиться с пропорциональными соотношениями в трактовке божеств. Но, тем не менее, эти образы подкупают силой эмоционального звучания. Идея Добра, его борьба со Злом - непреходящие, вечные темы в народном искусстве получают новое преломление.
Во второй половине XIX - первой трети XX в. школа оронгойских мастеров, уже профессионально изготовлявшая буддийскую скульптуру, по-прежнему изображала добрых богов, а не гневных. Боги милосердия предстают гармоничными созданиями, наделенными физическим и духовным совершенством. Произведения основателя школы, Санжи-Цыбик Цыбикова, отличают не только особая пластика, тончайшая разработка деталей, но и внутренняя просветленность образов (Аюша, Белый Гунриг).
Ко второй половине XIX в. в Бурятии складываются ремесленные центры, которые специализируются в разных видах художественного творчества. Многие из них продолжали развиваться и в XX в. Искусство литья занимало большое место не только у хоринских, селенгинских, агинских, еравнинских бурят, но, в особенности, непревзойденными мастерами оставались усть-тугнуйцы (Г. Эрды-ниев, Ж. Сысыренов, Д. Гармаев) и цолгинцы Мухоршибирского района. Помимо предметов бытовой утвари отливали и культовые вещи (колокольчики, лампады, ритуальные сосуды, очир и т.д.). Как указывает К.М. Герасимова, установленных рецептов не было, "каждый мастер составлял свои пропорции состава, особенно для музыкальных инструментов, покупатели выбирали литье по цвету и по звучности" (Ленхобоев, Герасимова. 1963. С. 135). Чистота и мелодичность звучания при литье колокольчиков достигалась и за счет введения серебра в бронзовый сплав. Комплект из тарелочек (дэнчик) проходил следующую проверку на качество: одну тарелочку выносили на улицу и ударяли по ней, другая, оставленная в доме, должна была в ответ зазвучать.
Прославленные памятники художественного металла были созданы талантом закаменских мастеров. Улус Санага прославился не только тем, что здесь выросла целая плеяда известных мастеров-чеканщиков XIX-XX вв. (Г. Лубсан, Д. Бадмаев, Д. Логинова, Л. и Р. Нохоровы), но и умельцами резьбы по дереву, плетению, тиснению по коже.
У джидинских мастеров сложился свой художественный стиль, в котором сочетается ажурная легкость филиграни с вкраплениями зерни (Б-Ц. Бадмаев, Э. Жамсуев, С. Санжиев).
Ювелиры из Кижинги использовали различные приемы при создании удивительных по красоте изделий. Это серебрение, золочение, чернение, эмаль. Народная память помнит много имен прославленных мастеров: Б. Аюшиев, А. Аюшеев, Б. Очиров и другие. Большую известность приобрели мастера-седельщики из Среднего Кодуна, применявшие серебряную насечку. Причем технология создания оставалась такой же, как в описании XVIII в. у И. Гмелина. Бралась тонкая специально подготовленная серебряная пластинка или проволока и вбивалась на предварительно обработанную зубилом (молотком) поверхность железа. Среди известных чеканщиков следует упомянуть Б. Улзытуева, Р. Санжиева, Б. и Э. Ринчиновых и многих других.
Особой красотой отделки отличались праздничные седла тункинских и окинских дарханов (Д. Соктоев, братья Сыбденовы). Эти седла были с высокими луками для езды в гористой местности. Бывало, одним мастером изготавливался к седлу комплект чепрака и тебенька, украшенных разноцветной вышивкой. Таким мастером на все руки был Ламажап Сыбденов, помимо этого создававший ножи, женские украшения, одежду и обувь.
Уникальными центрами художественных ремесел были улусы Верхний и Нижний Оронгой. Среди них известны иконописцы, строители, лучники, скульпторы, плотники, маляры, архитекторы. Верхнеоронгойцы из-за нехватки пашен около восьми месяцев в году работали по найму. Ими было выстроено больше половины всех дацанов в Бурятии. Также они строили церкви, общественные здания, мосты, создавали предметы быта и культа, писали иконы. Трудно перечислить фамилии всех талантливых мастеров, среди которых: Д.-Ц. Доржиев, Г. Бадмажапов, Р. Гендунов, Э. Гармаев, Д. Санжеев и другие (Ленхобоев, Герасимова. 1963. С. 135).
В улусе Суба, расположенном возле Эгитуйского дацана в Еравнинском аймаке, мастера-резчики специализировались на изготовлении ксилографических досок и печатании книг, предназначенных как для монастыря, так и для богатых прихожан.
Следует отметить, что при строительстве русских церквей большое участие принимали и бурятские мастера. В Спасском соборе в Староселенгинске, построенном в XVIII в., лепные украшения на оконных проемах чем-то напоминают криволинейные очертания бурятского орнамента, хотя, возможно, это удачное совпадение национальной и барочной стилистики в оформлении.
Создание Бурят-Монгольской республики в 1923 г. явилось значимым моментом в развитии художественного творчества бурятского народа. Проблема традиции и новаторства была одной из ключевых на всех этапах развития советского искусства.
Художественная ситуация 1930-х - первой половины 1940-х годов характеризовалась резкой критикой и полным отрицанием буддийского наследия, в связи с принятыми идейно-политическими установками. Таким образом пытались искусственно вычленить культовое искусство, дацанское наследие и традиции народной культуры бурят.
Народное искусство и в XX в. продолжало развиваться в русле традиций, преемственной связи поколений, опираясь на богатое культурное наследие. Мастера приняли активное участие в Декадах бурятского искусства и литературы в 1940 и 1959 гг.
На выставке 1940 г. были широко представлены изделия чеканщиков, резчиков, вышивальщиц из Джиды, Бичуры, Еравны, Читинской области, Закамны, Хоринска, Кижинги. Один из знаменитых мастеров Закаменского района Галдан Тубшинов, являющийся потомственным дарханом, представил работы, отличающиеся безупречной техникой в лучших традициях высокого мастерства. Это кольца, гребенки со вставками цветных камней, браслет с чеканным орнаментом, нож, печати для тиснения по коже. Комплект женского украшения, как и туалетный набор — шэмхургэ, джидинского мастера Доржи Чагдурова отличает тонкость, ажурность в проработке всех деталей. Несмотря на запрет изображения буддийских образов и мотивов, мастера по-прежнему частично используют некоторые из них в устоявшихся композиционных, орнаментальных схемах: в женских украшениях, ножах, огнивах. В то же время с особым вкусом и художественным чутьем они вводят элементы гербовой символики, отражая идеалы советского времени.
Интересно сравнить декор двух ножей Еравнинского мастера Цырендылыка Цыбикова, в оформлении которых отразились основные тенденции художественной жизни республики. Более ранняя вещь (1922) еще щедро украшена искусно выполненной буддийской орнаментикой с пышными растительными и зооморфными мотивами на ножнах, так же традиционно решена подвеска с изображениями львиных голов. Однако на самом ноже - примета нового времени, выразившаяся в гравированной надписи "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!". Декор другого ножа (1940) свидетельствует о произошедших изменениях по отношению к дацанскому наследию (отсутствуют его мотивы), об ориентации на сюжетную линию в области орнамента. В данном случае серебряная оправа ножен украшена темой, посвященной Всесоюзной Сельскохозяйственной выставке.
Подобная тенденция к изобразительности в народном искусстве нашла отражение и в ряде вышивок у С. Ажигировой из Аларского аймака (портреты И.В. Сталина и В.И. Ленина) и X. Сампиловой ("Бурятка", выполненная по эскизу Ц. Сампилова).
В плодотворном творческом контакте с народными мастерами работали многие профессиональные художники, освоившие принципы и методы реалистического искусства. В частности, большим успехом на декадной выставке пользовалось рельефное панно "Колхозные рысаки" хоринского резчика Соднома Бодиева по эскизу Ц. Сампилова. Деревянные панно трех закаменских мастеров Шоена Дашиева, Шойсорона Жамбалова, Баира Норбоева также отражают новые веяния, новые идеалы советского времени, при этом обнаруживая глубинные связи с народной традицией. "Белки" Ш. Дашиева представляют декоративно-орнаментальный бордюр из геральдически расположенных зверьков, обрамленный мотивами из плодов, листьев и цветов. По-видимому, это панно должно было символизировать богатства тайги, развитый охотничий промысел.
Среди народных мастеров, с успехом выступивших на Декаде 1959 г., были уже известные по первому декадному смотру резчик С.Б. Бодиев, чеканщики-ювелиры Д.Ч. Чагдуров, Д.Д. Логинова, вышивальщица Ж.Ц. Дугарова, а также уже признанные, но выставлявшиеся впервые на таком уровне Ц.Н. Намжилон (чеканка, резьба по дереву), Ц.Н. Нимаев (чеканка), П.С. Намсараев (чеканка, резьба по камню), Г.Н. Ленхобоев (резьба по дереву) и другие. Все они потомственные мастера, продолжающие работать в духе национальных традиций. По свидетельству И.Е. Тугутова, двадцатисемилетний чеканщик по металлу Батомунко Донсоронов научился своему мастерству "у своего деда, который был чеканщиком и колесных дел мастером" (Тугутов. 1958. С. 45). Многие из представленных мастеров на выставке проявили свои таланты сразу в нескольких видах прикладного искусства, что также свидетельствует о преемственности вековых традиций бурят, умевших работать с разными материалами.
Необычайно изящны по силуэту с тонкой проработкой филигранных деталей серьги, браслеты, подвески, броши закаменской мастерицы Долгор Логиновой, дочери потомственного знаменитого дархана Гожоглоо Лубсана. Ее замечательные ажурные серьги с длинными цепочками, звенящими колокольчиками на концах запомнились многим московским посетителям еще в 1940 г. С особым вкусом и художественным чутьем наряду с традиционными растительными элементами, цветочными розетками она вписывала звезды, серп и молот и другие орнаментальные мотивы советской эпохи.
Другой известный закаменский мастер Дымбрыл Бадмаев (1900-1965) в своих традиционных, богато орнаментированных предметах отличался безупречно четким рисунком, красотой и разнообразием форм, прекрасным владением техникой чеканки, филиграни, черни, точении дерева. С ним тесно сотрудничал художник Ф.И. Балдаев, по эскизу которого, по-видимому, были им выполнены деревянные трости с серебряными фигурными набалдашниками. У Д.С. Бадмаева, как и у других бурятских мастеров, в традиционных женских украшениях, например, в подвесках к волосам или ладанках — гуу, по существу никогда не исчезала буддийская орнаментика: мотив двух рыбок, символические драгоценности и т.п. Мастер всегда учитывал возможности практического применения вещи; его пиалы, трубки и трости очень прочны (Художественная обработка металла... 1974. С. 53).
На выставке впервые представил три работы П.С. Намсараев, ученик Д. Бадмаева. В них нашли творческое воплощение традиции художественного народного творчества.
Чувство живой преемственной связи с народным искусством внушают работы тункинских мастериц Д.С. Сыреновой и Е.Ш. Яптуевой. Их чепраки, выполненные в технике аппликации и тиснения по коже, традиционны по форме, мотивам и их композиционным решениям: в центре - плетенка, знак "шоу", обрамляющие их геометрические и растительные узоры.
Заслуживают особого внимания произведения Г.Л. Ленхобоева (1907-1991), одного из известнейших мастеров прославленной оронгойской школы резьбы по дереву. На данной выставке были представлены: бурятский винный сервиз – домбо и 6 пиал, столик к этому сервизу, а также ваза для цветов и шкатулка. Ансамблевость художественного решения сервиза и столика была достигнута за счет продуманных форм предметов, их пропорционального соотношения и декора. В центре круглой крышки столика помещен мотив плетенки - улзы (выложен инкрустацией из другой породы дерева), который ритмически, многократно повторен на дне каждой пиалы, а поясок из Т-образного меандра не только замыкает поверхность столика, но и оформляет сверху и снизу декор кувшина. Последний богато украшен рельефом: орнаментально-стилизованными облаками, горами, цветами, а также силуэтом всадника. Немало удивительных сосудов из капо-корня, выполненных в виртуозной технике точения, вырезал в последующее время Г.Л. Ленхобоев ("Бортого", "Хула").
Волна дискуссий о судьбах развития народного творчества, о месте и роли орнамента в художественной системе советского искусства, интерес к национальному наследию — все это составило картину художественной жизни страны 1960-х годов и нашло отражение в Бурятии. Нередко сами народные мастера подключались к процессу системного изучения художественного наследия бурятского народа (Г.Л. Ленхобоев в 60-е годы, М.Б. Эрдынеев в 1970-1990 годы). Постепенно пересматривается проблема отношения к буддийскому наследию, в частности, признается его взаимообусловленность с народным искусством.
В бурятском ювелирном искусстве во второй половине 60-х - начале 70-х годов еще трудятся знаменитые мастера, традиции которых успешно продолжают их потомки и талантливые ученики. Из поколения в поколение передаются секреты старинного ремесла в приемах и техниках обработки металла, умении искусно изготовить вещь, украсив ее национальными узорами и вставками из полудрагоценных камней (коралл, лазурит, малахит, нефрит). При этом мастерство каждого чеканщика-ювелира сугубо индивидуально. Один из почитаемых в народе ювелир Сосор Санжиев (1900-1972), прозванный как "Мунгэн Сосор" ("Серебряный Сосор"), славился искусной, отточенной техникой, умелым сочетанием чеканки, ажурной филиграни и зерни. Эффект тонкого рисунка филиграни достигался за счет наложенной и припаянной на ребро серебряной проволоки. Незабываемую память о себе оставил мастер в нарядных женских украшениях, трубках, ножах, которые и по сей день радуют своей красотой. Его сын, Дымбрыл Санжиев продолжает традиции отца. В изделиях (в основном это ножи и женские украшения) он создает неповторимый декор, варьируя орнаментацию. Так, в гарнитуре из ножа и огнива изгибающиеся волнообразные выемки и линии создают сплошной асимметричный узор, напоминающий стилизованные языки пламени (Соктоева. 1988. С. 148).
Потомственного чеканщика Раднажапа Нохорова (1924 г.р.) отличает новаторский подход в изготовлении ювелирных предметов. Он меняет белый цвет металла, значительно его затемняет, утяжеляет форму пластин, использует филигранную нить различного сечения (Соктоева. 1988. С. 147). Крупные орнаментальные формы стелются завитками, рельефно играют светотенью на чуть потемневшей, словно от времени, гладкой поверхности металла.
В женских украшениях М.Б. Эрдынеева (1936 г.р.) одним из излюбленных мотивов является цветочная розетка. В нагрудном украшении "Хонхо" (1970) она обыгрывается как в форме самой подвески, так и в многократно повторенных накладных и подвесных элементах. Нетрадиционно выполнена обкладка одного из ножен (1976) в виде легкого ажура, через завитки которого проступает поверхность деревянного основания. Богатая инкрустация кораллом и бирюзой усиливает впечатление особой праздничности. Декор обкладки другого ножа (1968) строится при помощи ритмических поясков из инкрустированного коралла овальной формы. Обрамляющий их орнамент из плетенчатого бордюра перекликается с рисунком звеньев цепочки, на которую подвешен нож. Тщательность исполнения, продуманность стилевого решения каждой вещи, поиск новых форм и мотивов составляют творческий почерк М.Б. Эрдынеева, талантливого ученика Д.Д. Логиновой.
Совершенство технических характеристик, богатство форм, применение традиционных и стилизованных узоров отличают творческий поиск других мастеров ювелирного искусства: В.Ц. Цыжибона, Г.С. Базарова, Б.Г. Жамбалова, А. Чинбата и многих других. Мастера значительно расширяют ассортимент изделия, ориентируясь на современные эстетические вкусы, сочетают разные новейшие материалы.
В деревянных наборах посуды народный мастер П.С. Сымпылов (1925 г.р.) применяет орнаментацию в качестве резного декора по краю венчика (пиал, ваз и т.д.), подчеркивающего конструкцию вещи; оттеняет гладкие точеные деревянные поверхности вводом рельефных деталей, например, цветка лотоса на крышке масленки. Мастер умело выявляет природные особенности материала: удивительно шелковистая, играющая на свету рисунком волокон текстура березы. Подобные произведения служат ярким доказательством живучести народных традиций художественной обработки дерева, неразрывной, преемственной связи поколений. Вместе с тем, если традиционная посуда раньше почти не украшалась, то теперь современные мастера, начиная с Г.Л. Ленхобоева, стремятся украсить ее национальным орнаментом. Большой популярностью пользуется мотив улзы, меандровидные и растительные узоры.
Изготовление бурятских ковриков из конского волоса мастерицами Е.Д. Тыпхеевой и Н.Д. Эрдынеевой с конца 70-х - начала 80-х годов свидетельствует о возрождении старинного народного промысла. Авторы расширяют спектр орнаментальных мотивов, не перегружая ими свои композиции. Дорожка (1981) потомственного мастера Е.Д. Тыпхеевой (1935 г.р.), как и в старину, соткана из естественных цветов конского волоса с продольными полосами-переходами от светлых к темным тонам. В середине ее на темном фоне эффектно выделяется мотив из крупных спиральных завитков. Коврик квадратной формы (1982) Н.Д. Эрдынеева не только украсила четырехлепестковой розеткой, но и выпустила длинную бахрому по краю.
На основе конского волоса в Бурятии был создан новый вид декоративно-прикладного искусства - гобелены. В нем работают такие профессиональные и народные мастера, как С.П. Ринчинова, Т.Н. Тимина, Б. Дамбиева, Р.С. Доржиева. Много молодых талантливых мастеров народного искусства успешно работают с начала 1990-х годов под патронажем Всебурятской Ассоциации развития культуры (ВАРК), созданной в 1992 г. Деятельность ВАРК направлена на возрождение национальных промыслов, содействие развитию бурятского народного искусства в современных условиях. При Ассоциации молодые мастера обучаются буддийской иконописи, шитью, вышиванию, приемам художественной обработки дерева и металла.
Одной из значительных работ творческого дуэта двух молодых мастеров Ц.А. Цыжипова (1963 г.р.) и Д.Б. Батуева (1953 г.р.) явилось создание в 1995 г. парных тронов эпического героя Гэсэра и его жены. Они выполнены из дерева в монументальных формах. В бурятском буддизме Гэсэр-хан включен в пантеон, поэтому авторы во многом ориентировались на троны буддийских божеств: пышно декорированная спинка украшена по бокам симметричными драконами, а в верхней части - изображением светил и Гарудой, окруженных ореолом из языков пламени. В композиционном решении тронов особенно новаторским было включение изображений животных: из двенадцатигодичного цикла, тотемных предков бурят, традиционных видов домашнего скота. Орнаментальные мотивы используются в качестве обрамляющих, связующих, символических и подчеркивающих конструктивные детали элементов. Мастерами были выполнены геометрические, облаковидные, растительные, горообразные узоры в виде сквозной и рельефной резьбы, а также росписи. Яркая, звучная роспись с использованием золотой краски на красном фоне придает необычайно нарядный, торжественный вид. Характерная тоновая раскладка создает эффект дополнительной объемности и рельефности.
Народное искусство бурят не теряет своей значимости и в начале XXI в. Его развитие тесно связано с экономическими, экологическими, духовно-эстетическими, нравственными проблемами республики.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей