Буряты, архитектура и изобразительное искусство

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Новости ogirk.ru

Бурятская архитектура

Дворец Хамбо-ламы Итигэлова, Иволгинский дацан, Бурятия.
Дворец Хамбо-ламы Итигэлова, Иволгинский дацан, Бурятия.
Автор: Не известен
Улусы-летники.
Улусы-летники.
Автор: Не известен
Юрта.
Юрта.
Автор: Не известен
Бурятский государственный Ордена Ленина академический театр оперы и балета имени н.а. СССР Г.Ц. Цыдынжапова — музыкальный театр в городе Улан-Удэ.
Бурятский государственный Ордена Ленина академический театр оперы и балета имени н.а. СССР Г.Ц. Цыдынжапова — музыкальный театр в городе Улан-Удэ.
Автор: Не известен

Буряты — народ в Российской Федерации, Монголии и Китае. К  моменту прихода в Прибайкалье русских в XVII в. по образу ведения хозяйства буряты были скотоводами с элементами кочевания.

Жилища бурят

В последующем, в XVIII – XIX вв., кочевание свелось к переезду в зависимости от сезона на летники или зимники.С наступлением зимы летник покидали до первой весенней травы, перекочевывая на зимник. Улусы-зимники располагались на окультуренных лугах (утугах) и состояли из одного или нескольких домов русского типа, находившихся рядом с ними деревянных юрт и хозяйственных построек для содержания скота.

Улусы-летники размещались от зимников на расстоянии не далее дневного перегона скота. Летники располагались на пастбищах, где для проживания ставились деревянные четырех-, шести- или восьмистенные юрты. Создавалась вспомогательная инфраструктура в виде навесов, загонов, печей для выпечки хлеба, колодцев, поилок для скота.

Жилищем бурят издавна служили юрты из войлока. В Прибайкалье строились 6- и 8-угольные деревянные юрты с покатой крышей, поддерживаемой в центре 4 столбами. С вхождением в состав России началось сооружение деревянных крепостей, каменных церквей и монастырей, усилился рост городов. В 1-й половине XIX в. в Троицкосавске (ныне Кяхта) и Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ) был возведён ряд классицистических зданий (Троицкий собор в Кяхте, гостиный двор в Улан-Удэ и др.).

Особенности архитектуры бурятских дацанов

Проникновение ламаизма вызвало в XVIII—XIX вв. строительство дацанов (монастырей), в формах которых переплетались центрально-азиатские и местные традиции. Храмы завершались 1—2 ярусами лёгких павильонов с крытыми галереями и изогнутыми крышами. Для отделки применялись резьба по дереву, яркая раскраска и роспись.

Осо​бенности:

  1. после вхождения Забайкалья в состав России регион оказался в некоторой изоляции от иностранных влияний;
  2. для строительства дацанов не приглашали иностранных мастеров;
  3. здания строили с учётом географических и климатических особенностей.

Первые деревянные и каменные здания дацанов строились с участием русских каменщиков и плотников, с влиянием традиций русского церковного зодчества. Здания были крестообразными в плане. К основному, квадратному залу, пристраивалась алтарная часть с севера, вестибюль с юга, восточный и западный прирубы использовались для вспомогательных целей. Главный, наиболее богато украшенный, фасад здания — южный. Вестибюль — отличительная черта бурятских дацанов. Он предназначался для отсечения холодного воздуха. В Монголии и Тибете вход в помещение осуществляется прямо с улицы.

Над каждым объёмом (пристроем) здания возводилась крыша. Края крыш в начале были прямыми. Впоследствии их начали делать с приподнятыми углами. Периметр здания зачастую опоясывала галерея на колоннах для ритуального обхода. Северная алтарная часть здания глухая — без окон.

Во второй половине XIX века появился новый вид дугана, существенно отличающийся от первых образцов. Для архитектуры нового типа характерны: план, близкий к квадрату, здания строятся в виде ступенчатой пирамиды с галереями и колоннадами на верхних этажах, яркая полихромия, крыша китайского типа с поднятыми углами. Крыша с загнутыми вверх углами стала чертой, отличающей культовое сооружение от обычного здания. Интерьеры цокчен-дуганов — зал с рядом колонн. Применяется богатый декор, в основном тибетского типа.

Главное здание дацана называлось Цокчен-дуган (цокчен-дацан) — «дом всеобщего собрания». В каждом дацане строились сумэ (иногда до двух десятков), посвященные отдельным божествам буддийской веры. Субурганы были связаны со значительными событиями дацана или в ознаменование каких-либо событий. На сооружение субургана не требовалось специального разрешения российского правительства. Здания ориентировались по сторонам света. Цокчен-дуган строился в центре двора, сумэ и дуганы располагались вокруг Цокчен-дугана.

Главные ворота (богдойн-халга) дацана располагались на южной стороне ограды. В западной, восточной и северной стенах могли быть калитки. Главные ворота (священные ворота) открывались в особо торжественных случаях. В остальное время в ограду дацана входили через калитки. Мощёная дорожка от главных ворот до Цокчен-дугана называлась «священный путь».

Архитектура дацана символизировала божественное тело Будды.

Архитектура советского времени

В советское время выросли новые города и посёлки. В Улан-Удэ в 1930-1940-е были сооружены крупные общественные здания (Дом Советов, 1928—31, архитектор А. А. Оль; Обком КПСС, 1939-1943, архитектор В. А. Сидоров: и др.). В оформлении Бурятской театра оперы и балета (1947-52, архитектор А. Н. Федоров) использованы традиции национальной орнаментики. Жилищное строительство в городах и колхозах, широко развернувшееся с конца 1950-х гг., ведётся по типовым и индивидуальным проектам. В современных по формам постройках 60-х гг. (кинотеатры "Прогресс", 1963—66, архитекторы А. Р. Вампилов, М. Н. Меньшиков, и "Дружба", 1966-1967, новое здание Совета Министров, 1965-1968, архитектор А.Р. Вампилов, А.Я. Галяутдинов, — в Улан-Удэ) используются железобетон, стекло, алюминий, пластики.

Изобразительное искусство

В народном декоративно-прикладном искусстве бурят развиты вышивка и аппликация по бархату, коже и сукну, резьба по кости и дереву. Разнообразна и виртуозна техника обработки металла (насечка, чеканка, чернь, гравировка). В орнаменте сочетаются криволинейные геометрические и стилизованные растительные узоры. В 19 в. в дацанах были распространены иконописание, литьё и чеканка культовых предметов, книгопечатание (с деревянных матриц).

Современное изобразительное искусство получило развитие в советское время. Основоположником станковой живописи в Б. был Ц. С. Сампилов. Пейзажи бурятских художников со сценами труда и быта лиричны, проникнуты радостным мироощущением (работы Ц. С. Сампилова, А. Е. Хангалова, Р. С. Мэрдыгеева, К. И. Сергеева и др.). Выразительны портреты А. И. Тимина, Г. Е. Павлова, Д. Д. Тудупова, Ю. А. Чиркова и др. Над историческими и жанровыми картинами работают А. А. Окладников, Д. Д. Дугаров, А. В. Казанский. Театрально-декорационное искусство представлено работами А. И. Тимина, М. Е. Шестаковой. С конца 50-х гг. развивается станковая и иллюстрационная графика. В традиционных видах декоративно-прикладного искусства появляются новые сюжеты. Резные деревянные панно со сценами колхозной жизни создают С. Бодиев, Ш. Дашиев, Б. Зодбоев и др., оригинальные образцы чеканки по серебру — Г. Базаров, Д. Бадмаев, Д. Логинова, Ц. Нимаев, С. Санжиев, Г. Тубчинов, Д. Цыренов.

Читайте в Иркипедии:

  1. Иволгинский дацан. Фоторепортаж Бориса Слепнёва
  2. Тамчинский дацан
  3. Тубдэн Даржалин
  4. Баргузинский дацан
  5. Иволгинский дацан
  6. Агинский дацан
  7. Анинский дацан
  8. Иркутский дацан

Ссылки

  1. Сведения о бурятах на сайте музея "Тальцы"
  2. Статья о бурятском народе в Википедии
  3. Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982 // Академик : сайт.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.