Бурятский театр и драматургия // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

БУРЯТСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Истоками национального бурятского театра являются народные песни и пляс­ки, игры, народные обряды, ламаистский мистериальный театр Цам.

Начало формирования бурятского театра относится к 1910-м гг., когда были поставлены первые любительские спек­такли по пьесам бурятских авторов — «Ухел» («Смерть») Д. Абашеева, «Виновиновато» М. Барлукова, «Два ми­ра» М. Салтыкова (Иркутск, Черемхово, 1908). Стави­лись также русские пьесы «Бедность не порок» А. Островского, «Женитьба» и «Ревизор» Н. Гоголя, «Медведь» А. Чехова. Большую роль в возникновении бурятской те­атральной самодеятельности сыграли русские политические ссыльные, а так­же представители местной интеллигенции. Спектакли на бурятском языке разыгрывались на этнографических вечерах «Общества вспомоществования учащимся бурятам» при Восточно-Сибирском отделении Русского географического общества (РГО) в Иркут­ске. Пьесы, несложные по конструкции и образам, но­сили дидактический характер и были направлены против отдельных уродливых явлений бурятской дореволюционной действительности. Актерами являлись учащиеся духовных семинарий, городских училищ, начальных школ, учителя.

В послереволюционный период активно развивалась улусная те­атральная самодеятельность, которая имела антинойонскую и антила­маистскую направленность. Пьесы «Цагалкан» Ц. Номтоева, «Тьма», «Оракул Дамби», «Темная жизнь», «Ста­рик Бардабай» X. Намсараева, «Гнет царя», «Несчаст­ная девушка», «За власть Советов» А. Шадаева расска­зывали о бесправном положении бурят до революции и ставились самодеятельными кружками на клубных сценах, в избах-читальнях. В 1929—33 в Верхнеудинске (Улан-Удэ) работал первый профессиональный театр под руководством Е.П. Просветова (см. Театры Сибири), положивший начало Русс­кому государственному театру драмы им. Н. Бестужева. В 1929 был создан Дом народного творчества, открыта музыкально-театральная студия (с 1931 — техникум искусств). Первый выпуск техникума составил основу труппы Бурят-Монгольско­го драматического театра, открывшегося в 1932 (директор и режиссер М. Хаптагаев, заведующий музыкальной частью П.М. Берлинский). С 1936 художественным руководителем театра стал Г.Ц. Цыдынжапов — актер, режиссер, драматург, один из создателей профессионального теат­ра в Бурятии.

Возникновение профессионального театра способствовало развитию национальной бурятской драматургии. В большинстве пьес 1930-х гг. отражены события Гражданской войны («Из искры пламя» X. Намсараева, «Один из многих» Н. Балдано), борьба за укрепление колхозного строя в Бурятии («Про­рыв», «Кто он?», «Два друга», «Эржан» Н. Балдано, первая бурятская комедия «Мэргэн» А. Шадаева). В эти же годы созданы яркие поэтические пьесы по мотивам героического бурятского эпоса: «Баир» Г. Цыдынжапова и А. Шадаева, «Энхэ-Булат батор» Н. Балдано. Наряду с национальным репер­туаром в драматическом театре ставились «Тартюф» Мольера (1936), «Отелло» Шекспира (1938).

В 1939 Бурятский драматический театр реорганизован в музыкально-драматический, на базе которого в 1948—49 образованы оперный (см. Бурятский государственный академический театр оперы и балета) и драматический театры. По итогам декады бу­рятского искусства в Москве (1940) Бурятский музыкально-драматический театр был награжден орденом Ленина. В 1938 органи­зован Бурятский республиканский колхозно-совхозный театр (передвижной), выступавший в сельских клубах, шко­лах, на полевых станах.

В период Великой Отечественной войны в бурятской драматургии главной становится патриотическая тема. Ей посвящены пьесы «Рыбаки Байкала» Н. Балдано, «Снайпер» Г. Цыдынжапова. Создается историческая пьеса, посвященная дореволюционной жизни бурятского улуса, — «Кнут Тайши» X. Намсараева.

После разделения музыкально-драматического театра на 2 самосто­ятельных коллектива (музыкальный и драматический) в 1950 организуется Бурятский драматический театр. В нем объединились драматическая труппа бывшего музыкально-драматического театра и труппа республиканского колхозно-совхозного театра. Директором стал известный драматург Н. Балдано. Вначале театр работал как передвижной. В 1952 в Улан-Удэ драматическому театру было построено новое здание. В 1959 Бурятскому театру дра­мы присвоено имя основоположника бурятской литературы Хоца Намсараева, в 1977 — звание академического. В 1982 в связи с 60-летием театр награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В репертуаре — национальная и советская драматургия, русская и зарубежная классика. В 1990-х гг. появились спектакли на запретные прежде темы: трилогия «Круги Сансары», «Этот разноликий мир» М. Батоина, «Дамдин лама» Б. Эрдынеева и Р. Бадмаева, «Где ты, Шамбала?» Б. Гаврилова. В этих спектаклях впервые прозвучали раздумья по поводу разрушения буддийских храмов-да­цанов в 1930-х гг., произвола по отношению к служи­телям буддийского культа. Заметными событиями ста­ли спектакли «Король Лир» Шекспира, «Похищенное счастье» Д. Батожабая. Театр много гастролирует, имеет тесные творческие связи с театрами Монгольской Народ­ной Республики.

Признанными мастерами бурятского театрального искусства ста­ли Ц. Балбаров, Н. Балдано, Г. Бутуханов, Б. Вампилов, Н. Гендунова, Ч. Генинов, Н. Генинова, Д. Дондуков, М. Елбонов, М. Зоригтуева, Ц. Сампилов, В. Сахиров, М.Н. Степанова, С. Уладаева, В. Халматов, Г. Цыдынжапов, Ц. Шагжин, А. Шадаев, М. Шамбуева, Ю. Шангина и другие.

В Республике Бурятия (2006), помимо театра оперы и балета, действуют: Бурятский академический театр драмы им. X. Намсараева, Русский драматический театр им. Н. Бесту­жева, Молодежный художественный театр, Республиканский театр кукол «Улигер», театр пантомимы «АзАрт» и другие.

Лит.: Ходорковская Л.С. Бурят-Монгольский театр. М, 1954; Искусство Бурятской АССР. Улан-Удэ, 1959; Найдаков В.Ц. Бу­рятская драматургия. Улан-Удэ, 1959; Театральная энциклопедия. М., 1961. Т. 1; Многоязыкий театр России. М., 1980.

Г.М. Запорожченко, Л. И. Пыстина

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири