Бурятская музыкальная культура // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

БУРЯТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА. В традиционной бурятской музыкальной культуре выделяются обрядовая, эпическая и лирическая сферы.

Эпическая сфера включает исторические песни туухын дуун и эпические сказания улигер. Улигеры («Лодой Мэргэн», «АбайТэсэр», «Еренсэй», «Аламжи Мэргэн» и другие) могут состоять из 2—20 тыс. и более стихотворных строк. В восточнобурятской (хоринской) традиции прозаическое и поэтическое изложение улигера перемежается песенными вставками строфического или тирадного строения — мо­нологами героев туурээлгэ, которые могут сопровождаться игрой на 2-струнной смычковой пиколютне с трапецивидным корпусом хуур или цитре ятага; закрепленных персо­нажами словесно-музыкальной формулы подхватываются хором слушателей. Западнобурятские улигеры поются от начала до конца на один напев тирадной или строфической организации; у эхирит-булагатов улигершина поддерживают слушатели, хоровыми песнями встречающие и провожа­ющие эпических героев и заполняющие паузы во время кратковременных остановок повествования; в унгинской тради­ции участия слушателей не предполагается, улигершин может аккомпанировать себе на хуре. Известные улигершины — А. Васильев (Альфор), П. Тушемилов, А. Тороев, П. Дмитриев, Е. Шалбыков, Б. Барнаков и другие.

Обрядовая сфера представлена музыкой шаманских и буддийских ритуалов, скотоводческими заговорами, поющимися (реже — играющимися на хууре) для овцы, козы, коровы, верблюдицы в случаях, когда они отказываются кормить детенышей, некоторыми жанрами песенной традиции (свадебными песнями турын дуун, охотничьими ангуушадай дуун, благопожеланиями юреел дуун, песнями восточ­нобурятского хоровода нэрьеэлгэ, который танцуют двумя обращенными друг к другу шеренгами, западнобурятского кругового танца ёохор и пр.), колыбельными укачива­ниями, прославлениями победителей конных скачек, борьбы и стрельбы из лука, завершающими родовые собрания тайлган.

Лирическая сфера включает любовные песни инаг дуранай дуун, военные сэрэгэй дуун, сиротские уншэн хунэй дуун, песни о родителях эхэ эсэгын дуун, застольные архиин дуун, шуточные шог дуун, загадки таабари дуун, пес­ни игры прятания кольца бэЬэлигэй дуун и пр. Склад песен, в основном, монодийный (в том числе, гетерофонный), в песнях западных бурят встречается многоголосие ленточно­го типа с преобладанием кварто-квинтовых отношений между голосами, а также имитационная полифония с элементами контрастной в ай дон (песнях, исполненных хором стариков во время обрядовых возлияний кумыса). Характерной чертой песенной традиции является большое количество типовых напевов, разнообразных в мелодичном и ритмичном отношениях. Поскольку на один напев могут исполняться как обрядовые, так и необрядовые тексты, по музыкальным характеристикам песенные жанры не различаются, противопоставляются лишь стили "долгих" песен уртын дуун (с продолжительными распевами, ритмической нерегуляр­ностью, слабой выраженностью метрических акцентов) и "коротких" богони дуун (с немногочисленными распевами, ритмической периодичностью, четкими метрическими акцентами). В некоторых образцах сочетаются признаки обоих стилей. Песни состоят из 4-строчных музыкально-поэтических строф, в которых строки одной четности или все строки ритмически и мелодически подобны; строфы западно-бурятских песен могут сопровождаться припевами. У восточных бурят преобладают ангемитонные (бесполутоно­вые) ладовые структуры, включая полные пентатонические (пятизвучные) лады, у западных бурят наряду с ангемитоникой встречаются звукоряды с полутоном.

К лирической сфере принадлежит также традиция музи­цирования на струнных инструментах хуур и хучир (пиколютня с цилиндрическим корпусом, 4 струнами квинтовой настройки, настроенными попарно в унисон), попереч­ной флейте лимбэ, продольной флейте суур и пр.

В XX в. формируется бурятская музыкальная культура европейского типа. В 1920— 22 в Верхнеудинске (Улан-Удэ) действовали музыкальная шко­ла, хор и симфонический оркестр. С 1924 работала музыкально-инструктивная передвижка (руководитель Б.П. Сальмонт) — запи­сывались на фонограф народные песни, собирались национальные инструменты, проводились курсы ликвидации музыкальной не­грамотности. В 1929 создан Дом народного творчества, от­крыта музыкально-театральная студия (с 1931 — техникум, с 1949 — музыкальное училище, с 1991 — музыкальный колледж). В 1932 основан Бурятский драматический театр (см. Бурятский театр и драматургия) с симфоническим ансамблем, певцами, танцевальной труппой. В 1939 драматический театр реорганизован в музыкально-драматический, на базе которого спустя 10 лет (1949) возник Театр оперы и балета (см. Бурятский государственный академический театр оперы и балета). Осенью 1940 в Москве с большим успехом прошла де­када бурятского искусства. В конце 1930-х — начале 1940-х гг. работал оркестр бурятских народных инструментов (руководитель И.Л. Рык). С 1939 действует филармония (см. Филармонии в Сибири). В 1940 образован Союз композиторов (см. Союзы композиторов в Сибири). В 1942 создан ан­самбль песни и танца «Байкал». В 1947 открыто культурно-просветиельское училище, в 1960 — Восточно-Сибирский институт культуры, в 1961 — хореографическое училище. В 1966 восстановлен оркестр народных инструментов (руководитель Ч.Е. Павлов).

Первым спектаклем по мотивам национального эпоса стала музыкальная драма «Баир» П.М. Берлинского (1938; 2-я ред. совместно с Б.Б. Ямпиловым, 1940). В 1940 поставлены первая бурятская опера «Энхэ-Булат батор» (музыка М.П. Фро­лова), музыкальная драма «Эржен» (музыка В.И. Морошкина). Первыми постановками русской и зарубежной классики ста­ли оперы «Евгений Онегин» (1943), «Фауст» (1945), балет «Бахчисарайский фонтан» (1943). В становле­нии профессиональной бурятской музыкальной культуры большое значение имела деятельность русских музыкантов, организовавших творческие коллективы, учебные заведения, создавших первые произведения на основе национального фольклора. Это композиторы Р.М. Глиэр, П.М. Берлинский, М.П. Фролов, В.И. Морошкин, Л.К. Книппер, С.П. Ряузов, режиссер А. Миронский, балетмейстер М.С Арсеньев, дирижеры М.А. Бухбиндер, И. Айзикович и другие. Первые профессиональные композиторы-буряты — Д.Д. Аюшеев, Ж.А. Батуев, Б.Б. Ямпилов.

Д.Д. Аюшеевым (1910—71) написано более 100 произведений, в том числе оперы («Побратимы», в соавторсте с Б.С Майзелем, 1959; «Братья», 1963; «Саган-Хатан», 1971 и др.), симфонические поэмы и сюиты («Весна в колхозе», 1959; «Богатая долина», 1970; «Таежные песни», 1964), сочинения для оркестра бурятских народных инструментов, песни. Ж.А. Батуев (1915—96) — автор 11 балетов («Во имя люб­ви», в соавторстве с Б.С. Майзелем, 1957; «Цветы жизни», 1960; «Чурумчуку», на якутскую тему, 1964; «Сын земли», 1972; «Долина стерхов», 1988 и др.), многих симфонических и ка­мерных сочинений, ораторий («Спасение священного Байкала», 1992 и другие), опусов для оркестра народных инструмен­тов, песен. Все основные жанры представлены в творчестве Б.Б. Ямпилова — опера («Прозрение», 1967» и др.), балет («Красавица Ангара», в соавторстве с Л.К. Книппером, 1959; «Патетическая баллада», 1967), симфонические пье­сы, оратории и т. д.

В 1960—70-е гг. начинают работать композиторы Г.-Д. Дашипылов, С.С. Манжигеев, А.А. Андреев, Ю.И. Ирдынеев, Б.О. Цырендашиев, В.А. Усович. В конце 1980-х - начале 1990-х гг. в бурятскую композиторскую организацию вош­ли Б.Б. Дондоков, П.Н. Дамиранов, Л.Н. Санжиева.

В 1970-е гг. образованы фольклорно-хореографическтй ан­самбль «Селенга», ВИА «Ритмы Байкала», женский камерный хор «Ариг Ус» (руководитель М.Д. Хрущева). В 1980—90-е гг. интенсивно развивается фольклорно-этнографическое направле­ние в любительском и профессиональном творчестве, появляются этнические рок-группы. Популярны фольклорные ансамбли «Магтаал», «Ангара», казачий фольклорный ансамбль «Княжий остров», Государственный театр народного танца «Бадма Сэсэг» (1992) и другие. В 2004 создан Бурятский государственный национальный театр песни и тан­ца «Байкал» (объединены коллективы: «Байкал», «Бадма Сэсэг» и оркестр народных инструментов гостелерадио). Проводятся музыкальные фестивали и конкурсы (международные, республиканские, региональные), посвященные искусству горлового пения, буддийской культуре, фольклору народов Восточной Сиби­ри, традиционный фестиваль эстрадной песни «Белый месяц» (с 1993) и другие.

Среди бурятских деятелей искусств: певцы народные артисты СССР К. И. Базарсадаев, Д.Ц. Дашиев, Л.Л. Линховоин, Г.Б. Шойдагбаева, народные артис­ты РСФСР Б.М. Балдаков, Н.К. Петрова, С.В. Раднаев, народная артистка Бурятии В. Цыдыпова; артисты ба­лета народная артистка СССР Л.П. Сахьянова, народный артист РСФСР П. Т. Абашеев, режиссер народный артист СССР Г.Ц. Цыдынжапов и другие.

В Республике Бурятия работают (2006): Театр оперы и балета, филармония, Бурятский государственный театр песни и танца «Байкал» и другие; Союз композиторов, Республиканский центр народного творчества, Восточно-Сибирская академия культуры и искусств, 3 средних специальных учебных заведения, свыше 70 детских школ искусств.

Лит.: Дугаров Д. С. Бурятские народные песни: В 3 т. Улан-Удэ, 1964, 1969, 1980; Он же. Исторические корни белого шаманст­ва (на материале обрядового фольклора бурят). М., 1991; Он же. Напевы бурятских улигеров //Абай Гэсэр Могучий: Бурятский ге­роический эпос. М., 1995; Куницына И.С, Кунщын О.И. Музыка Советской Бурятии. Улан-Удэ, 1968; Кунщын О.И. Музыкальный театр Бурятии. Улан-Удэ, 1988; Музыкальная культура Сибири. Новосибирск, 1997. Т. 1, кн.1; Т. 3, кн.2; Китов В.В. Оркестр бу­рятских народных инструментов. Улан-Удэ, 2001; и др.

О.В. Новикова, А.М. Лесовиченко

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири