Бурятская литература // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

БУРЯТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, литература народов Бурятии на бурятском и русском языках. Разделила судьбу младописьменных литератур народов Сибири, переживших искусственный разрыв с дооктябрьской национальной культурной традицией.

В смене идеологических приоритетов произошла переориентация на тра­дицию русской литературы. Основоположники бурятской литературы X. Намсараев (1889—1959) и Ц. Дон (1905—38) были хорошо знакомы со старомонгольской письменностью и ее памятниками, но если у первого еще сильно их влияние (рассказы «Сын нойо­на», 1929; «Озорник Балдан», 1930 и др.) то у второго художника ориентиром стала русская реалистичная проза (рассказы «Кровавая расправа», 1930; «Дело сделано», 1931; по­вести «Затмение луны», 1932; «Отрава», 1935).

Свидетельством художественной зрелости бурятской литературы является разви­тие романа. Значительным событием литературной жизни Бурятии стал роман Б.М. Мунгонова «Хилок наш бурливый» (1959), изданный в республике отдельной книгой, затем опубликованный в издании «Советский писатель», в «Роман-газете»; переведен на языки народов СССР. Большую известность получи­ли неоднократные переиздания дилогия Ч.Д. Цыдендамбаева (1918—77) о первом бурятском ученом Доржи Банзарове: романы «Доржи сын Банзара» (1952) и «Вдали от род­ных степей» (1958), а также трилогия Д.О. Батожабая (1921—77) «Похищенное счастье» (1958—65). Теме революционной борьбы посвящены романы П.И. Малакшинова «Учитель» (1954), И.Е. Тугутова «Побратимы» (1955) и «На четы­рех ветрах» (1965), Ж.Б. Балданжабона «Гудит паро­воз» (1960), В.В. Корнакова «В гольцах светает» (1962), И.К. Калашникова «Последнее отступление» (1959), М. Степанова «Ночь умирает с рассветом» (1963). Ро­ман А.А. Бальбурова «Поющие стрелы» (1962) воссо­здает картину жизни бурятского народа в канун Октябрьской рево­люции. В нем выведен ряд запоминающихся образов; особо выделяется образ учителя и этнографа М. Дорондоева, бурятского интеллигента предреволюционной поры. Он записы­вает фольклор родного народа, высоко ценя красоту и мудрость народного слова. Роман И. Калашникова «Жесто­кий век» (1973) о личности и эпохе Чингисхана выдви­нул его автора в число лучших исторических писателей страны. В 1990-е гг. выходят исторический роман Ц.-Ж. Жимбиева «Бе­лые птицы» (другое название «Манчжурская застава», 1992) об установлении русско-китайской границы в первой трети XVIII в., В.Б. Гармаева «Десятый рабджун» (1991) о трудной судьбе хори-бурят.

В бурятской литературе широко используются традиции устного народного творчества. Фольклорные мотивы пронизывают романы Х.Н. Намсараева, А.А. Бальбурова, Д.О. Батожабая, Ц.-Ж. Жимбиева, Б. Санжина, В.Г. Митыпова. Жанр рассказа представлен произведениями известных писателей Ч.Д. Цыдендамбаева, Б.М. Мунгонова, В.В. Корна­кова, Д.О. Эрдынеева, О. Серовой, К.Н. Балкова, С. Цырендоржиева, Б.Н. Ябжанова, К.Г. Карнышева, С. Захаровой и других. Теме природы посвящены лирические миниатюры О. Серовой, рассказы К.Г. Карнышева (сборники «Россыпи», 1986; «Сугробы», 1971; «Странствия Горбо­носого», 1975; «Хрустальные люди», 1976), его повесть «На Бакланьем» (1976). Нравственные проблематика ставит­ся в рассказах Д.О. Эрдынеева (цикл «Нравы Тубэргэнов»), Ч.Д. Цыдендамбаева («Соль», 1969; «Последний смех», 1957; «Встреча старых знакомых», 1957), про­должившего традиции писателей старшего поколения X. Намсараева, Ц. Дона, С. Туя в противопоставлении прежней и новой морали.

Разнообразна проблематика бурятской повести. Это и тема культа личности Сталина («Совесть» Ц. Галанова, 1984; «Лицо человека» Н.Г. Дамдинова, 1968; «Белый месяц» Б.М. Мунгонова, 1962), военно-патриотическая и историческая темы («Приказываю жить» А.А. Бальбурова и Д.Д. Хилтухина, 1963; «Дорогой в будущее» Б. Санжина и Б. Д. Дандарона, 1969; «Где ты, моя утренняя звезда?» С. Цырендоржиева, 1975; «В тени старого дома» Д.О. Эр­дынеева, 1974; «Куда ускакал конь» Б.Н. Ябжано­ва, 1974; «Месть» М. Осодоева, 1975; «Найденыш» Н. Очирова, 1966; «Снежный обвал» М. Жигжитова, 1965; «Бурятка» Ч.Д. Цыдендамбаева, 1961). Основная мас­са бурятских повестей посвящена морально-этическим пробле­мам современности, процессу формирования нравственного облика молодого человека («Зрелость приходит не вдруг» Ц. Галанова, 1964; «Спасибо, друзья» С.Д. Ангабаева, 1961; «Перед полетом» Ц. Хамаева, 1964; «Кто твой учитель?» Д.О Батожабая, 1957; «Крылья» Ц.Н. Номтоева, 1961; «Золотое кольцо» Ц.Д. Дамдинжа-пова, 1961; «Его звезда» А. Жамбалдоржиева, 1960; «Огонь на ветру», 1973; «Неоконченная рукопись», 1958 С.Б. Метелицы; «Первая четверть» Р. Белоглазовой, 1962). Читательский интерес вызвали фантастические повести В.Т. Ми­тыпова («Приход больших обезьян», 1968; «Зеленое безумие земли», 1966; «Мамонтенок Фуф», 1970) и его исторические повести («Ступени совершенства», 1965; «Долина бессмертников», 1975).

Бурятская поэзия отличается разнообразием художественного по­иска и тематической широтой. Из поэтов старшего поколения чи­тательское признание и известность получили С.Д. Дунаев (1899-1970), Ш.Н. Нимбуев (1901-71), Д.Д. Хилтухин (1906-78), А.И. Уланов (1909-2000), Ж.Б. Балданжабон (1909-67), К.Г. Брянский (1910-43), Д. Мадасон (1911-1984), С.Б. Метелица (1912-74) и другие. 1960-80-е гг. отмечены появлением большой группы поэтов нового поколения, в творчестве которых многогранно от­разились перемены в духовной и нравственной жизни общества: Ц. Галсанова, Ц.Д. Дондоковой, Н.Г. Дамдинова, Д.З. Жалсараева, А. Бадаева, С.Д. Ангабаева, Д.А. Ул-зытуева, В.К. Петонова, М. Самбуева, М.М. Шиханова и др. Наиболее заметными достижениями в бурятской поэзии стали поэмы Д.А. Улзытуева «Белый месяц» (1961), Н.Г. Дамдинова «Имя отца» (1962), «Песнь о Шилдэ-Занги» (1965), Ц.-Б. Бадмаева «Борьба за солнце» (1969), Ц.Д. Дондоковой «Девушка с Байка­ла» (1963) и другие. Жанр лирической миниатюры закрепил в бурятской литературе Д. Улзытуев: его четверостишия и восьмистишия, испытавшие влияние бурятской народной песни, посвящены философским раздумьям о человеке, современной эпохе, о связи че­ловека с природой. Новаторским характером отличается поэ­зия Н. Дамдинова. Поэтами 3-го поколения считаются Д. Дамбаев, Г. Раднаева, Л.Д. Тапхаев, Б.Б. Сыренов, Н. Нимбуев, В. Намсараев, Б.Д. Дугаров, Л.К. Олзоева, А.Г. Румянцев. Всесоюзную известность получил сборник Н. Нимбуева «Стреноженные молнии» (1972; выдержал 3 издания). В поэтическом творчестве Б. Дугарова («Золотое седло», 1975; «Горный бубен», 1976; «Дикая акация», 1980; «Городские облака», 1981; «Небосклон», 1986; «Всадник», 1989; «Лунная лань», 1989; «Звезда кочев­ника», 1994) тяготение к бурятской мифологии, народным ле­гендам и песням сочетается с глубоким знанием поэтического наследия русской классической и современной поэзии. Книги Б. Дуга­рова издавались в Улан-Удэ, Иркутске, Москве.

Современная бурятская поэма представлена жанровыми раз­новидностями: известны лирические циклы Ч.-Р. Намжилова («Счастливое путешествие», 1980), Ц. Бадма­ева («Приезд Ленина», 1970), Н. Дамдинова («Гро­за», 1979; «Новая земля», 1970; «Весенние костры», 1975), поэмы-монологи Д. Дамбаева («Синий конь», 1970; «Песня жизни», 1977; «Пой, мой атом», 1965), Н. Дамдинова («Ночь тридцатой весны», 1963), М. Самбуева («Смятение юной души», 1984; «Благо­дарю», 1984), поэма-баллада Н. Дамдинова («Гудящие сосны», 1959), поэма-документ Н. Дамдинова («Четверо в океане», 1965), М. Самбуева («Звездный час», 1983), поэма-репортаж, синтезирующая поэзию и лирическую прозу («У отрогов Бурэн-хана» Д. Улзытуева, 1971). В 1981 В.К. Петонов написал первый роман в стихах на бурятском языке «Земли притяжение».

Важной вехой в развитии критики и литературове­дения Бурятии явился выход в 1967 «Истории бурят­ской советской литературы», ставшей одновременно учебным пособием, по которому в школах и вузах республики стали изучать национальную литературу. В 1997 издан фундаментальный академический III том «История бурятской литературы. Современная бурят­ская литература (1956—1995)». К фундаментальным теоретическим исследованиям относится монография В.Ц. Найдакова «Путь к роману: история формирования бурятской прозы» (1985).

Лит.: История бурятской советской литературы. Улан-Удэ, 1967; Писатели Бурятии. Улан-Удэ, 1982; Найдаков В.Ц. Станов­ление, развитие и распад бурятской советской литературы (1917— 1995). Улан-Удэ, 1996; История бурятской литературы. Улан-Удэ, 1997. Т. 3; Портреты писателей Бурятии. Улан-Удэ, 1997; Уланов Э.А., Найдаков В.Ц. О развитии литературоведения и искус­ствоведения //Гуманитарные исследования в Бурятии. Улан-Удэ, 1997; Буряты. М., 2004.

Э.А. Бальбуров

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири