С началом перестройки, а особенно в постперестроечное время в бурятском шаманизме, как и в шаманизме прочих народов Сибири, начались процессы, которые в научной литературе обозначаются разными терминами - возрождение, эволюция, неошаманизм. Все три термина подразумевают весьма схожий круг явлений, которым предшествовало следующее: шаманизм вышел из подполья, где он находился с конца 20-х по конец 80-х годов XX в. И этот выход проявил себя прежде всего в открытом проведении шаманами заказанных населением обрядов, в обновлении, а иногда - восстановлении полностью разрушенных и заброшенных ранее мест шаманского культа.
Появилась молодая генерация шаманов - не по физическому возрасту (многим из них за пятьдесят и выше), а по времени призвания к выполнению шаманского долга в относительно недавнее время. Кажется, что перестройка и особенно постперестроечные годы оказали свое влияние и на шаманских духов, дав им очередной импульс к "призыву" в шаманы нового, молодого, современного по стилю мышления поколения. Для этого поколения характерно наличие высшего светского образования, работа в различных светских учреждениях -вузах, школах, библиотеках, административном аппарате, что отлично совмещается с выполнением ими шаманских функций. Как оказалось, можно делать светскую карьеру и одновременно быть шаманом и не испытывать при этом идеологического и производственного дискомфорта. В качестве особо интересного примера такого совмещения может служить биография умершего в 1996 г. Ю.А. Хараева, заслуженного деятеля культуры Республики Бурятия, почти четверть века проработавшего в Национальной библиотеке РБ в качестве ее директора, некоторое время он был даже министром культуры Бурятии. В то же время и до последних дней жизни он был известным шаманом и его клиентуру составляли не только его сородичи, но и сотрудники аппарата Правительства РБ, высшая техническая и художественная интеллигенция республики. Бывшие клиенты и "коллеги" по шаманской профессии вспоминают его с большой теплотой и уважением.
Еще один пример совместительства - Н.А. Степанова, выпускница библиотечного отделения Института культуры в Улан-Удэ (ныне это Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусства), некоторое время она была преподавателем кафедры этнологии и фольклора этой Академии, вела спецкурс "Основы шаманской практики". Она - президент Ассоциации шаманов Бурятии с момента ее создания, а сейчас Президент Общества центрально-азиатского шаманизма и член межрелигиозного комитета ЮНЕСКО. Неоднократно Н.А. Степанова выезжала за рубеж (Италия, Франция, Бразилия, США и другие страны), знакомя общественность этих стран, интересующуюся формами эзотерической практики, со своим собственным опытом в этой области. Итальянский режиссер-кинодокументалист К. Алеоне снял о ней фильм, в Италии о ней опубликована книга (Nadia Stepanova. 1998). Е.-Х. Цыбикжапова в прошлом учитель и лектор РайОНО, затем сотрудник БИПКРО (Бурятского института повышения квалификации и переподготовки работников образования), практикует как шаманка чуть более десяти лет, но уже известна своим особым даром хилерства - исцелять звуком, пением, мелодией со словами на несуществующих, но тем не менее фонетически опознаваемых языках, которыми она, как художник кистью, "рисует" портрет своего клиента, попутно определяя изъяны, то есть болезни его организма, пением же их лечит. Таких примеров можно привести немало.
В 1993 г. возникла Ассоциация шаманов Бурятии под названием Хэсэ хэнгэрэг (букв.: "Грохочущий бубен"), переименованная впоследствии в Бɵɵ мургэл (букв.: "Шаманская вера"). По данным на ноябрь 1997 г. в нее входило 83 шамана из разных районов республики, представляющих как старую, так и молодую генерацию носителей шаманской профессии. Явление это принципиально новое и навеяно спецификой современной общественной и политической жизни, как в России в целом, так и в Бурятии в частности. Ассоциация зарегистрирована в Министерстве юстиции РБ и тем самым легализована и приравнена более чем к сотне других конфессиональных организаций, существующих в республике, таким, как буддийские монастыри (дацаны), православные церкви, старообрядческие (семейские) общины, новые религиозные центры (Вера бахай, Общество сознания Кришны, протестантские миссии, возникшие в середине XX в. и другие). На середину июня 2004 г. в Бурятии зарегистрированы более 200 религиозных общин. Среди них шаманских - три. Однако самая крупная и влиятельная та, которая в Минюсте РБ перерегистрирована 31.12.1999 г. под названием "Духовный Центр бурятской народной религии Бɵɵ мургэл (шаманизм)".
Зачем шаманам нужна ассоциация? В прошлом шаман как профессионал всегда был сугубо индивидуален, он шаманил на своей родной земле, где живут духи его предков и предков его сородичей и где находятся места их культа. Конечно, общение между шаманами существовало: старшие и опытные учили младших, начинающих, они же совершали посвящение в шаманы молодого коллеги. С другой стороны, шаманское мифотворчество содержит немало легенд и преданий о соперничестве шаманов друг с другом, о смертельных схватках по части демонстрации своего превосходства, часто приводивших к смерти одного из участников таких "поединков".
Новые времена диктуют новые правила. Легализация шаманам явно нужна и причин для этого несколько. Принятый осенью 1997 г. Народным Хуралом РБ закон "О религиозной деятельности на территории Республики Бурятия" называет шаманизм в числе четырех традиционных для Бурятии религий (другие три — буддизм, православие, старообрядчество), берет под свою защиту священные культовые места; разрешает проведение на их территории определенных обрядов, но в свою очередь требует от шаманов регистрации их священных мест как особо охраняемых территорий (Закон... 2001. С. 239-240). Это может оказаться особенно важным при возникновении конфликта с другой конфессией, претендующей на то же самое священное место, или с какой-либо хозяйственной организацией, которая может пожелать вести какую-либо свою деятельность в таком месте и нанести ему вред. Каждый отдельно взятый шаман в такой ситуации вряд ли сумеет добиться справедливости, это под силу только Ассоциации шаманов.
Еще одно назначение Ассоциации - создать заслон на пути псевдошаманов, которых тоже появилось немало. Как сказал шаман Д.Д. Очиров в интервью М. Хоппалу, президенту Международного общества по изучению шаманизма, "наше шаманское общество создано для того, чтобы не допускать к исполнению обрядов шарлатанов; и тот, кто считает себя шаманом, показывает нам свои способности, исполняет ритуалы — это одно из условий приема в члены общества шаманов" (Жуковская. 2001. С. 164-165).
Действует Ассоциация и в других направлениях. Можно назвать несколько "мероприятий", если такое слово вообще применимо к шаманской практике и культурной традиции, которые были либо запланированы ею, либо проведены с ее ведома и при участии ее членов. К их числу относится серия тайлаганов в честь "13 северных хозяев нойонов". Их перечень приводит в своей книге Т.М. Михайлов (Михайлов. 1980. С. 300-301). Они являются персонажами шаманского пантеона прибайкальских бурят, которые считаются предками-прародителями разных этнических подразделений, от которых по мнению шаманов зависит благополучие всего бурятского народа. Для нашего времени идея более чем актуальная и свидетельствует о том, что шаманы идут в ногу со временем, проявляя беспокойство о судьбе народа в целом, стараясь своими традиционными методами оказать на нее благотворное влияние. Запланированные тайлаганы начали проводиться в июле—августе 1993 г.: первый был проведен в честь хозяина о-ва Ольхон — Ойхони бууралбабая; второй — в честь хозяина горы Бараг хан в Баргузине; третий — в честь прародителя булагатов Буха нойона, являющегося в то же самое время покровителем и защитником всех бурят; четвертый в честь Бурин хана - духа горы Мунку Сардык, самой высокой точки хребта Восточных Саян и т.д. В последние годы совершенно официально с участием не только представителей Ассоциации, но и местных властей (иногда даже глав администрации районов) стали проводиться тайлаганы в честь духов-покровителей гор, источников и перевалов местного масштаба в разных районах Бурятии. Для руководителей районов это стало публичной формой проявления лояльности по отношению к традиционной религиозной культуре населения, особенно важной в период очередных предвыборных и избирательных кампаний. В 2002 г. по случаю 840-летия со дня рождения Чингисхана, который воспринимается населением Центральной Азии, особенно Монголии и Бурятии, не так, как российской исторической наукой (завоеватель, поработитель, разрушитель), а совсем наоборот (великий создатель Монгольской империи, божество-покровитель всех монгольских народов, Человек № 1 второго тысячелетия), был проведен тайлаган в его честь. В нем участвовали не только бурятские, но и монгольские шаманы, а также приехавшие из районов представители разных этнических групп и, разумеется, властные структуры республиканского уровня.
Несомненно, к числу заслуг Ассоциации относится идея издания карты основных шаманских культовых объектов Республики Бурятия и календарей проведения традиционных обрядов в разных священных местах. В каждом таком издании в качестве составителя или консультанта выступает кто-либо из шаманов - членов Ассоциации (Календарь... 1998; Традиционные шаманские обряды. 2001; Под Вечно Синим Небом... 2002).
Это полезные издания для всех - и для шаманов, так как не каждый из них имеет представление о местах проведения шаманских обрядов на всей территории Бурятии, и для жителей республики, знания которых в этой области вообще очень ограничены, и, конечно, для ученых, которым для создания такой карты и таких календарей потребовались бы годы работы.
Не менее важным для характеристики бурятского неошаманизма является участие шаманов в научных конференциях. Первым таким совместным мероприятием стал симпозиум "Центрально-азиатский шаманизм: философские, исторические, религиозные аспекты", проходивший в конце июня 1996 г. на оз. Байкал. На симпозиум приехали свыше 10 шаманов из Бурятии и других регионов Сибири и один из Монголии - знаменитый Цэрэн заарин, имеющий 13 степеней посвящения. Первый опыт оказался непростым. Несколько раз возникали конфликтные ситуации между научными сотрудниками, отвечающими за проведение симпозиума, и шаманами, которые считали и, наверное, не без оснований целью своего появления на Байкале не участие в научных заседаниях, а проведение серии обрядов, прежде всего, тайлагана в честь "хозяина" о-ва Ольхон на Байкале и прочих духов - хранителей местностей, прилегающих к территории, где проходил симпозиум.
Это событие в силу своей неординарности оставило после себя мифы, в основе которых лежат какие-то факты, реально имевшие место, но осмысленные в жанре этнокультурной мифологической традиции. Например, рассказ о том, что после проведения вышеупомянутых обрядов в одном из ближних районов, примыкавших к Байкалу, началось наводнение. Жители района предположили, что наводнение связано с только что прошедшим большим скоплением шаманов, которые, хотя и проводили обряды умилостивления местных духов, но поскольку они жители других районов, то могли не знать какие-то местные особенности их проведения и неосознанно что-то нарушить. Скопление шаманов растревожило местных духов и наводнение стало следствием этого. Местным жителям пришлось обратиться за помощью в буддийский монастырь - и не какой-нибудь, а главный в республике - в Иволгинский дацан, оттуда приехали ламы, провели соответствующую службу и вода благополучно вернулась в свои берега.
Байкальский симпозиум по шаманизму положил начало регулярному участию шаманов в научных конференциях, конгрессах, симпозиумах как в самой Бурятии, так и за ее пределами - в Республиках Тува (Тыва), Якутия (Саха), Хакассия, Алтай и др., возникает столь же сильная шаманская активность. Более того, в регулярно проводимых Институтом этнологии и антропологии РАН Международных конгрессах на тему "Шаманизм и иные традиционные верования и практики" (1999, 2001, 2003, 2004) постоянно участвуют шаманы из разных регионов России, в том числе из Бурятии.
Шаманы охотно участвуют в работе научного семинара по теории и практике шаманизма, работающего в том же Институте этнологии и антропологии, рассказывают о себе, готовы продемонстрировать свои хилерские способности, если в том возникает необходимость. Один из весьма незаурядных случаев, когда бурятская шаманка М.Г. Данчинова, родом из Курумканского района Республики Бурятия, очищала от полтергейста квартиру одного из московских ученых, очень интересно описан в статье В.И. Харитоновой (Харитонова. 2002. С. 143-156).
В мае-июне 2001 г. в Москве проходила 2-я Всемирная театральная олимпиада. Наряду с театральными коллективами разных стран мира и прежде всего России, в ней приняли участие бурятские, тувинские, хакасские и московские (!?) шаманы. Бурятских шаманов представлял Б.Ц. Ринчинов (и 3 его помощника), представитель агинских бурят, считающийся очень сильным шаманом в своем регионе - Агинском Бурятском округе Читинской области. В рамках шаманского мастер-класса, работавшего на олимпиаде, он провел ночной сеанс шаманского камлания, которое хотя и проходило на сцене нового здания Театра Школы драматического искусства (режиссер А. Васильев), тем не менее произвело на присутствующих сильное впечатление.
Участие шаманов в научных мероприятиях - одна из интереснейших черт неошаманизма. Этот феномен можно представить как сращивание шаманизма и шаманологии, то есть культурного явления и о науки о нем. В нем есть две стороны или два встречных потока: первый - это шаманы, идущие в науку, второй - ученые-шамановеды, желающие получить посвящение в шаманы. Последнее относится, прежде всего, к шамановедам из регионов, где шаманизм - национальная традиция, к ученым, у которых имеются шаманские предки и которые считают, что их познания в сфере шаманизма дают им право на посвящение в шаманы. Последний вопрос - особый и к неошаманизму впрямую отношения не имеет.
Гораздо интересней стремление шаманов "высказаться" самим и не только на трибуне научных конференций, но и в печати - написать и опубликовать статьи и даже книги о том, что и как они "видят", как понимают свое шаманское призвание и предназначение. Часто причиной такого желания служит неудовлетворенность шаманов тем, что пишут о них ученые, многие научные работы о шаманизме они считают "неправильными" и потому хотят писать о нем сами. Если не забывать о том, что многие из современных шаманов имеют высшее образование, то эта идея не покажется такой уж невероятной. Книга, описывающая внутренний мир шамана, основы его практики, написанная им самим, может стать новым источником для изучения шаманизма и, что особенно важно, современного шаманизма, источником, который даст возможность сопоставить нынешнюю ситуацию внутри и вокруг шаманизма с той, которая была изучена разными поколениями ученых, начиная с середины XIX в.
Некоторый опыт в этой области уже имеется, известны несколько работ, написанных шаманами Бурятии, опубликованные в последние годы. Это книга шаманки и целительницы Наё хан (Н.В. Ангараевой), где говорится о том, как сложен мир эзотерической защиты человека и как непросто быть шаманом и выполнять свое предназначение (Наё хан. 2002). Это книга главы Ассоциации шаманов Бурятии Н.А. Степановой - точнее книга литературно обработанных ее рассказов о себе и своей "жизни в шаманизме", опубликованная на итальянском языке (Nadia Stepanova. 1998). Еще один интересный опыт - книга Ё.-Х. Цыбикжаповой, бурятской шаманки родом из Кижинги, в которой ее собственный эзотерический опыт соединен с размышлениями автора о природе иррационального знания Щыбикжапова. 1998). Особо в этом ряду следует отметить книгу Б.Д. Базарова, соединившую в себе огромный материал по практическому шаманизму (шаманский фольклор, описание обрядов, генеалогии шаманских родов, имена и адреса ныне действующих шаманов) с попыткой его научного осмысления, с использованием довольно большого объема архивных материалов и достижений науки в сфере изучения шаманизма (Базаров. 2000).
Вообще современный шаман гораздо более контактен с научной средой и средствами массовой информации, чем его коллеги по профессии XX в., они сами ищут подобные контакты. Причины этого следующие: во-первых, исчез былой страх советских лет, что это может причинить неприятности как им самим, так и их клиентам; во-вторых, они заинтересованы в некоторой рекламе своих талантов и возможностей и потому охотно разрешают присутствовать на исполняемых ими обрядах ученым, журналистам, фотографам, кино- и телесъемочным группам.
Подводя итог всему вышесказанному, хочется еще раз подчеркнуть то, что характеризует специфику неошаманизма в Бурятии.
Во-первых, это создание Ассоциации шаманов Бурятии, занявшейся не только культовой, но также издательской и просветительской деятельностью. Во-вторых, рывок шаманов в науку, желание сотрудничать с учеными, участвовать в научных конференциях, дать возможность широкому читателю понять, как видят и ощущают себя, свой дар, свое предназначение в обществе сами шаманы. В-третьих, выход шаманов из своей узкопрофессиональной и узколокальной ниши на общенациональное пространство. Об этом свидетельствует готовность сниматься в кинофильмах и телефильмах, давать интервью журналистам и придирчиво следить, чтобы журнал или газеты не исказили смысл сказанного. В-четвертых, поездки ряда шаманов в иные республики, области и даже страны с выступлениями и практической демонстрацией специфики собственного иррационального опыта.
Шаманы стали принимать участие в разных светских праздничных и деловых встречах. Иногда они наряду с главой Буддийской традиционной сангхи России и Благочинным Забайкальского округа Читинской епархии приветствуют участников этих встреч, конгрессов, праздников и тоже дают им благословение. Бывают и иные ситуации, когда шаманы проявляют несвойственную им ранее активность. В июле 2002 г. в Тункинском районе Республики Бурятия проходила встреча местной общественности с представителями компании ЮКОС, собиравшейся проложить нефтепровод Ангарск (Россия) - Дацин (Китай) через Тункинский национальный парк. Хуже всех интересы местного населения защищали районные власти. 20 служителей культа (лам, шаманов и заклинателей духов гор хадаши) подписали коллективное обращение к властям с протестом против строительства нефтепровода, разрушающего священные места богов и духов бурят. Не дождавшись ответа, провели серию молебнов, адресованных духам гор и шаманским предкам. Это ли сработало, или экономическая политика правительства России поменялась, но нефтепровода в Тунке не будет, по крайней мере, в ближайшие десять лет.
В отличие от бурятских лам, которые не раз баллотировались и даже побеждали на выборах в высшие органы государственной власти (Собрание народных депутатов СССР, Народный хурал РБ), шаманы открыто в политику никогда не шли, но случаи, когда кандидаты в депутаты и претенденты на посты руководителей районной администрации обращались к шаманам за помощью (совершить обряд с целью обойти соперника) известны.
Появление неошаманизма отнюдь не мешает существованию традиционного шаманизма. Такие шаманские институты как обязательное наличие шаманских предков, избранность духами и посвящение как форма легализации обретенного шаманского дара, продолжают существовать и по-прежнему являются обязательными. Несколько упростились шаманские обряды, модернизировался шаманский костюм, проще по орнаментике и оформлению стали бубны. Но это естественный процесс для любого явления культуры. В шаманизме заложены механизмы и адаптации, и трансформации, и модернизации, дававшие ему возможность держать равнение на новые социальные установки. Стабильность и неизменность шаманизма — только видимость. Вряд ли кто-либо всерьез будет утверждать, что шаманизм не изменился со времен неолита - периода истории, когда изображения шаманов и шаманских сюжетов стали массовыми на наскальных рисунках. Он менялся всегда, но очень медленно и потому это было незаметно. Но нынешние перемены в нем происходят в такое время, когда сломалась и перевернулась с ног на голову вся наша, складывавшаяся много десятилетий, жизнь. Перемены в шаманизме оказались настолько же значительны, как и в самой жизни и, наверное, это закономерно (Жуковская. 2001. С. 174-176).
Однако культурно-экологическая ниша, которую занимает шаманизм и в рамках которого он живет и действует, и сегодня остается та же. Это малая родина - место, где человек родился, это могилы предков, это сами предки и память человека о них, которая становится все слабее, а значит рвется нить преемственности предков и потомков, без которой человек в этом мире беззащитен. Задача шамана и шаманизма - не допустить этого, не дать забыть человеку о его истоках, оберегать и хранить его генетическую память.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей