Бурятское профессиональное музыкальное искусство стало складываться в начале 20-х годов XX столетия. Его основой явился бурятский музыкальный фольклор. На основе народной музыки возникли практически все национальные профессиональные школы, каждая из которых содержит образцы различного использования фольклорного наследия. За 80 лет существования профессиональной музыки Бурятии сложились особые национальные средства выразительности. При этом формы связей профессиональной музыки с фольклором с течением времени менялись. "От прямого цитирования народных напевов композиторы шли к более сложному, опосредованному претворению фольклора в своей музыке, но всегда профессиональное искусство Бурятии опиралось на древнейшую народную ладовую систему — ангемитонную пентатонику. И в наше время национальная музыка Бурятии, так или иначе, связана с этим пятиступенным ладом" (Куницын. 1990. С. 175). Первыми сочинениями молодых бурятских композиторов были обработки народных песен, массовые песни, инструментальные пьесы.
История бурятской профессиональной музыки - это, одновременно, и история творческого содружества бурятских и русских музыкантов. Русские композиторы, исполнители-инструменталисты, дирижеры, музыковеды и педагоги внесли большой вклад в развитие профессиональной музыки республики. В историю бурятской музыки вошли имена таких музыкантов, как В.Д. Обыденная, П.М. Берлинский, В.И. Морошкин, P.M. Глиэр, М.П. Фролов, Л.К. Книппер и др.
Установленные еще в дореволюционный период контакты между бурятским и русским народами, процессы взаимовлияний художественных традиций подготовили благоприятную почву для интеграционных процессов музыкальной культуры. В профессиональной музыкальной культуре Бурятии наблюдаются в крупном плане две тенденции: одна из них проявляется в приобщении к мировому музыкальному искусству через освоение традиций и ценностей русской культуры; другая - сказывается в стремлении развивать традиционное направление бурятской музыки, суть которого в возрождении и утверждении традиций, развитии на новом уровне национальных музыкальных форм и жанров.
В становлении бурятской профессиональной музыки выделяются три периода: 30-40-е, 50-60-е, 70-90-е годы XX столетия. Данная дифференциация отражает изменение основных музыкальных параметров: жанровой системы, драматургии, стиля. У истоков профессиональной бурятской музыки стояли композиторы старшего поколения, первые национальные композиторы Д. Аюшеев (1910-1971), Б. Ямпилов (1916-1989), Ж. Батуев (1915-1996). В этот период формируется национальная музыкальная стилистическая база.
Второй период (50-60-е годы) отмечен интенсификацией музыкальной жизни республики. Каждый год появлялись новые сочинения, многие из которых становились событием в культуре Бурятии. Расширился круг композиторов. Его ряды пополнили такие композиторы как А. Андреев, Ю. Ирдынеев, В. Усович, С. Манжигеев. Раздвигаются границы жанров, обогащается образная палитра, соответственно изменяется стилистика. Таким образом, в 50-60-е годы происходит стабилизация освоенного ранее и накопление новых качеств.
В 30-е годы русские советские композиторы, сделавшие первые шаги в попытке синтеза двух культур, избрали стратегию адаптации европейского к национальному. Но конкретное воплощение этой стратегии выявило превалирование европейских принципов музыкального мышления, в то время как национальное играло роль "надстройки". Но в 70-80-е годы - в период заметного обновления бурятской музыки, происходит качественный скачок в ее развитии. Выявляются крупные перемены в жанровом содержании бурятской музыки, ведущая роль принадлежит теперь вокально-симфонической, камерной, симфонической музыке. Эти процессы связаны с появлением новых композиторских имен в бурятской музыке - Б. Дондокова, П. Дамиранова и др. Середина 70-х годов характеризуется заметным стилистическим обновлением, связанным с творчеством композиторов А. Андреева, Ю. Ирдынеева, В. Усовича. Они нашли ряд новых приемов соединения бурятского пентатонического мелоса с современными гармоническими, полифоническими и другими выразительными средствами.
В 80-90-е годы профессиональная музыка Бурятии вступает в новую фазу -углубляется поиск возможностей приближения к истокам. Молодые композиторы мыслят в иной стилистической гамме. Острота созвучий, современные фактурные приемы, формирование нового типа мелодизма - все эти свидетельства индивидуальных форм претворения национального, когда не фольклорное начало определяет закономерности создания профессионального произведения, а замысел композитора определяет особенности функционирования фольклора в его контексте (Русинова. 2000. С. 6).
В 1938 г. в связи с подготовкой к Первой декаде бурятского искусства в Москве создан оркестр бурятских народных инструментов, куда вошли инструменты: хур, чанза, иочин, лимба, бишхур, ухэр-бурей, барабаны, тарелки, дынчики. В репертуар оркестра входили обработки народных песен и танцев. Были сделаны первые шаги к профессиональному производству бурятских народных инструментов. Многие из инструментов были реконструированы, и разработаны их разновидности.
В 1940 г. был образован Союз композиторов Бурят-Монгольской АССР. Созданию Союза композиторов предшествовал крупный успех национальных музыкантов на Первой декаде бурят-монгольского искусства в Москве в октябре 1940 г. В Союз вошли молодые национальные композиторы Д. Аюшеев, Ж. Батуев, Б. Ямпилов. Председателем Правления стал П. Берлинский, один из основоположников профессиональной бурятской музыки, композитор, дирижер, ученый-этнограф. Все шесть десятилетий своей истории Союз композиторов Бурятии был и остается центром музыкальной жизни республики, тесно связанным со всеми музыкальными коллективами. Сегодня в композиторской организации Бурятии одиннадцать членов (8 композиторов, 3 музыковеда), представляющих три поколения музыкантов: А. Андреев, П. Дамиранов, Б. Дондоков, Ю. Ирдынеев, С. Манжигеев, Л. Санжиева, В. Усович, Б. Цырендашиев, Д. Дугаров, О. Куницын, О. Русинова. Председатель Правления Союза композиторов Бурятии – Б. Дондоков.
Большим событием в культурной жизни Советской Бурятии явилось открытие в 1948 г. Бурятского государственного театра оперы и балета, который в 1979 г. удостоился почетного звания "академический". Со дня создания его репертуар насчитывает более 200 названий оперных и балетных спектаклей, начиная от первых опытов постановки национальных музыкальных произведений до воплощения оперной и балетной классики. Высокий исполнительский уровень, успешное претворение творческих задач свидетельствует о профессиональной зрелости коллектива театра. В составе труппы — лауреаты республиканских, всесоюзных и международных конкурсов, артисты, удостоенные почетных званий и наград, высокой оценки советского и зарубежного зрителя. Особое место в созвездии замечательных имен занимают имена народных артистов СССР Л. Сахьяновой, Л. Линховоина, К. Базарсадаева, Д. Дашиева, Г. Шойдагбаевой и многих других.
Академический театра оперы и балета (1948), Союз композиторов РБ (1940), филармония, симфонический оркестр, оркестр бурятских народных инструментов, ансамбль песни и танца "Байкал" (1942 г.); учебные заведения - Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусства (1960), музыкальное училище (1931) Улан-Удэнское хореографическое училище (1961), Бурятское республиканское училище культуры и искусств (1947), десятки детских музыкальных школ; художественная самодеятельность - Республиканский центр народного творчества (1936), сотни коллективов музыкальной самодеятельности - этот, далеко не полный список характеризует сегодняшнюю музыкальную жизнь Республики Бурятия.
Песня была первым музыкальным жанром, к которому обратились композиторы Бурятии в 30-е годы, когда национальная композиторская школа делала первые шаги. Мелодии песен этого периода строго ангемитонны и включают типичные обороты народных песен. Наиболее популярной среди бурятских песен тех лет стала песня Г. Дадуева "Бурят-Монголия" ("Саяны") на стихи Ц. Зарбуева, получившая в 1940 г. первую премию на республиканском конкурсе песен. Мелодические обороты, воспринятые композитором из народной песенности, слились в ней с интонациями советской массовой песни, что сделало ее привлекательной для самых широких кругов слушателей. С 1959 г. первая фраза этой песни стала позывными радио Бурятии.
Расцвет массовой песни в Бурятии наступает в 50-е годы. К этому времени песенный жанр охватывает широкий круг тем - патриотические песни о Ленине, Коммунистической партии, о труде и строительстве социализма. Многие песни воспевают Бурятию, Байкал, Улан-Удэ. Но самым популярным жанром является лирическая песня. Важнейшее достижение композиторов, работавших в жанре песни - ярко выраженный национальный характер, что связано с пентатоничностью мелодии, использованием квартовых созвучий в хоровых партиях и инструментальном сопровождении (Куницын. 1990. С. 160). Многие песни звучали в сопровождении ансамбля бурятских народных инструментов, что также подчеркивало национальный склад песенных образов.
В 50-е годы в песенном жанре успешно работают композиторы старшего поколения - Д. Аюшеев, Ж. Батуев, Б. Ямпилов. Из песен Б. Ямпилова, а их свыше 250, следует упомянуть, прежде всего, песню "Пою мою республику" (слова Н. Доризо), которая стала своеобразным музыкальным символом Бурятии. Она звучит в дни всенародных праздников, она есть в репертуаре почти каждого хорового коллектива республики, ею открываются многие радио- и телепередачи.
В республике пользуются популярностью различные по тематике песни Д. Аюшеева (более 100 песен), которые покоряют слушателей присущей его музыке мелодичностью, столь характерной для народных лирических песен. Недаром песни, воспевающие родной край - суровый "Байкал" (слова Ц. Галсанова), элегическая "Город над Селенгой", посвященная 300-летию Улан-Удэ (слова Н. Нимбуева), эпическая "Песня об Ольхоне" (слова Д. Дамбаева) - считают народными.
Песенное творчество композитора Ж. Батуева хорошо известно по патриотическим песням. Но особенно популярна написанная в конце 40-х годов "Колыбельная" (слова Ц. Галсанова), имеющая ярко выраженный национальный склад.
Одним из самых популярных в Бурятии композиторов-песенников является Б. Цырендашиев (более 400 песен). Значительная часть песен Б. Цырендашиева и сегодня не уходит из репертуара профессиональных и самодеятельных певцов. Важное качество песен Б. Цырендашиева - бурятский национальный колорит и лиричность. Он умеет органично сплавлять фольклорные интонации с интонациями и ритмами современной песни. Вот уже три десятилетия любимой народной песней является песня "Селенга" (слова Д. Дамбаева"). Созданная в 60-е годы, "Селенга" во многом повлияла на развитие лирической песни в республике.
К числу популярных бурятских лирических песен, безусловно, относится песня "К любимой" бурятского оперного певца, народного артиста РСФСР Б. Балдакова, написанная им на собственные стихи. Плавная и певучая мелодия сближает эту песню с жанром романса.
В 60-70-х годах в число ведущих композиторов-песенников выдвигаются С. Манжигеев и А. Андреев - представители среднего поколения бурятской композиторской школы. В творчестве С. Манжигеева главенствует тема современности. Поэтому для нее характерно активное и действенное начало. Уже одна из его первых песен - "Шамхандаа" ("К тебе", слова Ц.-Ж. Жимбиева) - приобрела в Бурятии исключительную популярность, не утратив ее и до настоящего времени. Этой песне, как и всей музыке композитора в целом, свойственны упругость звучания, танцевальность ритма, энергия и целеустремленность. Одна из лучших лирических песен С. Манжигеева "Эжымни" ("Моя мама", слова С. Ангабаева) посвящена матери и стала поистине народной песней, ее повсеместно поют люди разных возрастов и профессий.
В песенном творчестве А. Андреева разнообразно представлена лирическая природа его дарования. Его напевы самобытны и глубоко национальны. Лучшие песни А. Андреева такие, как "Мой отчий край - долина Баргузина" (слова Н. Дамдинова), "Брат и сестра" (слова Г. Чимитова), прочно вошли в нашу жизнь. Но особой любовью пользуется песня "О родной земле" (слова Д. Жалсараева), которая стала национальным гимном Республики Бурятия.
Среди музыкальных жанров, успешно развивающихся сегодня в Бурятии, прежде всего следует назвать оперу. Оперный репертуар Бурятского государственного академического театра оперы и балета сегодня составляют такие постановки оперной классики, как "Евгений Онегин" П.И. Чайковского, "Кармен" Ж. Бизе, "Князь Игорь" А.П. Бородина, "Хованщина" М. Мусоргского, "Отелло" Д. Верди и многие другие, а также произведения бурятских композиторов (около 30 национальных произведений), среди которых опера "Энхэ-Булат-батор", оперная трилогия "Побратимы", "Братья", "Саян" Д. Аюшеева, музыкальная комедия "Будамшу", лирико-психологическая опера "Прозрение" и детская опера "Чудесный клад" Б. Ямпилова и др.
Музыкальной основой оперных тем явились напевы и речитативы в старинной улигерной манере (эпический улигерный стиль), а также песенные и танцевальные мелодии, вобравшие ритмоинтонации фольклора. Существенное влияние на бурятскую оперу оказал пример русской советской "песенной" оперы. Сольные и хоровые эпизоды в песенном складе занимают ключевые позиции в драматургии музыкально-сценических произведений и в значительной степени определяют стиль многих опер. Пентатонические интонации тем определяют национальный колорит музыки. Бурятская опера, ассимилировав песню, приобрела ее мелодические богатства, ясность и доступность языка.
Тематикой либретто многих национальных опер стали мотивы устного народного поэтического творчества. Так, опера "Энхэ-Булат-батор" создана по мотивам бурятского эпоса "Шоно-батор", музыкальная драма "Баир" по мотивам сказки "Молодец Мэргэн и красавица Хурган-Ногон", музыкальная комедия "Будамшу" по одноименной сказке, детская опера "Чудесный клад" и опера "Тугая тетива Зээр Далая" по мотивам бурятских народных сказок, "Гэсэр" по героическому эпосу бурят. Вместе с тем появились новые темы оперных либретто - зарождение революционного движения, жизнь колхозной деревни, строительство социализма в Забайкалье. На современную тематику написаны такие произведения, как опера "Цыремпил Ранжуров" (1974) и "Грозные годы" (1977) Б. Ямпилова и др.
В жанровом отношении национальные оперы - это оперы эпические, исторические, лирико-драматические, лирико-психологические и музыкальная комедия. В спектаклях часто воспроизводятся эпизоды народного быта и старинные обряды (народный праздник "сурхарбан", шаманские камлания).
Первым оперным произведением в национальном стиле стала опера "Энхэ-Булат батор" М. Фролова (1940). Характерный пример работы композитора с бурятским фольклором - тема народа в опере "Энхэ-Булат-батор", символизирующая веру в торжество справедливости. Ее основой стал старинный улигерный напев "Шоно-батор".
Одним из наиболее масштабных произведений бурятской музыки является трилогия Д. Аюшеева ("Побратимы", "Братья", "Саян"), работавшего во многих жанрах, но особенно тяготевшего к музыкальному театру. Трилогия является "музыкальной панорамой" (Куницын. 1990. С. 55) жизни Бурятии на протяжении более трехсот лет, начиная с периода царствования Петра Первого и заканчивая советским временем. Основной лейтмотив, объединяющий три произведения - тема дружбы русского и бурятского народов. В музыкальной драматургии оперы "Побратимы" (1958) эта тема проявилась в разделении ее на две интонационные сферы - русскую и бурятскую: бурятский "Танец тетеревов" сменяется русской пляской, а хор казаков оттеняется бурятскими танцами. Опера "Побратимы", бесспорно, остается лучшей оперой в бурятском национальном стиле, неизменно находящей эмоциональный отклик у слушателей. Действие оперы "Братья" (1961) происходит в период установления советской власти в Забайкалье. В основу сюжета третьей части трилогии оперы "Саян" (1967), действие которой происходит в 60-е годы XX в. положена драматическая ситуация, с помощью которой автор стремится раскрыть морально-этические проблемы. В опере "Саян" Д. Аюшеев впервые в профессиональной практике обратился к особому пласту русского народного многоголосия - музыкальному фольклору семейских.
Герои оперы Б. Ямпилова "Прозрение" (1967) — наши современники. Поскольку главная идея композитора - единство советских людей и действие оперы происходит в 60-е годы, то автор в этой опере обратился к арсеналу советской песенной оперы. Ее жанр можно определить как лирико-психологический. Как и все произведения Б. Ямпилова, "Прозрение" - опера национальная по стилю.
Первая бурятская детская опера появилась только на рубеже 60-70-х годов. Это опера Б. Ямпилова "Чудесный клад" (1970). Сказка о волшебном горшке отразила народную мечту о конечном торжестве добра и справедливости. Если в ранних операх национальных композиторов чаще используется подлинный фольклорный материал, то здесь музыкальные характеристики главных героев строятся на темах, вобравших интонации фольклора, однако являющихся оригинальными (Куницын. 1990. С. 39). "Чудесный клад" стал первой национальной оперой, поставленной за пределами республики - в г. Москве (Центральный детский музыкальный театр).
В конце 70-х годов жанровый диапазон оперной музыки в республике расширился благодаря появлению эстрадной оперы В. Усовича "Тугая тетива Зээр Далая" (1979). Композитор использовал пентатоническую мелодику и другие национальные музыкально-выразительные средства, органично соединив их с приемами современной эстрадной музыки.
Бурятский народ с древних времен создал своеобразную хореографию. Народный танец - круговой хороводный танец ёохор, сохранил свое значение и поныне, являясь популярным массовым танцем. Как и в опере, подавляющую часть музыкальной тематики составляют подлинные бурятские народные мелодии, прошедшие определенное варьирование. История национального балета Бурятии теснейшим образом связана с развитием музыкальной культуры республики и ее исполнительского искусства. Сегодня балетный театр - одно из высших достижений музыкальной культуры Бурятии. В настоящее время в репертуар Бурятского академического театра оперы и балета входят балетные спектакли, вошедшие в золотой фонд мировой культуры. Это "Лебединое озеро" П. Чайковского, "Раймонда" А. Глазунова, "Жизель" А. Адана, "Гаянэ" А. Хачатуряна. Прочно вошли в репертуар театра и спектакли национальных композиторов: "Красавица Ангара" (Б. Ямпилов и Л. Книппер), "Патетическая баллада" (Б. Ямпилов) "Во имя любви" (Ж. Батуев, Б. Майзель), и "Сын земли" (Ж. Батуев) и др.
Первые вехи творческой биографии бурятского балета - хореографическая сцена "Цам" (театр масок) в музыкальной драме "Баир" (1940) П. Берлинского (при участии Б. Ямпилова) и танцевальные сцены в опере "Энхэ-Булат-батор" М. Фролова. В них впервые определились пути развития музыкального языка и самобытные черты национальной хореографии.
Ведущей тематикой в музыке бурятского балета становится сказочно-легендарная ("Красавица Ангара", "Цветы жизни", "Сын земли" и др.). Также создаются произведения на современную тему ("Вечный огонь", "Патетическая баллада", "Свет над долиной").
В развитии бурятской балетной музыки с первых ее шагов ведущее значение принадлежит произведениям Ж. Батуева. Им написана музыка для 11 балетных спектаклей: "Во имя любви", "Цветы жизни", "Гэсэр", "Сын земли", "Вечный огонь"и другие.
Сюжет балета "Во имя любви" (1957) обращен к далекому прошлому и выражает вековую мечту народа о свободе, счастье, любви. Действие происходит в Забайкалье в XVII в. и развивается подобно широкому повествовательному течению старинного бурятского улигера. Национальный колорит музыки балета связан, прежде всего, с ее пентатоничностью, которая подкреплена гармонически (квартовые и квинтовые созвучия) и темброво (использование бурятского народного инструмента чанза) (Куницын. 1990. С. 87). Наиболее значительным произведением Ж. Батуева является балет "Сын земли" (1972) по мотивам бурятского героического эпоса "Гэсэр". Героический эпос бурят "Гэсэр" не раз становился источником сюжетов для литературы, живописи и музыки Бурятии благодаря широте и многогранности отражения жизни и быта народа. Мелодии балета опираются на народную лирическую песенность и упругую танцевальность ёохора.
Самым популярным музыкальным спектаклем в Бурятии и за ее пределами является балет-поэма "Красавица Ангара" (1959) Л. Книппера и Б. Ямпилова, ставший классикой бурят-монгольского хореографического искусства. В основу либретто положено старинное предание о любви дочери Байкала Ангары и богатыря Енисея. Балет "Красавица Ангара", впервые поставленный в 1959 г., выдержал более 500 постановок. Весь тематизм балета близок по своему интонационно-ритмическому строю бурятским фольклорным мелодиям, есть в партитуре и подлинные народные напевы и наигрыши. Балет "Красавица Ангара" и в наши дни остается одним из высших достижений музыкальной культуры Бурятии.
Найденное в балетах "Во имя любви" и "Красавица Ангара" соединение бурятского пентатонического мелоса с драматургическими принципами русского классического балета определило дальнейшее развитие бурятской музыки. Это прослеживается в балетах Ж. Батуева "Цветы жизни", "Гэсэр", "Сын земли", "Вечный огонь", в балете Б. Ямпилова "Патетическая баллада" (Куницын. 1990. С. 95). Долгое время пользовался успехом балет Б. Ямпилова "Патетическая баллада", созданный в 1966 г. В сюжете символически раскрывается тема борьбы советского народа с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны.
Значительно расширился круг выразительных средств бурятской балетной музыки в балете Ю. Ирдынеева "Лик богини" (1979). В основе либретто новелла монгольского писателя Б. Ринчена о Мастере, который делает свою Возлюбленную моделью для религиозных изображений. В музыке балета композитор добивается "органического слияния национальных выразительных средств, опирающихся на пентатонический мелос и ряда современных, новых для бурятской музыки приемов изложения и развития музыкального материала" (Куницын. 1990. С. 103), что позволило ему избежать стилизации музыкальных образов.
В сочинениях, написанных в последнее десятилетие XX в., раскрывается широкий круг тем. Среди них те, которые связаны с историей и традиционной культурой Бурятии. Одним из наиболее значительных произведений этих лет стал спектакль "Небесная Дева-Лебедь" (2001) А. Андреева. Сюжет балета о небесной лебеди, которая по старинной бурятской легенде является праматерью одиннадцати хоринских родов. "Это музыка колоссальной красоты" - так охарактеризовал "Небесную Деву-Лебедь" постановщик спектакля Г.А. Майоров, лауреат Государственной премии СССР.
В области симфонической музыки первыми шагами национальных композиторов стали сюиты, написанные в 1940-1950-х годах. Это "Колхозная" Ж. Батуева (1949), "Цветущий край" Б. Ямпилова (1953), "Весна в колхозе" Д. Аюшеева (1954). Тематика определена уже в названиях сюит - это живописные картины природы родной земли, образы молодых строителей социализма. В основе музыки этих симфонических картин лежат мелодии в духе старинных народных напевов и народных танцев.
Кантаты и оратории советского периода восприняли черты лучших образцов жанра в истории музыки - глубину и значительность содержания, обращение к высоким идеям и чувствам. Одно из таких произведений — оратория Б. Ямпилова "Гудящие сосны" (1965, стихи Н. Дамдинова), для солистов (сопрано, бас), смешанного хора и симфонического оркестра. Главная тема "поющих сосен" — лаконичная мелодия в ясном национальном складе (пентатоническая ладовая основа, типичные обороты бурятской народной песни). В оратории значительно обогащена палитра выразительных средств. Кантатно-ораториальное творчество одного из основоположников профессиональной музыки Бурятии, народного артиста СССР Б. Ямпилова явилось значительным вкладом в национальную музыкальную культуру республики.
Следующим шагом в движении бурятской музыки к симфонизму стали симфоническая поэма "Гэсэр" (1969) А. Андреева, "Героическая симфония" (1975) Ю. Ирдынеева и симфоническая поэма "Бурятия" (1977) В. Усовича, в которых композиторы сумели сказать новое слово в области разработки национального пентатонического стиля.
Празднование 1000-летия Гэсэриады в республике вызвало рождение ряда произведений, связанных с бурятским героическим эпосом "Гэсэр". Он воплощается в двух симфонических фрагментах по эпосу "Гэсэр" (1993) Б. Дондокова, симфонической гравюре по прочтении первой ветви "Истоки людских судеб" (1995) В. Усовича. Чуткость в постижении национального стиля и мастерство симфонического претворения оригинальных мелодий позволили авторам найти необходимое равновесие между национальным и интернациональным, традиционным и новаторским.
В сочинениях, написанных в конце XX столетия, раскрывается широкий круг тем. Среди них те, которые непосредственно связаны с традиционной культурой Бурятии. Важный мотив обращения к национальным истокам - процесс осмысления своих глубинных корней с позиции человека конца XX в. Возродившийся в искусстве 70-х годов интерес к буддизму получает свое воплощение в музыке этого периода. Событием в музыкальной жизни Бурятии стало сочинение Ю. Ирдынеева "Бурят-монгольские духовные песнопения" (1998) для смешанного хора a capella, получившее благословение главы Буддийской традиционной сангхи России Хамбо Ламы Д. Аюшеева. В нем представлены молитвы, обращенные к высшим божествам — Будде Шакьямуни, его учеником — распространителям буддизма и магталы буддийским дацанам. Следует отметить произведение Б. Дондокова "Тамчын дасанай магтаал" ("Ода Тамчинскому дацану"), написанное в 1994 г. Это произведение посвящено 260-летию одного из первых буддийских монастырей на территории Забайкалья. Если в своем произведении Ю. Ирдынеев пытается воплотить буддийские молитвы средствами европейской полифонии, то в произведении Б. Дондокова определяющим является песенное начало. В русле данной темы находится и симфоническая поэма В. Усовича "Тибет" (2000). Интересный опыт предприняла Л. Санжиева в фортепианной пьесе "Танец шамана" (1989), осваивая не характерную пока для бурятской музыки область этноджаза.
Жанровая картина музыки конца II тысячелетия выглядит довольно разнообразно. Для творчества Ю. Ирдынеева характерна неординарность художественных замыслов. Композитор работает над крупными вокальными произведениями для хора без сопровождения - "Мирские молитвы" на тексты православных молитвословов (1996), "Бурят-монгольские духовные песнопения" (1998), "Из лирики калмыцкого златоуста" (слова Д. Кугультинова, 1998) и др. Творчество В. Усовича привлекает обращением как к крупным жанрам - симфоническая поэма "Тибет" (2000), балет "Тараканище" (по К. Чуковскому. 2001), так и к камерным жанрам - вокальные циклы, хоровые сочинения. Одним из лучших сочинений Б. Дондокова является Концерт для фортепиано с оркестром (1990). Композитор творчески работает в камерном жанре: чутко и бережно подходит к прочтению поэтического слова. В камерной сфере также плодотворно работает Л. Санжиева. Восточная, в том числе бурятская, тематика определяет круг ее творческих интересов - это произведения для оркестра бурятских народных инструментов, камерно-инструментальных ансамблей, фортепиано. Ее симфонические произведения навеяны бурятским героическим эпосом "Гэсэр" (балетные сцены по эпосу "Гэсэр", 1994) и памятником тибетского врачевания - симфоническая миниатюра "Чжуд-ши" (1995).
Рост бурятской музыкальной культуры, музыкального творчества и исполнительства "от одноголосных песенных и инструментальных мелодий - к высшим формам современного музыкального искусства: опере, симфоническим и камерным жанрам, хоровой полифонии; от устного народного творчества и искусства народных сказителей и певцов - к разносторонней концертной и музыкально-театральной жизни, музыкальному образованию, профессиональному мастерству национальных композиторов, музыкантов-исполнителей, оперных артистов — таков огромный скачок, совершенный бурятским народом в области национальной музыкальной культуры в течение второй половины XX в.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей