Некоторые моменты взаимодействия органов власти и Иркутского краеведческого музея в вопросе сохранения памятников культуры и истории доступны описанию благодаря материалам Государственного архива Иркутской области. В фондах р-504 и р-47 хранятся письма, запросы, ходатайства, справки и акты 1930-х гг. различных советских органов власти и Иркутского музея по вопросу о ликвидации церквей города Иркутска.
Рубеж 1920-30-х годов, именуемый периодом «социалистического наступления», характеризовался свертыванием многообразия форм духовной жизни. Идейная унификация культуры и искусства повлекла за собой создание централизованных творческих союзов с бюрократическим аппаратом взамен многочисленных свободных творческих объединений. Одновременно ужесточилась деятельность цензурных органов: Главлита, Главискусства, Главреперткома. Главполитпросвет возглавил чистки библиотек. В результате изъятия идеологически вредной литературы библиотечный фонд страны уменьшился более чем на 60%. В разряд запрещенных книг наряду с классической литературой вошли «все дореволюционные учебники по математике, все хрестоматии по русской словесности, сборники декламации, громкого чтения и рассказывания…».
Особого размаха к середине 1930-х гг. достигла борьба с церковью под знаменем «Союза воинствующих безбожников». В этой борьбе проявились крайние формы радикализма и экстремизма. Закрытые храмы превращались в склады, клубы, гаражи, туалеты. В закрывшихся монастырях разместились тюрьмы, колонии для несовершеннолетних, приюты. Сигналом к наступлению на памятники культовой архитектуры стал взрыв Храма Христа Спасителя в декабре 1931 г.
С первых дней Советской власти у музея ВСОРГО появляются новые хозяева. От лица музея в этом процессе взаимодействия с властью участвовал директор музея, визируя исходящие документы и тем самым беря на себя всю ответственность за подписанное. С 1920 по 1930-й на этом посту пребывали последовательно два руководителя – М.М. Устьянцев и Я.Н. Ходукин. В период с 1930-1935 гг. в директорском кресле побывали В.М. Стрелюк, А.П. Окладников и Григорьев.
Партийное (идеологическое) руководство работой музея нашло отражение в тематике комплектования и выставочной деятельности: тема революции, политическая ссылка и каторга, антирелигиозная пропаганда. Кроме общего идеологического руководства власть решала свои финансовые проблемы за счет музейных ценностей. Об этом свидетельствует секретный циркуляр от Сибирского государственного экспортно-импортного торгово-заготовительного Акционерного общества «Сибторг» от 18.02.1930. В этом документе музею рекомендовано подготовить для продажи «Сибторгу» (с последующим экспортом в зарубежные музеи и частные собрания) предметы этнологических и археологических коллекций «без ущерба для Союзной науки». Старые книги поступлений этнографических коллекций Иркутского областного краеведческого музея пестрят штампиками «Списано» по итогам проверок 1953 и 1960 гг.
В Иркутске и области вопросами учета и охраны памятников в 1924-1933 гг. занимался сотрудник Иркутского научного музея Филипп Эммануилович Карантонис. Его личная карточка, хранящаяся в архиве музея, свидетельствует о его образовании: 2 курса архитектурного отделения Академии наук. Инструктор по охране памятников старины Карантонис подписал документ о целесообразности сноса Казанского кафедрального собора в Иркутске, как не представляющего культурно-исторической и архитектурной ценности. Он же дал свое письменное согласие на снос Тихвинской церкви.
Однако архивные документы свидетельствуют о попытке музея (и не всегда тщетной) отстоять архитектурное достояние города.
Первый спор музея с горсоветом состоялся в конце 1930 г. по поводу сноса надалтарного памятника (1817 г.) у стен Крестовоздвиженской церкви. ОХРИС возражает, горсовет разрешает, музей предупреждает о том, что Москва не дала своего согласия и сносить памятник нельзя. Вскоре Наркомпрос за подписью заведующего сектором науки Канчеева разрешает иркутским хозяйственникам снести памятник, «как не представляющий историко-художественной ценности». В лобовом споре с властью музей во главе с директором В.М. Стрелюком проиграл.
В 1932 г. взрывают Чудотворскую и Тихвинскую церкви под предлогом их аварийного состояния и нецелесообразности реставрации.
Чтобы не потерять таким же образом Крестовоздвиженскую церковь, музей инициирует в октябре 1932 г. обследование ее физического состояния и обращается к горсовету с ходатайством о передаче здания музею и выделении средств на реставрацию, как памятника огромного художественного значения. Документ подписан от дирекции краевого музея А. Окладниковым, инспектором ОХРИС Ф. Карантонисом, представителем ОХРИС М. Одинцовой.
Документы 1934 г. свидетельствуют об упразднении отдела охраны памятников при музее. И судьба иркутской старины впредь целиком зависит от гражданской позиции музейщиков. Молодой ученый А.П. Окладников, исполняющий в 1934 г. обязанности директора Иркутского краевого музея, борется за сохранение Знаменской церкви и ее исторического некрополя, противостоя мощному натиску Гражданвоздухофлота, пытается найти компромисс в вопросе об использовании Богоявленского собора под общежитие для рабочих треста хлебопечения, наконец, напрямую обращается в Москву в государственные центральные реставрационные мастерские с призывом о помощи, узнав о готовящемся сносе Спасской церкви, древнейшего храма Иркутска.
По пути компромисса идет и новый директор музея Григорьев. В июле 1935 г. руководство Восточно-Сибирского горного института обратилось в Крайисполком с запросом о передаче земли под Владимирской церковью «для постройки студенческого общежития, равно как и церковного сооружения» на строительный материал. Григорьев подает от имени Иркутского государственного музея ходатайство о передаче названной церкви под выставочный зал музея с целью создания экспозиции по легкой промышленности края. При этом он сообщает, что средства на ремонт и оборудование выставки отпускает Крайместпром.
Сегодня, читая документы 1930-х, мы понимаем, сколько мужества требовалось от директора музея, чтобы ходатайствовать о сохранении того или иного памятника. Возможно, у кого-то возникнет вопрос об особом религиозном чувстве защитников храмов. Отнюдь. Тот же товарищ Окладников 23.04.1930 «доставляет в музей гроб с мумифицированным трупом». Это останки архимандрита Синесия, чье погребение молодой археолог вскрыл накануне. Этот факт говорит о вполне атеистическом настрое одного из защитников иркутских церквей. Просто А.П. Окладников и его коллеги, как люди культуры, хранители древностей, пытались остановить бездумное и варварское уничтожение российской культуры, используя путь компромисса или апелляции к всемогущей Москве. И кто знает, может быть, благодаря гражданскому мужеству этих людей Иркутск сегодня сохранил свой исторический облик.
Все представленные нами документы свидетельствуют об определенном влиянии культуры на деяния местных органов власти. События иркутской истории 1930-х гг. говорят о том, что диалог с властью в эти годы был возможен и необходим с единственной целью: сохранить любой ценой памятники прошлого для будущих поколений.
Инспектура по охране памятников старины, искусства, быта революционного движения, ознакомившись с актом от 23/IV-32г. согласно имеющегося материала не находит возможным возражать против заключения комиссии по техническому обследованию и считает, что целесообразно ее закрыть в виду угрожающего ее целости, состоянию.
Работы по реставрации такового здания в данное и ближайшее время провести не имеется возможности, а поэтому необходимо поднимать вопрос перед сектором Науки и Центр. Рест. материалами об исключении Тихвинской церкви из списка памятников II категории с непременным проведением работ по:
г. Иркутск 15/VI-32 г.
С подлинным верно: Инспектор по церк. делам - / Суслов/
Машинопись. Подписи отсутствуют.
Акт обследования Крестовоздвиженской церкви в гор. Иркутске.
28 октября 1932 г., Мы, нижеподписавшиеся, составили настоя-щий акт в том, что нами по поручению Отдела Охраны памятников искусства, старины и природы при Иркутском Краевом Научном Музее и Городского Совета Р. и К.Д. обследована Иркутская Крестовоздви-женская церковь на предмет охраны ее, как культурно-исторического памятника и обследованием установлено следующее:
1. Данная церковь согласно «Клировым ведомостям», хранящимся в Иркутском музее за 40-е и 80-е гг. XIX ст., “Иркутской летописи” Пежемского и Кротова, а также по данным, опублико- ванным в “Известиях Археологической Комиссии”/в.50-й/ основана Иркутским посадским человеком Ф. Щербаковым в 1758 году, ее приделы освящены были в 1760 г. /Успенский/ и 1779 году /”Живоносного источника”/.
Крестовская церковь по ее архитектурному облику относится к местным Сибирским, точнее Иркутским образцам стиля «позднего Барокко» Елизаветинской поры /конец первой половины восемнадцатого столетия/. Своеобразные архитектурные формы Крестовской церкви выделяют ее из других памятников той же эпохи особо; а изумительное богатство скульптурных украшений, архитектурного узорочья, хранящих отзвуки более раннего времени из истории русской архитектуры и отражающих влияние Восточного искусства, столь характерное для самобытного Сибирского искусства, выдвигают эту церковь на первое место в ряду древних каменных церквей В. Сибири, а также и Западно-Сибирского Края.
Архитектурный комплекс Крестовской церкви дополняется ценнейшими образцами резьбы по дереву /иконостас/ и церковной живописи. Иконостас летней церкви 1758 года не только интересен древностью, но и своей стилистической цельностью; его формы – сдержанные и строгие для пышного Елизаветинского Барокко, не находят себе точных аналогий и уникальны для С.С.С.Р. и Союза. Живопись иконостаса и входа в летнюю церковь также одновременна церкви, составляет ее неотъемлемую часть и отличается высоким художественным мастерством.
Помимо художественного значения Крестовская церковь обладает и большой историко-культурной ценностью, как бытовой памятник середины XVIII века, отражающий идеологию и социальный строй Сибири феодально-крепостнической эпохи, эпохи расцвета русского абсолютизма, как памятник хищнической деятельности Сибирского и Северо-Русского торгового капитала. х/ примеч.I-е.Огромная материальная ценность этого памятника, его исключительная ценность и культурно-историческое значение как единственного по ценности и выразительности памятника эпохи отмечены в истории русского искусства. хх / Крестовоздвиженская церковь отнесена к памятникам высшей категории, имеющим Всесоюзное историко-художественное значение и подлежащим безусловной охране.
2. Обследованием выявлено, что этот памятник состоит в договорном пользовании общины верующих из 158 чел. /договор подписан 50-ю членами и находится в состоянии прогрессирующего разрушения; разнообразные повреждения угрожают целости всего художественного комплекса Крестовоздвиженской церкви, а общее состояние последней требует немедленных и энергичных мер для спасения и правильной охраны ее, как памятника высшей категории.
[…]
3 Установленное комиссией и отмеченное выше состояние разрушения в котором находится Крестовоздвиженская церковь вызвано в основном:
а/ Тем фактом, что община верующих не ценит церкви, выдающегося историко-художественного памятника, а видит в ней лишь культовое здание.
б/ Общиной совершены действия, граничащие с намеренной порчей памятника старины и искусства и клонящиеся к явному разрушению государственного достояния, для которых невежество оправданием служить не может /пункт “а”, “б”, “д”, “е” и “ж”/.
в/ Ремонт, предложенный Городским Советом, не выполнен, отсрочка до мая 1932 года не использована для ремонта. Следствием этого невыполнения законных и минимальных, с точки зрения ОХРИСа требований является гибель образцов живописи и явления отмеченные пунктами “в”, “г” и “д”, т.е. содействие разрушению государственного имущества огромной ценности.
4. В целях сохранения, восстановления и надлежащего использования Крестовоздвиженской церкви как историко-художественного памятника, комиссия считает необходимым:
I. Немедленно изъять здание из пользования общины, на основании допущенных ею грубейших нарушений действующих законоположений об охране памятников старины, природы и искусства, а также договора о пользовании церковью с Горсоветом Р.К. и К.Д.
II. Передать здание в целом, со всем имуществом научно-музейного значения в современном его составе, в распоряжение ОХРИСа и органов народного образования для использования в культурно-просветительных и научных целях.
III. Добиться от сектора Науки НКП РСФСР соответствующих ассигнований и поддержки для реставрации здания, обратиться в ВС Крайисполкомом с ходатайством о помощи в деле приспособления здания под научно-просветительные цели, как памятника огромного художественного значения.Комиссия ходатайствует перед Горсоветом и Краевым музеем о скорейшем осуществлении этих неотложных мероприятий.
Члены комиссии:
Инспектор по ц/делам при Горсовете /Суслов/
Вр. Инсп. по ц/делам /Пономарева/
От дирекции Краевого музея /Окладников/
Инспектор ОХРИС /Карантонис/
Представитель ОХРИСа /Одинцова/
Член Исполнит. органа Крестовоздвиженской церкви /Дейниковский/
Машинопись. Подписи: автографы.
по вопросу о ликвидации и передаче здания Иркутского Богоявленского собора в ведение треста хлебопечения /для общежития рабочих/, краевой музей доводит до вашего сведения, что здание церкви, как памятник, состоящий на учете сектора Науки НКП. Р.Ф.С.Ф.Р. /построено в 1718 г./ и представляющий значительную историко-художественную ценность, в случае закрытия церкви может быть использована под общежитие при непременном условии заключения специального договора с ОНО – музеем /возмещение расходов по вывозке предметов историко-художественного значения, мероприятия по сохранению архитектурного общего комплекса и т. д./.
За директора /Окладников/.
Рукопись. Подпись: автограф.
25.VI.1934.
В ГЦРМ г. Москва Берсеневская набер.
Иркутский Краевой музей сообщает Вам, что Иргорстройтрестом в скором времени начинаются работы по сносу каменного здания Иркутской Спасской церкви. […] Снос церкви вызывается постройкой дома Советов. […]Музей надеется, что вами будут приняты зависящие от вас меры, что касается музея, то при нем отдел охраны памятников уже не существует, а в Крайоно нет людей, которые могли бы заниматься этим делом.
За директора /Окладников/
Рукопись. Подпись: автограф.
ВКД Иркутский государственный музей Вост. Сиб. края
21 июня 1934 г. № 208 г.Иркутск Срочно
Горсовет
По вопросу о ликвидации Знаменской церкви в г. Иркутске, Краевой музей сообщает, что здание Знаменской церкви, построенное в XVIII веке, представляет собою весьма ценный художественный памятник и как таковой, находится на учете сектора Науки Наркомпроса, без согласия которого и без ведения Краевого музея, никакие изменения внешнего и внутреннего вида произведены быть не могут. Кроме того помещение церкви имеет исключительно ценный тябловый иконостас начала XVIII века, а в ограде церкви находятся надгробные памятники декабристов и монумент Шелихова, являющийся уникальным памятником своей эпохи в истории г. Иркутска. Все эти памятники также находятся на учете Сектора Науки.
За директора Краевого музея /Окладников/
Секретарь /Дубровский/
ГАИО. Ф.р-504. Оп.5. Д.192. Л.44.
Рукопись. Подписи: автографы.
Восточно-Сибирское территориальное управление «Аэрофлота». Отдел капитального строительства
17 апр. 1936 г. 5-1-17вх 766 21/IV36
В президиум Иркутского городского Совета
Копия: городскому архитектору гор. Иркутск.
Восточно-Сибирское Управление «Гражданвоздухофлота» вторично ходатайствует дать разрешение на снос знаменской церкви /бывшего женского монастыря/, находящейся на территории земельного участка, отведенного под строительство авиапорта.
С развертыванием в текущем году строительства гидропорта и нахождения церкви на территории порта, не дает возможности архитектурно оформить строительство порта, а также увязать технологический процесс эксплуатации порта в смысле очередности размещения строительных объектов. Одновременно ставим Вас в известность, что по снимку с макета архитектурно-планировочной мастерской Иргорсовета, видно, что церковь предназначена к сносу.
Начальник ВСУ ГВФ ПИЛОТ: /Голованов/
Начальник ОКСа ВСТУ ГВФ: /Кусков/
Машинопись. Подписи: автографы.[2]
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей